Тания 15 тевета Ликутей амарим ЧАСТЬ ПЕРВАЯ פֶּרֶק...

Тания 15 тевета

Ликутей амарим

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
פֶּרֶק יב.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

רַק מִפְּנֵי שֶׁלֹּא לֹו לְבַדֹּו מִשְׁפַּט הַמְּלוּכָה וְהַמֶּמְשָׁלָה בָּעִיר
Но так как не только злу принадлежит господство и власть в «городе»,
ибо добро, которое в Б-жественной душе, также имеет свой голос в управлении телом.
אֵינֹו יָכֹול לְהֹוצִיא תַּאֲוָתֹו מִכֹּחַ אֶל הַפֹּועַל, לְהִתְלַבֵּשׁ בְּאֵבְרֵי הַגּוּף בְּמַעֲשֶׂה דִּבּוּר וּמַחֲשָׁבָה מַמָּשׁ,
оно не может осуществить свое желание в действительности, облечься в члены тела с помощью действия, речи и реальной мысли,
что означает «реальная мысль» («махшева мамаш»)?
לְהַעֲמִיק מַחֲשַׁבְתֹּו בְּתַעֲנוּגֵי עֹולָם הַזֶּה אֵיךְ לְמַלֹּאת תַּאֲוַת לְבֹּו,
остановиться мыслью на созерцании мирских удовольствий, [размышляя о том], как удовлетворить желание своего сердца,
Однако мысли, которые возникают у человека помимо его воли, поскольку он желает в сердце некую вещь, — не называются «махшева мамаш». Это — случайные мысли. Человек, в котором все еще существует страсть, не может их полностью пресечь. Однако он способен совладать с «реальной мыслью», чтобы не останавливаться на запрещенном и не размышлять о нем, как будет объяснено далее. Каким же образом возможно, чтобы несмотря на желание в сердце, человек мог властвовать над собой и не позволять животным желаниям реализовываться ни в действии, ни в речи, ни даже мысли?
כִּי הַמֹּוחַ שַׁלִּיט עַל הַלֵּב [כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּרַעְיָא מְהֵימְנָא פָּרָשַׁת פִּינְחָס] בְּתֹולַדְתֹּו וְטֶבַע יְצִירָתֹו,
ибо мозг властен над сердцем (как сказано в «Реэя Меэмна», глава «Пинхас») по своей природе, данной ему при сотворении.
Смотри Зоар, часть 3, стр. 224а.
שֶׁכָּךְ נֹוצַר הָאָדָם בְּתֹולַדְתֹּו, שֶׁכָּל אָדָם יָכֹול בִּרְצֹונֹו שֶׁבְּמֹוחֹו
Так сотворена человеческая природа, что любой человек может желанием своего мозга
Желание («рацон») задействует мозг человека для анализа ситуации.
לְהִתְאַפֵּק וְלִמְשֹׁול בְּרוּחַ תַּאֲוָתֹו שֶׁבְּלִבֹּו, שֶׁלֹּא לְמַלֹּאת מִשְׁאֲלֹות לִבֹּו בְּמַעֲשֶׂה דִּבּוּר וּמַחֲשָׁבָה,
сдержать себя, совладать с духом жажды в своем сердце, не исполнить желаний сердца действием, речью и мыслью
Даже когда в сердце человека присутствует такая жажды удовольствий этого мира. Однако, если человек отдает себе отчет, что не следует ему притворять в жизнь свою страсть, то это создает в нем желание сдержаться. У этого желания, сформированного в мозгу, есть сила властвовать над сердцем, а не идти у него на поводу.
וּלְהַסִּיחַ דַּעְתֹּו לְגַמְרֵי מִתַּאֲוֹות לִבֹּו אֶל הַהֵפֶךְ לְגַמְרֵי,
и полностью отвлечься от того, чего жаждет сердце, и [даже направить его] к совершенно противоположному,
Человек способен прервать размышление о своих вожделениях и даже направить их к тому, что прямо противоположно этой страсти. Причем не обязательно причиной для этого воздержания должна уходить в Святость. Просто, когда человеческий разум осознает, что запрещено ему идти за этим стремлением сердца, то он способен удержаться.
וּבִפְרָט אֶל צַד הַקְּדֻשָּׁה,
а тем более к стороне Кдуша [«Святость»].
Ведь для того, чтобы удержаться от поступка, запрещенного Б-гом, человек должен углубиться своими мыслями в аспекты Торы и Б-гобоязненности и тогда у него есть особые силы Свыше, чтобы исполнить это.
כְּדִכְתִיב: "וְרָאִיתִי שֶׁיֵּשׁ יִתְרֹון לַחָכְמָה מִן הַסִּכְלוּת, כִּיתְרֹון הָאֹור מִן הַחֹושֶׁךְ";
Как сказано: «И я видел, что мудрость сильнее неразумия, как свет сильнее тьмы». И это значит: как свет имеет преимущество, власть и господство над тьмой
Коэлет, 2:13. Чему учит нас пример со светом? Тому, каким образом выражается превосходство святости, которая в Коэлете олицетворяется с мудростью, над злом (йецер а-ра называется там «старый и глупый король»). Подобно тому, как немного света «отталкивает» много тьмы, причем свет для этого не должен воевать со тьмой, просто, когда появляется больше света, тьма скрывается сама собой. Таким же образом мудрость Святости превосходит глупость клипы — немного святости отталкивает много зла.
פֵּרוּשׁ‚ כְּמֹו שֶׁהָאֹור יֵשׁ לֹו יִתְרֹון וּשְׁלִיטָה וּמֶמְשָׁלָה עַל הַחֹושֶׁךְ, שֶׁמְּעַט אֹור גַּשְׁמִי דֹּוחֶה הַרְבֵּה מִן הַחֹשֶׁךְ, שֶׁנִּדְחֶה מִמֶּנּוּ מֵאֵלָיו וּמִמֵּילָא,
ведь слабый материальный свет разгоняет тьму с легкостью и тьма сама отодвигается от него,
Свету не приходится для этого воевать со тьмой.
כָּך נִדְחֶה מִמֵּילָא סִכְלוּת הַרְבֵּה שֶׁל הַקְּלִפָּה וְסִטְרָא אָחֳרָא שֶׁבְּחָלָל הַשְּׂמָאלִי
так само удаляется много глупости стороны «клипа» и «ситра ахра» в левой полости сердца
[כְּמַאֲמַר רַזַ"ל: "אֶלָּא אִם כֵּן נִכְנַס בֹּו רוּחַ שְׁטוּת" וְכוּ'],
(как сказали мудрецы: «только если им овладеет дух неразумия и т. д.»)
Вавилонский Талмуд, трактат Сота, 3а. «Человек грешит, только если им овладеет дух неразумия [«руах штут»]». Отсюда мы видим, что мудрецы называют вожделения животной души глупостью, «штут», и значит эти мысли отталкиваются сами собой, при увеличении святости.
מִפְּנֵי הַחָכְמָה שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית שֶׁבַּמֹּוחַ אֲשֶׁר רְצֹונָהּ לִמְשֹׁול לְבַדָּהּ בָּעִיר,
под влиянием мудрости Б-жественной души, находящейся в мозгу, желание которой быть единственной властительницей в городе
В «малом городе» — в теле.
וּלְהִתְלַבֵּשׁ בִּשְׁלֹשָׁה לְבוּשֶׁיהָ הַנִּזְכָּרִים לְעֵיל, בְּכָל הַגּוּף כֻּלֹּו כַּנִּזְכָּר לְעֵיל
и облечься всеми упомянутыми выше тремя одеяниями во все тело полностью,
שֶׁהֵם מַחֲשָׁבָה דִּבּוּר וּמַעֲשֶׂה שֶׁל תַּרְיַ"ג מִצְוֹת הַתֹּורָה, כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
а эти одеяния — мысль, речь и действие в сфере 613 заповедей Торы, как мы уже говорили.
Об этом говорилось в четвертой главе. Б-жественная душа стремится, чтобы только ее одеяния облекали тело, чтобы она охлаждала страсти, происходящей из животной души, чтобы вожделения сердца не притворились ни в действии, ни в речи, ни в мыслях.
Но если в человеке Б-жественная душа настолько имеет власть над мыслями, речами и поступками человека, т. е. фактически над всем телом целиком, в том, что касается конкретных действий, то почему же он не относится к категории «цадик», «праведник»?

טו טבת
ליקוטי אמרים
פרק יב
רק מפני שלא לו לבדו משפט המלוכה והממשלה בעיר אינו יכול להוציא תאותו מכח אל הפועל להתלבש באברי הגוף במעשה דבור ומחשבה ממש להעמיק מחשבתו בתענוגי עוה"ז איך למלאת תאות לבו כי המוח שליט על הלב [כמ"ש בר"מ פ' פינחס] בתולדתו וטבע יצירתו שכך נוצר האדם בתולדתו שכל אדם יכול ברצונו שבמוחו להתאפק ולמשול ברוח תאותו שבלבו שלא למלאת משאלות לבו במעשה דבור ומחשבה ולהסיח דעתו לגמרי מתאות לבו אל ההפך לגמרי ובפרט אל צד הקדושה כדכתיב וראיתי שיש יתרון לחכמה מן הסכלות כיתרון האור מן החושך פי' כמו שהאור יש לו יתרון ושליטה וממשלה על החושך שמעט אור גשמי דוחה הרבה מן החשך שנדחה ממנו מאליו וממילא כך נדחה ממילא סכלות הרבה של הקליפה וס"א שבחלל השמאלי [כמאמר רז"לאלא אם כן נכנס בו רוח שטות וכו'] מפני החכמה שבנפש האלקית שבמוח אשר רצונה למשול לבדה בעיר ולהתלבש בשלשה לבושי' הנ"ל בכל הגוף כולו כנ"ל שהם מחשבה דבור ומעשה תרי"ג מצות התורה כנ"ל
Tania 15 Tevet

Likutey Amarim

PART ONE
פֶּרֶק יב.
CHAPTER TWELVE

רַק מִפְּנֵי שֶׁלֹּא לֹו לְבַדֹּו מִשְׁפַּט הַמְּלוּכָה וְהַמֶּמְשָׁלָה בָּעִיר
But since domination and power in the "city" belong not only to evil,
for the good that is in the Divine soul also has its own voice in controlling the body.
אֵינֹו יָכֹול לְהֹוצִיא תַּאֲוָתֹו מִכֹּחַ אֶל הַפֹּועַל, לְהִתְלַבֵּשׁ בְּאֵבְרֵי הַגּוּף בְּמַעֲשֶׂה דִּבּוּר וּמַחֲשָׁבָה מַמָּשׁ,
it cannot fulfill its desire in reality, put on the members of the body with the help of action, speech and real thought,
What does “real thought” (“Makhsheva Mamash”) mean?
לְהַעֲמִיק מַחֲשַׁבְתֹּו בְּתַעֲנוּגֵי עֹולָם הַזֶּה אֵיךְ לְמַלֹּאת תַּאֲוַת לְבֹּו,
stop thinking on the contemplation of worldly pleasures, [thinking about] how to satisfy the desire of your heart,
However, the thoughts that arise in a person against his will, because he wants a certain thing in his heart, are not called "Makhsheva Mamash." These are random thoughts. A person in whom passion still exists cannot completely stop them. However, he is able to cope with the "real thought", so as not to stop at the forbidden and not to think about it, as will be explained later. How is it possible that in spite of desire in the heart, a person can dominate himself and not allow animal desires to be realized neither in action, nor in speech, nor even thought?
כִּי הַמֹּוחַ שַׁלִּיט עַל הַלֵּב [כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּרַעְיָא מְהֵימְנָא פָּרָשַׁת פִּינְחָס] בְּתֹולַדְתֹּו וְטֶבַע יְצִירָתֹו,
for the brain has power over the heart (as stated in Reey Meemn, chapter of Pinchas) by the nature given to it during creation.
See The Zohar, part 3, p. 224a.
שֶׁכָּךְ נֹוצַר הָאָדָם בְּתֹולַדְתֹּו, שֶׁכָּל אָדָם יָכֹול בִּרְצֹונֹו שֶׁבְּמֹוחֹו
So human nature is created that any person can desire his brain
Desire (“Ratzon”) uses the human brain to analyze the situation.
לְהִתְאַפֵּק וְלִמְשֹׁול בְּרוּחַ תַּאֲוָתֹו שֶׁבְּלִבֹּו, שֶׁלֹּא לְמַלֹּאת מִשְׁאֲלֹות לִבֹּו בְּמַעֲשֶׂה דִּבּוּר וּמַחֲשָׁבָה,
to restrain oneself, to control the spirit of thirst in one’s heart, not to fulfill the desires of the heart with action, speech and thought
Even when there is such a thirst for the pleasures of this world in a person’s heart. However, if a person realizes that he should not realize his passion, then this creates a desire to restrain himself. This desire, formed in the brain, has the power to dominate the heart, and not to go on about it.
וּלְהַסִּיחַ דַּעְתֹּו לְגַמְרֵי מִתַּאֲוֹות לִבֹּו אֶל הַהֵפֶךְ לְגַמְרֵי,
and completely distract from what the heart longs for, and [even direct it] to the very opposite,
A person is able to interrupt the thought of his lusts and even direct them to what is exactly the opposite of this passion. And not necessarily the reason for this abstinence should go to Holiness. Simply, when the human mind realizes that it is forbidden for him to follow this aspiration of the heart, then he is able to hold on.
וּבִפְרָט אֶל צַד הַקְּדֻשָּׁה,
and especially to the side of Kdush ["Holiness"].
Indeed, in order to refrain from an act forbidden by Gd, a person must deepen his thoughts into aspects of the Torah and G-fear of God, and then he has special powers from Above to fulfill this.
כְּדִכְתִיב: "וְרָאִיתִי שֶׁיֵּשׁ יִתְרֹון לַחָכְמָה מִן הַסִּכְלוּת, כִּיתְרֹון הָאֹור מִן הַחֹושֶׁךְ";
It is said: "And I saw that wisdom is stronger than unreason, as light is stronger than darkness." And that means: how light has precedence, power and dominion over darkness.
Coel, 2:13. What does the light example teach us? To the way in which the superiority of holiness is expressed, which in Coalet is personified with wisdom, over evil (yetzer is called “the old and stupid king” there). Just as a little light “repels” a lot of darkness, and for this light should not be at war with darkness, just when more light appears, the darkness hides itself. In the same way, the wisdom of Holiness surpasses the stupidity of clips - a little holiness repels a lot of evil.
פֵּרוּשׁ ‚כְּמֹו שֶׁהָאֹור יֵשׁ לֹו יִתְרֹון וּשְׁלִיטָה וּמֶמְשָׁלָה עַל הַחֹושֶׁךְ, שֶׁמְּעַט אֹור גַּשְׁמִי דֹּוחֶה הַרְבֵּה מַחֹשֶׁךְ וּוֵוֵ
because the weak material light accelerates darkness with ease and the darkness itself moves away from it,
For this, light does not have to fight against darkness.
כָּך נִדְחֶה מִמֵּילָא סִכְלוּת הַרְבֵּה שֶׁל הַקְּלִפָּה וְסִטְרָא אָחֳרָא שֶׁבְּחָלָל הַשְּׂמָאלִי
so much stupidity of the side of the “clip” and “sitra achra” in the left heart cavity is removed
[כְּמַאֲמַר רַזַ"ל: "אֶלָּא אִם כֵּן נִכְנַס בֹּו רוּחַ שְׁטוּת" וְכוּ '],
(as the sages said: “only if the spirit of foolishness takes possession of him, etc.”)
Babylonian Talmud, tract of Soth, 3a. “A man sins only if he is possessed by the spirit of foolishness [“ Ruach Stut ”].” From here we see that the sages call lusts of the animal soul stupidity, “stut”, and therefore these thoughts are repelled by themselves, with an increase in holiness.
מִפְּנֵי הַחָכְמָה שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית שֶׁבַּמֹּוחַ אֲשֶׁר רְצֹונָהּ לִמְשֹׁול לְבַדָּהּ בָּ
У записи 1 лайков,
0 репостов,
143 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям