Тания 25 тишрея. Святое послание Глава двадцать пятая...

Тания 25 тишрея.

Святое послание

Глава двадцать пятая

Вступление:
Это послание — отголосок разногласий и дискуссий по вопросам исследования Б-жественных концепций между основоположниками и сторонниками хасидизма, с одной стороны, и противниками этого учения «миснагдим» — с другой. Со времен возникновения хасидизма, основанного Баал-Шем-Товом, он вызывал недоумение и возражения его противников в лице ученых-талмудистов и раввинов, которые опасались новых веяний в традиционном иудаизме. Возражения противников этого движения касались как теоретических концепций хасидизма, так и норм поведения, связанных с молитвой, отношением к заповедям и т. п., которые приняли на себя хасиды. Споры эти принимали довольно резкий характер и выходили за рамки интеллектуальной дискуссии. Только во втором десятилетии XIX в. они утихли и приняли более спокойную форму.
Книга Цаваат Риваш, которая состоит, в основном, из высказываний раби Исраэля Баал-Шем-Това, вызвала яростную критику со стороны «миснагедов», они считали, что в ней содержится ересь, идеи идолопоклонства и т. п. Эта книга была публично сожжена в Вильне — центре противников хасидизма, где жил Виленский Гаон, — в 5553 году (1792 г., по другим версиям, в 1793 или 1796 г. — по нееврейскому летоисчеслению) в канун праздника Песах, когда евреи сжигают остатки квасного. Одним из открытий, сделанных в Кабале Аризалем, явился процесс «цимцум» — «свертывания», «ухода в себя» Творца с целью «высвободить место» для сотворения мироздания. Смотри об этом «Врата единства и веры», гл. 7. Учители хасидизма относили слова Аризала об уходе в себя и удалении из мироздания не к Самому Творцу, а только к Его проявлению в форме бесконечного света Эйн Соф. Сам процесс удаления света, по их мнению, тоже следует понимать в переносном смысле — ведь Его свет не имеет пространственных и иных физических характеристик. Творец только скрыл его, чтобы мироздание не растворилось в нем. Сам же Он, как и Его свет, наполняет все мироздание. Противники хасидизма понимали эту доктрину Кабалы буквально. Их главное возражение против метафорического понимания ее — несовместимость Творца с низшими примитивными созданиями: как может Он находиться среди порождений нечистоты и зла, обитающих в этом мире? Всевышний представлялся им подобным Королю, который из окна своего дворца смотрит на мусорную свалку. По их мнению, Он лишь наблюдает за творениями и управляет ими со Своих высот. Проблема существования зла с давних времен волновала лучшие умы человечества. Она делится на две части — теоретическую и практическую: как образовалось зло от Б-га — абсолютного добра? В чем причина страданий невинных людей, откуда жестокость и беды в мире? В своей первой части эта проблема стоит еще более остро, если принять точку зрения учителей хасидизма на «цимцум». Если Всевышний находится везде, и даже в зле, то это означает, что Он Сам представляет Собой некий прообраз зла, — а такое невозможно себе представить. Этой проблемы и касается Алтер Ребе в настоящем послании. Оно написано, по мнению одних исследователей, в ответ на обращение «миснагедов» к автору, по мнению других — в ответ на просьбу хасидов из Вильны разъяснить им отрывок из книги Цаваат Риваш, в котором сказано, что Всевышний воплощается в зло, и который вызвал поэтому столь отрицательную реакцию «миснагедов» в Вильне.
Чтобы понять это послание, ознакомимся прежде с отрывком книги, которую Алтер Ребе здесь объясняет:
...Если некто произносит молитву и слышит, что кто-то обращается к нему, мешая сосредоточиться, пусть задастся вопросом: «Зачем Всевышний привел сюда этого человека, который своими разговорами мешает мне в час молитвы? Ведь Он контролирует поведение каждого и управляет его поступками». Духовный источник человеческой речи — Шхина, и она осенила своим присутствием язычника, воплотилась, если только про нее можно так сказать, в его речь, вложила эти слова в его уста. «Всевышний сделал это, — подумает молящийся, — рассчитывая, что я соберусь с силами служить Ему, несмотря на все помехи. Сколько же усилий я должен приложить, служа Ему в молитве, чтобы оправдать Его надежды! Особенно в том случае, если тот, кто своими речами мешает мне молиться, — язычник или шаловливый ребенок, которые делают это нарочно, — Шхина в еще большей степени ограничивает себя — если только про нее можно так сказать, — чтобы воплотиться в речь такого человека». Такое самоограничение Шхины должно еще больше воодушевить творящего молитву. Примечательно, что в самом тексте послания Алтер Ребе не приводит отрывок из книги, которую комментирует. Также он не перечисляет в начале послания и вопросы, на которые он отвечает в нем, как часто делает это в других письмах, хотя, казалось бы, так его читателям легче было понять суть рассматриваемой темы. Однако Алтер Ребе не хотел, чтобы его послание выглядело подтверждением учения Баал-Шем-Това. Не хотел даже намекать на возможные противоречия в нем. Он считал, что слова основателя хасидизма — ясная и непреложная истина и она не нуждается в его защите. У читающих это послание все вопросы будут отпадать сами собой. Такую свою позицию и совершенную преданность учению Бааль-Шем-Това Алтер Ребе на деле показал при своем аресте и заключении в Петропавловскую крепость, где буквально готов был расстаться с жизнью, но не быть отделенным, даже на миг, даже только в глазах следователей от учения своих учителей.
לְהָבִין אִמְרֵי בִינָה,
[Я пишу это послание,] «чтобы был понят глубокий смысл»
По Мишлей, 1:2. Притчи Шломо, сына Давида, короля Израиля, чтобы познать мудрость и наставление, понять глубокий смысл («имрей бина»)». Сравни с тем, что сказано в Вавилонском Талмуде в трактате Шабат, 104а: «Буквы Алеф-Бейт — это «алеф бина» («изучение мудрости»). Объясняет Раши там, что это означает изучение Торы.
מַה שֶׁכָּתוּב בַּסֵּפֶר הַנִּקְרָא "צַוָּאַת רִיבַ"שׁ",
слов [Торы], приведенных в книге, называющейся «Цаваат Риваш»
Сокращение от «Завещание («цаваат») Раби Исраэля Баал-Шем-Това»,
הֲגַם שֶׁבֶּאֱמֶת אֵינָהּ צַוָּאָתוֹ כְּלָל, וְלֹא צִוָּה כְּלָל לִפְנֵי פְּטִירָתוֹ,
хотя на самом деле она не является его завещанием и он вообще не составил никакого завещания перед своим уходом.
רַק הֵם לִקּוּטֵי אִמְרוֹתָיו הַטְּהוֹרוֹת,
Эта книга представляет собой собрание его высказываний кристальной чистоты [«теорот»]
«Чиста» — так сказано о душе: «Нешама, которую Ты дал мне — чиста («теора») она. Это уровень души, который соответствует высочайшему духовному миру Ацилут. Также «чистота» нужно понимать в контексте фразы Торы: «И взошел Моше и Аарон, Надав и Авиу, и семьдесят из старейшин Израиля, и видели они Б-га Израиля, и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо, по чистоте». (Мишпатим, 24:9).
שֶׁלִּקְּטוּ לְקוּטֵי בָּתַר לְקוּטֵי,
причем собирали их разные люди.
Буквально «сборник за сборником». Алтер Ребе использует фразу из Вавилонского Талмуда, трактат Таанит. 6б, хотя там она приводится в ином контексте.
וְלֹא יָדְעוּ לְכַוֵּן הַלָּשׁוֹן עַל מַתְכֻּנְתֹּו,
И они не сумели найти адекватные термины,
Составители этой книги, изданной в их переводе на древнееврейском языке не смогли правильно передать мысли Баал-Шем-Това, излагавшихся им на идиш, как это будет объяснено ниже.
אַךְ הַמְּכֻוָּן הוּא אֱמֶת לַאֲמִתּוֹ.
однако идеи содержат в себе безусловные истины.
Хотя изложены они не точно.
Здесь Алтер Ребе приступает к объяснению отрывка из книги Цаваат Риваш, гл. 120.
וְהוּא, בְּהַקְדִּים מַאֲמַר רַזַ"ל: "כָּל הַכּוֹעֵס כְּאִלּוּ עוֹבֵד עַכּוּ"ם וְכוּ'",
Прежде [чем приступить к анализу этого отрывка,] необходимо разъяснить сказанное нашими учителями: «Каждый, кто дает волю гневу, как-бы занимается идолопоклонством».
Зоар, часть 1, стр. 27б; Рамбам, Мишне Тора, книга Мада, Законы о верованиях («деот»), 2:3. Сказанное не означает, что тот, кто гневается, вообще не верит в существование Творца. Проявляя гнев, человек тем самым выказывает свое неверие в абсолютную власть Всевышнего в физическом мире, считая себя оставленным Им на произвол беззакония. Идолопоклонники тоже уверены, что Всевышний покинул этот мир.
וְהַטַּעַם מוּבָן לְיוֹדְעֵי בִּינָה,
Причина такого сравнения ясна тем, кому известна Бина
Кому известны проявления сфиры Бина в интеллекте человека, соответствующие способности к анализу и обобщению. Так объясняются эти слова в комментариях к книге Тания «Ликутей Леви-Ицхак» раби Леви-Ицхака Шнеерсона, благословенной памяти, отца Любавичского Ребе Шлита (да не будут упомянуты живые с усопшими), раввина города Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Он поясняет, что согласно Кабале, тот, кто постиг суть сфиры Бина, не может гневаться.
לְפִי שֶׁבְּעֵת כַּעֲסוֹ נִסְתַּלְּקָה מִמֶּנּוּ הָאֱמוּנָה;
когда человек гневается, его покидает вера [«эмуна»]
Его душу покидает откровение Всевышнего, благодаря которому в ней возникает вера в Него и вера в то, что Он управляет мирозданием по принципу «ашгаха пратит», т. е. следит за каждой деталью творения в отдельности и все, что с ней происходит, происходит с Его ведома.
כִּי אִלּוּ הָיָה מַאֲמִין שֶׁמֵּאֵת ה' הָיְתָה זֹאת לוֹ
Если бы он верил, что «по воле Б-га произошло то, [что вызвало его гнев]»,
По Теилим, 118:23. «По воле Б-га произошло это, дивно это в глазах наших». Все слова или поступки других людей, которые заставили его гневаться, исходили от Б-га.
לֹא הָיָה בְּכַעַס כְּלָל.
он совершенно не впал бы в ярость.
У него не было бы никакого гнева по отношению к тем, кто сказал эти слова или совершил эти поступки.
וְאַף שֶׁבֶּן אָדָם שֶׁהוּא בַּעַל בְּחִירָה מְקַלְּלוֹ אוֹ מַכֵּהוּ אוֹ מַזִּיק מָמוֹנוֹ, וּמִתְחַיֵּב בְּדִינֵי אָדָם וּבְדִינֵי שָׁמַיִם עַל רֹעַ בְּחִירָתוֹ
И если кто-то оскорбил его словом или действием или нанес ему материальный ущерб, то хотя обидчик и обладает свободой воли и [поэтому] несет ответственность [за свои поступки] по законам человеческим и небесным, избрав [путь] зла,
Нельзя конечно заключить, что этот человек не виновен, поскольку лишь выполняет миссию, для которой его избрал Всевышний, чтобы выполнить задуманный Им некий план мироздания. Подтверждается это тем, чт
Tania 25 tishreya.

Holy message

Chapter twenty five

Introduction:
This message is an echo of disagreements and discussions on the study of Divine concepts between the founders and supporters of Hasidism, on the one hand, and opponents of this “misnagdim” teaching, on the other. Since the rise of Hasidism, founded by the Baal Shem Tov, it has puzzled and objected its opponents in the form of Talmudic scholars and rabbis, who were afraid of new trends in traditional Judaism. The objections of the opponents of this movement concerned both the theoretical concepts of Hasidism and the norms of behavior associated with prayer, attitude to the commandments, etc., adopted by the Hasidim. These disputes took on a rather sharp character and went beyond the scope of intellectual discussion. Only in the second decade of the XIX century. they calmed down and took a calmer form.
The book of Tsavaat Rivash, which consists mainly of the statements of Rabbi Yisrael Baal Shem Tov, provoked fierce criticism from the “Misnadis”, they believed that it contained heresy, ideas of idolatry, etc. This book was publicly burned. in Vilna, the center of the opponents of Hasidism, where Vilensky Gaon lived, in 5553 (1792, according to other versions, according to non-Jewish reckoning in 1793 or 1796) on the eve of Passover, when Jews burn the remains of leaven. One of the discoveries made in Kabbalah by Arizal was the process of “tzimtzum” - “coagulation”, “withdrawal” of the Creator in order to “make way” for the creation of the universe. Look at this “The Gate of Unity and Faith,” ch. 7. The teachers of Hasidism attributed the words of Arizal about withdrawal into oneself and removal from the universe not to the Creator Himself, but only to His manifestation in the form of infinite light Ein Sof. The process of removal of light, in their opinion, should also be understood in a figurative sense - because His light has no spatial and other physical characteristics. The Creator only hid it so that the universe would not dissolve in it. He himself, like His light, fills the whole universe. Opponents of Hasidism understood this doctrine of Kabbalah literally. Their main objection to a metaphorical understanding of it is the Creator’s incompatibility with lower primitive creatures: how can He be among the creatures of impurity and evil that inhabit this world? The Almighty seemed to them like the King, who from the window of his palace looks at the garbage dump. In their opinion, He only observes the creatures and manages them from His heights. The problem of the existence of evil has long worried the best minds of mankind. It is divided into two parts - theoretical and practical: how was evil formed from Gd - absolute good? What is the cause of the suffering of innocent people, where does the cruelty and misfortune in the world come from? In its first part, this problem is even more acute if we take the point of view of Hasidism teachers on “Tzimtzum”. If the Almighty is everywhere, and even in evil, then this means that He Himself represents a certain type of evil - and this is impossible to imagine. This problem also concerns Alter Rebbe in the present message. It was written, according to some scholars, in response to the appeal of the “Misnageds” to the author, in the opinion of others, in response to the request of the Hasidim from Vilna to explain to them an excerpt from the book of Tsavaat Rivash, which says that the Most High is incarnated into evil, and which caused therefore, such a negative reaction of the "Misnadis" in Vilna.
To understand this message, let us first familiarize ourselves with a passage in a book that Alter Rebbe explains here:
... If someone says a prayer and hears that someone is turning to him, making it difficult for him to concentrate, let him ask the question: “Why did the Almighty bring this person here who, with his conversations, bothers me at the hour of prayer? After all, He controls the behavior of everyone and controls his actions. ” The spiritual source of human speech is Shekhinah, and she overshadowed her pagan presence, embodied, if only about her, so to speak, in his speech, put these words into his mouth. “The Almighty did this,” the prayer will think, “hoping that I will gather my strength to serve Him, despite all the obstacles. How much effort I must exert while serving Him in prayer to justify His hopes! Especially if the one who prevents me from praying with her speeches — a pagan or a playful child who does this on purpose — Shekhina limits herself even more — if only about her, so to speak — to translate such a person’s speech ". Such self-restraint of the Shekhinah should further inspire the creator of prayer. It is noteworthy that in the text of the message Alter Rebbe does not cite an excerpt from the book he is commenting on. Also, he does not list at the beginning of the message the questions to which he answers in it, as he often does in other letters, although, it would seem, it was easier for his readers to understand the essence of the topic under discussion. However, Alter Rebbe did not want his message to appear as confirmation of the teachings of the Baal Shem Tov. I didn’t even want to hint at possible contradictions in it. He believed that the words of the founder of Hasidism are a clear and immutable truth and that it does not need
У записи 3 лайков,
0 репостов,
254 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям