НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ВАИШЛАХ» Любавичский Ребе. «Так скажите господину...

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ВАИШЛАХ»

Любавичский Ребе.

«Так скажите господину моему Эсаву… У Лавана жил я и задержался доныне» Судьба Яакова тесно связана с людьми, упомянутыми в этом отрывке. Первый – его родной брат, второй – тесть, отец Рахель и Леи. Оба ненавидели нашего праотца, оба хотели его гибели. Едва избежав столкновения с Лаваном, Яаков узнает, что Эсав движется к нему навстречу во главе небольшого войска. Важная деталь в характере Эсава раскрывается в одной из предыдущих глав. Две канаанки, которых он взял в жены, занимались идолопоклонством, и доставляли этим много горя его родителям, Ицхаку и Ривке. Тогда Эсав решает жениться на кошерной девушке из хорошей семьи. Он вводит в дом Махалат, дочь Ишмаэля, внучку Авраама. Эсав очень любил родителей и заповедь их почитания выполнял лучше многих людей на земле. Несомненно, его женитьба на Махалат говорит о желании исправиться, утешить отца и мать. Однако наши мудрецы воздерживаются от похвал. Рабби Еошуа бен-Леви: «Да, он захотел исправиться, вновь стать настоящим евреем. Эсав надеялся, что Всевышний простит его за прежние дела…» Рабби Элиэзер: «Да, замысел хорош – если б сначала он изгнал других жен. Но он оставил их, и к прежним хворям добавилась новая…» Пересказывая его слова, Раши вместо слова «хворь» пишет – «злодейство». О каком же новом преступлении Эсава идет речь? Проблема расставания Эсава, при всех его недостатках, нельзя назвать наивным глупцом. Тогда почему, желая доставить радость родителям, он сделал только хуже? Рамбан, рабби Моше бен-Нахман, обьясняет: брат Яакова действительно надеялся исправиться. Но вместо одного желания у него их было два: «Взял новую жену, но не прогнал прежних, плохих. Хотел исполнить желание отца, но свое вожделение оказалось сильнее…» У наших мудрецов есть поговорка: «Еврейские злодеи полны раскаяния». Душа еврея тянется к Творцу, и хочет исполнить Его волю. С другой стороны, жалко расставаться с прежним злом. Поэтому раскаяние множится, а поступков, исправления нет. Эсав очень хотел сказать Ицхаку: «Отец, я сделал тшуву, я исправился». Однако тшува невозможна, или не будет полной, если человек не отказался от желаний и поступков, которые связывают его с грехом. Эсав не смог на это решиться. Он оставил прежних жен, так что его исправление было внешним, для отвода глаз. Новый грех, на который намекает Раши, называется лицемерием. Человек приготовил для своих грехов белые одежды, и окружающим /и ему самому/, труднее распознать зло и победить его, если оно щеголяет в наряде доброты и святости. Наши мудрецы сравнивают Эсава со свиньей, у которой есть только один признак кошерности – раздвоенные копыта. Лежа в грязи, свинья выставляет их напоказ: смотрите, со мной все в порядке! Но кого этим можно обмануть? Прежде всего, самого себя… Тайна Эсава После греха Дерева познания добро и зло в нашем мире перемешаны. Евреи выбирают из этой смеси искры Б-жественного света, поднимая их в мир святости. Иногда эта работа совершается быстро, иногда занимает много времени – годы, десятки лет. Есть два вида зла: зло открытое, и зло, прикрытое добром. Мастером второго вида зла был, несомненно, тесть Яакова, Лаван. Всем своим поступкам, в основе которых лежала корысть или вражда, он искал «кошерное» обьяснение. В конце концов Лаван задумал убить Яакова и всех его близких, так что наш праотец вынужден был спасаться бегством. Лаван пустился в погоню, но Всевышний помешал его замыслам. Тогда тесть обращается к Яакову с упреками: «Что ты наделал?.. Я бы проводил тебя с весельем и песнями, под звуки бубна и скрипки!..» Что касается Эсава, то он лицемерил только перед отцом, но не думал скрывать ненависти к брату: «Я убью Яакова, брата моего…» Зло открытое опасно, но, чтобы оделить его от добра, не требуется много времени. Не так обстоит дело со скрытым злом. Чтобы справиться со всеми уловками Лавана, Яакову понадобилось двадцать лет, а встреча с Эсавом, о которой говорится в нашей главе, заняла всего один день… События, о которых шла речь, касаются нас, живущих сейчас, самым прямым образом. Последний галут длится так долго, потому что злое начало не хочет заявить о себе прямо, оно все чаще выступает под вывеской добра. Если злодеи былых времен не стеснялись обьявить себя врагами Торы, то их потомки надеются сшить себе накидку из обрывков ее святых одежд. Это относится не только к народам мира. Эсав, «дядька наш», способен подать голос в душе еврея… Святой корень Эсав не смог изгнать «прежних жен», т.е. победить вожделения своего животного начала. Поэтому он лишь сделал вид, что исправился, но зло осталось на прежнем месте, и даже усилилось. Можно, однако,спросить, почему он все-таки пытался быть хорошим, или, по крайней мере, выглядеть хорошо? И почему Ицхак, величайший праведник и мудрец, хотел благословить Эсава, несмотря на все его проступки?.. Вот ответ: Ицхак смотрел на своего грешного сына и видел, что корень его души свят и чист. Да, Эсав отправил свою Б-жественную душу в изгнание, но все равно ее слабый голос продолжал звучать. И «ецер а-ра» пошел на уступку – разрешил взять в жены скромную и чистую Махалат, тем более, что «зло в добре» прикрыто более надежно… Мудрецы говорят, что Эсав, это «еврей, изменивший своей вере». Он не смог справиться со своим животным началом, но скрытое добро, что таилось в его душе, перешло по наследству к кому-то из его потомства, и они вернулись в еврейство. Алтер Ребе в своей книге Тора Ор упоминает наиболее выдающихся из них, ставших выдающимися мудрецами: рабби Меир, Онкелос, Шмайя и Автальон и др. Какой урок можно извлечь из истории с Эсавом для нашей службы Творцу? Первое: нужно хорошо пред ставлять то зло, что живет в душе каждого из нас, по имени, и ни в коем случае не прятать его под покровами добра – извлекать его оттуда потребует гораздо больше времени и сил. Второе: сейчас, в конце галута ,задача нашего поколения – помочь потомкам Эсава узнать правду и избавиться от фальшивых одежд. Тогда скрытое добро выйдет наружу и они тоже удостоятся встретить Мошиаха на пороге его владений… Ликутей Сихот 35, Толдот, с 113./

Источник: gorod-m.co.il © Город Мудрецов
WEEKLY CHAPTER VAISHLAH

Lubavitcher Rebbe.

“So tell my lord Esau ... I lived with Laban until now.” The fate of Yaakov is closely connected with the people mentioned in this passage. The first is his brother, the second is father-in-law, father of Rachel and Leah. Both hated our forefather, both wanted his death. Having barely escaped a collision with Laban, Jacob learns that Esau is moving towards him at the head of a small army. An important detail in the character of Esau is revealed in one of the previous chapters. The two Canaanites whom he married were engaged in idolatry, and this brought much grief to his parents, Isaac and Rivka. Esau then decides to marry a kosher girl from a good family. He introduces Mahalat, the daughter of Ishmael, the granddaughter of Abraham, into the house. Esau loved his parents very much, and the commandment to honor them was better than many people on earth. Undoubtedly, his marriage to Mahalat speaks of a desire to reform, to console his father and mother. However, our sages refrain from praise. Rabbi Yoshua bin Levy: “Yes, he wanted to reform, to become a real Jew again. Esau hoped that the Almighty would forgive him for his former deeds ... "Rabbi Eliezer:" Yes, the plan is good - if he first expelled other wives. But he left them, and a new one was added to the old ones ... ”Retelling his words, Rashi instead of the word“ ailment ”writes -“ villainy ”. What new crime is Esau talking about? The problem of parting Esau, for all its shortcomings, can not be called a naive fool. Then why, in order to bring joy to his parents, did he only get worse? The Ramban, Rabbi Moshe bin Nahman, explains: Yaakov’s brother really hoped to improve. But instead of one desire, he had two of them: “He took a new wife, but did not drive away the old, bad ones. He wanted to fulfill his father’s desire, but his lust turned out to be stronger ... ”Our wise men have a saying:“ Jewish villains are full of remorse. ” The soul of a Jew is drawn to the Creator, and wants to fulfill His will. On the other hand, it is a pity to part with the former evil. Therefore, repentance is multiplying, but there is no correction. Esau really wanted to say to Yitzhak: “Father, I made teshuvah, I am corrected.” However, tshuva is impossible, or will not be complete, if a person has not given up desires and actions that bind him to sin. Esau could not make up his mind. He left the former wives, so that his correction was external, to avert his eyes. The new sin that Rashi alludes to is called hypocrisy. A man has prepared white robes for his sins, and it is more difficult for those around him / him / to recognize evil and defeat it if it flaunts in an outfit of kindness and holiness. Our sages compare Esau with a pig that has only one sign of kosher - cloven hooves. Lying in the mud, the pig flaunts them: look, everything is fine with me! But who can be deceived by this? First of all, of himself ... The mystery of Esau After the sin of the Tree of Knowledge, good and evil are mixed in our world. Jews select sparks of Divine light from this mixture, raising them into the world of holiness. Sometimes this work is done quickly, sometimes it takes a lot of time - years, tens of years. There are two types of evil: open evil, and evil covered by good. The master of the second kind of evil was, of course, Yaakov's father-in-law, Laban. To all his actions, based on self-interest or enmity, he sought a “kosher” explanation. In the end, Laban decided to kill Jacob and all his relatives, so our forefather was forced to flee. Laban set off in pursuit, but the Almighty prevented his plans. Then the father-in-law turns to Yaakov with reproaches: “What have you done? .. I would have accompanied you with fun and songs, to the sounds of a tambourine and violin! ..” As for Esau, he was hypocritical only to his father, but did not think to hide his hatred for brother: “I will kill Jacob, my brother ...” Evil open is dangerous, but it does not take much time to separate it from good. This is not the case with hidden evil. It took Yaakov twenty years to cope with all the tricks of Laban, and the meeting with Esau, which is mentioned in our chapter, took only one day ... The events that were discussed concern us living now in the most direct way. The last galut lasts so long, because the evil principle does not want to express itself directly, it increasingly appears under the guise of good. If the villains of the past did not hesitate to declare themselves enemies of the Torah, then their descendants hope to sew a cloak from scraps of her holy garments. This applies not only to the peoples of the world. Esau, “our uncle,” is able to cast his voice in the soul of a Jew ... Esau's holy root could not expel the “former wives,” that is, defeat the lust of your animal origin. Therefore, he only pretended to be corrected, but the evil remained in the same place, and even intensified. One may ask, however, why did he try to be good, or at least look good? And why did Isaac, the greatest righteous man and sage, want to bless Esau, despite all his misdeeds? .. Here is the answer: Isaac looked at his sinful son and saw that the root of his soul was holy and pure. Yes, Esau sent his Divine soul into exile, but still her weak voice continued to sound.
У записи 7 лайков,
2 репостов,
334 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям