Тания 10 швата
פֶּרֶק כב
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
וְהִנֵּה, רְצוֹן הָעֶלְיוֹן בִּבְחִינַת "פָּנִים", הוּא מְקוֹר הַחַיִּים הַמְּחַיֶּה אֶת כָּל הָעוֹלָמוֹת
Высшее желание в категории Лика [внутренняя сущность этого желания] — источник жизни, оживляющий все миры.
Это то, что Всевышний непосредственно желает и «делает с удовольствием».
וּלְפִי שֶׁאֵינוֹ שׁוֹרֶה כְּלָל עַל הַסִּטְרָא אָחֳרָא, וְגַם בְּחִינַת "אֲחוֹרַיִם" שֶׁל רְצוֹן הָעֶלְיוֹן אֵינוֹ מְלֻבָּשׁ בְּתוֹכָהּ מַמָּשׁ, אֶלָּא מַקִּיף עָלֶיהָ מִלְּמַעְלָה,
А так как оно [это Б-жественное желание] совершенно не почиет на стороне «ситра ахра», а также и задняя сторона [категория «ахораим»] высшего желания не облекается в ней непосредственно [на внутреннем уровне], но лишь окружает [«макиф»] ее сверху,
לְכָךְ הִיא מְקוֹם הַמִּיתָה וְהַטֻּמְאָה, ה' יִשְׁמְרֵנוּ,
поэтому сторона эта [«ситра ахра»] — место смерти и нечистоты, да сохранит нас Всевышний.
כִּי מְעַט מִזְּעֵר אוֹר וְחַיּוּת, שֶׁיוֹנֶקֶת וּמְקַבֶּלֶת לְתוֹכָהּ מִבְּחִינַת "אֲחוֹרַיִם" דִּקְדֻשָּׁה שֶׁלְּמַעְלָה, הוּא בִּבְחִינַת גָּלוּת מַמָּשׁ בְּתוֹכָהּ, בְּסוֹד גָּלוּת הַשְּׁכִינָה הַנִּזְכָּר לְעֵיל.
Ибо ничтожное количество света и жизнетворности, которое она черпает и принимает в себя от задней стороны святости [категория «ахораим де-кдуша»], которая наверху, находится в ней в состоянии абсолютного изгнания [«галут»], называемого «тайной изгнания Шхины» [«сод галут а-Шхина»], как говорилось выше.
Изгнание заключается в том, что Б-жественный свет находится в зле «клипа», в своей противоположности, и превосходство его не видно. Поэтому «клипа» и все, что с ней связано, может ощущать себя самостоятельно существующим и самовозноситься, хотя и в ней есть искра Б-жественного. Об этом говорилось в девятнадцатой главе.
וְלָכֵן נִקְרָא בְּשֵּׁם "אֱלֹהִים אֲחֵרִים",
И потому сторона эта называется «иные боги» [«элохим ахерим»],
Не только, потому что, как говорилось выше, они черпают свою жизненность от категории задней стороны святости «ахораим». Но также поскольку —
שֶׁהִיא עֲבֹודָה זָרָה מַמָּשׁ וּכְפִירָה בְּאַחְדּוּתוֹ שֶׁל מֶלֶךְ מַלְכֵי הַמְּלָכִים הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא,
и это настоящее идолопоклонство [«авода зара»] и отрицание [«кфира»] единства Владыки Владык, Всевышнего, благословен Он.
В каждом творении есть два вида жизненных сил:
Жизненная энергия, которая облекается в творение на внутреннем уровне и сливается с ним. Эта Б-жественная энергия очень ограничена, будучи адаптирована согласно возможностей восприятия каждого индивидуального творения. Также есть энергия «хают», которая наделяет творения жизненными силами, находясь при этому вне самого творения, огибая его сверху. Эта энергия не вписывается в ограниченную природу творения и не облекается в него.
В категориях зла «клипа» и «ситра ахра» также присутствуют эти две формы жизнетворности:
Вторая форма жизненности в «клипот» и «ситра ахра» не мешает им ощущать себя самостоятельной реальностью, поскольку Б-жественность не облекается в них на внутреннем уровне, но влияет на них, огибая как-бы извне. Они таким образом вполне признают свою зависимость от Б-жественного источника их жизни, который сотворил их, но это ничего не меняет в их самостоятельности. (Ниже будет указано, что они называют Б-га: «Б-г богов». Себя они относят к богам, поскольку, как Б-г ощущают реальность своего существования и вместе с тем верят, что над ними также есть Б-г, который их сотворил). Учитывая эту форму, оживляющей их жизненности, они называются «иные боги» («элохим ахерим»), поскольку черпают свою жизненность из категории «ахораим», задняя сторона святости.
Вторая форма Б-жественной жизненности, оживляющей «клипот» и «ситра ахра», облекается в них на внутреннем уровне. Если бы эти творения отдавали себе отчет в наличии этой энергии внутри себя, то это бы полностью выключило реальность их собственного существования, поскольку в этой энергии заключена вся суть их существования. Поэтому эту жизнетворность они категорически отрицают и она пребывает внутри них в категории изгнания.
В этой форме Б-жественной жизненности заключается еще один смысл их названия «иные боги», поскольку они привержены «идолопоклонству», отрицая Единство Б-га, как будет объяснено ниже.
כִּי מֵאַחַר שֶׁאוֹר וְחַיּוּת דִּקְדֻשָּׁה הוּא בִּבְחִינַת גָּלוּת בְּתוֹכָהּ אֵינָהּ בְּטֵלָה כְּלָל לְגַבֵּי קְדֻשַּׁת הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא;
Ибо, так как свет и [внутренняя] жизнетворность стороны Кдуша находится в «ситра ахра» в состоянии изгнания, она совершенно не теряет ощущения собственного существования перед святостью Всевышнего,
וְאַדְּרַבָּה מַגְבִּיהַּ עַצְמָהּ כַּנֶשֶׁר, לוֹמַר: "אֲנִי וְאַפְסִי עוֹד",
напротив, она себя возносит как орел, говоря: «Я и более ничто»,
Йешаяу, 47:8; Цфанья, 2:15. Существует правило: в стороне Кдуша то, что происходит от высокой ступени, в тем большей степени ощущает себя ничем; в стороне «ситра ахра», наоборот, чем с более высокого уровня ей удается почерпнуть жизненную силу, тем более она возносит себя.
וּכְמַאֲמַר: "יְאוֹר לִי וַאֲנִי עֲשִׂיתִנִי".
и как сказал [фараон]: «Моя река [Нил], и я себя создал».
Йехезкель, 29:9 и 29:3.
וְלָכֵן אָמְרוּ רַזַ"ל, שֶׁגַּסּוּת הָרוּחַ שְׁקוּלָה כַּעֲבֹודָה זָרָה מַמָּשׁ,
И потому сказали наши мудрецы, что грубодушие [гордость] абсолютно равносильно идолопоклонству.
Вавилонский Талмуд, трактат Моэд катан, 18а. Трактат Сота 4 а.
כִּי עִקָּר וְשֹׁרֶשׁ עֲבֹודָה זָרָה, הוּא מַה שֶּׁנֶּחְשָׁב לְדָבָר בִּפְנֵי עַצְמוֹ, נִפְרָד מִקְּדֻשָּׁתוֹ שֶׁל מָקוֹם,
Ибо основа и корень идолопоклонства в том, что считают себя самостоятельно существующими, раздельно со святостью Б-га,
וְלֹא כְּפִירָה בַּה' לְגַמְרֵי,
но не совершенно отрицают Его.
Даже, когда не отрицают категорически Всевышнего, но только лишь себя считают законченной реальностью, подобно категориям зла «клипот» и «ситра ахра», называемым «идолопоклонством».
כִּדְאִיתָא בַּגְּמָרָא דְּקָרוּ לֵיהּ "אֱלָהָא דֶּאֱלָהַיָּא",
Сказано в Талмуде, что [«клипот» и «ситра ахра»] называют Его Б-гом богов,
Вавилонский Талмуд, трактат Менахот, 110 а. Таким образом, даже признавая существование Творца, тем не менее они расцениваются идолопоклонством и «иными богами».
אֶלָּא שֶׁגַּם הֵם מַחֲשִׁיבִים עַצְמָם לְיֵשׁ וְדָבָר בִּפְנֵי עַצְמוֹ, וּבָזֶה מַפְרִידִים אֶת עַצְמָם מִקְּדֻשָּׁתוֹ שֶׁל מָקוֹם בָּרוּךְ הוּא, מֵאַחַר שֶׁאֵין בְּטֵלִים לוֹ יִתְבָּרֵךְ,
они и себя также считают чем-то особо и само по себе существующим и тем самым отделяют себя от святости Б-га, благословен Он, так как они не самоаннулируют себя перед Всевышним, благословен Он,
כִּי אֵין קְדֻשָּׁה עֶלְיוֹנָה שׁוֹרָה אֶלָּא עַל מַה שֶּׁבָּטֵל לוֹ יִתְבָּרֵךְ כַּנִּזְכָּר לְעֵיל,
а высшая святость почиет лишь на том, что совершенно ничто перед Ним, благословенным, как говорилось выше .
Смотри шестую главу Тании.
וְלָכֵן נִקְרָאִים "טוּרֵי דְּפִרוּדָא" בַּזֹּהַר הַקָּדֹושׁ,
И потому они называются «горы разделения» [«турей де-пруда»] в священной книге «Зоар»,
Поскольку мнят себя законченной реальностью и возносят себя, как горы, ощущая свою отдельность от Всевышнего, «горы разделения».
וַהֲרֵי זוֹ כְּפִירָה בְּאַחְדּוּתוֹ הָאֲמִתִּית,
а это — отрицание истинного Его единства,
דְּכֻלָּא קַמֵּיהּ כְּלָא חָשִׁיב,
того, что все перед Ним как бы не существует
וּבָטֵל בֶּאֱמֶת לוֹ יִתְבָּרֵךְ וְלִרְצוֹנוֹ, הַמְּחַיֶּה אֶת כֻּלָּם וּמְהַוֶּה אוֹתָם מֵאַיִן לְיֵשׁ תָּמִיד:
и действительно ничто перед Ним и Его желанием, оживляющим всех сущих и всех их постоянно создающим из небытия.
Итак, истинное Единство Б-га заключается в том, что все сотворенное осознает свое ничтожество пред Ним, поэтому придание чему бы то ни было, помимо Б-га, реальности существования является отрицанием Единства Б-га. Поэтому грубость и заносчивость приравниваются к идолопоклонству.
Таким образом, после многочисленных и мощных трансформаций света по принципу «цимцум», были сотворены Всевышним различные творения, вплоть до оболочек зла, которые ощущают себя чем-то вне Всевышнего.
Поэтому высшая Б-жественная речь называется в Торе «дибур», поскольку понятие об отделении от своего корня существует также в высших мирах. С той лишь разницей, что этого отделения на самом деле не существует, поскольку нет ничего, что было бы вне Всевышнего. Только творениям нижних миров кажется что Слово отделяется от Сущности Б-га. Сделано это для того, чтобы творения смогли ощущать себя отдельной реальностью, по отношению к своему корню.
Перевод М. Гоцеля
י' שבט
ליקוטי אמרים
פרק כב
והנה רצון העליון בבחי' פנים הוא מקור החיים המחיה את כל העולמות ולפי שאינו שורה כלל על הס"א וגם בחי' אחוריים של רצון העליון אינו מלובש בתוכה ממש אלא מקיף עליה מלמעלה לכך היא מקום המיתה והטומאה ה' ישמרנו כי מעט מזער אור וחיות שיונקת ומקבלת לתוכה מבחי' אחוריים דקדושה שלמעלה הוא בבחי' גלות ממש בתוכה בסוד גלות השכינה הנ"ל ולכן נקרא בשם אלהים אחרים שהיא ע"ז ממש וכפירה באחדותו של ממ"ה הקב"ה כי מאחר שאור וחיות דקדושה הוא בבחי' גלות בתוכה אינה בטילה כלל לגבי קדושת הקב"ה ואדרבה מגביה עצמה כנשר לומר אני ואפסי עוד וכמאמר יאור לי ואני עשיתני ולכן אמרו רז"ל שגסות הרוח שקולה כע"ז ממש כי עיקר ושרש ע"ז הוא מה שנחשב לדבר בפני עצמו נפרד מקדושתו של מקום ולא כפירה בה' לגמרי כדאיתא בגמ' דקרו ליה אלהא דאלהיא אלא שגם הם מחשיבים עצמם ליש ודבר בפני עצמו ובזה מפרידים את עצמם מקדושתו של מקום ב"ה מאחר שאין בטלים לו ית' כי אין קדושה עליונה שורה אלא על מה שבטל לו ית' כנ"ל ולכן נקראי' טורי דפרודא בזה"ק והרי זו כפירה באחדותו האמיתית דכולא קמיה כלא חשיב ובטל באמת לו ית' ולרצונו המחיה את כולם ומהוה אותם מאין ליש תמיד:
פֶּרֶק כב
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
וְהִנֵּה, רְצוֹן הָעֶלְיוֹן בִּבְחִינַת "פָּנִים", הוּא מְקוֹר הַחַיִּים הַמְּחַיֶּה אֶת כָּל הָעוֹלָמוֹת
Высшее желание в категории Лика [внутренняя сущность этого желания] — источник жизни, оживляющий все миры.
Это то, что Всевышний непосредственно желает и «делает с удовольствием».
וּלְפִי שֶׁאֵינוֹ שׁוֹרֶה כְּלָל עַל הַסִּטְרָא אָחֳרָא, וְגַם בְּחִינַת "אֲחוֹרַיִם" שֶׁל רְצוֹן הָעֶלְיוֹן אֵינוֹ מְלֻבָּשׁ בְּתוֹכָהּ מַמָּשׁ, אֶלָּא מַקִּיף עָלֶיהָ מִלְּמַעְלָה,
А так как оно [это Б-жественное желание] совершенно не почиет на стороне «ситра ахра», а также и задняя сторона [категория «ахораим»] высшего желания не облекается в ней непосредственно [на внутреннем уровне], но лишь окружает [«макиф»] ее сверху,
לְכָךְ הִיא מְקוֹם הַמִּיתָה וְהַטֻּמְאָה, ה' יִשְׁמְרֵנוּ,
поэтому сторона эта [«ситра ахра»] — место смерти и нечистоты, да сохранит нас Всевышний.
כִּי מְעַט מִזְּעֵר אוֹר וְחַיּוּת, שֶׁיוֹנֶקֶת וּמְקַבֶּלֶת לְתוֹכָהּ מִבְּחִינַת "אֲחוֹרַיִם" דִּקְדֻשָּׁה שֶׁלְּמַעְלָה, הוּא בִּבְחִינַת גָּלוּת מַמָּשׁ בְּתוֹכָהּ, בְּסוֹד גָּלוּת הַשְּׁכִינָה הַנִּזְכָּר לְעֵיל.
Ибо ничтожное количество света и жизнетворности, которое она черпает и принимает в себя от задней стороны святости [категория «ахораим де-кдуша»], которая наверху, находится в ней в состоянии абсолютного изгнания [«галут»], называемого «тайной изгнания Шхины» [«сод галут а-Шхина»], как говорилось выше.
Изгнание заключается в том, что Б-жественный свет находится в зле «клипа», в своей противоположности, и превосходство его не видно. Поэтому «клипа» и все, что с ней связано, может ощущать себя самостоятельно существующим и самовозноситься, хотя и в ней есть искра Б-жественного. Об этом говорилось в девятнадцатой главе.
וְלָכֵן נִקְרָא בְּשֵּׁם "אֱלֹהִים אֲחֵרִים",
И потому сторона эта называется «иные боги» [«элохим ахерим»],
Не только, потому что, как говорилось выше, они черпают свою жизненность от категории задней стороны святости «ахораим». Но также поскольку —
שֶׁהִיא עֲבֹודָה זָרָה מַמָּשׁ וּכְפִירָה בְּאַחְדּוּתוֹ שֶׁל מֶלֶךְ מַלְכֵי הַמְּלָכִים הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא,
и это настоящее идолопоклонство [«авода зара»] и отрицание [«кфира»] единства Владыки Владык, Всевышнего, благословен Он.
В каждом творении есть два вида жизненных сил:
Жизненная энергия, которая облекается в творение на внутреннем уровне и сливается с ним. Эта Б-жественная энергия очень ограничена, будучи адаптирована согласно возможностей восприятия каждого индивидуального творения. Также есть энергия «хают», которая наделяет творения жизненными силами, находясь при этому вне самого творения, огибая его сверху. Эта энергия не вписывается в ограниченную природу творения и не облекается в него.
В категориях зла «клипа» и «ситра ахра» также присутствуют эти две формы жизнетворности:
Вторая форма жизненности в «клипот» и «ситра ахра» не мешает им ощущать себя самостоятельной реальностью, поскольку Б-жественность не облекается в них на внутреннем уровне, но влияет на них, огибая как-бы извне. Они таким образом вполне признают свою зависимость от Б-жественного источника их жизни, который сотворил их, но это ничего не меняет в их самостоятельности. (Ниже будет указано, что они называют Б-га: «Б-г богов». Себя они относят к богам, поскольку, как Б-г ощущают реальность своего существования и вместе с тем верят, что над ними также есть Б-г, который их сотворил). Учитывая эту форму, оживляющей их жизненности, они называются «иные боги» («элохим ахерим»), поскольку черпают свою жизненность из категории «ахораим», задняя сторона святости.
Вторая форма Б-жественной жизненности, оживляющей «клипот» и «ситра ахра», облекается в них на внутреннем уровне. Если бы эти творения отдавали себе отчет в наличии этой энергии внутри себя, то это бы полностью выключило реальность их собственного существования, поскольку в этой энергии заключена вся суть их существования. Поэтому эту жизнетворность они категорически отрицают и она пребывает внутри них в категории изгнания.
В этой форме Б-жественной жизненности заключается еще один смысл их названия «иные боги», поскольку они привержены «идолопоклонству», отрицая Единство Б-га, как будет объяснено ниже.
כִּי מֵאַחַר שֶׁאוֹר וְחַיּוּת דִּקְדֻשָּׁה הוּא בִּבְחִינַת גָּלוּת בְּתוֹכָהּ אֵינָהּ בְּטֵלָה כְּלָל לְגַבֵּי קְדֻשַּׁת הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא;
Ибо, так как свет и [внутренняя] жизнетворность стороны Кдуша находится в «ситра ахра» в состоянии изгнания, она совершенно не теряет ощущения собственного существования перед святостью Всевышнего,
וְאַדְּרַבָּה מַגְבִּיהַּ עַצְמָהּ כַּנֶשֶׁר, לוֹמַר: "אֲנִי וְאַפְסִי עוֹד",
напротив, она себя возносит как орел, говоря: «Я и более ничто»,
Йешаяу, 47:8; Цфанья, 2:15. Существует правило: в стороне Кдуша то, что происходит от высокой ступени, в тем большей степени ощущает себя ничем; в стороне «ситра ахра», наоборот, чем с более высокого уровня ей удается почерпнуть жизненную силу, тем более она возносит себя.
וּכְמַאֲמַר: "יְאוֹר לִי וַאֲנִי עֲשִׂיתִנִי".
и как сказал [фараон]: «Моя река [Нил], и я себя создал».
Йехезкель, 29:9 и 29:3.
וְלָכֵן אָמְרוּ רַזַ"ל, שֶׁגַּסּוּת הָרוּחַ שְׁקוּלָה כַּעֲבֹודָה זָרָה מַמָּשׁ,
И потому сказали наши мудрецы, что грубодушие [гордость] абсолютно равносильно идолопоклонству.
Вавилонский Талмуд, трактат Моэд катан, 18а. Трактат Сота 4 а.
כִּי עִקָּר וְשֹׁרֶשׁ עֲבֹודָה זָרָה, הוּא מַה שֶּׁנֶּחְשָׁב לְדָבָר בִּפְנֵי עַצְמוֹ, נִפְרָד מִקְּדֻשָּׁתוֹ שֶׁל מָקוֹם,
Ибо основа и корень идолопоклонства в том, что считают себя самостоятельно существующими, раздельно со святостью Б-га,
וְלֹא כְּפִירָה בַּה' לְגַמְרֵי,
но не совершенно отрицают Его.
Даже, когда не отрицают категорически Всевышнего, но только лишь себя считают законченной реальностью, подобно категориям зла «клипот» и «ситра ахра», называемым «идолопоклонством».
כִּדְאִיתָא בַּגְּמָרָא דְּקָרוּ לֵיהּ "אֱלָהָא דֶּאֱלָהַיָּא",
Сказано в Талмуде, что [«клипот» и «ситра ахра»] называют Его Б-гом богов,
Вавилонский Талмуд, трактат Менахот, 110 а. Таким образом, даже признавая существование Творца, тем не менее они расцениваются идолопоклонством и «иными богами».
אֶלָּא שֶׁגַּם הֵם מַחֲשִׁיבִים עַצְמָם לְיֵשׁ וְדָבָר בִּפְנֵי עַצְמוֹ, וּבָזֶה מַפְרִידִים אֶת עַצְמָם מִקְּדֻשָּׁתוֹ שֶׁל מָקוֹם בָּרוּךְ הוּא, מֵאַחַר שֶׁאֵין בְּטֵלִים לוֹ יִתְבָּרֵךְ,
они и себя также считают чем-то особо и само по себе существующим и тем самым отделяют себя от святости Б-га, благословен Он, так как они не самоаннулируют себя перед Всевышним, благословен Он,
כִּי אֵין קְדֻשָּׁה עֶלְיוֹנָה שׁוֹרָה אֶלָּא עַל מַה שֶּׁבָּטֵל לוֹ יִתְבָּרֵךְ כַּנִּזְכָּר לְעֵיל,
а высшая святость почиет лишь на том, что совершенно ничто перед Ним, благословенным, как говорилось выше .
Смотри шестую главу Тании.
וְלָכֵן נִקְרָאִים "טוּרֵי דְּפִרוּדָא" בַּזֹּהַר הַקָּדֹושׁ,
И потому они называются «горы разделения» [«турей де-пруда»] в священной книге «Зоар»,
Поскольку мнят себя законченной реальностью и возносят себя, как горы, ощущая свою отдельность от Всевышнего, «горы разделения».
וַהֲרֵי זוֹ כְּפִירָה בְּאַחְדּוּתוֹ הָאֲמִתִּית,
а это — отрицание истинного Его единства,
דְּכֻלָּא קַמֵּיהּ כְּלָא חָשִׁיב,
того, что все перед Ним как бы не существует
וּבָטֵל בֶּאֱמֶת לוֹ יִתְבָּרֵךְ וְלִרְצוֹנוֹ, הַמְּחַיֶּה אֶת כֻּלָּם וּמְהַוֶּה אוֹתָם מֵאַיִן לְיֵשׁ תָּמִיד:
и действительно ничто перед Ним и Его желанием, оживляющим всех сущих и всех их постоянно создающим из небытия.
Итак, истинное Единство Б-га заключается в том, что все сотворенное осознает свое ничтожество пред Ним, поэтому придание чему бы то ни было, помимо Б-га, реальности существования является отрицанием Единства Б-га. Поэтому грубость и заносчивость приравниваются к идолопоклонству.
Таким образом, после многочисленных и мощных трансформаций света по принципу «цимцум», были сотворены Всевышним различные творения, вплоть до оболочек зла, которые ощущают себя чем-то вне Всевышнего.
Поэтому высшая Б-жественная речь называется в Торе «дибур», поскольку понятие об отделении от своего корня существует также в высших мирах. С той лишь разницей, что этого отделения на самом деле не существует, поскольку нет ничего, что было бы вне Всевышнего. Только творениям нижних миров кажется что Слово отделяется от Сущности Б-га. Сделано это для того, чтобы творения смогли ощущать себя отдельной реальностью, по отношению к своему корню.
Перевод М. Гоцеля
י' שבט
ליקוטי אמרים
פרק כב
והנה רצון העליון בבחי' פנים הוא מקור החיים המחיה את כל העולמות ולפי שאינו שורה כלל על הס"א וגם בחי' אחוריים של רצון העליון אינו מלובש בתוכה ממש אלא מקיף עליה מלמעלה לכך היא מקום המיתה והטומאה ה' ישמרנו כי מעט מזער אור וחיות שיונקת ומקבלת לתוכה מבחי' אחוריים דקדושה שלמעלה הוא בבחי' גלות ממש בתוכה בסוד גלות השכינה הנ"ל ולכן נקרא בשם אלהים אחרים שהיא ע"ז ממש וכפירה באחדותו של ממ"ה הקב"ה כי מאחר שאור וחיות דקדושה הוא בבחי' גלות בתוכה אינה בטילה כלל לגבי קדושת הקב"ה ואדרבה מגביה עצמה כנשר לומר אני ואפסי עוד וכמאמר יאור לי ואני עשיתני ולכן אמרו רז"ל שגסות הרוח שקולה כע"ז ממש כי עיקר ושרש ע"ז הוא מה שנחשב לדבר בפני עצמו נפרד מקדושתו של מקום ולא כפירה בה' לגמרי כדאיתא בגמ' דקרו ליה אלהא דאלהיא אלא שגם הם מחשיבים עצמם ליש ודבר בפני עצמו ובזה מפרידים את עצמם מקדושתו של מקום ב"ה מאחר שאין בטלים לו ית' כי אין קדושה עליונה שורה אלא על מה שבטל לו ית' כנ"ל ולכן נקראי' טורי דפרודא בזה"ק והרי זו כפירה באחדותו האמיתית דכולא קמיה כלא חשיב ובטל באמת לו ית' ולרצונו המחיה את כולם ומהוה אותם מאין ליש תמיד:
Tania 10 Shevat
פֶּרֶק כב
CHAPTER TWENTY-SECOND
וְהִנֵּה, רְצוֹן הָעֶלְיוֹן בִּבְחִינַת "פָּנִים", הוּא מְקוֹר הַחַיִּים הַמְּחַיֶּה אֶת כָּל הָעוֹלָמוֹת
The highest desire in the category of Lika [the inner essence of this desire] is the source of life that animates all worlds.
This is what the Almighty directly desires and "does with pleasure."
וּלְפִי שֶׁאֵינוֹ שׁוֹרֶה כְּלָל עַל הַסִּטְרָא אָחֳרָא, וְגַם בְּחִינַת "אֲחוֹרַיִם" שֶׁל רְצוֹן הָעֶלְיוֹן אֵינוֹ מַלַקִֶַַַַַּקִַַַַַּ
And since it [this Divine desire] completely does not rest on the side of the Sitra Achra, and also the back side [category Achoraim] of higher desire does not clothe itself in it directly [on the internal level], but only surrounds [“ makif ”] her from above,
לְכָךְ הִיא מְקוֹם הַמִּיתָה וְהַטֻּמְאָה, ה 'יִשְׁמְרֵנוּ,
therefore, this side [Sitra Achra] is the place of death and impurity, may the Almighty preserve us.
’
For the insignificant amount of light and vitality that it draws and receives from the back side of holiness [the category of “Achoraim de Kdusha”], which is above, is in it in a state of absolute exile [“galut”], called the “secret exile of Shekhinah” ["Sod galut ha-Shkhina"], as mentioned above.
The exile is that the Divine light is in the evil of the “clip,” in its opposite, and its superiority is not visible. Therefore, the “clip” and everything connected with it can feel itself to exist independently and self-assert itself, although it also contains a spark of the Divine. This was discussed in the nineteenth chapter.
וְלָכֵן נִקְרָא בְּשֵּׁם "אֱלֹהִים אֲחֵרִים",
And therefore this side is called “other gods” [“elohim acherim”],
Not only because, as mentioned above, they derive their vitality from the backside of the Achoraim category of holiness. But also because -
שֶׁהִיא עֲבֹודָה זָרָה מַמָּשׁ וּכְפִירָה בְּאַחְדּוּתוֹ שֶׁל מֶלֶךְ מַלְכֵי הַמְּלָכִים הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא,
and this is real idolatry ["Avoda Zara"] and the denial ["kfira"] of the unity of the Lord of Lords, the Most High, blessed is He.
In each creation, there are two kinds of vitality:
Life energy, which is clothed in creation on the inner level and merges with it. This Divine energy is very limited, being adapted according to the perception possibilities of each individual creation. There is also the energy “khayut”, which endows creations with vitality, while being outside the creation itself, enveloping it from above. This energy does not fit into the limited nature of creation and is not clothed in it.
In the evil categories of “Klipa” and “Sitra Achra,” these two forms of vital activity are also present:
The second form of vitality in the “Klipot” and “Sitra Achra” does not prevent them from feeling like an independent reality, since Divinity does not clothe themselves in them on the internal level, but influences them, enveloping them, as it were, from the outside. They thus fully acknowledge their dependence on the Divine source of their life, which created them, but this does not change anything in their independence. (It will be indicated below that they call Gd: “Gd of the gods.” They attribute themselves to the gods, because, as Gd feel the reality of their existence and at the same time believe that there is also Gd above them, who created them). Given this form, enlivening their vitality, they are called "other gods" ("Elohim Acherim"), because they draw their vitality from the category of "Achoraim", the back side of holiness.
The second form of the Divine vitality, animating the “Klipot” and “Sitra Achra”, is clothed in them on the inner level. If these creations were aware of the presence of this energy within themselves, then this would completely turn off the reality of their own existence, since the whole essence of their existence is contained in this energy. Therefore, they categorically deny this vitality and it resides inside them in the category of exile.
In this form of Divine vitality lies yet another meaning of their name “other gods”, as they are committed to “idolatry”, denying the Oneness of God, as will be explained below.
כִּי מֵאַחַר שֶׁאוֹר וְחַיּוּת דִּקְדֻשָּׁה הוּא בִּבְחִינַת גָּלוּת בְּתוֹכָהּ אֵינָהּ בְּטֵלָה כְּלָל לְגַבֵּי קְדֻשַּׁת הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא;
For, since the light and [internal] vitality of the side of Kdush is in the "Sitra Achra" in a state of exile, it does not completely lose the feeling of its own existence before the holiness of the Most High,
וְאַדְּרַבָּה מַגְבִּיהַּ עַצְמָהּ כַּנֶשֶׁר, לוֹמַר: "אֲנִי וְאַפְסִי עוֹד",
on the contrary, she lifts herself up like an eagle, saying: “I am nothing more,”
Yeshayau, 47: 8; Zfanya, 2:15. There is a rule: on the side of Kdush, that which comes from a high degree feels itself to a greater extent to nothing; on the side of the Sitra Achra, on the contrary, the more she manages to draw life force from a higher level, the more she exalts herself.
וּכְמַאֲמַר: "יְאוֹר לִי וַאֲנִי עֲשִׂיתִנִי".
and
פֶּרֶק כב
CHAPTER TWENTY-SECOND
וְהִנֵּה, רְצוֹן הָעֶלְיוֹן בִּבְחִינַת "פָּנִים", הוּא מְקוֹר הַחַיִּים הַמְּחַיֶּה אֶת כָּל הָעוֹלָמוֹת
The highest desire in the category of Lika [the inner essence of this desire] is the source of life that animates all worlds.
This is what the Almighty directly desires and "does with pleasure."
וּלְפִי שֶׁאֵינוֹ שׁוֹרֶה כְּלָל עַל הַסִּטְרָא אָחֳרָא, וְגַם בְּחִינַת "אֲחוֹרַיִם" שֶׁל רְצוֹן הָעֶלְיוֹן אֵינוֹ מַלַקִֶַַַַַּקִַַַַַּ
And since it [this Divine desire] completely does not rest on the side of the Sitra Achra, and also the back side [category Achoraim] of higher desire does not clothe itself in it directly [on the internal level], but only surrounds [“ makif ”] her from above,
לְכָךְ הִיא מְקוֹם הַמִּיתָה וְהַטֻּמְאָה, ה 'יִשְׁמְרֵנוּ,
therefore, this side [Sitra Achra] is the place of death and impurity, may the Almighty preserve us.
’
For the insignificant amount of light and vitality that it draws and receives from the back side of holiness [the category of “Achoraim de Kdusha”], which is above, is in it in a state of absolute exile [“galut”], called the “secret exile of Shekhinah” ["Sod galut ha-Shkhina"], as mentioned above.
The exile is that the Divine light is in the evil of the “clip,” in its opposite, and its superiority is not visible. Therefore, the “clip” and everything connected with it can feel itself to exist independently and self-assert itself, although it also contains a spark of the Divine. This was discussed in the nineteenth chapter.
וְלָכֵן נִקְרָא בְּשֵּׁם "אֱלֹהִים אֲחֵרִים",
And therefore this side is called “other gods” [“elohim acherim”],
Not only because, as mentioned above, they derive their vitality from the backside of the Achoraim category of holiness. But also because -
שֶׁהִיא עֲבֹודָה זָרָה מַמָּשׁ וּכְפִירָה בְּאַחְדּוּתוֹ שֶׁל מֶלֶךְ מַלְכֵי הַמְּלָכִים הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא,
and this is real idolatry ["Avoda Zara"] and the denial ["kfira"] of the unity of the Lord of Lords, the Most High, blessed is He.
In each creation, there are two kinds of vitality:
Life energy, which is clothed in creation on the inner level and merges with it. This Divine energy is very limited, being adapted according to the perception possibilities of each individual creation. There is also the energy “khayut”, which endows creations with vitality, while being outside the creation itself, enveloping it from above. This energy does not fit into the limited nature of creation and is not clothed in it.
In the evil categories of “Klipa” and “Sitra Achra,” these two forms of vital activity are also present:
The second form of vitality in the “Klipot” and “Sitra Achra” does not prevent them from feeling like an independent reality, since Divinity does not clothe themselves in them on the internal level, but influences them, enveloping them, as it were, from the outside. They thus fully acknowledge their dependence on the Divine source of their life, which created them, but this does not change anything in their independence. (It will be indicated below that they call Gd: “Gd of the gods.” They attribute themselves to the gods, because, as Gd feel the reality of their existence and at the same time believe that there is also Gd above them, who created them). Given this form, enlivening their vitality, they are called "other gods" ("Elohim Acherim"), because they draw their vitality from the category of "Achoraim", the back side of holiness.
The second form of the Divine vitality, animating the “Klipot” and “Sitra Achra”, is clothed in them on the inner level. If these creations were aware of the presence of this energy within themselves, then this would completely turn off the reality of their own existence, since the whole essence of their existence is contained in this energy. Therefore, they categorically deny this vitality and it resides inside them in the category of exile.
In this form of Divine vitality lies yet another meaning of their name “other gods”, as they are committed to “idolatry”, denying the Oneness of God, as will be explained below.
כִּי מֵאַחַר שֶׁאוֹר וְחַיּוּת דִּקְדֻשָּׁה הוּא בִּבְחִינַת גָּלוּת בְּתוֹכָהּ אֵינָהּ בְּטֵלָה כְּלָל לְגַבֵּי קְדֻשַּׁת הַקָּדֹושׁ בָּרוּךְ הוּא;
For, since the light and [internal] vitality of the side of Kdush is in the "Sitra Achra" in a state of exile, it does not completely lose the feeling of its own existence before the holiness of the Most High,
וְאַדְּרַבָּה מַגְבִּיהַּ עַצְמָהּ כַּנֶשֶׁר, לוֹמַר: "אֲנִי וְאַפְסִי עוֹד",
on the contrary, she lifts herself up like an eagle, saying: “I am nothing more,”
Yeshayau, 47: 8; Zfanya, 2:15. There is a rule: on the side of Kdush, that which comes from a high degree feels itself to a greater extent to nothing; on the side of the Sitra Achra, on the contrary, the more she manages to draw life force from a higher level, the more she exalts herself.
וּכְמַאֲמַר: "יְאוֹר לִי וַאֲנִי עֲשִׂיתִנִי".
and
У записи 5 лайков,
0 репостов,
183 просмотров.
0 репостов,
183 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский