Тания 8 адар-алеф Книга Средних Глава 28 וַאֲפִלּוּ...

Тания 8 адар-алеф

Книга Средних

Глава 28

וַאֲפִלּוּ אִם נוֹפְלִים לוֹ הִרְהוּרֵי תַּאֲווֹת וּשְׁאָר מַחֲשָׁבוֹת זָרוֹת בִּשְׁעַת הָעֲבוֹדָה
И даже если к человеку лезут в голову разные животные страсти [«таавот»] и прочие чуждые [еврею] мысли [«махшевот зарот»] во время служения Б-гу
בַּתּוֹרָה אוֹ בִּתְפִלָּה בְּכַוָּנָה
изучением Торы или сосредоточенной молитвой,
В такой ситуации, те советы радоваться таким мыслям ибо, отгоняя их от себя, человек исполняет запретительную заповедь «Не следуй за сердцем своим» и подчиняет святости зло «ситра ахра», которые были даны в предыдущей главе, - не подходят. Ведь все эти дурные мысли мешают служить Всевышнему в данный момент!
אַל יָשִׁית לֵב אֲלֵיהֶן, אֶלָּא יַסִּיחַ דַּעְתּוֹ מֵהֶן כָּרֶגַע,
пусть не обращает на них свое внимание, но тотчас же отвлечется от них.
וְגַם אַל יְהִי שׁוֹטֶה לַעֲסֹק בְּהַעֲלָאַת הַמִּדּוֹת שֶׁל הַמַּחֲשָׁבָה זָרָה, כַּנּוֹדָע,
А также пусть не глупит пытаясь вознести в святость душевные качества-мидот [животной души] источник этой чуждой [еврею] мысли, как известно,
Об этом сказано в «Кетер Шем Тов», гл. 171 и др. Существует вид духовного служения «возвышение мидот» порождающих дурные мысли. Каждая дурная мысль имеет своим источником определенное эмоциональное качество животной души. Например, качество любви Хесед проявляет себя в мыслях о пристрастии к чему либо материальному; качество страха Гвура пробуждает в человеке страх по отношению к чуждым вещам, в чем еврей не должен нуждаться. Для того, чтобы вознести в святость «мидот» животной души, нужно выяснить какое именно эмоциональное качество породило данную чуждую мысль и попытаться укрепить в себе аналог этого качества, как оно представлено в Б-жественной душе. Таким образом исправляется соответствующее качество животной души и сама «чуждая мысль», послужившая этому исправлению, возносится в святость. Например: если у человека в мыслях вдруг возникла тяга к какому-нибудь наслаждению для своего тела («таава»), тогда он, в противовес этому начинает укреплять свою любовь к Всевышнему, и это оказывает положительное влияние на страсть животной души, исправляя ее. Алтер Ребе учит здесь, что эта работа - не для «бейнони» и не стоит ему обольщать себя пустыми фантазиями.
כִּי לֹא נֶאֶמְרוּ דְּבָרִים הָהֵם אֶלָּא לְצַדִּיקִים, שֶׁאֵין נוֹפְלִים לָהֶם מַחֲשָׁבֹות זָרוֹת שֶׁלָּהֶם כִּי אִם מִשֶּׁל אֲחֵרִים,
ибо это сказано только для праведников, у которых не возникают собственные посторонние мысли, а только мысли других людей.
У людей, относящихся к высочайшей духовной ступени «цадик», не возникает в голове собственных дурных мыслей, поскольку эмоциональные качества-мидот его животной души - нижние семь сфирот его животной души - уже преобразились в аспекты святости. Те же дурные мысли, которые могут возникнуть в его мозгу, порождены неисправленными «мидот» другого человека, душа которого связана с этим «цадиком». Не каждому дано находить способы и силы внутри себя, чтобы самому побеждать дурные инстинкты своей животной души и поэтому человек нуждается в помощи «цадика», к которому он привязан. Эти «чужие» дурные мысли появляются в голове «цадика», но у него это только абстрактные «буквы мысли», без какого-либо наполнения их животными эмоциями. «Цадик», зная какое душевное качество породило эту дурную мысль, усиливает внутри себя соответствующее качество из сферы святости Б-жественной души и этим помогает другому еврею также преодолеть в себе это зло. Таким образом, при помощи «цадика» дурные «мидот» животной души обыкновенного еврея возносятся к святости. Но на такую духовную работу способен только лишь «цадик», у которого самого совершенно отсутствует зло животной души.
אֲבָל מִי שֶׁנּוֹפֵל לוֹ מִשֶּׁלּוֹ,
Но тот, у кого возникают собственные [чуждые еврею мысли]
Порожденные его собственными дурными качествами животной души.
מִבְּחִינַת הָרַע שֶׁבְּלִבּוֹ בֶּחָלָל הַשְּׂמָאלִי
от категории зла, что в его сердце, в его левой полости,
אֵיךְ יַעֲלֵהוּ לְמַעְלָה, וְהוּא עַצְמוֹ מְקֻשָּׁר לְמַטָּה:
как он вознесет их кверху, если сам он связан с тем, что внизу?
Поэтому для «бейнони» заниматься такой работой - просто глупость, она не имеет к нему никакого отношения.
אַךְ אַף עַל פִּי כֵן, אַל יִפֹּל לִבּוֹ בְּקִרְבּוֹ לִהְיוֹת מִזֶּה עָצֵב נִבְזֶה בִּשְׁעַת הָעֲבוֹדָה, שֶׁצָּרִיךְ לִהְיוֹת בְּשִׂמְחָה רַבָּה,
Однако пусть сердце его не унывает и пусть не будет он от этого грустным и подавленным во время служения, которое должно совершаться с великой радостью,
אֶלָּא אַדְרַבָּה יִתְחַזֵּק יוֹתֵר וְיוֹסִיף אֹמֶץ בְּכָל כֹּחוֹ בְּכַוָּנַת הַתְּפִלָה בַּחֶדְוָה וְשִׂמְחָה יְתֵרָה,
но, напротив, пусть еще утвердится и приложит все свои силы и постарается сосредоточиться в молитве с особой отрадой и радостью,
בְּשׂוּמוֹ אֶל לִבּוֹ, כִּי נְפִילַת הַמַּחֲשָׁבָה זָרָה הִיא מֵהַקְּלִפָּה שֶׁבֶּחָלָל הַשְּׂמָאלִי,
сознавая, что появление посторонней мысли порождение оболочки зла «клипа», которая находится в левой полости сердца
הָעוֹשָׂה מִלְחָמָה בְּבֵינֹונִי עִם נֶפֶשׁ אֱלֹהִית שֶׁבּוֹ,
и борется в среднем с его Б-жественной душой.
וְנוֹדַע דֶּרֶךְ הַנִּלְחָמִים
Причем известно, как бывает у воюющих
Во время войны, цель каждой из воюющих сторон победить и даже убить своего противника.
וְכֵן הַנֶּאֱבָקִים יַחַד,
и борющихся вместе
При борьбе каждый пытается свалить своего противника. Обычно все происходит по следующей схеме:
כְּשֶׁאֶחָד מִתְגַּבֵּר, אֲזַי הַשֵּׁנִי מִתְאַמֵּץ לְהִתְגַּבֵּר גַּם כֵּן בְּכָל מַאֲמַצֵּי כֹּחוֹ,
когда один одолевает, другой также прилагает все силы, чтобы одержать верх.
וְלָכֵן כְּשֶׁנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית מִתְאַמֶּצֶת וּמִתְגַּבֶּרֶת לְהִתְפַּלֵּל,
И потому, когда Б-жественная душа напрягается и прилагает усилия, чтобы молиться,
Такая же война и борьба происходит в «бейнони» между Б-жественной и животной душой. С помощью сосредоточенной молитвы Б-жественная душа пытается победить животную душу.
אֲזַי גַּם הַקְּלִפָּה מִתְגַּבֶּרֶת כְּנֶגְדָּהּ,
тогда и оболочка зла «клипа» [животной души] увеличивает сопротивление ей,
לְבַלְבְּלָהּ וּלְהַפִּילָהּ בְּמַחֲשָׁבָה זָרָה שֶׁלָּהּ.
чтобы ее сбить с толку и сокрушить своей неуместной мыслью.
Видя, что Б-жественная душа, старается вложить все правильные мысли («каванот») в произнесенные слова молитвы, душа животная старается помешать ей, отвлекая на мысли посторонние («махшевот зарот»). Таким образом, можно сказать, что появление посторонних мыслей во время молитвы является признаком того, что человек пытается молиться сосредоточенно. Такая молитва представляет опасность для положения животной души и посторонние мысли - то оружие, которым она сопротивляется. Следовательно, понимая все это, человек должен еще с большим упорством пытаться вкладывать правильные мысли («каванот») в свою молитву.
וְלֹא כְּטָעוּת הָעוֹלָם, שֶׁטּוֹעִים לְהוֹכִיחַ מִנְּפִילַת הַמַּחְשָׁבָה זָרָה מִכְּלָל שֶׁאֵין תְּפִלָּתָם כְּלוּם,
Многие заблуждаются, считая, что возникновение посторонней мысли - доказательство того, что молитва неполноценна,
שֶׁאִלּוּ הִתְפַּלֵּל כָּרָאוּי וְנָכוֹן לֹא הָיוּ נוֹפְלִים לוֹ מַחֲשָׁבֹות זָרוֹת.
ибо, если бы человек молился как следует и правильно, у него бы не появлялись посторонние мысли.
Таково обычное заблуждение людей.
וְהָאֱמֶת הָיָה כְּדִבְרֵיהֶם, אִם הָיְתָה נֶפֶשׁ אַחַת לְבַדָּהּ, הִיא הַמִּתְפַּלֶּלֶת וְהִיא הַמְּחַשֶּׁבֶת וּמְהַרְהֶרֶת הַמַחֲשָׁבֹות זָרוֹת.
Они были бы правы, если бы существовала только одна душа, она и молилась бы и она же думала бы и размышляла о постороннем.
Тогда бы появление у человека дурных мыслей во время молитвы указывало бы на недостаток молящегося. Ибо, как может эта единственная душа, будучи целиком погруженная в молитву, рождать посторонние мысли!
אֲבָל בֶּאֱמֶת לַאֲמִתּוֹ הֵן שְׁתֵּי נְפָשׁוֹת, הַנִּלְחָמֹות זוֹ עִם זוֹ בְּמֹחוֹ שֶׁל אָדָם,
Однако на самом деле это две души, борющиеся друг с другом в мозгу человека.
Две души сражаются между собой за власть над сознанием человека, пытаясь подчинить его целиком своим намерениям.
כָּל אַחַת חֶפְצָהּ וּרְצוֹנָהּ לִמְשֹׁל בּוֹ וְלִהְיוֹת הַמֹּחַ מְמֻלָּא מִמֶּנָּה לְבַדָּהּ,
Желание и стремление каждой из них - господствовать в нем так, чтобы мозг был полон только ею.
וְכָל הִרְהוּרֵי תּוֹרָה וְיִרְאַת שָׁמַיִם מִנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית,
Все размышления о Торе и страх небесный [проистекают] от Б-жественной души,
וְכָל מִלֵּי דְּעָלְמָא מִנֶּפֶשׁ הַבְּהֵמִית,
а все мирские заботы - от животной души.
Таким образом, если положенные размышления, «каванот», во время произнесения слов молитвы, происходят от Б-жественной души, а посторонние мысли навеяны животной душой, то следовательно наличие сбивающих с толку мыслей не доказывают, что человек плохо молится. Однако, если все обстоит именно так и Б-жественная душа целиком погружена в «каванот» во время молитвы, то чем же ей может помешать животная душа, подкидывая посторонние мысли? Ответ на это в следующих словах Алтер Ребе:
רַק שֶׁהָאֱלֹהִית מְלֻבֶּשֶׁת בָּהּ.
Но только Б-жественная душа в нее облечена.
Б-жественная душа облачается в животную душу, и поэтому дурные мысли животной души сбивают сосредоточенность в молитве Б-жественной души.
[Однако, тем не менее, все, что здесь говорится, касается только подготовки и самого начала размышлений о высоких Б-жественных аспектах во время молитвы. На этой стадии появление посторонних мыслей действительно не являются показателем того, что молитва неполноценна. Однако, когда человек уже весь целиком погружается в требуемые размышления при произнесении слов молитвы, в самом разгаре ее, то появление отвлекающей мысли на этой стадии, свидетельствует таки о том, что его сосредоточенность на этот раз не удалась. Поскольку, хотя, как было сказано, здесь действуют две души, преследующие противоположные цели, однако сознание человека все же - одно. И если бы разум был по настоящему погружен в мысли, сопряженные с молитвой, то не осталось бы никакого места для каких-либо других посторонних мыслей. Примечание Любавичского Ребе].
וְהוּא כִּמְשַׁל אָדָם הַמִּתְפַּלֵּל בְּכַוָּנָה, וְעוֹמֵד לְנֶגְדּוֹ עָרֵל רָשָׁע, וּמֵשִׂיחַ וּמְדַבֵּר עִמּוֹ כְּדֵי לְבַלְבְּלוֹ,
Можно е
Tania 8 Adar Alef

Book of Means

Chapter 28

וַאֲפִלּוּ אִם נוֹפְלִים לוֹ הִרְהוּרֵי תַּאֲווֹת וּשְׁאָר מַחֲשָׁבוֹת זָרוֹת בִּשְׁעַת הָעֲבוֹדָה
And even if different animal passions [“taavot”] and other thoughts alien to [Jew] [“maheusot zarot”] during the service of Gd climb into a person’s head
בַּתּוֹרָה אוֹ בִּתְפִלָּה בְּכַוָּנָה
by studying the Torah or concentrated prayer,
In such a situation, those tips to rejoice at such thoughts because, driving them away from oneself, a person fulfills the prohibitive commandment “Do not follow your heart” and submits to the sanctity the evil “Sitra Achra”, which were given in the previous chapter, are not suitable. After all, all these evil thoughts interfere with serving the Almighty at the moment!
אַל יָשִׁית לֵב אֲלֵיהֶן, אֶלָּא יַסִּיחַ דַּעְתּוֹ מֵהֶן כָּרֶגַע,
let him not pay his attention to them, but immediately distract from them.
וְגַם אַל יְהִי שׁוֹטֶה לַעֲסֹק בְּהַעֲלָאַת הַמִּדּוֹת שֶׁל הַמַּחֲשָׁבָה זָרָה, כַּנּוֹדָע,
And also let him not be foolish when trying to elevate the spiritual qualities of the midot [animal soul] to the source of this alien [Jew] thought, as you know,
This is stated in Kether Shem Tov, ch. 171 and others. There is a kind of spiritual ministry “the exaltation of the middot” that generates bad thoughts. Every bad thought has its source in a certain emotional quality of the animal soul. For example, the quality of love Hesed manifests itself in thoughts of addiction to something material; The quality of Gevur's fear arouses in man a fear of alien things that a Jew should not need. In order to elevate the "middot" of the animal soul to holiness, it is necessary to find out exactly which emotional quality gave rise to this alien thought and try to strengthen in itself the analog of this quality, as it is presented in the Divine soul. In this way, the corresponding quality of the animal soul is corrected and the “alien thought” itself, which served as this correction, is elevated to holiness. For example: if a person suddenly has a craving for some kind of pleasure for his body (“taava”), then, in contrast to this, he begins to strengthen his love for the Almighty, and this has a positive effect on the passion of the animal soul, correcting it. Alter Rebbe teaches here that this work is not for the Beynoni, and he should not deceive himself with empty fantasies.
כִּי לֹא נֶאֶמְרוּ דְּבָרִים הָהֵם אֶלָּא לְצַדִּיקִים, שֶׁאֵין נוֹפְלִים לָהֶם מַחֲשָׁבֹות זָרוֹת שֶׁלָּהֶם כִּי אִם מִשֶּׁל אֲחֵרִים,
for it is said only for the righteous, who do not have their own extraneous thoughts, but only the thoughts of other people.
People belonging to the highest spiritual stage of “tzadik” do not have their own bad thoughts in their heads, since the emotional qualities — the middot of his animal soul — the lower seven Sefirot of his animal soul — have already been transformed into aspects of holiness. The same evil thoughts that may arise in his brain are generated by the uncorrected “middot” of another person whose soul is connected with this “tzadik”. Not everyone is given the opportunity to find ways and forces within themselves to conquer the evil instincts of their animal soul themselves, and therefore a person needs the help of a “tzadik” to which he is attached. These "alien" evil thoughts appear in the head of the "tzaddik", but he only has abstract "letters of thought", without any filling with their animal emotions. “Tzadik”, knowing what spiritual quality gave rise to this evil thought, strengthens the corresponding quality within itself from the sphere of holiness of the Divine soul and thereby helps another Jew to overcome this evil in himself. Thus, with the help of the “tzaddik”, the evil “middot” of the animal soul of an ordinary Jew are elevated to holiness. But only "tsadik" is capable of such spiritual work, in which the evil of the animal soul is completely absent.
אֲבָל מִי שֶׁנּוֹפֵל לוֹ מִשֶּׁלּוֹ,
But the one who has his own [alien to Jewish thoughts]
Born by his own evil qualities of an animal soul.
מִבְּחִינַת הָרַע שֶׁבְּלִבּוֹ בֶּחָלָל הַשְּׂמָאלִי
from the category of evil that is in his heart, in his left cavity,
אֵיךְ יַעֲלֵהוּ לְמַעְלָה, וְהוּא עַצְמוֹ מְקֻשָּׁר לְמַטָּה:
how will he lift them up if he himself is connected with what is below?
Therefore, for “Beynoni” to engage in such work is simply stupid, it has nothing to do with it.
אַךְ אַף עַל פִּי כֵן, אַל יִפֹּל לִבּוֹ בְּקִרְבּוֹ לִהְיוֹת מִזֶּה עָצֵב נִבְזֶה בִּשְׁעַת הָעֲבוֹדָה, שֶׁצָּרִיךְ לִהְיוֹת בְּשִׂמְחָה רַבָּה,
However, let his heart not be discouraged and may he not be sad and depressed from this during a service that should be performed with great joy,
אֶלָּא אַדְרַבָּה יִתְחַזֵּק יוֹתֵר וְיוֹסִיף אֹמֶץ בְּכָל כֹּחוֹ בְּכַוָּנַת הַתְּפִלָה בַּחֶדְוָה וְשִׂמְחָה יְתֵרָה,
but, on the contrary, let him affirm himself and make every effort and try to concentrate in prayer with special joy and joy,
בְּשׂוּמוֹ אֶל לִבּוֹ, כִּי נְפִילַת הַמַּחֲשָׁבָה זָרָה הִיא מֵהַקְּלִפָּה שֶׁבֶּחָלָל הַשְּׂמָאלִי,
realizing that the appearance of extraneous thought is a result of the evil shell of the “clip” that is in the left cavity of the heart
הָעוֹשָׂה מִלְחָמָה בְּבֵינֹונִי עִם נֶפֶשׁ אֱלֹהִית שֶׁבּוֹ,
and fights in with
У записи 8 лайков,
0 репостов,
341 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям