Тания 29 Тамуза. Послание о покаянии Глава девятая...

Тания 29 Тамуза.

Послание о покаянии

Глава девятая

Вступление:
В конце предыдущей главы объяснил Алтер Ребе, что означает высшее покаяние, «тшува илаа». Когда душа будучи отсечена от своего источника в святости из-за грехов, затем возносится в самую высь, к своему источнику и корню, соединиться чудесным единством с Всевышним, как это было до ее нисхождения в материальное тело. Это «тшува илаа», она приходит вслед за «тшува татаа», нижним покаянием. В книге «Зоар» сказано, что «тшува илаа» заключается в том, что человек занимается Торой в чувстве трепета и любви к Б-гу.
Однако все еще требуется объяснить. В четвертой главе Алтер Ребе приводил цитату из книги Зоар, что «тшува илаа» — это «возвращение («тшува») верхней буквы Хей Имени Авайе». Какое же это имеет отношение к эмоциям трепета и любви, ведь они относятся к букве Вав, третьей по счету, Имени Авайе?
Ниже объяснит Алтер Ребе, что фраза Зоара «заниматься Торой в чувстве трепета и любви к Б-гу» подразумевает трепет и любовь, возникающие из разума, т. е. из размышлений человека о величии Всевышнего. Значит они относятся к категории Бина (размышления о величии Творца). Такого рода трепет и любовь являются соединением буквы Хей и Вав (т. е. соединение интеллектуального постижения с эмоциями, порождаемыми разумом).
Затем Алтер Ребе объяснит почему грех, связанный с органом союза с Б-гом («пгам а-брит»), требует исправления именно посредством «тшува илаа».
פֶּרֶק ט' וּבֵאוּר הָעִנְיָן,
И объясняется это
Каким образом верхняя буква Хей Б-жественного Имени Авайе, намекающая на интеллектуальную категорию Бина, связана с эмоциональными качествами трепета и любви, о которых мы читали в Зоар:
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בַּזֹּהַר הַקָּדֹושׁ וְתִקּוּנִים בְּכַמָּה מְקוֹמוֹת,
согласно сказанному в книге «Зоар» и в «Тикуним» и еще в нескольких местах.
דְּבִינָה אִיהִי תְּשׁוּבָה עִלָּאָה,
Бина — это верхнее покаяние,
См. Тания, часть 1, начало гл. 3, а также примечания, часть 1, гл. 13; часть 2, гл. 9.
Два проявления интеллекта — Хохма и Бина — называются «отцом» и «матерью», ибо они порождают любовь к Б-гу, страх и трепет пред Ним. Ибо когда разум разумной души углубляется в созерцание величия Б-жьего, того, как Он наполняет все миры, и как Он объемлет их, и как все пред Ним как бы не существует, в его уме и мысли возникает и пробуждается чувство страха перед возвышенным, чувство трепета и смущения перед величием Его, благословенного И сердце его возгорится крепкой любовью, как угли пылающие, со страстью, желанием, стремлением и жаждой души, стремящейся к величию Эйн Софа, благословен Он.
Б-жественная душа собирается с силами и подавляет животную душу в источнике Гвурот, каким является Бина, то есть когда человек размышляет о величии Б-га, Эйн Софа, благословен Он, и это рождает крепкую любовь, как угли, пылающие в правой полости его сердца, и этим «ситра ахра» в левой полости сердца подавляется у среднего, но не уничтожается совсем, как у праведника.
Здесь Зоар подразумевается такой аспект категории Бина, о котором сказано, что она «мать» («эм»), как написано:
"וְהָאֵם רֹבֶצֶת עַל הָאֶפְרוֹחִים" וְכוּ'.
а «мать сидит на птенцах и т. д.».
Ки теце, 22:6. Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле с птенцами или с яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми; Отпустить должен ты мать, а детей можешь взять себе, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои. — Постижение, Бина, — мать, а эмоции, порождаемые познанием, — птенцы, на что намекает образ в приведенном стихе. Эмоции не заложены в человеке, а являются порождением его интеллектуальной деятельности.
דְּהַיְנוּ, שֶׁעַל יְדֵי שֶׁמִּתְבּוֹנֵן בִּגְדֻלַּת ה' בְּהַעֲמָקַת הַדַּעַת, וּמוֹלִיד מֵרוּחַ בִּינָתוֹ דְּחִילוּ וּרְחִימוּ שִׂכְלִיִּים, וּבְטוּב טַעַם וָדַעַת,
Это значит, что когда человек размышляет о величии Всевышнего очень углубленно и порождает духом понимания своего глубоко укорененные в душе интеллектуальные любовь и страх,
«Интеллектуальные любовь и страх», «дхилу у-рхиму сехлиим» — это не значит, что разум лишь раскрывает изначально присутствующие, естественные трепет и любовь к Б-гу, но он СОЗДАЕТ их.
«Очень углубленно и духом понимания» — в этих эмоциях трепета и любви к Б-гу человек четко осознает разумные аргументы, располагающие его к этим чувствам.
כְּעִנְיָן שֶׁנֶּאֱמַר: "לְאַהֲבָה אֶת ה' אֱלֹקֶיךָ", מִשּׁוּם "כִּי הוּא חַיֶּיךָ וְכוּ'",
как написано: «И ты будешь любить Б-га, Всесильного твоего», ибо «Он — твоя жизнь и т. д.»,
Дварим, 30:20. В свидетели призываю на вас ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое, чтобы любить Б-га Всесильного твоего, слушая глас Его и прилепляясь к Нему; ибо Он жизнь твоя и долгота дней твоих, в кои пребывать тебе на земле, которую клялся Б-г отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать им. Здесь приводится разумный довод, почему необходимо любить Всевышнего — ибо «Он жизнь твоя», значит говорится об уровне любви, основанной на аргументации разума.
וְלֹא דַּי לוֹ בְּאַהֲבָה טִבְעִית הַמְּסֻתֶּרֶת לְבַד וְכוּ',
и не довольствуется лишь естественной, скрытой [в глубине души] любовью и т. д.,
Смотри Тания, часть 1, гл. 44. Следует утруждать свой ум, дабы постичь и прийти также к категории вечной любви, о которой говорилось выше, происходящей от разумения и познания величия Всевышнего, дабы усилить огонь любви, который становится подобным углям пылающим и великому пожару и пламени, возносящемуся к небу... Ибо есть преимущество и особое достоинство у любви, подобной углям пылающим и великому пожару, происходящей от разумения и познания величия Творца, по сравнению с категориями любви, не подобными углям пылающим... В сердце каждого еврея заложена природная любовь к Б-гу, которую необходимо лишь раскрыть в себе, однако нужно не полагаться только на них, но глубокими размышлениями создать в себе более сильное чувство любви.
וְכֵן בְּיִרְאָה וָפַחַד
а также страхом, и трепетом,
Человек не должен удовлетворяться только лишь раскрытием в себе естественных трепета и страха перед Творцом, но создавать в себе эмоции трепета и страха перед Б-гом, порожденные разумом.
אוֹ בּוּשָׁה וְכוּ',
и стеснением и т. д.,
Это «ира бошет», чувство стеснения и смущения перед величием Творца, удерживающее его от совершения постыдных перед этим величием поступков.
כַּנּוֹדָע.
как известно, —
Как об этом было сказано в четвертой главе первой части Тании, о чувстве трепета и стеснения, что возникают из размышлений разума: Страх — корень всех 365 запретов Торы, ибо человек боится восстать против Владыки над владыками владык, благословен Он. Но существует и более внутренний вид страха, когда человек испытывает смущение перед Его величием и не в состоянии противиться славе Его и совершать то, что Он видит как зло, а именно все, что в Нем вызывает отвращение, и это «клипот» и «ситра ахра», которые получают питание от нижнего человека и укореняются в нем вследствие нарушения 365 запретов Торы.
אֲזַי נִקְרֵאת "הָאֵם רוֹבֶצֶת עַל הָאֶפְרוֹחִים וְכוּ'".
тогда это [состояние] называется «мать сидит на своих птенцах и т. д.».
«На своих птенцах» — значит на эмоциях трепета и любви, которые его эмоциональная категория Бина породила и создала.
וְהִנֵּה, עִקַּר הָאַהֲבָה הִיא אִתְדַּבְּקוּת רוּחָא בְּרוּחָא
А ведь суть любви в единении духа с духом,
Любовь главным образом выражается в слиянии духа одного с духом другого — слияние духа человека с «духом» Свыше.
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב: "יִשָּׁקֵנִי מִנְּשִׁיקוֹת פִּיהוּ וְכוּ'", כַּנּוֹדָע.
как написано: «Он целует меня поцелуями уст Своих и т. д.», как известно.
Шир а-ширим, 1:2. О, пусть он целует меня поцелуями уст своих! Ибо ласки твои лучше вина! — Кнесет Исраэль просит Всевышнего, чтобы единство народа Израиля и Б-га выразилось в категории «Нешикин». Категория «нешикин», «поцелуев» — это категория «единения духа с духом». Точно так же, как в земном поцелуе сливается внутреннее дыхание одного человека с дыханием другого. Так же в духовной категории «нешикин» сливаются сущность души с сущностью Б-жественного, благодаря словам Торы и исполнению заповедей. Но в особенности, благодаря глубокому изучению Торы. Подобно тому, что Алтер Ребе объясняет в сорок пятой главе первой части Тании:
В «поцелуях уст твоих» («из уст в уста») присутствует не только внешнее соединение уст с устами, но также единение духа («руах»), дыхание одних уст с дыханием уст другого. Такое же единение категории «Нешикин» происходит между душой и Всевышним, благодаря Торе и заповедям и это — соединение речи человека с речью Всевышнего. Закон («галаха») — это речь Всевышнего, изучение его — это как соединение в поцелуе уста к устам.
У человека одним из проявлений любви является обнимание («хибук»), когда любящие обнимают друг друга. Так же атрибут Хесед Наверху как-бы обнимает еврея, который делает поступки добра и милосердия. А когда занимаются Торой при участии речи и при углублении в нее мыслью, это уже категория поцелуев. Ведь единение тут происходит двух видов: Речь человека объединяется с речью в духовных мирах, т.е. с Торой. Также объединяется дух с духом, когда мысль и разум человека объединяется с мыслями и разумом Наверху, через постижение Разума Торы, который является Мудростью Б-га. Это уже РЕАЛЬНЫМ образом категория соединения «нешикин».
וְעַל זֶה נֶאֱמַר: "וּבְכָל נַפְשְׁךָ",
И об этом сказано: «И всей душой твоей»,
Ваэтханан, 6:5: «И ты будешь любить Б-га Всесильного твоего, всем сердцем своим и всей душой твоей». Это такая любовь, когда вся душа (все силы, через которые выражается душа) становится единой с Б-гом.
שֶׁהֵם הֵם כָּל חֶלְקֵי הַנֶּפֶשׁ: שֵׂכֶל וּמִדּוֹת, וּלְבוּשֵׁיהֶם: מַחֲשָׁבָה דִּבּוּר וּמַעֲשֶׂה לְדָבְקָה כֻּלָּן בּוֹ יִתְבָּרֵךְ.
то есть всеми частями души — разумом, эмоциями и их одеяниями: мыслью, речью и действием — так, чтобы все они соединились с Ним, благословенным.
דְּהַיְנוּ, הַמִּדּוֹת בְּמִדּוֹתָיו יִתְבָּרֵךְ, מַה הוּא רַחוּם וְכוּ'.
Эмоции — с Его, благословенного, эмоциональными атрибутами: «Как Он милосерде
Tania 29 Tamuza.

Message of repentance

Chapter nine

Introduction:
At the end of the previous chapter, Alter Rebbe explained what the highest repentance, “tshuva ilaa” means. When the soul, being cut off from its source in holiness due to sins, then ascends to the highest, to its source and root, to connect with a wonderful unity with the Almighty, as it was before its descent into the material body. This is “tshuva ilaa”, it comes after “tshuva tataa”, lower repentance. In the book “The Zohar” it is said that “tshuva ilaa” consists in the fact that a person engages in the Torah in a feeling of awe and love for Gd.
However, an explanation is still required. In the fourth chapter, Alter Rebbe quoted from the Zohar that "tshuva ilaa" is "the return (" tshuva ") of the upper letter Hey Named Avaye." How does this relate to the emotions of awe and love, because they relate to the letter Vav, the third in a row, the Name of Avaye?
Below, Alter Rebbe will explain that the Zohar’s phrase “engaging in the Torah in a sense of awe and love for Gd” implies awe and love arising from the mind, that is, from a person’s thoughts about the greatness of the Most High. So they belong to the category of Bina (reflections on the greatness of the Creator). This kind of awe and love are the combination of the letters Hey and Vav (i.e., the combination of intellectual comprehension with the emotions generated by the mind).
Then Alter Rebbe will explain why the sin associated with the organ of union with Gd (“pgam a-brit”) requires correction through “tshuva ilaa”.
פֶּרֶק ט 'וּבֵאוּר הָעִנְיָן,
And it is explained
How does the upper letter Hey of the Divine Name Avaye, alluding to the intellectual category of Bin, relate to the emotional qualities of awe and love, which we read about in the Zohar:
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בַּזֹּהַר הַקָּדֹושׁ וְתִקּוּנִים בְּכַמָּה מְקוֹמוֹת,
according to what was said in the book The Zohar and in Tikunim, and in several other places.
דְּבִינָה אִיהִי תְּשׁוּבָה עִלָּאָה,
Bina is the highest repentance
See Tania, part 1, the beginning of chap. 3, as well as notes, part 1, chap. 13; part 2, ch. nine.
Two manifestations of intelligence - Hochma and Binah - are called "father" and "mother", because they generate love for Gd, fear and awe of Him. For when the mind of a rational soul goes deeper into the contemplation of God's greatness, how He fills all the worlds, and how He embraces them, and how everything before Him does not exist, a feeling of fear of the sublime arises and awakens in his mind and thought, a feeling of awe and embarrassment before His greatness, blessed, And his heart will be kindled with strong love, like embers burning, with passion, desire, longing and thirst for souls, striving for greatness Ein Sof, He is blessed.
The divine soul gathers strength and suppresses the animal soul in the source of Gvurot, which is Bina, that is, when a person reflects on the greatness of Gd, Ein Sof, He is blessed, and this gives rise to strong love, like coals glowing in his right cavity heart, and this "sitra achra" in the left cavity of the heart is suppressed in the middle, but not completely destroyed, as in the righteous.
Here the Zohar implies such an aspect of the category of Bina, which is said to be “mother” (“um”), as it is written:
"וְהָאֵם רֹבֶצֶת עַל הָאֶפְרוֹחִים" וְכוּ '.
and “the mother is sitting on the chicks, etc.”
Ki Tetsu, 22: 6. If you get a bird’s nest on the road, on any tree or on the ground with chicks or eggs, and your mother sits on chicks or eggs, then do not take the mother with her children; You must let your mother go, and you can take your children so that you feel well and your days last. “Comprehension, Bina, is the mother, and the emotions generated by knowledge are chicks, as the image in the verse hints at. Emotions are not inherent in a person, but are a product of his intellectual activity.
דְּהַיְנוּ, שֶׁעַל יְדֵי שֶׁמִּתְבּוֹנֵן בִּגְדֻלַּת ה 'בְּהַעֲמָקַת הַדַּעַת, וּמוֹלִיד מֵרוּחַ בִּינָתוֹ דְּחִילוּ וּרְחִימוּ שִׂכְלִיִּים, וּבְטוּב
This means that when a person reflects on the greatness of the Almighty very deeply and gives rise to the spirit of understanding his deeply rooted in the soul intellectual love and fear,
“Intellectual love and fear”, “dhilu urhim sekhliim” - this does not mean that the mind only reveals the initially present, natural awe and love for Gd, but it CREATES them.
“Very deeply and with the spirit of understanding” - in these emotions of trepidation and love for Gd, a person is clearly aware of the reasonable arguments disposing him to these feelings.
כְּעִנְיָן שֶׁנֶּאֱמַר: "לְאַהֲבָה אֶת ה 'אֱלֹקֶיךָ", מִשּׁוּם "כִּי הוּא חַיֶּיךָ וְכוּ',
as it is written: “And you will love Gd your Almighty”, for “He is your life, etc.”,
Dvarim, 30:20. As witnesses, I now call heaven and earth upon you: I offered you life and death, blessing and curse. Choose life, so that you and your offspring live in order to love Gd your Almighty, listening to His voice and cleaving to Him; for He is your life and the longness of your days, in which you abide on the earth, which God swore to your fathers, Abraham, Isaac, and Jacob, to give them. Here is a reasonable argument why it is necessary to love the Almighty - for “He is your life,” then it speaks of the level of love, fundamentally
У записи 4 лайков,
0 репостов,
327 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям