Продолжение Тании:
Относительно того, что мы сказали выше о природе воды разливаться, что это отдельное творение, но не нечто присущее воде по определению: Предположим, что при сотворении некоей реальности воды, обязательно она будет обладать природой стекать сверху вниз. Подобно свойству объектов занимать место в пространстве. Ведь это их изначальное свойство, которое не было необходимости творить отдельно по принципу «Нечто из Ничто». Но каждый сотворенный объект по определению уже обладает такой природой. Однако свойство воды растекаться вокруг, занимая свободное пространство — другое. Сама эта природа воды — это творение по принципу «йеш ми-аин». Поэтому Алтер Ребе немедленно ссылается на то, что существуют творения, типа стен, скал, которые стоят сами по себе, не нуждаясь при этом в каких-либо сил, поддерживающих в них это свойство.
שֶׁהֲרֵי חוֹמַת אֲבָנִים נִצֶּבֶת מֵעַצְמָהּ בְּלִי רוּחַ,
ведь каменная стена сохраняет свою устойчивость без никакой помощи ветра,
רַק שֶׁטֶּבַע הַמַּיִם אֵינוֹ כֵּן.
но вода таким свойством не обладает.
И все же, чтобы изменить это относительное свойство жидкости, понадобилось непрерывающееся воздействие силы Творца.
Если же вода обладает свойством не стоять твердо, но стекать сверху вниз, то в воде само это свойство является творением по принципу «Нечто из Ничто», «йеш ми-аин».
Таким образом, Б-жественная сила внутри этого восточного ветра, не должна была создавать принципиально новую реальность «йеш ми-аин», то, чего прежде не существовало у творений. Но только заменить одну реальность «йеш», на другую — природу течь, на природу стоять, как стена. Тем не менее, в этом есть невиданное чудо, настолько, что постоянное присутствие творящей силы внутри этого — обязательно, иначе чудо просто прекратит свое существование. Исходя из этого, непрекращающееся ни на мгновение присутствие Б-жественной творящей силы внутри творений обязательно в несравненно большей степени. Чтобы они оставались в категории сотворенного «йеш» и не возносились назад к своему источнику, как до сотворения.
Следовательно, также согласно ошибочному сравнению, которое пытались проводить некоторые философы от иудаизма, уподобляя творение Неба и Земли («йеш ми-аин») с творениями рук человеческих, которое всего лишь «йеш ми-йеш», также по их логике они должны были бы придти к другому выводу. Даже при замене одной, уже существующей реальности «йеш», другим уже существующим «йеш», замена, которая для некоей данной ситуации не свойственна и нова (подобно замене свойства воды разливаться свойством стоять как стена) — даже в этом случае наличие силы, которая бы постоянно поддерживала эту замену, обязательно! Одно это уже само собой доказывает, что Б-жественная сила, сотворившая мироздание, обязана всегда пребывать внутри творений и создавать их беспрерывно. Выходит, что помимо своей фатальной ошибки в проведении вышеуказанной ложной аналогии, эти философы также заблуждаются относительно того, что создающая принципиально новые, невиданные доселе, изменения сила не обязано должна перманентно находиться внутри этого чуда. И, коль скоро, при рассечении Тростникового моря, когда одно существующее свойство воды, было лишь заменено на другое, также, в принципе, существующее в природе свойство и, тем не менее, потребовалось, чтобы сила, вызывающая эту подмену не прекращала ни на мгновение своего активного влияния — тем более при сотворении из абсолютного Ничто, как будет показано ниже.
וְכָל שֶׁכֵּן וְקַל וָחֹמֶר בִּבְרִיאַת יֵשׁ מֵאַיִן, שֶׁהִיא לְמַעְלָה מֵהַטֶּבַע, וְהַפְלֵא וָפֶלֶא יוֹתֵר מִקְּרִיעַת יָם סוּף,
Оно тем более необходимо, [когда речь идет о кардинальном изменении]: сотворении Нечто из Ничто; [такой акт] полностью лишен каких бы то ни было предпосылок, и если чудо рассечения Тростникового моря, совершенно выходящее за рамки природы [человеку трудно осмыслить], то [акт творения] и подавно не постижим разумом, но величайшее чудо из чудес.
עַל אַחַת כַּמָּה וְכַמָּה שֶׁבְּהִסְתַּלְּקוּת חָס וְשָׁלוֹם כֹּחַ הַבּוֹרֵא יֵשׁ מֵאַיִן מִן הַנִּבְרָא יָשׁוּב הַנִּבְרָא לְאַיִן וָאֶפֶס מַמָּשׁ,
Можно с уверенностью сказать, что прекращение действия в творениях Всевышнего Его созидательной силы, способной превращать Ничто в Нечто, возвратит их в Ничто, в абсолютное небытие.
Возвращение к своему источнику, в категорию «аин».
אֶלָּא צָרִיךְ לִהְיֹות כֹּחַ הַפֹּעַל בַּנִּפֹּעֵל תָּמִיד, לְהַחֲיוֹתוֹ וּלְקַיְּמוֹ,
Поэтому созидательная сила Творца должна постоянно проявлять себя в сотворенном и поддерживать его существование, являясь внутренней движущей силой существования каждого создания.
Так называемая сила «поэль бе-нифаль».
וּבְחִינָה זוֹ הוּא "דְּבַר ה'" וְ"רוּחַ פִּיו" שֶׁבַּעֲשָׂרָה מַאֲמָרֹות שֶׁבָּהֶן נִבְרָא הָעוֹלָם,
Этот [аспект силы Всевышнего] и есть «слово Б-га и дыхание уст Его», воплотившиеся в десяти речениях, посредством которых и был сотворен мир.
Поэтому сказано королем Давидом в Теилим (119:89): «Навеки, Б-же, СЛОВО Твое стоит в небесах». Слово, «дибур» — это Б-жественная сила, создавшая творения, — оно всегда обязано находится внутри творений вызывая их заново к существованию и наделяя их жизнью.
И хотя в Десяти речениях, которые записаны в Торе, не упоминаются все творения, как же мы можем утверждать, что в каждом творении присутствуют буквы десяти Б-жественных речений Торы? Жизненная сила сообщается каждому творению с помощью сочетаний и смен букв, источник которых в Десяти Речениях. Буквы одна может заменять другую: например буква Алеф заменяется буковой Хей, поскольку обе они имеют один источник звукоизвлечения и т. п. Буквы, составляющие Б-жественный созидающие речения, подвергаются перестановкам при «прохождении 231 врат» в прямом и обратном порядке — это всевозможные сочетания букв еврейского алфавита. (Если представить себе все двухбуквенные комбинации всех 22 букв, — это составит 462 варианта, причем половина из них — противоположные комбинации тех же букв, например «алеф» - «бейт» — «бейт» - «алеф», «гимел» - «далет» — «далет» - «гимел» и т. д. Таким образом, существует 231 вариант комбинаций из двух букв в прямом и обратном порядке). Комбинаций и перестановок букв, в соответствии с определенными закономерностями, может быть бесконечное множество, что служит основой создания бесконечно разнообразного мира. Это нисхождение букв происходит до тех пор, пока они не спускаются вниз из Десяти речений, так, что из них образуются названия всего многообразия творения. Подробно об этом во второй главе «Шаар йихуд ве-а эмуна». Тот набор букв, спустившихся из Десяти речений, сочетание которых образовывает название творения на святом языке — это его духовная составляющая. Это поступенное нисхождение необходимо, ибо отдельно взятые творения, (а не такие обобщающие, как Небеса, Земля или Солнце и Луна), не могут быть оживлены непосредственно Десятью речениями Торы, поскольку их сила слишком велика, чтобы стать жизненностью оживляющей частные творения.
וַאֲפִלּוּ אֶרֶץ הַלָּזֹו הַגַּשְׁמִית וּבְחִינַת דּוֹמֵם שֶׁבָּהּ
Все это справедливо даже для физического мира и для самого низшего в нем уровня бытия — неорганической природы [категория «домем»]:
Категория «домем», буквально «сфера безмолвия», — одна из четырех категорий: «безмолвие» — неодушевленная природа, «растущие», «цомеах» — растительный мир, «живые», «хай» — животный мир и «говорящие», «медабер» — мир человеческий.
Творения «домем» носят такое название поскольку это неподвижные творения, в которых не заметен никакой проблеск жизни, движения, души. Даже такой жизни, как у растений, которые не двигаются, но растут. Однако в «домем» — только физическая материя. Тем не менее, также в «домем» присутствует всегда Б-жественная сила, которая его творит.
חַיּוּתָן וְקִיּוּמָן הוּא "דְּבַר ה'" מִעֲשָׂרָה מַאֲמָרֹות הַמְּלֻבָּשׁ בָּהֶן וּמְקַיְּמָן לִהְיוֹת דּוֹמֵם וְ"יֵשׁ" מֵ"אַיִן", וְלֹא יַחְזְרוּ לְאַיִן וָאֶפֶס מַמָּשׁ כְּשֶׁהָיוּ.
все явления, происходящие в ней, и само ее существование [возможны лишь благодаря энергии, заключенной] в «слове Б-га и дыхании уст Его», составляющих соответствующую часть десяти речений, и воплощающейся в творениях, превращая их из Ничто в Нечто на уровне неорганической природы. [А так как творение — непрекращающийся процесс], это Нечто не обращается вновь в Ничто, не уходит в небытие, в прежнее [небытие].
Иначе все было бы обращено в ничто, совершенно так же, как было до шести дней творения. Ведь тогда вообще не было никакого понятия о Земле, так же и в этом случае — само понятие о существовании ее исчезнет.
וְזֶהוּ שֶׁכָּתַב הָאֲרִ"י זַ"ל, שֶׁגַּם בַּדּוֹמֵם כַּאֲבָנִים וְעָפָר וּמַיִם, יֵשׁ בָּהֶם בְּחִינַת נֶפֶשׁ וְחַיּוּת רוּחֲנִיִּית.
Сказанное выше объясняет слова раби Ицхака Лурии, записанные его учениками, о том, что даже в неорганических веществах [из области неживой материи «домем»] — минералах, почве, воде — присутствуют некие аспекты души и внутренней жизненности.
На первый взгляд, это утверждение непонятно — в неорганической материи мы не видим никаких признаков жизни, даже таких, какие есть у растений. Она выглядит полностью неодушевленной. Однако согласно учению Баал-Шем-Това, творящее слово Всевышнего вызывает к жизни все создания, не оставаясь для них при этом недоступным, — оно нисходит на уровень творений, становясь их внутренним содержанием — душой — и сообщает им духовность. Очевидно, именно эти категории имел в виду Аризал.
[В воплощении речи Всевышнего в мироздание три стадии: в высших творениях — в Небесах — она проявляется в полной форме; в земном шаре со всеми его обитателями как единое целое — в более скрытом виде; в отдельных творениях на земле — в еще более скрытой форме. Поэтому и возникают различные теории о происхождении видов].
Относительно того, что мы сказали выше о природе воды разливаться, что это отдельное творение, но не нечто присущее воде по определению: Предположим, что при сотворении некоей реальности воды, обязательно она будет обладать природой стекать сверху вниз. Подобно свойству объектов занимать место в пространстве. Ведь это их изначальное свойство, которое не было необходимости творить отдельно по принципу «Нечто из Ничто». Но каждый сотворенный объект по определению уже обладает такой природой. Однако свойство воды растекаться вокруг, занимая свободное пространство — другое. Сама эта природа воды — это творение по принципу «йеш ми-аин». Поэтому Алтер Ребе немедленно ссылается на то, что существуют творения, типа стен, скал, которые стоят сами по себе, не нуждаясь при этом в каких-либо сил, поддерживающих в них это свойство.
שֶׁהֲרֵי חוֹמַת אֲבָנִים נִצֶּבֶת מֵעַצְמָהּ בְּלִי רוּחַ,
ведь каменная стена сохраняет свою устойчивость без никакой помощи ветра,
רַק שֶׁטֶּבַע הַמַּיִם אֵינוֹ כֵּן.
но вода таким свойством не обладает.
И все же, чтобы изменить это относительное свойство жидкости, понадобилось непрерывающееся воздействие силы Творца.
Если же вода обладает свойством не стоять твердо, но стекать сверху вниз, то в воде само это свойство является творением по принципу «Нечто из Ничто», «йеш ми-аин».
Таким образом, Б-жественная сила внутри этого восточного ветра, не должна была создавать принципиально новую реальность «йеш ми-аин», то, чего прежде не существовало у творений. Но только заменить одну реальность «йеш», на другую — природу течь, на природу стоять, как стена. Тем не менее, в этом есть невиданное чудо, настолько, что постоянное присутствие творящей силы внутри этого — обязательно, иначе чудо просто прекратит свое существование. Исходя из этого, непрекращающееся ни на мгновение присутствие Б-жественной творящей силы внутри творений обязательно в несравненно большей степени. Чтобы они оставались в категории сотворенного «йеш» и не возносились назад к своему источнику, как до сотворения.
Следовательно, также согласно ошибочному сравнению, которое пытались проводить некоторые философы от иудаизма, уподобляя творение Неба и Земли («йеш ми-аин») с творениями рук человеческих, которое всего лишь «йеш ми-йеш», также по их логике они должны были бы придти к другому выводу. Даже при замене одной, уже существующей реальности «йеш», другим уже существующим «йеш», замена, которая для некоей данной ситуации не свойственна и нова (подобно замене свойства воды разливаться свойством стоять как стена) — даже в этом случае наличие силы, которая бы постоянно поддерживала эту замену, обязательно! Одно это уже само собой доказывает, что Б-жественная сила, сотворившая мироздание, обязана всегда пребывать внутри творений и создавать их беспрерывно. Выходит, что помимо своей фатальной ошибки в проведении вышеуказанной ложной аналогии, эти философы также заблуждаются относительно того, что создающая принципиально новые, невиданные доселе, изменения сила не обязано должна перманентно находиться внутри этого чуда. И, коль скоро, при рассечении Тростникового моря, когда одно существующее свойство воды, было лишь заменено на другое, также, в принципе, существующее в природе свойство и, тем не менее, потребовалось, чтобы сила, вызывающая эту подмену не прекращала ни на мгновение своего активного влияния — тем более при сотворении из абсолютного Ничто, как будет показано ниже.
וְכָל שֶׁכֵּן וְקַל וָחֹמֶר בִּבְרִיאַת יֵשׁ מֵאַיִן, שֶׁהִיא לְמַעְלָה מֵהַטֶּבַע, וְהַפְלֵא וָפֶלֶא יוֹתֵר מִקְּרִיעַת יָם סוּף,
Оно тем более необходимо, [когда речь идет о кардинальном изменении]: сотворении Нечто из Ничто; [такой акт] полностью лишен каких бы то ни было предпосылок, и если чудо рассечения Тростникового моря, совершенно выходящее за рамки природы [человеку трудно осмыслить], то [акт творения] и подавно не постижим разумом, но величайшее чудо из чудес.
עַל אַחַת כַּמָּה וְכַמָּה שֶׁבְּהִסְתַּלְּקוּת חָס וְשָׁלוֹם כֹּחַ הַבּוֹרֵא יֵשׁ מֵאַיִן מִן הַנִּבְרָא יָשׁוּב הַנִּבְרָא לְאַיִן וָאֶפֶס מַמָּשׁ,
Можно с уверенностью сказать, что прекращение действия в творениях Всевышнего Его созидательной силы, способной превращать Ничто в Нечто, возвратит их в Ничто, в абсолютное небытие.
Возвращение к своему источнику, в категорию «аин».
אֶלָּא צָרִיךְ לִהְיֹות כֹּחַ הַפֹּעַל בַּנִּפֹּעֵל תָּמִיד, לְהַחֲיוֹתוֹ וּלְקַיְּמוֹ,
Поэтому созидательная сила Творца должна постоянно проявлять себя в сотворенном и поддерживать его существование, являясь внутренней движущей силой существования каждого создания.
Так называемая сила «поэль бе-нифаль».
וּבְחִינָה זוֹ הוּא "דְּבַר ה'" וְ"רוּחַ פִּיו" שֶׁבַּעֲשָׂרָה מַאֲמָרֹות שֶׁבָּהֶן נִבְרָא הָעוֹלָם,
Этот [аспект силы Всевышнего] и есть «слово Б-га и дыхание уст Его», воплотившиеся в десяти речениях, посредством которых и был сотворен мир.
Поэтому сказано королем Давидом в Теилим (119:89): «Навеки, Б-же, СЛОВО Твое стоит в небесах». Слово, «дибур» — это Б-жественная сила, создавшая творения, — оно всегда обязано находится внутри творений вызывая их заново к существованию и наделяя их жизнью.
И хотя в Десяти речениях, которые записаны в Торе, не упоминаются все творения, как же мы можем утверждать, что в каждом творении присутствуют буквы десяти Б-жественных речений Торы? Жизненная сила сообщается каждому творению с помощью сочетаний и смен букв, источник которых в Десяти Речениях. Буквы одна может заменять другую: например буква Алеф заменяется буковой Хей, поскольку обе они имеют один источник звукоизвлечения и т. п. Буквы, составляющие Б-жественный созидающие речения, подвергаются перестановкам при «прохождении 231 врат» в прямом и обратном порядке — это всевозможные сочетания букв еврейского алфавита. (Если представить себе все двухбуквенные комбинации всех 22 букв, — это составит 462 варианта, причем половина из них — противоположные комбинации тех же букв, например «алеф» - «бейт» — «бейт» - «алеф», «гимел» - «далет» — «далет» - «гимел» и т. д. Таким образом, существует 231 вариант комбинаций из двух букв в прямом и обратном порядке). Комбинаций и перестановок букв, в соответствии с определенными закономерностями, может быть бесконечное множество, что служит основой создания бесконечно разнообразного мира. Это нисхождение букв происходит до тех пор, пока они не спускаются вниз из Десяти речений, так, что из них образуются названия всего многообразия творения. Подробно об этом во второй главе «Шаар йихуд ве-а эмуна». Тот набор букв, спустившихся из Десяти речений, сочетание которых образовывает название творения на святом языке — это его духовная составляющая. Это поступенное нисхождение необходимо, ибо отдельно взятые творения, (а не такие обобщающие, как Небеса, Земля или Солнце и Луна), не могут быть оживлены непосредственно Десятью речениями Торы, поскольку их сила слишком велика, чтобы стать жизненностью оживляющей частные творения.
וַאֲפִלּוּ אֶרֶץ הַלָּזֹו הַגַּשְׁמִית וּבְחִינַת דּוֹמֵם שֶׁבָּהּ
Все это справедливо даже для физического мира и для самого низшего в нем уровня бытия — неорганической природы [категория «домем»]:
Категория «домем», буквально «сфера безмолвия», — одна из четырех категорий: «безмолвие» — неодушевленная природа, «растущие», «цомеах» — растительный мир, «живые», «хай» — животный мир и «говорящие», «медабер» — мир человеческий.
Творения «домем» носят такое название поскольку это неподвижные творения, в которых не заметен никакой проблеск жизни, движения, души. Даже такой жизни, как у растений, которые не двигаются, но растут. Однако в «домем» — только физическая материя. Тем не менее, также в «домем» присутствует всегда Б-жественная сила, которая его творит.
חַיּוּתָן וְקִיּוּמָן הוּא "דְּבַר ה'" מִעֲשָׂרָה מַאֲמָרֹות הַמְּלֻבָּשׁ בָּהֶן וּמְקַיְּמָן לִהְיוֹת דּוֹמֵם וְ"יֵשׁ" מֵ"אַיִן", וְלֹא יַחְזְרוּ לְאַיִן וָאֶפֶס מַמָּשׁ כְּשֶׁהָיוּ.
все явления, происходящие в ней, и само ее существование [возможны лишь благодаря энергии, заключенной] в «слове Б-га и дыхании уст Его», составляющих соответствующую часть десяти речений, и воплощающейся в творениях, превращая их из Ничто в Нечто на уровне неорганической природы. [А так как творение — непрекращающийся процесс], это Нечто не обращается вновь в Ничто, не уходит в небытие, в прежнее [небытие].
Иначе все было бы обращено в ничто, совершенно так же, как было до шести дней творения. Ведь тогда вообще не было никакого понятия о Земле, так же и в этом случае — само понятие о существовании ее исчезнет.
וְזֶהוּ שֶׁכָּתַב הָאֲרִ"י זַ"ל, שֶׁגַּם בַּדּוֹמֵם כַּאֲבָנִים וְעָפָר וּמַיִם, יֵשׁ בָּהֶם בְּחִינַת נֶפֶשׁ וְחַיּוּת רוּחֲנִיִּית.
Сказанное выше объясняет слова раби Ицхака Лурии, записанные его учениками, о том, что даже в неорганических веществах [из области неживой материи «домем»] — минералах, почве, воде — присутствуют некие аспекты души и внутренней жизненности.
На первый взгляд, это утверждение непонятно — в неорганической материи мы не видим никаких признаков жизни, даже таких, какие есть у растений. Она выглядит полностью неодушевленной. Однако согласно учению Баал-Шем-Това, творящее слово Всевышнего вызывает к жизни все создания, не оставаясь для них при этом недоступным, — оно нисходит на уровень творений, становясь их внутренним содержанием — душой — и сообщает им духовность. Очевидно, именно эти категории имел в виду Аризал.
[В воплощении речи Всевышнего в мироздание три стадии: в высших творениях — в Небесах — она проявляется в полной форме; в земном шаре со всеми его обитателями как единое целое — в более скрытом виде; в отдельных творениях на земле — в еще более скрытой форме. Поэтому и возникают различные теории о происхождении видов].
Continuation of Tania:
Regarding what we said above about the nature of water, it is a separate creation, but not something inherent in water by definition: Suppose that when some reality of water is created, it will necessarily have the nature to flow downward. Like the property of objects to occupy a place in space. After all, this is their original property, which was not necessary to create separately on the principle of "Something from Nothing." But each created object, by definition, already has such a nature. However, the property of water spreading around, occupying free space, is different. This very nature of water is a creation according to the principle of yes-mi-ain. Therefore, Alter Rebbe immediately refers to the fact that there are creations, such as walls, rocks, which stand on their own, without needing any forces to support this property in them.
שֶׁהֲרֵי חוֹמַת אֲבָנִים נִצֶּבֶת מֵעַצְמָהּ בְּלִי רוּחַ,
because the stone wall remains stable without any help from the wind,
רַק שֶׁטֶּבַע הַמַּיִם אֵינוֹ כֵּן.
but water does not have this property.
And yet, in order to change this relative property of the fluid, the uninterrupted influence of the Creator's force was required.
If water has the property of not standing firmly, but flowing from top to bottom, then in water this property itself is a creation according to the principle of "Something from Nothing," "yes mi-ain."
Thus, the Divine power within this east wind was not supposed to create a fundamentally new reality, yes mi-ain, something that did not exist before in creations. But only to replace one reality "Yesh", with another - the nature flows, with nature stand like a wall. Nevertheless, there is an unprecedented miracle in this, so much so that the constant presence of creative power within it is necessary, otherwise the miracle will simply cease to exist. Proceeding from this, the uninterrupted presence for a moment of the Divine creative force within the creations is necessarily to an incomparably greater degree. So that they remain in the category of “Yesh” created and do not ascend back to their source, as before creation.
Consequently, also according to the erroneous comparison that some philosophers tried to draw from Judaism, likening the creation of Heaven and Earth ("Yes mi-ain") with the creations of human hands, which is just "Yes mi-yesh", also according to their logic they should to come to a different conclusion. Even when replacing one already existing reality “yes” with another already existing “yes”, a replacement that is not peculiar to a given situation and is new (like replacing the property of water to spill with the property of standing like a wall) - even in this case there is a force that I would constantly support this replacement, be sure! This alone proves by itself that the Divine power that created the universe is obliged to always remain inside the creations and create them continuously. It turns out that in addition to their fatal mistake in making the above false analogy, these philosophers are also mistaken about the fact that the force creating fundamentally new, unprecedented, changes must not permanently be inside this miracle. And, as soon as, when the Reed Sea was cut, when one existing property of water was only replaced by another, also, in principle, an existing property in nature, and, nevertheless, it was required that the force causing this substitution does not stop for a moment its active influence - especially when created from absolute Nothing, as will be shown below.
וְכָל שֶׁכֵּן וְקַל וָחֹמֶר בִּבְרִיאַת יֵשׁ מֵאַיִן, שֶׁהִיא לְמַעְלָה מֵהַטֶּבַע, וְהַפְלֵא וָפֶלֶא יוֹתֵר מִקְּרִיעַת יָם סוּף,
It is all the more necessary [when it comes to a fundamental change]: the creation of Something from Nothing; [such an act] is completely devoid of any prerequisites, and if the miracle of cutting the Reed Sea, completely beyond the scope of nature [it is difficult for a person to comprehend], then [the act of creation] is even more incomprehensible by reason, but the greatest miracle of miracles.
עַל אַחַת כַּמָּה וְכַמָּה שֶׁבְּהִסְתַּלְּקוּת חָס וְשָׁלוֹם כֹּחַ הַבּוֹרֵא יֵשׁ מֵאַיִן מִן הַנִּבְרָא יָשׁוּב הַנִּבְרָא לְאַיִן וָאֶפֶס מַמָּשׁ,
It is safe to say that the cessation of action in the creation of the Almighty of His creative power, capable of turning Nothing into Something, will return them to Nothing, into absolute non-existence.
Return to your source, in the category “Ain.”
אֶלָּא צָרִיךְ לִהְיֹות כֹּחַ הַפֹּעַל בַּנִּפֹּעֵל תָּמִיד, לְהַחֲיוֹתוֹ וּלְקַיְּמוֹ,
Therefore, the creative power of the Creator must constantly manifest itself in the created and maintain its existence, being the internal driving force of the existence of each creature.
The so-called power of "the poet be-nifal."
וּבְחִינָה זוֹ הוּא "דְּבַר ה '" וְ"רוּחַ פִּיו "שֶׁבַּעֲשָׂרָה מַאֲמָרֹות שֶׁבָּהֶן נִבְרָא הָעוֹלָם,
This [aspect of the power of the Most High] is “the word of God and the breath of His mouth”, embodied in ten sayings, through which the world was created.
Therefore, it was said by King David in Theilim (119: 89): “Forever, God, Your WORD is in heaven.” The word “dibur” is a Divine power that created creations,
Regarding what we said above about the nature of water, it is a separate creation, but not something inherent in water by definition: Suppose that when some reality of water is created, it will necessarily have the nature to flow downward. Like the property of objects to occupy a place in space. After all, this is their original property, which was not necessary to create separately on the principle of "Something from Nothing." But each created object, by definition, already has such a nature. However, the property of water spreading around, occupying free space, is different. This very nature of water is a creation according to the principle of yes-mi-ain. Therefore, Alter Rebbe immediately refers to the fact that there are creations, such as walls, rocks, which stand on their own, without needing any forces to support this property in them.
שֶׁהֲרֵי חוֹמַת אֲבָנִים נִצֶּבֶת מֵעַצְמָהּ בְּלִי רוּחַ,
because the stone wall remains stable without any help from the wind,
רַק שֶׁטֶּבַע הַמַּיִם אֵינוֹ כֵּן.
but water does not have this property.
And yet, in order to change this relative property of the fluid, the uninterrupted influence of the Creator's force was required.
If water has the property of not standing firmly, but flowing from top to bottom, then in water this property itself is a creation according to the principle of "Something from Nothing," "yes mi-ain."
Thus, the Divine power within this east wind was not supposed to create a fundamentally new reality, yes mi-ain, something that did not exist before in creations. But only to replace one reality "Yesh", with another - the nature flows, with nature stand like a wall. Nevertheless, there is an unprecedented miracle in this, so much so that the constant presence of creative power within it is necessary, otherwise the miracle will simply cease to exist. Proceeding from this, the uninterrupted presence for a moment of the Divine creative force within the creations is necessarily to an incomparably greater degree. So that they remain in the category of “Yesh” created and do not ascend back to their source, as before creation.
Consequently, also according to the erroneous comparison that some philosophers tried to draw from Judaism, likening the creation of Heaven and Earth ("Yes mi-ain") with the creations of human hands, which is just "Yes mi-yesh", also according to their logic they should to come to a different conclusion. Even when replacing one already existing reality “yes” with another already existing “yes”, a replacement that is not peculiar to a given situation and is new (like replacing the property of water to spill with the property of standing like a wall) - even in this case there is a force that I would constantly support this replacement, be sure! This alone proves by itself that the Divine power that created the universe is obliged to always remain inside the creations and create them continuously. It turns out that in addition to their fatal mistake in making the above false analogy, these philosophers are also mistaken about the fact that the force creating fundamentally new, unprecedented, changes must not permanently be inside this miracle. And, as soon as, when the Reed Sea was cut, when one existing property of water was only replaced by another, also, in principle, an existing property in nature, and, nevertheless, it was required that the force causing this substitution does not stop for a moment its active influence - especially when created from absolute Nothing, as will be shown below.
וְכָל שֶׁכֵּן וְקַל וָחֹמֶר בִּבְרִיאַת יֵשׁ מֵאַיִן, שֶׁהִיא לְמַעְלָה מֵהַטֶּבַע, וְהַפְלֵא וָפֶלֶא יוֹתֵר מִקְּרִיעַת יָם סוּף,
It is all the more necessary [when it comes to a fundamental change]: the creation of Something from Nothing; [such an act] is completely devoid of any prerequisites, and if the miracle of cutting the Reed Sea, completely beyond the scope of nature [it is difficult for a person to comprehend], then [the act of creation] is even more incomprehensible by reason, but the greatest miracle of miracles.
עַל אַחַת כַּמָּה וְכַמָּה שֶׁבְּהִסְתַּלְּקוּת חָס וְשָׁלוֹם כֹּחַ הַבּוֹרֵא יֵשׁ מֵאַיִן מִן הַנִּבְרָא יָשׁוּב הַנִּבְרָא לְאַיִן וָאֶפֶס מַמָּשׁ,
It is safe to say that the cessation of action in the creation of the Almighty of His creative power, capable of turning Nothing into Something, will return them to Nothing, into absolute non-existence.
Return to your source, in the category “Ain.”
אֶלָּא צָרִיךְ לִהְיֹות כֹּחַ הַפֹּעַל בַּנִּפֹּעֵל תָּמִיד, לְהַחֲיוֹתוֹ וּלְקַיְּמוֹ,
Therefore, the creative power of the Creator must constantly manifest itself in the created and maintain its existence, being the internal driving force of the existence of each creature.
The so-called power of "the poet be-nifal."
וּבְחִינָה זוֹ הוּא "דְּבַר ה '" וְ"רוּחַ פִּיו "שֶׁבַּעֲשָׂרָה מַאֲמָרֹות שֶׁבָּהֶן נִבְרָא הָעוֹלָם,
This [aspect of the power of the Most High] is “the word of God and the breath of His mouth”, embodied in ten sayings, through which the world was created.
Therefore, it was said by King David in Theilim (119: 89): “Forever, God, Your WORD is in heaven.” The word “dibur” is a Divine power that created creations,
У записи 5 лайков,
0 репостов,
201 просмотров.
0 репостов,
201 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский