Тания 17 Швата.
Книга Средних
Глава 22
רַק שֶׁהַתּוֹרָה דִּבְּרָה כִּלְשׁוֹן בְּנֵי אָדָם
Но «Тора говорит языком людей»,
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 22а.
וְנִקְרָא בַּתּוֹרָה דִּבּוּרוֹ שֶׁל מָקוֹם בָּרוּךְ הוּא בְּשֵּׁם “דִּבּוּר” מַמָּשׁ כְּדִבּוּרוֹ שֶׁל אָדָם,
и в ней речь Б-га, благословен Он, называется речью [«дибур»] точно так же, как человеческая речь,
Поскольку один из аспектов, характеризующих речь у человека - это отделение от образовывающей его сущности.
לְפִי שֶׁבֶּאֱמֶת כָּךְ הוּא דֶּרֶךְ יְרִידַת וְהַמְשָׁכַת הַחַיּוּת לַתַּחְתּוֹנִים,
ибо в действительности таков путь нисхождения и проистечения жизнетворности к нижним
Б-жественное Слово также можно охарактеризовать тем, что оно отделяется от своего источника, но это отделение от Сущности Б-га происходит лишь в мироощущении Творений. Происходит это в силу того, что эта жизнетворность подвергается следующим трансформациям при своем нисхождении:
בְּצִּמְצוּמִים רַבִּים וַעֲצוּמִים, מִינִים מִמִּינִים שׁוֹנִים, לְהִבָּרֹאת מֵהֶם בְּרוּאִים רַבִּים, מִינִים מִמִּינִים שׁוֹנִים,
через многие и сильные сжатия разного рода, дающие начало многочисленным разнородным творениям.
Б-жественная сила, проходя эти сжатия, ослабляется и принимает свойства конечного и ограниченного. Наличие различных видов «сжатия» света и жизнетворности обуславливает появления многообразия творений.
וכָל כָּךְ גָּבְרוּ וְעָצְמוּ הַצִּמְצוּמִים וְהֶסְתֵּר פָּנִים הָעֶלְיוֹנִים, עַד שֶׁיּוּכְלוּ לְהִתְהַוּוֹת וְלְהִבָּרֹאת גַּם דְּבָרִים טְמֵאִים וּקְלִפּוֹת וְסִטְרָא אָחֳרָא,
И так велики и мощны эти сжатия и утаения Высшего лика [«паним эльйоним»], что могут возникнуть и быть сотворенными такие нечистые вещи, как оболочки [скрывающие Б-жественный источник] «клипот» и изнанка святости «ситра ахра»,
Слово «паним» - лик, происходит от «пним» - наиболее внутреннее и сущностное. Таким образом сама внутренняя сущность жизнетворности Свыше оказывается в абсолютном сокрытии. Если бы этих сокрытий для нисхождения и раскрытия света внизу было просто много количественно или даже очень много, то все равно из «света» не могло бы возникнуть ничего нечистого, чтобы скрывало Б-жественный свет и относилось к изнанке святости. Такое возможно лишь в силу сжатий, когда они «велики и мощны» («итгабрут»). Такие сжатия полностью скрывают свет внутри себя. Только в таком случает может возникнуть нечто что слало бы обратным к святости и Б-жественному свету.
וּלְקַבֵּל חַיּוּתָם וְקִיּוּמָם מִדְבַר ה’ וְרוּחַ פִּיו יִתְבָּרֵךְ בְּהֶסְתֵּר פָּנִים וִירִידַת הַמַּדְרֵגוֹת
и [они - нечистые творения - могут] получить свою жизненную силу и поддержание своего существования от слова Всевышнего и дыхания уст Его, благословенного, при утаении Лика и понижении ступеней.
וְלָכֵן נִקְרָאִים “אֱלֹהִים אֲחֵרִים”,
И потому они [клипот] названы «иные боги» [«элохим ахерим»],
Иные - «ахерим», ибо, как объясняется далее, зло получает поддержание своего существования от категории «ахораим» - «задняя сторона», как-бы из за спины категории святости.
מִפְּנֵי שֶׁיְּנִיקָתָם וְחַיּוּתָם אֵינָהּ מִבְּחִינַת “פָּנִים”
так как их питание и их жизненная сила [исходят] не от категории Лика [«паним»],
Но все же насыщение жизненной силой может происходить только от категории святости, поскольку все существует в силу Б-га, но жизненность зла «клипот» исходит не от сущности Б-жественного желания.
אֶלָּא מִבְּחִינַת “אֲחוֹרַיִם” דִּקְדֻשָּׁה;
а от категории задней стороны [«ахораим»] в святости.
Это внешняя сторона Б-жественного желания («хицониют а-рацон»). Внутренним желанием («пнимиют а-рацон») называют желание, направленное непосредственно к самому объекту - это желание с удовольствием («рацон шель таануг»). Если же только внешне проявляется желание к объекту, но удовольствия в нем самом нет, но лишь как средство для достижение более отдаленной цели, от которой в конечно итоге и будет удовольствие - то это называется категория «ахораим», задняя сторона.
Обратимся к словам Тании:
וּפֵרוּשׁ “אֲחוֹרַיִם”, כָּאָדָם הַנּוֹתֵן דָּבָר לְשׂוֹנְאוֹ שֶׁלֹּא בִּרְצוֹנוֹ,
Понятие «ахораим» [задняя сторона] означает, что это подобно действию человека, дающего что-либо врагу своему против своего желания.
То есть человек дает, но без желания, и делает это ради посторонней цели. О такой ситуации говорят так:
שֶׁמַּשְׁלִיכוֹ לוֹ כִּלְאַחַר כְּתֵפוֹ, כִּי מַחֲזִיר פָּנָיו מִמֶּנּוּ מִשִּׂנְאָתוֹ אוֹתוֹ;
Он бросает это ему как бы через плечо, ибо отворачивает лицо свое от него из-за своей к нему ненависти.
Каждое движение тела обусловлено внутренним движением в душе. Поскольку в душе у человека есть ненависть к этому другому, и внутри себя он не желает ничего ему отдавать, но поступает так, поскольку вынужден, поэтому в сам момент контакта он воротит от него лицо. Происходит так потому, что лицо («паним») отражает внутреннюю сущность («пним») человека.
כָּךְ לְמַעְלָה בְּחִינַת “פָּנִים” הוּא פְּנִימִית הָרָצוֹן הָעֶלְיוֹן וְחֶפְצוֹ הָאֲמִתִּי, אֲשֶׁר חָפֵץ ה’ לְהַשְׁפִּיעַ חַיּוּת לְכָל הַקָּרוֹב אֵלָיו מִסִּטְרָא דִּקְדֻשָּׁה;
Так, наверху категория Лика есть внутренняя основа высшей воли и Его истинное желание, коим Всевышний желает уделить жизненную силу всему, что близко Ему со стороны святости [«ситра де-кдуша»].
אֲבָל הַסִּטְרָא אָחֳרָא וְהַטֻּמְאָה הִיא תּוֹעֲבַת ה’ אֲשֶׁר שָׂנֵא,
Но изнанка святости «ситра ахра» и нечистота [«тума»] - «отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит»,
Дварим, 12:31.
וְאֵינוֹ מַשְׁפִּיעַ לָהּ חַיּוּת מִפְּנִימִית הָרָצוֹן וְחֶפְצוֹ הָאֲמִתִּי אֲשֶׁר חָפֵץ בָּהּ חַס וְשָׁלוֹם,
и Он не уделяет ей [категории «ситра ахра»] жизненной силы [«хают»] от внутренней стороны Своей [высшей] воли и истинного желания, которыми Он желает, да сохранит Он от подобной мысли,
כִּי אִם כְּמַאן דְּשָׁדֵי בָּתַר כְּתֵפֹוי לְשׂוֹנְאוֹ שֶׁלֹּא בִּרְצוֹנוֹ,
но - как бросающий через плечо врагу своему против своего желания
Так же поступает влияние жизненных сил из категории святости в категорию зла «ситра ахра» - без внутреннего желания.
רַק כְּדֵי לְהַעֲנִישׁ אֶת הָרְשָׁעִים,
лишь ради того, чтобы покарать грешников
Сделать это при помощи оболочки зла «клипа», ибо грешники притягиваются к «клипе» и категории «ситра ахра», черпая из них свои жизненные силы.
וְלִתֵּן שָׂכָר טוֹב לַצַּדִּיקִים דְּאִכַּפְיָין לְסִטְרָא אָחֳרָא;
и дать доброе вознаграждение праведникам, покоряющим сторону «ситра ахра».
Для этого необходимо существование изнанки святости «ситра ахра», для этого она получат от святости силы - чтобы дать человеку возможность выбора, а следовательно и возможность наказать грешников и вознаградить праведников.
וְזֶה נִקְרָא בְּחִינַת “אֲחוֹרַיִם” דִּרְצֹון הָעֶלְיוֹן בָּרוּךְ הוּא.
И такое [влияние] называется задней стороной высшего желания Его, благословен Он.
Поэтому «клипот» называют «элохим ахерим» («иные боги»), поскольку они получают свою жизненность из аспекта «ахораим» святости.
וְהִנֵּה, רְצוֹן הָעֶלְיוֹן בִּבְחִינַת “פָּנִים”, הוּא מְקוֹר הַחַיִּים הַמְּחַיֶּה אֶת כָּל הָעוֹלָמוֹת
Высшее желание в категории Лика [внутренняя сущность этого желания] - источник жизни, оживляющий все миры.
Это то, что Всевышний непосредственно желает и «делает с удовольствием».
וּלְפִי שֶׁאֵינוֹ שׁוֹרֶה כְּלָל עַל הַסִּטְרָא אָחֳרָא, וְגַם בְּחִינַת “אֲחוֹרַיִם” שֶׁל רְצוֹן הָעֶלְיוֹן אֵינוֹ מְלֻבָּשׁ בְּתוֹכָהּ מַמָּשׁ, אֶלָּא מַקִּיף עָלֶיהָ מִלְּמַעְלָה,
А так как оно [это Б-жественное желание] совершенно не почиет на стороне «ситра ахра», а также и задняя сторона [категория «ахораим»] высшего желания не облекается в ней непосредственно [на внутреннем уровне], но лишь окружает [«макиф»] ее сверху,
לְכָךְ הִיא מְקוֹם הַמִּיתָה וְהַטֻּמְאָה, ה’ יִשְׁמְרֵנוּ,
поэтому сторона эта [«ситра ахра»] - место смерти и нечистоты, да сохранит нас Всевышний.
כִּי מְעַט מִזְּעֵר אוֹר וְחַיּוּת, שֶׁיוֹנֶקֶת וּמְקַבֶּלֶת לְתוֹכָהּ מִבְּחִינַת “אֲחוֹרַיִם” דִּקְדֻשָּׁה שֶׁלְּמַעְלָה, הוּא בִּבְחִינַת גָּלוּת מַמָּשׁ בְּתוֹכָהּ, בְּסוֹד גָּלוּת הַשְּׁכִינָה הַנִּזְכָּר לְעֵיל.
Ибо ничтожное количество света и жизнетворности, которое она черпает и принимает в себя от задней стороны святости [категория «ахораим де-кдуша»], которая наверху, находится в ней в состоянии абсолютного изгнания [«галут»], называемого «тайной изгнания Шхины» [«сод галут а-Шхина»], как говорилось выше.
Изгнание заключается в том, что Б-жественный свет находится в зле «клипа», в своей противоположности, и превосходство его не видно. Поэтому «клипа» и все, что с ней связано, может ощущать себя самостоятельно существующим и самовозноситься, хотя и в ней есть искра Б-жественного. Об этом говорилось в девятнадцатой главе.
וְלָכֵן נִקְרָא בְּשֵּׁם “אֱלֹהִים אֲחֵרִים”,
И потому сторона эта называется «иные боги» [«элохим ахерим»],
Не только, потому что, как говорилось выше, они черпают свою жизненность от категории задней стороны святости «ахораим». Но также поскольку -
שֶׁהִיא עֲבֹודָה זָרָה מַמָּשׁ וּכְפִירָה בְּאַחְדּוּתוֹ שֶׁל מֶלֶךְ מַלְכֵי הַמְּלָכִים הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא,
и это настоящее идолопоклонство [«авода зара»] и отрицание [«кфира»] единства Владыки Владык, Всевышнего, благословен Он.
В каждом творении есть два вида жизненных сил:
Жизненная энергия, которая облекается в творение на внутреннем уровне и сливается с ним. Эта Б-жественная энергия очень ограничена, будучи адаптирована согласно возможностей восприятия каждого индивидуального творения. Также есть энергия «хают», которая наделяет творения жизненными силами, находясь при этому вне самого творения, огибая его сверху. Эта энергия не вписывается в ограниченную природу творения и не облекается в него.
В категориях зла «клипа» и «ситра ахра» также присутствуют эти две формы жизнетворности:
Вторая форма жизненности в «клипот» и «ситра ахра» не мешает им ощущать себя самостоятельной реальностью, поскольку Б-жественность не облекается в них на внутреннем уровне, но влияет на них, огибая как-бы извне. Они таким образом вполне признают свою зависимость от Б-жественного источника их жизни, который сотворил их, но это ничего не меняет в их самос
Книга Средних
Глава 22
רַק שֶׁהַתּוֹרָה דִּבְּרָה כִּלְשׁוֹן בְּנֵי אָדָם
Но «Тора говорит языком людей»,
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 22а.
וְנִקְרָא בַּתּוֹרָה דִּבּוּרוֹ שֶׁל מָקוֹם בָּרוּךְ הוּא בְּשֵּׁם “דִּבּוּר” מַמָּשׁ כְּדִבּוּרוֹ שֶׁל אָדָם,
и в ней речь Б-га, благословен Он, называется речью [«дибур»] точно так же, как человеческая речь,
Поскольку один из аспектов, характеризующих речь у человека - это отделение от образовывающей его сущности.
לְפִי שֶׁבֶּאֱמֶת כָּךְ הוּא דֶּרֶךְ יְרִידַת וְהַמְשָׁכַת הַחַיּוּת לַתַּחְתּוֹנִים,
ибо в действительности таков путь нисхождения и проистечения жизнетворности к нижним
Б-жественное Слово также можно охарактеризовать тем, что оно отделяется от своего источника, но это отделение от Сущности Б-га происходит лишь в мироощущении Творений. Происходит это в силу того, что эта жизнетворность подвергается следующим трансформациям при своем нисхождении:
בְּצִּמְצוּמִים רַבִּים וַעֲצוּמִים, מִינִים מִמִּינִים שׁוֹנִים, לְהִבָּרֹאת מֵהֶם בְּרוּאִים רַבִּים, מִינִים מִמִּינִים שׁוֹנִים,
через многие и сильные сжатия разного рода, дающие начало многочисленным разнородным творениям.
Б-жественная сила, проходя эти сжатия, ослабляется и принимает свойства конечного и ограниченного. Наличие различных видов «сжатия» света и жизнетворности обуславливает появления многообразия творений.
וכָל כָּךְ גָּבְרוּ וְעָצְמוּ הַצִּמְצוּמִים וְהֶסְתֵּר פָּנִים הָעֶלְיוֹנִים, עַד שֶׁיּוּכְלוּ לְהִתְהַוּוֹת וְלְהִבָּרֹאת גַּם דְּבָרִים טְמֵאִים וּקְלִפּוֹת וְסִטְרָא אָחֳרָא,
И так велики и мощны эти сжатия и утаения Высшего лика [«паним эльйоним»], что могут возникнуть и быть сотворенными такие нечистые вещи, как оболочки [скрывающие Б-жественный источник] «клипот» и изнанка святости «ситра ахра»,
Слово «паним» - лик, происходит от «пним» - наиболее внутреннее и сущностное. Таким образом сама внутренняя сущность жизнетворности Свыше оказывается в абсолютном сокрытии. Если бы этих сокрытий для нисхождения и раскрытия света внизу было просто много количественно или даже очень много, то все равно из «света» не могло бы возникнуть ничего нечистого, чтобы скрывало Б-жественный свет и относилось к изнанке святости. Такое возможно лишь в силу сжатий, когда они «велики и мощны» («итгабрут»). Такие сжатия полностью скрывают свет внутри себя. Только в таком случает может возникнуть нечто что слало бы обратным к святости и Б-жественному свету.
וּלְקַבֵּל חַיּוּתָם וְקִיּוּמָם מִדְבַר ה’ וְרוּחַ פִּיו יִתְבָּרֵךְ בְּהֶסְתֵּר פָּנִים וִירִידַת הַמַּדְרֵגוֹת
и [они - нечистые творения - могут] получить свою жизненную силу и поддержание своего существования от слова Всевышнего и дыхания уст Его, благословенного, при утаении Лика и понижении ступеней.
וְלָכֵן נִקְרָאִים “אֱלֹהִים אֲחֵרִים”,
И потому они [клипот] названы «иные боги» [«элохим ахерим»],
Иные - «ахерим», ибо, как объясняется далее, зло получает поддержание своего существования от категории «ахораим» - «задняя сторона», как-бы из за спины категории святости.
מִפְּנֵי שֶׁיְּנִיקָתָם וְחַיּוּתָם אֵינָהּ מִבְּחִינַת “פָּנִים”
так как их питание и их жизненная сила [исходят] не от категории Лика [«паним»],
Но все же насыщение жизненной силой может происходить только от категории святости, поскольку все существует в силу Б-га, но жизненность зла «клипот» исходит не от сущности Б-жественного желания.
אֶלָּא מִבְּחִינַת “אֲחוֹרַיִם” דִּקְדֻשָּׁה;
а от категории задней стороны [«ахораим»] в святости.
Это внешняя сторона Б-жественного желания («хицониют а-рацон»). Внутренним желанием («пнимиют а-рацон») называют желание, направленное непосредственно к самому объекту - это желание с удовольствием («рацон шель таануг»). Если же только внешне проявляется желание к объекту, но удовольствия в нем самом нет, но лишь как средство для достижение более отдаленной цели, от которой в конечно итоге и будет удовольствие - то это называется категория «ахораим», задняя сторона.
Обратимся к словам Тании:
וּפֵרוּשׁ “אֲחוֹרַיִם”, כָּאָדָם הַנּוֹתֵן דָּבָר לְשׂוֹנְאוֹ שֶׁלֹּא בִּרְצוֹנוֹ,
Понятие «ахораим» [задняя сторона] означает, что это подобно действию человека, дающего что-либо врагу своему против своего желания.
То есть человек дает, но без желания, и делает это ради посторонней цели. О такой ситуации говорят так:
שֶׁמַּשְׁלִיכוֹ לוֹ כִּלְאַחַר כְּתֵפוֹ, כִּי מַחֲזִיר פָּנָיו מִמֶּנּוּ מִשִּׂנְאָתוֹ אוֹתוֹ;
Он бросает это ему как бы через плечо, ибо отворачивает лицо свое от него из-за своей к нему ненависти.
Каждое движение тела обусловлено внутренним движением в душе. Поскольку в душе у человека есть ненависть к этому другому, и внутри себя он не желает ничего ему отдавать, но поступает так, поскольку вынужден, поэтому в сам момент контакта он воротит от него лицо. Происходит так потому, что лицо («паним») отражает внутреннюю сущность («пним») человека.
כָּךְ לְמַעְלָה בְּחִינַת “פָּנִים” הוּא פְּנִימִית הָרָצוֹן הָעֶלְיוֹן וְחֶפְצוֹ הָאֲמִתִּי, אֲשֶׁר חָפֵץ ה’ לְהַשְׁפִּיעַ חַיּוּת לְכָל הַקָּרוֹב אֵלָיו מִסִּטְרָא דִּקְדֻשָּׁה;
Так, наверху категория Лика есть внутренняя основа высшей воли и Его истинное желание, коим Всевышний желает уделить жизненную силу всему, что близко Ему со стороны святости [«ситра де-кдуша»].
אֲבָל הַסִּטְרָא אָחֳרָא וְהַטֻּמְאָה הִיא תּוֹעֲבַת ה’ אֲשֶׁר שָׂנֵא,
Но изнанка святости «ситра ахра» и нечистота [«тума»] - «отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит»,
Дварим, 12:31.
וְאֵינוֹ מַשְׁפִּיעַ לָהּ חַיּוּת מִפְּנִימִית הָרָצוֹן וְחֶפְצוֹ הָאֲמִתִּי אֲשֶׁר חָפֵץ בָּהּ חַס וְשָׁלוֹם,
и Он не уделяет ей [категории «ситра ахра»] жизненной силы [«хают»] от внутренней стороны Своей [высшей] воли и истинного желания, которыми Он желает, да сохранит Он от подобной мысли,
כִּי אִם כְּמַאן דְּשָׁדֵי בָּתַר כְּתֵפֹוי לְשׂוֹנְאוֹ שֶׁלֹּא בִּרְצוֹנוֹ,
но - как бросающий через плечо врагу своему против своего желания
Так же поступает влияние жизненных сил из категории святости в категорию зла «ситра ахра» - без внутреннего желания.
רַק כְּדֵי לְהַעֲנִישׁ אֶת הָרְשָׁעִים,
лишь ради того, чтобы покарать грешников
Сделать это при помощи оболочки зла «клипа», ибо грешники притягиваются к «клипе» и категории «ситра ахра», черпая из них свои жизненные силы.
וְלִתֵּן שָׂכָר טוֹב לַצַּדִּיקִים דְּאִכַּפְיָין לְסִטְרָא אָחֳרָא;
и дать доброе вознаграждение праведникам, покоряющим сторону «ситра ахра».
Для этого необходимо существование изнанки святости «ситра ахра», для этого она получат от святости силы - чтобы дать человеку возможность выбора, а следовательно и возможность наказать грешников и вознаградить праведников.
וְזֶה נִקְרָא בְּחִינַת “אֲחוֹרַיִם” דִּרְצֹון הָעֶלְיוֹן בָּרוּךְ הוּא.
И такое [влияние] называется задней стороной высшего желания Его, благословен Он.
Поэтому «клипот» называют «элохим ахерим» («иные боги»), поскольку они получают свою жизненность из аспекта «ахораим» святости.
וְהִנֵּה, רְצוֹן הָעֶלְיוֹן בִּבְחִינַת “פָּנִים”, הוּא מְקוֹר הַחַיִּים הַמְּחַיֶּה אֶת כָּל הָעוֹלָמוֹת
Высшее желание в категории Лика [внутренняя сущность этого желания] - источник жизни, оживляющий все миры.
Это то, что Всевышний непосредственно желает и «делает с удовольствием».
וּלְפִי שֶׁאֵינוֹ שׁוֹרֶה כְּלָל עַל הַסִּטְרָא אָחֳרָא, וְגַם בְּחִינַת “אֲחוֹרַיִם” שֶׁל רְצוֹן הָעֶלְיוֹן אֵינוֹ מְלֻבָּשׁ בְּתוֹכָהּ מַמָּשׁ, אֶלָּא מַקִּיף עָלֶיהָ מִלְּמַעְלָה,
А так как оно [это Б-жественное желание] совершенно не почиет на стороне «ситра ахра», а также и задняя сторона [категория «ахораим»] высшего желания не облекается в ней непосредственно [на внутреннем уровне], но лишь окружает [«макиф»] ее сверху,
לְכָךְ הִיא מְקוֹם הַמִּיתָה וְהַטֻּמְאָה, ה’ יִשְׁמְרֵנוּ,
поэтому сторона эта [«ситра ахра»] - место смерти и нечистоты, да сохранит нас Всевышний.
כִּי מְעַט מִזְּעֵר אוֹר וְחַיּוּת, שֶׁיוֹנֶקֶת וּמְקַבֶּלֶת לְתוֹכָהּ מִבְּחִינַת “אֲחוֹרַיִם” דִּקְדֻשָּׁה שֶׁלְּמַעְלָה, הוּא בִּבְחִינַת גָּלוּת מַמָּשׁ בְּתוֹכָהּ, בְּסוֹד גָּלוּת הַשְּׁכִינָה הַנִּזְכָּר לְעֵיל.
Ибо ничтожное количество света и жизнетворности, которое она черпает и принимает в себя от задней стороны святости [категория «ахораим де-кдуша»], которая наверху, находится в ней в состоянии абсолютного изгнания [«галут»], называемого «тайной изгнания Шхины» [«сод галут а-Шхина»], как говорилось выше.
Изгнание заключается в том, что Б-жественный свет находится в зле «клипа», в своей противоположности, и превосходство его не видно. Поэтому «клипа» и все, что с ней связано, может ощущать себя самостоятельно существующим и самовозноситься, хотя и в ней есть искра Б-жественного. Об этом говорилось в девятнадцатой главе.
וְלָכֵן נִקְרָא בְּשֵּׁם “אֱלֹהִים אֲחֵרִים”,
И потому сторона эта называется «иные боги» [«элохим ахерим»],
Не только, потому что, как говорилось выше, они черпают свою жизненность от категории задней стороны святости «ахораим». Но также поскольку -
שֶׁהִיא עֲבֹודָה זָרָה מַמָּשׁ וּכְפִירָה בְּאַחְדּוּתוֹ שֶׁל מֶלֶךְ מַלְכֵי הַמְּלָכִים הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא,
и это настоящее идолопоклонство [«авода зара»] и отрицание [«кфира»] единства Владыки Владык, Всевышнего, благословен Он.
В каждом творении есть два вида жизненных сил:
Жизненная энергия, которая облекается в творение на внутреннем уровне и сливается с ним. Эта Б-жественная энергия очень ограничена, будучи адаптирована согласно возможностей восприятия каждого индивидуального творения. Также есть энергия «хают», которая наделяет творения жизненными силами, находясь при этому вне самого творения, огибая его сверху. Эта энергия не вписывается в ограниченную природу творения и не облекается в него.
В категориях зла «клипа» и «ситра ахра» также присутствуют эти две формы жизнетворности:
Вторая форма жизненности в «клипот» и «ситра ахра» не мешает им ощущать себя самостоятельной реальностью, поскольку Б-жественность не облекается в них на внутреннем уровне, но влияет на них, огибая как-бы извне. Они таким образом вполне признают свою зависимость от Б-жественного источника их жизни, который сотворил их, но это ничего не меняет в их самос
Tania 17 of Shvat.
Book of Means
Chapter 22
רַק שֶׁהַתּוֹרָה דִּבְּרָה כִּלְשׁוֹן בְּנֵי אָדָם
But "the Torah speaks in the language of the people,"
Babylonian Talmud, treatise Brahot, 22a.
וְנִקְרָא בַּתּוֹרָה דִּבּוּרוֹ שֶׁל מָקוֹם בָּרוּךְ הוּא בְּשֵּׁם “דִּבּוּר” מַמָּשׁ כְּדִבּוּרוֹ שֶׁל אָדָם,
and in it the speech of God, blessed by Him, is called speech [“dibur”] in the same way as human speech,
Since one of the aspects that characterize speech in a person is the separation from its essence.
לְפִי שֶׁבֶּאֱמֶת כָּךְ הוּא דֶּרֶךְ יְרִידַת וְהַמְשָׁכַת הַחַיּוּת לַתַּחְתּוֹנִים,
for in reality this is the way of the descent and flow of life to the lower
The Divine Word can also be characterized by the fact that it is separated from its source, but this separation from the Essence of Gd occurs only in the attitude of Creations. This happens due to the fact that this vitality undergoes the following transformations at its descent:
בְּצִּמְצוּמִים רַבִּים וַעֲצוּמִים, מִינִים מִמִּינִים שׁוֹנִים, לְהִבָּרֹאת מֵהֶם בְּרוּאִים רַבִּים, מִינִים מִמִּינִים שׁוֹנִ
through many and powerful contractions of various kinds, giving rise to numerous heterogeneous creations.
The divine force, passing through these contractions, weakens and assumes the properties of finite and limited. The presence of various types of “compression” of light and vital activity causes the appearance of a variety of creations.
וכָל כָּךְ גָּבְרוּ וְעָצְמוּ הַצִּמְצוּמִים וְהֶסְתֵּרפָּנִ
And so great and powerful are these squeezes and concealments of the High Face [“panim eleyonim”] that such unclean things as shells [hiding the Divine source] “klipot” and the underside of holiness “sitra achra” can arise and be created
The word “panim” - face, comes from “pnim” - the most internal and essential. Thus, the very inner essence of life from Above is in absolute concealment. If there were simply a lot of these concealments for the descent and disclosure of the light below, or even a lot, then all the same, nothing unclean could have arisen from the “light” to hide the Divine light and belong to the inside of holiness. This is possible only by virtue of squeezes, when they are "great and powerful" ("itgabrut"). Such contractions completely hide the light within themselves. Only in this case can something arise that would reverse the sanctity and the Divine light.
וּלְקַבֵּל חַיּוּתָם וְקִיּוּמָם מִדְבַר ה ’וְרוּחַ פִּיו יִתְבָּרֵךְ בְּהֶסְתֵּר פָּנִים וִירִידַת הַמַּדְרֵגוֹת
and [they are unclean creations — can] receive their vitality and the maintenance of their existence from the word of the Most High and the breath of His mouth, blessed, when concealing the Face and lowering the steps.
וְלָכֵן נִקְרָאִים “אֱלֹהִים אֲחֵרִים”,
And therefore they [the Klipot] are called “other gods” [“elohim acherim”],
Others are “acherim,” for, as explained below, evil receives the support of its existence from the category “achoraim” - the “back side,” as it were from behind the category of holiness.
מִפְּנֵי שֶׁיְּנִיקָתָם וְחַיּוּתָם אֵינָהּ מִבְּחִינַת “פָּנִים”
since their nutrition and their vitality [come] not from the category of Lika [“panim”],
Nevertheless, the saturation of life force can come only from the category of holiness, since everything exists in the power of Gd, but the vitality of the evil “clip” does not come from the essence of Divine desire.
אֶלָּא מִבְּחִינַת “אֲחוֹרַיִם” דִּקְדֻשָּׁה;
but from the category of the backside ["Achoraim"] in holiness.
This is the external side of Divine desire (“hezonize a-razon”). Inner desire (“Pnimyut a-Ratzon”) is called a desire directed directly to the object itself - this desire is with pleasure (“Ratzhel Shel Taanug”). If only the desire for the object is externally manifested, but there is no pleasure in it itself, but only as a means to achieve a more distant goal, from which, of course, there will be pleasure, then this is called the category "Achoraim", the back side.
Let us turn to the words of Tania:
וּפֵרוּשׁ “אֲחוֹרַיִם”, כָּאָדָם הַנּוֹתֵן דָּבָר לְשׂוֹנְאוֹ שֶׁלֹּא בִּרְצוֹנוֹ,
The term “Achoraim” [back side] means that it is like the action of a person giving something to his enemy against his will.
That is, a person gives, but without desire, and does it for the sake of an external goal. They say this situation:
שֶׁמַּשְׁלִיכוֹ לוֹ כִּלְאַחַר כְּתֵפוֹ, כִּי מַחֲזִיר פָּנָיו מִמֶּנּוּ מִשִּׂנְאָתוֹ אוֹתוֹ;
He throws it over his shoulder, as it were, for he turns his face away from him because of his hatred for him.
Each movement of the body is due to an internal movement in the soul. Since a person has a hatred of this other in his soul, and inside himself he does not want to give anything to him, but he does so because he is forced to, so at the very moment of contact he turns his face away from him. This happens because the face (“panim”) reflects the internal essence (“kick”) of a person.
כָּךְ לְמַעְלָה בְּחִינַת “פָּנִים” הוּא פְּנִימִית הָרָצוֹן הָעֶלְיוֹן וְחֶפְצוֹ הָאֲמִתִּי, אֲשֶׁר חָפֵץ ה ’לְהַשְׁפִּיעַ חַיּוּת לְכָל הַקָּרו
Book of Means
Chapter 22
רַק שֶׁהַתּוֹרָה דִּבְּרָה כִּלְשׁוֹן בְּנֵי אָדָם
But "the Torah speaks in the language of the people,"
Babylonian Talmud, treatise Brahot, 22a.
וְנִקְרָא בַּתּוֹרָה דִּבּוּרוֹ שֶׁל מָקוֹם בָּרוּךְ הוּא בְּשֵּׁם “דִּבּוּר” מַמָּשׁ כְּדִבּוּרוֹ שֶׁל אָדָם,
and in it the speech of God, blessed by Him, is called speech [“dibur”] in the same way as human speech,
Since one of the aspects that characterize speech in a person is the separation from its essence.
לְפִי שֶׁבֶּאֱמֶת כָּךְ הוּא דֶּרֶךְ יְרִידַת וְהַמְשָׁכַת הַחַיּוּת לַתַּחְתּוֹנִים,
for in reality this is the way of the descent and flow of life to the lower
The Divine Word can also be characterized by the fact that it is separated from its source, but this separation from the Essence of Gd occurs only in the attitude of Creations. This happens due to the fact that this vitality undergoes the following transformations at its descent:
בְּצִּמְצוּמִים רַבִּים וַעֲצוּמִים, מִינִים מִמִּינִים שׁוֹנִים, לְהִבָּרֹאת מֵהֶם בְּרוּאִים רַבִּים, מִינִים מִמִּינִים שׁוֹנִ
through many and powerful contractions of various kinds, giving rise to numerous heterogeneous creations.
The divine force, passing through these contractions, weakens and assumes the properties of finite and limited. The presence of various types of “compression” of light and vital activity causes the appearance of a variety of creations.
וכָל כָּךְ גָּבְרוּ וְעָצְמוּ הַצִּמְצוּמִים וְהֶסְתֵּרפָּנִ
And so great and powerful are these squeezes and concealments of the High Face [“panim eleyonim”] that such unclean things as shells [hiding the Divine source] “klipot” and the underside of holiness “sitra achra” can arise and be created
The word “panim” - face, comes from “pnim” - the most internal and essential. Thus, the very inner essence of life from Above is in absolute concealment. If there were simply a lot of these concealments for the descent and disclosure of the light below, or even a lot, then all the same, nothing unclean could have arisen from the “light” to hide the Divine light and belong to the inside of holiness. This is possible only by virtue of squeezes, when they are "great and powerful" ("itgabrut"). Such contractions completely hide the light within themselves. Only in this case can something arise that would reverse the sanctity and the Divine light.
וּלְקַבֵּל חַיּוּתָם וְקִיּוּמָם מִדְבַר ה ’וְרוּחַ פִּיו יִתְבָּרֵךְ בְּהֶסְתֵּר פָּנִים וִירִידַת הַמַּדְרֵגוֹת
and [they are unclean creations — can] receive their vitality and the maintenance of their existence from the word of the Most High and the breath of His mouth, blessed, when concealing the Face and lowering the steps.
וְלָכֵן נִקְרָאִים “אֱלֹהִים אֲחֵרִים”,
And therefore they [the Klipot] are called “other gods” [“elohim acherim”],
Others are “acherim,” for, as explained below, evil receives the support of its existence from the category “achoraim” - the “back side,” as it were from behind the category of holiness.
מִפְּנֵי שֶׁיְּנִיקָתָם וְחַיּוּתָם אֵינָהּ מִבְּחִינַת “פָּנִים”
since their nutrition and their vitality [come] not from the category of Lika [“panim”],
Nevertheless, the saturation of life force can come only from the category of holiness, since everything exists in the power of Gd, but the vitality of the evil “clip” does not come from the essence of Divine desire.
אֶלָּא מִבְּחִינַת “אֲחוֹרַיִם” דִּקְדֻשָּׁה;
but from the category of the backside ["Achoraim"] in holiness.
This is the external side of Divine desire (“hezonize a-razon”). Inner desire (“Pnimyut a-Ratzon”) is called a desire directed directly to the object itself - this desire is with pleasure (“Ratzhel Shel Taanug”). If only the desire for the object is externally manifested, but there is no pleasure in it itself, but only as a means to achieve a more distant goal, from which, of course, there will be pleasure, then this is called the category "Achoraim", the back side.
Let us turn to the words of Tania:
וּפֵרוּשׁ “אֲחוֹרַיִם”, כָּאָדָם הַנּוֹתֵן דָּבָר לְשׂוֹנְאוֹ שֶׁלֹּא בִּרְצוֹנוֹ,
The term “Achoraim” [back side] means that it is like the action of a person giving something to his enemy against his will.
That is, a person gives, but without desire, and does it for the sake of an external goal. They say this situation:
שֶׁמַּשְׁלִיכוֹ לוֹ כִּלְאַחַר כְּתֵפוֹ, כִּי מַחֲזִיר פָּנָיו מִמֶּנּוּ מִשִּׂנְאָתוֹ אוֹתוֹ;
He throws it over his shoulder, as it were, for he turns his face away from him because of his hatred for him.
Each movement of the body is due to an internal movement in the soul. Since a person has a hatred of this other in his soul, and inside himself he does not want to give anything to him, but he does so because he is forced to, so at the very moment of contact he turns his face away from him. This happens because the face (“panim”) reflects the internal essence (“kick”) of a person.
כָּךְ לְמַעְלָה בְּחִינַת “פָּנִים” הוּא פְּנִימִית הָרָצוֹן הָעֶלְיוֹן וְחֶפְצוֹ הָאֲמִתִּי, אֲשֶׁר חָפֵץ ה ’לְהַשְׁפִּיעַ חַיּוּת לְכָל הַקָּרו
У записи 1 лайков,
0 репостов,
283 просмотров.
0 репостов,
283 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский