НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ИТРО»
Любавичский Ребе.
«И вот, на третий день, были голоса и молнии, и облако густое на горе …».
В Гемаре сказано, что Тора дана евреям «пятью голосами», и «пять голосов» упоминаются во время обряда хупы. Какая связь? Там, у горы Синай, Всевышний был похож на жениха, а еврейский народ — на невесту, заключившую с Ним вечный союз. Чтобы разобраться в значении сказанного, надо понять, какую роль в системе мироздания играет голос. Голос — это раскрытие. То, что было в тайниках нашей души, или в сокровенной мудрости Творца, принимает форму послания и раскрывается там, где задумал Всевышний. В фундамент мироздания заложена цифра «четыре». Нам известны четыре уровня земного бытия: «домем» — неживая природа, «цомеах» — растения, «хай» — животный мир и «медабер» — «говорящий», т.е. человек. Все «четыре ступени» слышали голос Творца во время дарования Торы и слышат его всегда. Это возможно потому, что в каждой вещи есть частица Б-жественного света — душа. Душа воды или камня не ощущается явно. В них больше бросается в глаза внешняя оболочка – «гашмиют», материальность. Но духовная сила тоже присутствует в них. Иногда это становится видно воочию, например, когда волны моря расступились перед евреями. В растительном мире движение «хайют», жизненной силы, заметно больше. Дерево растет, покрывается листвой, меняет свою форму. Правда, в этом движении слишком много ограничений. Дерево привязано к тому месту, где пустило корни. Вынь его из земли, и поток жизненной силы быстро прекратится. «Впустить в душу» На уровне живой природы больше ощущается душа. Животное может двигаться, куда захочет. В нем отчетливо виден «рацон», сила желания, которая является первым и главным раскрытием души во внешнем мире. Правда, эта душа лишена свободы, к которой тяготеет истинная духовность. Животное не может выйти за рамки своих инстинктов. Как говорится в хасидуте, оно никогда не видит неба, потому что всегда ищет, что лежит на земле. Четвертый уровень называется «медабер», «говорящий». Почему Тора обращается к речи, а не к разуму, чтобы выделить особую роль человека в мироздании? Потому что 22 буквы святого языка — это 22 канала, с помощью которых Всевышний, превознесенный над мирами, раскрывается среди своих творений. Источник речи неизмеримо выше человеческого разума. Можно вспомнить еврейских пророков, передающих людям речения Б-га, глубину которых никто не может постичь до конца. На уровне «медабер», из-за превознесенности Источника речи над всем бытием, духовная свобода неизмеримо выше. Человек способен понять вещи, далекие от его переживаний и забот. Он может «впустить в душу» мнение, с которым не согласен. И, пребывая на вершинах отвлеченного мышления, найти то истинное, Б-жественное, что объединяет «мое» и «не мое»… Наши мудрецы говорят: «Человек — это «олам катан», маленький мир». Он несет в себе все уровни Творения, ради него все вещи существуют. Поэтому «четыре голоса», четыре способа влияния Творца на мир, мы можем отыскать в своей душе. Самый нижний уровень еврейской души называется «Нефеш». Он связан с практическим выполнением приказов Творца: дать цдаку, прочесть молитву и пр. Спустившись сюда из «Источника речи», еврейские буквы соответствуют «домем», неживой природе. Слова будят душу, мысли радуют или огорчают, но буквы, из которых они составлены, нейтральны, как земля или камень. Они являются теми кирпичами, из которых можно построить любое здание. Следующая ступень, «Руах», включает любовь, благоговение, трепет – все движения сердца. Наши чувства похожи на «цомеах», растения. Они растут, вянут и пр. Духовность? Да. Но эта духовность, подобно корням дерева, привязана к определенному месту. Чаще всего в человеке чувства пробуждаются «снаружи», как ответ на поступки других людей. Этот уровень души еще достаточно внешний, он ограничен сферой общения. Дворцом для «Нешама» является разум, соответствующий ступени «хай». Подобно животному, разум может двигаться практически в любом направлении, размышлять обо всем на свете. С его помощью еврей может почти полностью изменить свою природу. Рабби Акива, неграмотный пастух, открыл Хумаш уже в зрелом возрасте. А через какое-то время он сделался одним из выдающихся знатоков Торы. Почему же уровень разума нельзя назвать самым высоким? Потому что духовный поиск человека все же ограничен опытом, способностями и т.д. Мазаль – одно из проявлений четвертого уровня души. Это поток света и жизненных сил, идущий к нам от корня нашей души. На лестнице миров ей соответствует ступень «Медабер», говорящий. Она указывает на Б-жественный источник речи, где человеческое и Б-жественное встречаются на одном мосту. Авраам, отец наш, размышлял о сущности Б-га, но не постиг бы ее природу, если б Всевышний не сделал шаг навстречу, не открылся бы ему. Наш праотец молится, а Творец отвечает ему потоком пророчества, картинами из будущих времен, недоступных «просто разуму», без Голоса свыше. Пятый голос Мы говорили о «четырех голосах». Пятый голос зазвучал у горы Синай. Всевышний передал нам Тору, включая самый высокий ее уровень, неразрывно связанный с сущностью Б-га. Эта часть Торы не имеет подобия в материальном мире. Но она нужна, чтобы пробудить самый высокий уровень еврейской души, который называется «ехида» — «единственная». «Ехида», пробудившись, посылает особый, новый свет, дающий нам мудрость и силы исправлять и очищать этот мир, действуя на всех четырех уровнях бытия. Пять голосов, сливаясь воедино, помогают нам готовить землю для прихода Мошиаха, когда материальный мир превратится в то, что называют «дира бе-тахтоним», дом для Творца.
Источник: gorod-m.co.il © Город Мудрецов
Любавичский Ребе.
«И вот, на третий день, были голоса и молнии, и облако густое на горе …».
В Гемаре сказано, что Тора дана евреям «пятью голосами», и «пять голосов» упоминаются во время обряда хупы. Какая связь? Там, у горы Синай, Всевышний был похож на жениха, а еврейский народ — на невесту, заключившую с Ним вечный союз. Чтобы разобраться в значении сказанного, надо понять, какую роль в системе мироздания играет голос. Голос — это раскрытие. То, что было в тайниках нашей души, или в сокровенной мудрости Творца, принимает форму послания и раскрывается там, где задумал Всевышний. В фундамент мироздания заложена цифра «четыре». Нам известны четыре уровня земного бытия: «домем» — неживая природа, «цомеах» — растения, «хай» — животный мир и «медабер» — «говорящий», т.е. человек. Все «четыре ступени» слышали голос Творца во время дарования Торы и слышат его всегда. Это возможно потому, что в каждой вещи есть частица Б-жественного света — душа. Душа воды или камня не ощущается явно. В них больше бросается в глаза внешняя оболочка – «гашмиют», материальность. Но духовная сила тоже присутствует в них. Иногда это становится видно воочию, например, когда волны моря расступились перед евреями. В растительном мире движение «хайют», жизненной силы, заметно больше. Дерево растет, покрывается листвой, меняет свою форму. Правда, в этом движении слишком много ограничений. Дерево привязано к тому месту, где пустило корни. Вынь его из земли, и поток жизненной силы быстро прекратится. «Впустить в душу» На уровне живой природы больше ощущается душа. Животное может двигаться, куда захочет. В нем отчетливо виден «рацон», сила желания, которая является первым и главным раскрытием души во внешнем мире. Правда, эта душа лишена свободы, к которой тяготеет истинная духовность. Животное не может выйти за рамки своих инстинктов. Как говорится в хасидуте, оно никогда не видит неба, потому что всегда ищет, что лежит на земле. Четвертый уровень называется «медабер», «говорящий». Почему Тора обращается к речи, а не к разуму, чтобы выделить особую роль человека в мироздании? Потому что 22 буквы святого языка — это 22 канала, с помощью которых Всевышний, превознесенный над мирами, раскрывается среди своих творений. Источник речи неизмеримо выше человеческого разума. Можно вспомнить еврейских пророков, передающих людям речения Б-га, глубину которых никто не может постичь до конца. На уровне «медабер», из-за превознесенности Источника речи над всем бытием, духовная свобода неизмеримо выше. Человек способен понять вещи, далекие от его переживаний и забот. Он может «впустить в душу» мнение, с которым не согласен. И, пребывая на вершинах отвлеченного мышления, найти то истинное, Б-жественное, что объединяет «мое» и «не мое»… Наши мудрецы говорят: «Человек — это «олам катан», маленький мир». Он несет в себе все уровни Творения, ради него все вещи существуют. Поэтому «четыре голоса», четыре способа влияния Творца на мир, мы можем отыскать в своей душе. Самый нижний уровень еврейской души называется «Нефеш». Он связан с практическим выполнением приказов Творца: дать цдаку, прочесть молитву и пр. Спустившись сюда из «Источника речи», еврейские буквы соответствуют «домем», неживой природе. Слова будят душу, мысли радуют или огорчают, но буквы, из которых они составлены, нейтральны, как земля или камень. Они являются теми кирпичами, из которых можно построить любое здание. Следующая ступень, «Руах», включает любовь, благоговение, трепет – все движения сердца. Наши чувства похожи на «цомеах», растения. Они растут, вянут и пр. Духовность? Да. Но эта духовность, подобно корням дерева, привязана к определенному месту. Чаще всего в человеке чувства пробуждаются «снаружи», как ответ на поступки других людей. Этот уровень души еще достаточно внешний, он ограничен сферой общения. Дворцом для «Нешама» является разум, соответствующий ступени «хай». Подобно животному, разум может двигаться практически в любом направлении, размышлять обо всем на свете. С его помощью еврей может почти полностью изменить свою природу. Рабби Акива, неграмотный пастух, открыл Хумаш уже в зрелом возрасте. А через какое-то время он сделался одним из выдающихся знатоков Торы. Почему же уровень разума нельзя назвать самым высоким? Потому что духовный поиск человека все же ограничен опытом, способностями и т.д. Мазаль – одно из проявлений четвертого уровня души. Это поток света и жизненных сил, идущий к нам от корня нашей души. На лестнице миров ей соответствует ступень «Медабер», говорящий. Она указывает на Б-жественный источник речи, где человеческое и Б-жественное встречаются на одном мосту. Авраам, отец наш, размышлял о сущности Б-га, но не постиг бы ее природу, если б Всевышний не сделал шаг навстречу, не открылся бы ему. Наш праотец молится, а Творец отвечает ему потоком пророчества, картинами из будущих времен, недоступных «просто разуму», без Голоса свыше. Пятый голос Мы говорили о «четырех голосах». Пятый голос зазвучал у горы Синай. Всевышний передал нам Тору, включая самый высокий ее уровень, неразрывно связанный с сущностью Б-га. Эта часть Торы не имеет подобия в материальном мире. Но она нужна, чтобы пробудить самый высокий уровень еврейской души, который называется «ехида» — «единственная». «Ехида», пробудившись, посылает особый, новый свет, дающий нам мудрость и силы исправлять и очищать этот мир, действуя на всех четырех уровнях бытия. Пять голосов, сливаясь воедино, помогают нам готовить землю для прихода Мошиаха, когда материальный мир превратится в то, что называют «дира бе-тахтоним», дом для Творца.
Источник: gorod-m.co.il © Город Мудрецов
WEEKLY CHAPTER ITRO
Lubavitcher Rebbe.
“And now, on the third day, there were voices and lightnings, and a thick cloud on the mountain ...”
The Gemara says that the Torah was given to the Jews by “five voices”, and “five voices” are mentioned during the rite of the chuppah. What is the connection? There, at Mount Sinai, the Almighty looked like a bridegroom, and the Jewish people - like a bride who entered into an eternal union with Him. To understand the meaning of what has been said, you need to understand what role the voice plays in the system of the universe. The voice is a revelation. That which was in the caches of our soul, or in the sacred wisdom of the Creator, takes the form of a message and is revealed where the Almighty intended. The foundation of the universe has the number four. We are aware of four levels of earthly being: “home” - inanimate nature, “tsomeah” - plants, “hai” - the animal world and “medaber” - “speaking”, i.e. person. All the “four steps” heard the voice of the Creator during the giving of the Torah and always hear it. This is possible because in every thing there is a particle of Divine light - the soul. The soul of water or stone is not felt explicitly. The outer shell is more striking in them - “hashmash”, materiality. But spiritual power is also present in them. Sometimes this becomes visible firsthand, for example, when the waves of the sea parted before the Jews. In the plant world, the movement "Hayut", the life force, is noticeably larger. The tree grows, leaves, changes its shape. True, there are too many restrictions in this movement. The tree is attached to the place where it took root. Take him out of the earth, and the flow of vitality will quickly cease. “Let into the soul” At the level of wildlife, the soul is felt more. The animal can move wherever it wants. It clearly shows the “raton,” the power of desire, which is the first and main revelation of the soul in the outside world. True, this soul is deprived of freedom, to which true spirituality gravitates. An animal cannot go beyond its instincts. According to the Hasidut, it never sees the sky, because it is always looking for what lies on the earth. The fourth level is called “medaber,” “speaking.” Why does the Torah turn to speech, and not to reason, in order to highlight the special role of man in the universe? Because 22 letters of the holy language are 22 channels through which the Almighty, exalted above the worlds, is revealed among his creations. The source of speech is immeasurably higher than the human mind. You can recall the Jewish prophets, transmitting to people the words of Gd, the depth of which no one can comprehend to the end. At the level of “medaber”, due to the exaltation of the Source of speech over all being, spiritual freedom is immeasurably higher. A person is able to understand things that are far from his experiences and concerns. He can “let into the soul” an opinion with which he disagrees. And, being at the heights of abstract thinking, find that true, Divine that combines “mine” and “not mine” ... Our wise men say: “Man is“ Olam Katan, ”a small world.” He carries within himself all levels of Creation, for his sake all things exist. Therefore, “four voices”, four ways of the Creator’s influence on the world, we can find in our souls. The lowest level of the Jewish soul is called Nefesh. It is associated with the practical implementation of the Creator's orders: to give a tzedak, read a prayer, etc. Having descended here from the "Source of Speech", the Hebrew letters correspond to the "home", inanimate nature. Words awaken the soul, thoughts delight or grieve, but the letters of which they are composed are neutral, like earth or stone. They are the bricks from which you can build any building. The next step, “Ruach,” includes love, awe, awe - all the movements of the heart. Our feelings are like "tsomeah" plants. Do they grow, wither, etc. Spirituality? Yes. But this spirituality, like the roots of a tree, is tied to a specific place. Most often in a person, feelings are awakened “outside” as an answer to the actions of other people. This level of soul is still quite external, it is limited by the sphere of communication. The palace for Nesham is the mind corresponding to the high level. Like an animal, the mind can move in almost any direction, reflect on everything in the world. With it, a Jew can almost completely change his nature. Rabbi Akiva, an illiterate shepherd, discovered Humash already in adulthood. And after some time he became one of the prominent connoisseurs of the Torah. Why, then, the level of reason cannot be called the highest? Because a person’s spiritual search is still limited by experience, abilities, etc. Mazal is one of the manifestations of the fourth level of the soul. This is a stream of light and vitality, coming to us from the root of our soul. On the ladder of worlds, she corresponds to the step “Medaber,” the speaker. She points to the Divine source of speech, where the human and the Divine meet on the same bridge. Abraham, our father, reflected on the essence of Gd, but would not have understood its nature if the Most High had not taken a step towards it, had not been revealed to him. Our forefather prays, and the Creator answers him with a stream of prophecy, pictures from future times, inaccessible to "just reason", without a Voice from above. Fifth voice We talked about the "four voices." A fifth voice sounded by Mount Sinai. The Almighty passed
Lubavitcher Rebbe.
“And now, on the third day, there were voices and lightnings, and a thick cloud on the mountain ...”
The Gemara says that the Torah was given to the Jews by “five voices”, and “five voices” are mentioned during the rite of the chuppah. What is the connection? There, at Mount Sinai, the Almighty looked like a bridegroom, and the Jewish people - like a bride who entered into an eternal union with Him. To understand the meaning of what has been said, you need to understand what role the voice plays in the system of the universe. The voice is a revelation. That which was in the caches of our soul, or in the sacred wisdom of the Creator, takes the form of a message and is revealed where the Almighty intended. The foundation of the universe has the number four. We are aware of four levels of earthly being: “home” - inanimate nature, “tsomeah” - plants, “hai” - the animal world and “medaber” - “speaking”, i.e. person. All the “four steps” heard the voice of the Creator during the giving of the Torah and always hear it. This is possible because in every thing there is a particle of Divine light - the soul. The soul of water or stone is not felt explicitly. The outer shell is more striking in them - “hashmash”, materiality. But spiritual power is also present in them. Sometimes this becomes visible firsthand, for example, when the waves of the sea parted before the Jews. In the plant world, the movement "Hayut", the life force, is noticeably larger. The tree grows, leaves, changes its shape. True, there are too many restrictions in this movement. The tree is attached to the place where it took root. Take him out of the earth, and the flow of vitality will quickly cease. “Let into the soul” At the level of wildlife, the soul is felt more. The animal can move wherever it wants. It clearly shows the “raton,” the power of desire, which is the first and main revelation of the soul in the outside world. True, this soul is deprived of freedom, to which true spirituality gravitates. An animal cannot go beyond its instincts. According to the Hasidut, it never sees the sky, because it is always looking for what lies on the earth. The fourth level is called “medaber,” “speaking.” Why does the Torah turn to speech, and not to reason, in order to highlight the special role of man in the universe? Because 22 letters of the holy language are 22 channels through which the Almighty, exalted above the worlds, is revealed among his creations. The source of speech is immeasurably higher than the human mind. You can recall the Jewish prophets, transmitting to people the words of Gd, the depth of which no one can comprehend to the end. At the level of “medaber”, due to the exaltation of the Source of speech over all being, spiritual freedom is immeasurably higher. A person is able to understand things that are far from his experiences and concerns. He can “let into the soul” an opinion with which he disagrees. And, being at the heights of abstract thinking, find that true, Divine that combines “mine” and “not mine” ... Our wise men say: “Man is“ Olam Katan, ”a small world.” He carries within himself all levels of Creation, for his sake all things exist. Therefore, “four voices”, four ways of the Creator’s influence on the world, we can find in our souls. The lowest level of the Jewish soul is called Nefesh. It is associated with the practical implementation of the Creator's orders: to give a tzedak, read a prayer, etc. Having descended here from the "Source of Speech", the Hebrew letters correspond to the "home", inanimate nature. Words awaken the soul, thoughts delight or grieve, but the letters of which they are composed are neutral, like earth or stone. They are the bricks from which you can build any building. The next step, “Ruach,” includes love, awe, awe - all the movements of the heart. Our feelings are like "tsomeah" plants. Do they grow, wither, etc. Spirituality? Yes. But this spirituality, like the roots of a tree, is tied to a specific place. Most often in a person, feelings are awakened “outside” as an answer to the actions of other people. This level of soul is still quite external, it is limited by the sphere of communication. The palace for Nesham is the mind corresponding to the high level. Like an animal, the mind can move in almost any direction, reflect on everything in the world. With it, a Jew can almost completely change his nature. Rabbi Akiva, an illiterate shepherd, discovered Humash already in adulthood. And after some time he became one of the prominent connoisseurs of the Torah. Why, then, the level of reason cannot be called the highest? Because a person’s spiritual search is still limited by experience, abilities, etc. Mazal is one of the manifestations of the fourth level of the soul. This is a stream of light and vitality, coming to us from the root of our soul. On the ladder of worlds, she corresponds to the step “Medaber,” the speaker. She points to the Divine source of speech, where the human and the Divine meet on the same bridge. Abraham, our father, reflected on the essence of Gd, but would not have understood its nature if the Most High had not taken a step towards it, had not been revealed to him. Our forefather prays, and the Creator answers him with a stream of prophecy, pictures from future times, inaccessible to "just reason", without a Voice from above. Fifth voice We talked about the "four voices." A fifth voice sounded by Mount Sinai. The Almighty passed
У записи 2 лайков,
0 репостов,
234 просмотров.
0 репостов,
234 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский