Тания 28 хешвана Заключительный трактат Дополнения к некоторым...

Тания 28 хешвана

Заключительный трактат

Дополнения к некоторым главам

глава 2

Вступление:

В следующей главе «Кунтрес ахарон» разбирается сказанное в книге «Эц хаим» о том, что для раскрытия Б-жественности в мире, — без того, чтобы у нечистоты была возможность подпитываться от этого источника жизненности, — необходимо соблюдение человеком внизу материального мира практических заповедей. Для понимания разбираемой темы, необходимо уяснить некоторые термины каббалы, о которых пойдет речь.

В мире Тикун (Порядка) между десятью сфирот существуют многообразные связи и взаимодействия. В результате этих взаимодействий каждая из сфирот приобретает качества, присущие остальным, некоторые из сфирот объединяются друг с другом. Так образуются «парцуфим» (ед. ч. «парцуф» — лицо) — совокупности сфирот, каждая из которых содержит в себе многообразие всего спектра сфирот, подчиненное, однако, характеру основной центральной сфиры. Так, из сфиры Кетер возникает парцуф Великий Лик («Арих анпин»). Высшие уровни сфиры Кетер выделяются в особый парцуф — Лик Всевышнего, из сфиры Хохма — Аба (отец), из сфиры Бина — Има (мать), из сфирот, группирующихся вокруг центральной сфиры Тиферет (Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод), — Малый Лик («Зеэр анпин», сокращенно ЗО), из сфиры Малхут — Жена («нуква»).

Парцуфим были созданы для того, чтобы стало возможным единение сфирот, гораздо более полное и глубокое, чем то, на которое они были способны сами по себе. Используя сравнение с человеком, Кабала подразделяет парцуфим на «мужские» и «женские» («машпиа — влияющий и «мекабель» — воспринимающий) и уподобляет их единение соитию мужчины и женщины. Особое значение имеет единение парцуфа Аба с парцуфом Има и парцуфа Малый Лик с парцуфом Жена. Первое называется «Йихуда илаа», «высшим единением», второе — «Йихуда татаа», «низшим единением».

Хохма описывается как Б-жественное Ничто («аин»), неуловимая искра. Хотя по отношению к сфире Кетер она представляет собой Нечто («йеш»), происходящее из Ничто, по сравнению с последующими сфирот, однако, ограничения бесконечной Б-жественности Хохмы столь неуловимы для низших, что она именуется ими Ничто.

Бина — Има — есть собственно источник всех расположенных ниже сфирот; оплодотворенная Хохмой, она рождает Малый Лик и Жену; Бина называется «Има», матерью всей системы сфирот, она является как бы материей, образующей их субстанцию; от Хохмы же исходит только неощутимый исходный импульс.

При соединении Хохмы и Бины Ничто Хохмы приобретает определенность в Нечто Бины и, с другой стороны, Нечто Бины восстанавливает свою связь с Б-жественным Ничто. Это единство Ничто-Нечто творит всё.

Малый Лик — это Б-жественные атрибуты («мидот»), единые со Всевышним; они неизмеримо выше сотворенных миров, хотя, в отличие от высших «интеллектуальных» сфирот Хохма, Бина и Даат, содержание «эмоциональных» атрибутов выражает отношение Б-га к миру; можно сказать, что «мидот» существуют для миров, но не в мирах. Этот этап в раскрытии света можно сравнить с внутренней эмоциональной подготовкой к диалогу, к речи, обращенной вовне.

Жена, иначе Шхина, — присутствие Б-га в мирах, речь Всевышнего, которой Он творил миры и с которой обращался к пророкам. Объединение Малого лика и Жены (ЗО и нуква) означает объединение непостижимого света «совев коль альмин» с наполняющим миры, адаптированным светом «мемале коль альмин», раскрытие его в этом свете. Единение ликов может быть более или менее полным. Иногда в нем могут участвовать только внешние аспекты, иногда — также и внутренние.

Лицо (на древнееврейском «паним») ассоциируется с «пним» — глубинными, внутренними аспектами. Под этим подразумеваются Хохма, Бина и Даат — первые три из десяти сфирот каждого лика.

В книге «Эц хаим» говорится о ситуации, предшествовавшей созданию человека. Там описывается процесс образования ликов, восстановление разрушенного мира Тоу (Хаоса), мира, где сфирот не взаимодействовали друг с другом. Лики возникали под действием высшего света из обломков погибшего мира Тоу; созданные лики объединялись друг с другом, привлекая тем самым новый свет, который восстанавливал все новые области, части разобщения. Так образовались все парцуфим мира Ацилут. В мире Ацилут последствия высшего Хаоса мира Тоу полностью исправлены. Однако для очищения миров Бриа, Йецира и Асия необходимо единение Малого Лика и Жены («Йихуд ЗО ве-нуква»), от которого, как говорилось выше, зависит распространение высшего света в сотворенные миры. Это единение, как и все дальнейшее восстановление, зависит от поступков человека.

Когда Малый Лик и Жена возникли, они представляли собой единый лик, состоящий из двух ликов, соединенных своими оборотными сторонами «ахор бе-ахор». Иными словами, внешние аспекты Малого Лика и Жены были единым целым. (Аналогию этому мы находим при создании человека по «образу и подобию» Малого Лика. Как известно, он был создан «двуликим», тело его состояло из тел мужчины и женщины, соединенных спинами.) Чтобы Малый лик отделился от Жены и чтобы эти духовные категории соединились лицом к лицу (паним бе-фаним»), необходимо было, чтобы человек на земле исполнял заповеди действием. Тем самым он вызвал объединение Абы и Имы, которое привело к тому, что на Малый Лик и Жену излился свет категории «Хохма илаа» («Высшая Б-жественная мудрость»), который побудил их отделиться друг от друга и соединиться лицом к лицу.

Чтобы понять сказанное, нужно прибегнуть к модели, часто применяемой в хасидизме для иллюстрации учения о сфирот: отношения души и Всевышнего. Когда человек приступает к служению, разум и чувства его далеки от Всевышнего; они устремлены к земному миру. Иными словами, лицом своим он обращен к миру. Вначале человек может подчинить Всевышнему только внешние аспекты своей души, связные мысль, речь, действия, т. е. «обратную сторону» своей души. И по принципу «мера за меру» ему открывается и Б-жественное, Всевышний предстает для него как строгий повелитель, вознаграждающий и карающий. Т. е. человеку открываются внешние аспекты Б-жественного света. Однако постепенно он наполняется светом мудрости. Причем это происходит именно благодаря исполнению им заповедей, а не только в результате изучения тайн Торы и т. д.

Заповеди, исполняемые действием, в этом смысле подобны хлебу — точно так же без пищи тело человека, в том числе его мозг, не может расти и развиваться; сколько ни обучай ребенка, если бы он не взрослел в чисто физиологическом плане, он никогда не достиг бы уровня понимания взрослого. Так и исполнение заповедей питает душу, помогает ей достичь зрелости, подняться до осознания их смысла. Человек освобождается от тяги к материальному миру. Он не должен заставлять себя служить Всевышнему, исполнение Его воли естественно для человека. Так что он служит Ему осознанно, разумом и эмоциями, т. е. как бы поворачивается лицом ко Всевышнему. И Всевышний поворачивается к нему лицом, раскрывает ему глубинный свет мудрости, заключенный в повелениях и запретах. Так соединяется душа со Всевышним лицом к лицу.

קונטרס אחרון, עמ' 306- עיין ע"ח שער... עד עמ' קנד- כנודע.

עַיֵּן עֵץ חַיִּים שַׁעַר הַנְּקֻדּוֹת שַׁעַר ח פֶּרֶק ו, שֶׁאֵין הַחֲזָרַת פָּנִים בְּפָנִים כִּי אִם עַל יְדֵי מִצְוֹת מַעֲשִׂיּוֹת דַּוְקָא.

В книге «Эц хаим», врата «Некудот», раздел 8, глава 6 сказано, что Малый Лик [«Зеэр анпин»] и его Жена [«нуква»] поворачиваются лицом друг к другу лишь благодаря заповедям, исполняемым действием,

וְטַעַם הַדָּבָר, כִּי עַל יְדֵי מַעֲשִׂים טוֹבִים גּוֹרֵם זִוּוּג הָעֶלְיוֹן וְכוּ'.

и причина этого в том, что добрые дела человека приводят к высшему единению.

Как-бы соитию между духовными категориями «Зеэр анпин» и «нуква» и единению ликов Абы и Имы, как говорилось выше.

В Кабале Аризала описано, как в начале творения Б-жественная сущность раскрывалась во всей ее полноте и тем самым не оставляла места для какого-либо существования отдельных о Б-жественного сущностей. Затем Всевышний ограничил Свое проявление; это описывается образно как возникновение Пустоты («маком халаль»), т. е. возможности конкретного бытия в безбрежном океане света — проявлении Б-жественной полноты. Далее говорится, что эту Пустоту пронзил луч света — из множества возможностей Всевышний избрал конкретное бытие, которое Он осуществит. Этот луч света (в терминах лурианской школы Каббалы — «кав» — «линия» или «нить» света) есть Б-жественный замысел или план всего, что будет осуществлено впоследствии. Он именуется «Адам Кадмон [«Человек изначальный»], ибо основная идея, которой подчинен весь замысел, — это идея человека, наделенного свободой воли и исполняющего волю Всевышнего.

Можно сказать, что предназначение человека — это установление единства как в себе самом, так и во всем мире, причем не «врожденного», запрограммированного в природе вещей единства, но свободного единства, состоящего в слиянии своей свободной воли с волей Всевышнего. Для того, чтобы такое служение стало возможным, сначала был создан мир Единства, затем мир Разобщенности, затем мир, несущий в себе как начала всеединства, так и начала разобщенности.

Эти миры выделил из своей сущности Адам Кадмон, ибо главный замысел в процессе осуществления дает жизнь частным идеям, каждая из которых воплощается на отдельном этапе осуществления замысла. Каждое нисхождение света связано с определенным именем Всевышнего, ибо все Его имена — не что иное как Его проявление в сотворенных мирах. Имя Авайе, состоящее из четырех букв — «йод», «хей», «вав», «хей», — отражает четыре основных этапа в распространении света. «Йод» — символ связанного со сфирой Хохма сокращения и ограничения — первого условия распространения света — представляется в виде точки: на этом этапе свет не имеет никакой конкретной формы. «Хей» — последующее оформление и детализация света — сфира Бина. «Вав» — вертикальная линия, символизирующая переход света с высших уровней на низшие. И еще раз «хей» — распространение на низшем уровне. Таким образом, Четырехбуквенное Б-жественное Имя символизирует распространение света вообще. Частные проявления обозначаются этим именем с различ
Tania 28 hashwan

Final treatise

Additions to some chapters

chapter 2

Introduction:

The next chapter, “Kuntres Aharon,” examines what was said in the book “Etz Chaim” that, in order to reveal Divinity in the world — without impurity being able to be nourished from this source of vitality — it is necessary for the person below to observe the practical commandments. To understand the subject under discussion, it is necessary to understand some of the terms of Kabbalah, which will be discussed.

In the world of Tikun (Order), between the ten Sefirot there are diverse connections and interactions. As a result of these interactions, each of the Sefirot acquires the qualities inherent in the rest, some of the Sefirot unite with each other. In this way, “Partzufim” (singular “Partzuf” - person) is formed - the totality of the Sefirot, each of which contains the diversity of the entire spectrum of Sefirot, subordinate, however, to the nature of the main central Sefira. Thus, from the Sefira Keter, the Partzuf the Great Face (“Arich Anpin”) arises. The highest levels of the Sefira Keter stand out in a special Partzuf - the Face of the Most High, from the Sefira Hochma - Aba (father), from the Sefira Bina - Ima (mother), from the Sefirot, grouped around the central Sefira Tifferet (Hesed, Gevura, Tipheret, Netzah, Hod, Yesod ), - Small Face (“Zeer Anpin”, abbreviated as ZO), from the Sefira Malchut - Wife (“Nukva”).

The Partzufim were created in order to make possible the unity of the Sefirot, much more complete and deeper than that which they were capable of on their own. Using a comparison with a man, Kabbalah divides the Partzufim into "male" and "female" ("mashpia - influencing and" mekabel "- perceiving) and likens their unity to the coition of man and woman. Of particular importance is the unity of the Partzuf Aba with the Partzuf Ima and the Partzuf Small Face with the Partzuf Wife. The first is called "Yihuda ilaa", "the highest unity", the second - "Yihuda tataa", the "lower unity".

Hochma is described as the Divine Nothing (“ain”), an elusive spark. Although in relation to the Keter Sefira it represents Something ("Yesh"), originating from Nothing, in comparison with the subsequent Sefirot, however, the limitations of the infinite Divine Divinity of Hochma are so elusive for the lower that it is called Nothing.

Bina - Ima - is actually the source of all the Sefirot below; fertilized by Hochma, she gives birth to Small Face and Wife; Bina is called “Ima,” the mother of the entire system of the Sefirot; it is, as it were, the matter that forms their substance; from Hochma, only an imperceptible initial impulse emanates.

With the union of Hochma and Bina, Nothing Hochma gains certainty in the Something of Bina and, on the other hand, the Something of Bina regains its connection with the Divine Nothing. This unity of Nothing-Something creates everything.

The Small Face is the Divine attributes (“middot”) that are one with the Supreme; they are immeasurably higher than the created worlds, although, unlike the higher “intellectual” Sefirot of Hochma, Bin, and Daat, the content of the “emotional” attributes expresses Gd's attitude to the world; we can say that “middot” exist for worlds, but not in worlds. This stage in the disclosure of light can be compared with the internal emotional preparation for dialogue, for speech turned outward.

The wife, otherwise Shekhinah, is the presence of Gd in the worlds, the speech of the Almighty, with which He created the worlds and with which he addressed the prophets. The unification of the Small Face and the Wife (ZO and Nukva) means the unification of the incomprehensible light “sove kol almin” with the worlds that are adapted, the light “memale kol almin”, revealing it in this light. The unity of the faces may be more or less complete. Sometimes only external aspects can participate in it, sometimes internal ones as well.

A person (in Hebrew “panim”) is associated with “pnim” - deep, internal aspects. By this we mean Hochma, Bina, and Daat — the first three of the ten Sefirot of each face.

The book, Etz Chaim, talks about the situation that preceded the creation of man. It describes the process of formation of faces, the restoration of the destroyed world of Thou (Chaos), a world where the Sefirot did not interact with each other. Faces arose under the influence of high society from the debris of the deceased world of Tou; the created faces united with each other, thereby attracting a new light, which restored all new areas, parts of separation. Thus all the Partzufim of the world of Atzilut were formed. In the world of Atzilut, the consequences of the supreme Chaos of the world of Tou are completely corrected. However, for the purification of the worlds of Bria, Yetzirah and Assiya, the unity of the Small Face and Wife ("Yihud ZO ve-nukva") is necessary, on which, as mentioned above, the spread of the Upper Light into created worlds depends. This unity, like all further restoration, depends on the actions of man.

When the Small Face and the Wife arose, they represented a single face, consisting of two faces connected by their backs “Achor be-akhor”. In other words, the external aspects of the Small Face and the Wife were one. (We find an analogy to this when creating a person in the "image and likeness" of the Small Face. As you know, he was created "two-faced", his body consisted of the bodies of a man and a woman connected by backs.) So that the Small face is separated from the Wife and that these spiritual to
У записи 1 лайков,
0 репостов,
683 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям