Тания 9 ияра
Книга средних
Глава сорок шестая
В предыдущей главе объяснил Алтер Ребе дополнительный путь для исполнения Торы и заповедей "в сердце твоем", т.е. чтобы они исходили из глубокого чувства в сердце. Этот путь основан на качестве Милосердия, атрибуте нашего праотца Яакоова. Суть его – проявление милосердия по отношению к своей душе и ее высочайшему источнику, чтобы это глубокое переживание подтолкнуло человека к исполнению Торы и заповедей ради возвращения души к своему духовному источнику. Также для спасения источника души из Изгнания, где он очутился из-за неблаговидных мыслей, речей и поступков человека.
В сорок шестой главе, к изучению которой мы приступаем, объяснит Алтер Ребе, что существует еще один путь, одинаково подходящий и очень легко доступный ("каров меод меод") каждому. Он заключается в пробуждении "сокрытой любви", "ахава месутерет" каждого еврея, дабы она засияла в сердце его пламенной любовью к Всевышнему. Эта любовь приведет человека к исполнению Торы и заповедей, а также поможет выдержать давление всех сил, как внутренних, так и внешних, мешающих человеку в его духовном служении.
Как же достигнуть этой любви? Нужно задуматься о природе, заложенной в человеке, отвечать любовью на любовь. Если кто-нибудь проявляет в отношении другого сильную любовь, то это само по себе вызывает в другом ответную любовь. Тем более если речь идет о любви, исходящей от величайшего по своим качествам человека и обращена она к ничтожнейшему из людей. Нет сомнения, что последнего также охватит чувство любви в ответ на проявленную к нему большую любовь. Аналогично этому, но в гораздо большей степени должно обстоять дело с величайшей и неограниченной любовью Всевышнего, которую он проявлял и проявляет к народу Израиля. Начиная с избрания, которым Всевышний выделил свой народ из всех высших и низших миров и творений. Он вывел еврейский народ из страшного египетского рабства и даровал им Тору и заповеди. Эту любовь Всевышний показывает народу Израиля во все времена. Без сомнения, такая любовь Б-га к своему народу должна пробудить сильнейшую любовь в ответ. И подобно тому, как Всевышний убрал все, что мешало сотворению мира, ради своей любви к человеку в нижнем мире, к народу Израиля (как подробно разъяснено в сорок девятой главе), также и народ Израиля обязан убрать со своего пути все то, что мешает им в духовном служении Б-гу.
Когда автор этих строк (р. Йосеф Вайнберг Шлита) преподавал уроки по Тании на американском радио и дошел до сорок шестой главы, то обратился к Любавичскому Ребе Шлита со следующими вопросами:
На первый взгляд не ясно, почему в сорок пятой главе Алтер Ребе описанием духовного служения, исходящего из атрибута Милосердия (сфира Тиферет) заканчивает тему описания разных видов служения, исходящих из чувства любви? Разве ответная любовь ("де-ке-маим а-паним"), описанная в сорок шестой главе, не один из способов пробуждения в себе чувства любви? Можно ли это объяснить тем, что до сих пор обсуждались способы полноценного служения Б-гу, о которых сказано что они "легко доступны" ("каров меод"), но сейчас приступаем к изучению способа, который характеризуется словами "очень легко доступен" ("каров меод меод")? (Хотя на первый взгляд это утверждение также требует объяснения, чем же он "ОЧЕНЬ легко доступен"? Ведь также в этом случае от человека требуются размышления о разных концепциях величия Творца и о том, как Ему понадобилось многократно сокращать Себя ради человека и т.д.).
Ответ Ребе Шлита используется в комментариях к этой главе.
וְיֵשׁ דֶּרֶךְ יָשָׁר לִפְנֵי אִישׁ, שָׁוָה לְכָל נֶפֶשׁ, וְקָרוֹב הַדָּבָר מְאֹד מְאֹד,
И есть прямой путь, лежащий перед человеком, [путь], доступный всем, и "это очень очень близко" [и доступно]
Это еще более легко доступный путь –
לְעוֹרֵר וּלְהָאִיר אוֹר הָאַהֲבָה הַתְּקוּעָה וּמְסֻתֶּרֶת בְּלִבּוֹ,
пробудить и засветить свет любви, укорененный и скрытый в сердце его,
Эта любовь присутствует в сердце каждого еврея, но она сокрыта, однако легко "очень очень" ее проявить.
לִהְיוֹת מְאִירָה בְּתֹקֶף אוֹרָהּ כְּאֵשׁ בֹּועֵרָה בְּהִתְגַּלּוּת לִבּוֹ וּמֹחוֹ,
дабы она светила всей силой света своего, как огонь, ощутимо пылающий в его сердце и мозгу,
Вплоть до того, что она заставит его –
לִמְסֹר נַפְשׁוֹ לַה' וְגוּפוֹ וּמְאֹדוֹ
дабы он отдал душу свою Всевышнему, и тело, и все, что имеет ["меод"],
В отрывке Торы из молитвы "Шма" говорится: "И будешь любить Всевышнего всем сердцем своим, всей душой своей и всем своим "меод". Последнее слово переводят по разному. Буквально оно означает "очень", но имеет множество толкований. В данном контексте переводится обычно, как "достояние", "силы", "больше, чем возможно" и т.д.
Итак, дабы он "вручил душу и всего себя Всевышнему" и сделал все это –
בְּכָל לֵב וּבְכָל נֶפֶשׁ וּמְאֹד,
всем сердцем, и всей душой, и всем, что имеет ["меод"]
Это ничем не ограниченное самопожертвование сущности души во имя Творца
מֵעָמְקָא דְּלִבָּא בֶּאֱמֶת לַאֲמִתּוֹ,
из глубины сердца самым истинным образом,
וּבִפְרָט בִּשְׁעַת קְרִיאַת שְׁמַע וּבִרְכּוֹתֶיהָ, כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר.
а особенно во время чтения "Шма" и соответствующих ему благословений, как это будет объяснено.
Это самое подходящее время для пробуждения этой любви. Ниже будет объяснено особая связь между чтением молитвы "Шма и благословений перед ней с раскрытием этой любви.
וְהוּא, כַּאֲשֶׁר יָשִׂים אֶל לִבּוֹ
И это [возможно тогда], когда человек примет во внимание
Чтобы раскрыть в себе эту любовь нужно серьезно задуматься о следующем:
מַה שֶּׁאָמַר הַכָּתוּב: "כַּמַּיִם הַפָּנִים לַפָּנִים, כֵּן לֵב הָאָדָם אֶל הָאָדָם";
Написано в Торе: "Как в воде лицо – против лица, так сердце человека – к человеку".
Мишлей, 27:19.
פֵרוּשׁ, כְּמוֹ שֶׁכִּדְמוּת וְצוּרַת הַפָּנִים שֶׁהָאָדָם מַרְאֶה בַּמַּיִם, כֵּן נִרְאֶה לוֹ שָׁם בַּמַּיִם אוֹתָהּ צוּרָה עַצְמָהּ
И это означает, что [когда] человек показывает воде образ и вид ["дмут" и "цура"] лица своего, там, в воде, появляется тот же самый вид;
Когда человек смотрит в отражение своего лица в воде, то видит такое же самое лицо, какое он обратил к воде. Но не только внешний вид лица ("цура") отражается в воде, но также внутреннее состояние человека и движения его души в тот момент, которые запечатлены в мимике лица, как то: радость, грусть и т.п.
כָּכָה מַמָּשׁ לֵב הָאָדָם הַנֶּאֱמָן בְּאַהֲבָתוֹ לְאִישׁ אַחֵר, הֲרֵי הָאַהֲבָה זוֹ מְעוֹרֶרֶת אַהֲבָה בְּלֵב חֲבֵרוֹ אֵלָיו גַּם כֵּן לִהְיוֹת אוֹהֲבִים נֶאֱמָנִים זֶה לָזֶה,
то же происходит с сердцем человека, верного другому в своей любви. Эта любовь также пробуждает любовь к нему в сердце друга, и они становятся друг другу верными, любящими,
Сам факт любви одного к другому, пробуждает в человеке ответную любовь, его сердце как бы отражает сияние чужой любви к нему.
בִּפְרָט כְּשֶׁרוֹאֶה אַהֲבַת חֲבֵרוֹ אֵלָיו.
особенно тогда, когда человек видит любовь друга по отношению к себе.
Когда любовь другого не остается только чувством, сокрытым в его сердце, но он всячески демонстрирует эту свою любовь, чтобы предмет любви обратил на нее внимание. Тогда конечно такая любовь не останется без взаимного чувства любви.
וְהִנֵּה, זֶהוּ טֶבַע הַנָּהוּג בְּמִדַּת כָּל אָדָם, אַף אִם שְׁנֵיהֶם שָׁוִים בַּמַּעֲלָה.
Такова природа, свойственная всем людям, даже если они равного достоинства,
Даже если это люди одного социального уровня и духовного совершенства, то по прежнему любовь одного из них к другому не останется без ответа.
וְעַל אַחַת כַּמָּה וְכַמָּה, אִם מֶלֶךְ גָּדוֹל וְרַב מַרְאֶה אַהֲבָתוֹ הַגְּדוֹלָה וְהָעֲצוּמָה
а во много раз более, если возвышенный и великий [властвующий над многими землями] король выражает свою великую и сильную любовь
По отношению к кому все это величие?
לְאִישׁ הֶדְיוֹט וְנִבְזֶה וּשְׁפַל אֲנָשִׁים וּמְנֻוָּל הַמֻּטָּל בָּאַשְׁפָּה,
к человеку простому, презренному, стоящему ниже [всех] людей, ничтожному, пребывающему в отбросах, -
Каким образом и какими путями Всевышний показывает эту свою великую любовь?
וְיוֹרֵד אֵלָיו מִמְּקֹום כְּבוֹדוֹ עִם כָּל שָׂרָיו יַחְדָּו,
и нисходит к нему с высот славы своей вместе со всеми своими вельможами,
К этому ничтожному простолюдину
וּמְקִימוֹ וּמְרִימוֹ מֵאַשְׁפָּתוֹ, וּמַכְנִיסוֹ לְהֵיכָלוֹ הֵיכַל הַמֶּלֶךְ, חֶדֶר לִפְנִים מֵחֶדֶר, מָקוֹם שֶׁאֵין כָּל עֶבֶד וְשַׂר נִכְנָס לְשָׁם,
и поднимает его, и выводит из грязи, и вводит в свой дворец, королевский дворец, в самые внутренние покои, туда, куда ни один раб и ни один вельможа не вхожи,
В свою личную комнату, где король уединяется.
וּמִתְיַחֵד עִמּוֹ שָׁם בְּיִחוּד וְקֵרוּב אֲמִתִּי וְחִבּוּק וְנִשּׁוּק וְאִתְדַּבְּקוּת רוּחָא בְּרוּחָא בְּכָל לֵב וָנֶפֶשׁ
и там он с ним остается наедине, в истинном единении, близости, объятиях, поцелуях и единении духа с духом всем сердцем и душой –
Король обласкивает этого простого человека, обнимает и целует и тот, в свою очередь обнимает и целует короля. Их дыхания и души сливаются в едином порыве истинной любви. И когда король проявляет такую великую любовь и такую безграничную близость настолько ничтожному человеку, то –
עַל אַחַת כַּמָּה וְכַמָּה שֶׁתִּתְעוֹרֵר מִמֵּילָא הָאַהֲבָה כְּפוּלָה וּמְכֻפֶּלֶת בְּלֵב הַהֶדְיוֹט וּשְׁפַל אֲנָשִׁים הַזֶּה אֶל נֶפֶשׁ הַמֶּלֶךְ, בְּהִתְקַשְּׁרוּת הַנֶּפֶשׁ מַמָּשׁ מִלֵּב וָנֶפֶשׁ מֵעָמְקָא דְּלִבָּא לְאֵין קֵץ,
[у него] тем более сама собой пробудится множенная и перемноженная любовь в сердце этого простого, ниже всех стоящего человека к душе короля подлинной душевной привязанностью из сердца и души, из бесконечных глубин сердца.
]Примечание Любавичского Ребе Шлита:
Понятно теперь почему этот путь любви к Всевышнему "одинаково доступен каждому". И не только это "легкодоступно", но также "ОЧЕНЬ легко доступно" и даже "ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ легко доступно", (как Алтер Ребе отзывается об этом виде любви). Этот способ одинаково доступен каждому, поскольку размышлять нужно о понятии "отражения лица в воде", которое справедливо для каждого ибо оно в самой природе человека отвечать любовью на проявляемую к нему любовь. Эта любовь "очень" легко доступна каждому, поскольку евреи и Всевышний никогда не будут на одинаковом ур
Книга средних
Глава сорок шестая
В предыдущей главе объяснил Алтер Ребе дополнительный путь для исполнения Торы и заповедей "в сердце твоем", т.е. чтобы они исходили из глубокого чувства в сердце. Этот путь основан на качестве Милосердия, атрибуте нашего праотца Яакоова. Суть его – проявление милосердия по отношению к своей душе и ее высочайшему источнику, чтобы это глубокое переживание подтолкнуло человека к исполнению Торы и заповедей ради возвращения души к своему духовному источнику. Также для спасения источника души из Изгнания, где он очутился из-за неблаговидных мыслей, речей и поступков человека.
В сорок шестой главе, к изучению которой мы приступаем, объяснит Алтер Ребе, что существует еще один путь, одинаково подходящий и очень легко доступный ("каров меод меод") каждому. Он заключается в пробуждении "сокрытой любви", "ахава месутерет" каждого еврея, дабы она засияла в сердце его пламенной любовью к Всевышнему. Эта любовь приведет человека к исполнению Торы и заповедей, а также поможет выдержать давление всех сил, как внутренних, так и внешних, мешающих человеку в его духовном служении.
Как же достигнуть этой любви? Нужно задуматься о природе, заложенной в человеке, отвечать любовью на любовь. Если кто-нибудь проявляет в отношении другого сильную любовь, то это само по себе вызывает в другом ответную любовь. Тем более если речь идет о любви, исходящей от величайшего по своим качествам человека и обращена она к ничтожнейшему из людей. Нет сомнения, что последнего также охватит чувство любви в ответ на проявленную к нему большую любовь. Аналогично этому, но в гораздо большей степени должно обстоять дело с величайшей и неограниченной любовью Всевышнего, которую он проявлял и проявляет к народу Израиля. Начиная с избрания, которым Всевышний выделил свой народ из всех высших и низших миров и творений. Он вывел еврейский народ из страшного египетского рабства и даровал им Тору и заповеди. Эту любовь Всевышний показывает народу Израиля во все времена. Без сомнения, такая любовь Б-га к своему народу должна пробудить сильнейшую любовь в ответ. И подобно тому, как Всевышний убрал все, что мешало сотворению мира, ради своей любви к человеку в нижнем мире, к народу Израиля (как подробно разъяснено в сорок девятой главе), также и народ Израиля обязан убрать со своего пути все то, что мешает им в духовном служении Б-гу.
Когда автор этих строк (р. Йосеф Вайнберг Шлита) преподавал уроки по Тании на американском радио и дошел до сорок шестой главы, то обратился к Любавичскому Ребе Шлита со следующими вопросами:
На первый взгляд не ясно, почему в сорок пятой главе Алтер Ребе описанием духовного служения, исходящего из атрибута Милосердия (сфира Тиферет) заканчивает тему описания разных видов служения, исходящих из чувства любви? Разве ответная любовь ("де-ке-маим а-паним"), описанная в сорок шестой главе, не один из способов пробуждения в себе чувства любви? Можно ли это объяснить тем, что до сих пор обсуждались способы полноценного служения Б-гу, о которых сказано что они "легко доступны" ("каров меод"), но сейчас приступаем к изучению способа, который характеризуется словами "очень легко доступен" ("каров меод меод")? (Хотя на первый взгляд это утверждение также требует объяснения, чем же он "ОЧЕНЬ легко доступен"? Ведь также в этом случае от человека требуются размышления о разных концепциях величия Творца и о том, как Ему понадобилось многократно сокращать Себя ради человека и т.д.).
Ответ Ребе Шлита используется в комментариях к этой главе.
וְיֵשׁ דֶּרֶךְ יָשָׁר לִפְנֵי אִישׁ, שָׁוָה לְכָל נֶפֶשׁ, וְקָרוֹב הַדָּבָר מְאֹד מְאֹד,
И есть прямой путь, лежащий перед человеком, [путь], доступный всем, и "это очень очень близко" [и доступно]
Это еще более легко доступный путь –
לְעוֹרֵר וּלְהָאִיר אוֹר הָאַהֲבָה הַתְּקוּעָה וּמְסֻתֶּרֶת בְּלִבּוֹ,
пробудить и засветить свет любви, укорененный и скрытый в сердце его,
Эта любовь присутствует в сердце каждого еврея, но она сокрыта, однако легко "очень очень" ее проявить.
לִהְיוֹת מְאִירָה בְּתֹקֶף אוֹרָהּ כְּאֵשׁ בֹּועֵרָה בְּהִתְגַּלּוּת לִבּוֹ וּמֹחוֹ,
дабы она светила всей силой света своего, как огонь, ощутимо пылающий в его сердце и мозгу,
Вплоть до того, что она заставит его –
לִמְסֹר נַפְשׁוֹ לַה' וְגוּפוֹ וּמְאֹדוֹ
дабы он отдал душу свою Всевышнему, и тело, и все, что имеет ["меод"],
В отрывке Торы из молитвы "Шма" говорится: "И будешь любить Всевышнего всем сердцем своим, всей душой своей и всем своим "меод". Последнее слово переводят по разному. Буквально оно означает "очень", но имеет множество толкований. В данном контексте переводится обычно, как "достояние", "силы", "больше, чем возможно" и т.д.
Итак, дабы он "вручил душу и всего себя Всевышнему" и сделал все это –
בְּכָל לֵב וּבְכָל נֶפֶשׁ וּמְאֹד,
всем сердцем, и всей душой, и всем, что имеет ["меод"]
Это ничем не ограниченное самопожертвование сущности души во имя Творца
מֵעָמְקָא דְּלִבָּא בֶּאֱמֶת לַאֲמִתּוֹ,
из глубины сердца самым истинным образом,
וּבִפְרָט בִּשְׁעַת קְרִיאַת שְׁמַע וּבִרְכּוֹתֶיהָ, כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר.
а особенно во время чтения "Шма" и соответствующих ему благословений, как это будет объяснено.
Это самое подходящее время для пробуждения этой любви. Ниже будет объяснено особая связь между чтением молитвы "Шма и благословений перед ней с раскрытием этой любви.
וְהוּא, כַּאֲשֶׁר יָשִׂים אֶל לִבּוֹ
И это [возможно тогда], когда человек примет во внимание
Чтобы раскрыть в себе эту любовь нужно серьезно задуматься о следующем:
מַה שֶּׁאָמַר הַכָּתוּב: "כַּמַּיִם הַפָּנִים לַפָּנִים, כֵּן לֵב הָאָדָם אֶל הָאָדָם";
Написано в Торе: "Как в воде лицо – против лица, так сердце человека – к человеку".
Мишлей, 27:19.
פֵרוּשׁ, כְּמוֹ שֶׁכִּדְמוּת וְצוּרַת הַפָּנִים שֶׁהָאָדָם מַרְאֶה בַּמַּיִם, כֵּן נִרְאֶה לוֹ שָׁם בַּמַּיִם אוֹתָהּ צוּרָה עַצְמָהּ
И это означает, что [когда] человек показывает воде образ и вид ["дмут" и "цура"] лица своего, там, в воде, появляется тот же самый вид;
Когда человек смотрит в отражение своего лица в воде, то видит такое же самое лицо, какое он обратил к воде. Но не только внешний вид лица ("цура") отражается в воде, но также внутреннее состояние человека и движения его души в тот момент, которые запечатлены в мимике лица, как то: радость, грусть и т.п.
כָּכָה מַמָּשׁ לֵב הָאָדָם הַנֶּאֱמָן בְּאַהֲבָתוֹ לְאִישׁ אַחֵר, הֲרֵי הָאַהֲבָה זוֹ מְעוֹרֶרֶת אַהֲבָה בְּלֵב חֲבֵרוֹ אֵלָיו גַּם כֵּן לִהְיוֹת אוֹהֲבִים נֶאֱמָנִים זֶה לָזֶה,
то же происходит с сердцем человека, верного другому в своей любви. Эта любовь также пробуждает любовь к нему в сердце друга, и они становятся друг другу верными, любящими,
Сам факт любви одного к другому, пробуждает в человеке ответную любовь, его сердце как бы отражает сияние чужой любви к нему.
בִּפְרָט כְּשֶׁרוֹאֶה אַהֲבַת חֲבֵרוֹ אֵלָיו.
особенно тогда, когда человек видит любовь друга по отношению к себе.
Когда любовь другого не остается только чувством, сокрытым в его сердце, но он всячески демонстрирует эту свою любовь, чтобы предмет любви обратил на нее внимание. Тогда конечно такая любовь не останется без взаимного чувства любви.
וְהִנֵּה, זֶהוּ טֶבַע הַנָּהוּג בְּמִדַּת כָּל אָדָם, אַף אִם שְׁנֵיהֶם שָׁוִים בַּמַּעֲלָה.
Такова природа, свойственная всем людям, даже если они равного достоинства,
Даже если это люди одного социального уровня и духовного совершенства, то по прежнему любовь одного из них к другому не останется без ответа.
וְעַל אַחַת כַּמָּה וְכַמָּה, אִם מֶלֶךְ גָּדוֹל וְרַב מַרְאֶה אַהֲבָתוֹ הַגְּדוֹלָה וְהָעֲצוּמָה
а во много раз более, если возвышенный и великий [властвующий над многими землями] король выражает свою великую и сильную любовь
По отношению к кому все это величие?
לְאִישׁ הֶדְיוֹט וְנִבְזֶה וּשְׁפַל אֲנָשִׁים וּמְנֻוָּל הַמֻּטָּל בָּאַשְׁפָּה,
к человеку простому, презренному, стоящему ниже [всех] людей, ничтожному, пребывающему в отбросах, -
Каким образом и какими путями Всевышний показывает эту свою великую любовь?
וְיוֹרֵד אֵלָיו מִמְּקֹום כְּבוֹדוֹ עִם כָּל שָׂרָיו יַחְדָּו,
и нисходит к нему с высот славы своей вместе со всеми своими вельможами,
К этому ничтожному простолюдину
וּמְקִימוֹ וּמְרִימוֹ מֵאַשְׁפָּתוֹ, וּמַכְנִיסוֹ לְהֵיכָלוֹ הֵיכַל הַמֶּלֶךְ, חֶדֶר לִפְנִים מֵחֶדֶר, מָקוֹם שֶׁאֵין כָּל עֶבֶד וְשַׂר נִכְנָס לְשָׁם,
и поднимает его, и выводит из грязи, и вводит в свой дворец, королевский дворец, в самые внутренние покои, туда, куда ни один раб и ни один вельможа не вхожи,
В свою личную комнату, где король уединяется.
וּמִתְיַחֵד עִמּוֹ שָׁם בְּיִחוּד וְקֵרוּב אֲמִתִּי וְחִבּוּק וְנִשּׁוּק וְאִתְדַּבְּקוּת רוּחָא בְּרוּחָא בְּכָל לֵב וָנֶפֶשׁ
и там он с ним остается наедине, в истинном единении, близости, объятиях, поцелуях и единении духа с духом всем сердцем и душой –
Король обласкивает этого простого человека, обнимает и целует и тот, в свою очередь обнимает и целует короля. Их дыхания и души сливаются в едином порыве истинной любви. И когда король проявляет такую великую любовь и такую безграничную близость настолько ничтожному человеку, то –
עַל אַחַת כַּמָּה וְכַמָּה שֶׁתִּתְעוֹרֵר מִמֵּילָא הָאַהֲבָה כְּפוּלָה וּמְכֻפֶּלֶת בְּלֵב הַהֶדְיוֹט וּשְׁפַל אֲנָשִׁים הַזֶּה אֶל נֶפֶשׁ הַמֶּלֶךְ, בְּהִתְקַשְּׁרוּת הַנֶּפֶשׁ מַמָּשׁ מִלֵּב וָנֶפֶשׁ מֵעָמְקָא דְּלִבָּא לְאֵין קֵץ,
[у него] тем более сама собой пробудится множенная и перемноженная любовь в сердце этого простого, ниже всех стоящего человека к душе короля подлинной душевной привязанностью из сердца и души, из бесконечных глубин сердца.
]Примечание Любавичского Ребе Шлита:
Понятно теперь почему этот путь любви к Всевышнему "одинаково доступен каждому". И не только это "легкодоступно", но также "ОЧЕНЬ легко доступно" и даже "ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ легко доступно", (как Алтер Ребе отзывается об этом виде любви). Этот способ одинаково доступен каждому, поскольку размышлять нужно о понятии "отражения лица в воде", которое справедливо для каждого ибо оно в самой природе человека отвечать любовью на проявляемую к нему любовь. Эта любовь "очень" легко доступна каждому, поскольку евреи и Всевышний никогда не будут на одинаковом ур
Tania 9 iyara
Book of secondary
Chapter forty-six
In the previous chapter, Alter Rebbe explained an additional way for the fulfillment of the Torah and the commandments “in your heart”, i.e. so that they come from a deep feeling in the heart. This path is based on the quality of Mercy, an attribute of our forefather Yaakova. Its essence is a manifestation of mercy in relation to one’s soul and its highest source, so that this deep experience encourages a person to fulfill the Torah and commandments in order to return the soul to its spiritual source. Also, to save the source of the soul from Exile, where he found himself because of unseemly thoughts, speeches and actions of man.
In the forty-sixth chapter, which we are starting to study, will explain to Alter Rebbe that there is another way that is equally suitable and very easily accessible ("car meod meod") to everyone. It consists in the awakening of “hidden love”, “Ahava Mesuteret" of every Jew, so that it shines in his heart with his fiery love for the Almighty. This love will lead a person to the fulfillment of the Torah and commandments, and will also help to withstand the pressure of all forces, both internal and external, which interfere with a person in his spiritual ministry.
How to achieve this love? You need to think about the nature inherent in man, to respond with love to love. If someone shows strong love in relation to another, then this in itself provokes reciprocal love in the other. Especially when it comes to love emanating from the greatest in terms of qualities of a person and she turned to the smallest of people. There is no doubt that the latter will also be embraced by a feeling of love in response to the great love shown to him. Similarly, but to a much greater extent, this should be the case with the greatest and unlimited love of the Most High, which he showed and is showing to the people of Israel. Starting with the election by which the Almighty singled out his people from all the higher and lower worlds and creations. He led the Jewish people out of the terrible Egyptian slavery and granted them the Torah and the commandments. The Almighty shows this love to the people of Israel at all times. No doubt, such a love of God for his people should awaken the strongest love in return. And just as the Almighty took away everything that hindered the creation of the world, for the sake of his love for a person in the lower world, for the people of Israel (as explained in detail in chapter forty-nine), the people of Israel must also remove from their path everything that hinders them in the spiritual ministry of Gd.
When the author of these lines (R. Yosef Weinberg Schlita) taught lessons in Taniya on American radio and reached the forty-sixth chapter, he turned to the Lubavitcher Rebbe Schlit with the following questions:
At first glance, it is not clear why in the forty-fifth chapter, Alter Rebbe describes the spiritual ministry emanating from the attribute of Mercy (Sefira Tifferet) ends the topic of describing different types of ministry emanating from a sense of love? Is reciprocal love (de-ke-maim a-panim) described in chapter forty-six not one of the ways to arouse the feeling of love in oneself? Can this be explained by the fact that the methods of full service to Gd have been discussed so far, which are said to be “easily accessible” (“car meod”), but now we are starting to study a method characterized by the words “very easily accessible” ( "car meod meod")? (Although at first glance this statement also requires explanation, why is it “VERY easily accessible”? After all, also in this case, a person is required to reflect on different concepts of the greatness of the Creator and on how He needed to reduce Himself many times for the sake of man, etc. .).
Rebbe Schlit's answer is used in the comments on this chapter.
וְיֵשׁ דֶּרֶךְ יָשָׁר לִפְנֵי אִישׁ, שָׁוָה לְכָל נֶפֶשׁ, וְקָרוֹב הַדָּבָר מְאֹד מְאֹד,
And there is a direct path that lies before a person, [a path] accessible to all, and "it is very very close" [and accessible]
This is an even more easily accessible path -
לְעוֹרֵר וּלְהָאִיר אוֹר הָאַהֲבָה הַתְּקוּעָה וּמְסֻתֶּרֶת בְּלִבּוֹ,
to awaken and light the light of love, rooted and hidden in his heart,
This love is present in the heart of every Jew, but it is hidden, but it is easy to "very very" show it.
לִהְיוֹת מְאִירָה בְּתֹקֶף אוֹרָהּ כְּאֵשׁ בֹּועֵרָה בְּהִתְגַּלּוּת לִבּוֹ וּמֹחוֹ,
so that she shines with all the power of her light, like a fire that burns tangibly in his heart and brain,
To the extent that she forces him -
לִמְסֹר נַפְשׁוֹ לַה 'וְגוּפוֹ וּמְאֹדוֹ
so that he gives his soul to the Almighty, and the body, and everything that has ["meod"],
The Torah passage from the Shema prayer says: “And you will love the Almighty with all your heart, with all your soul and with all your“ meod. ”The last word is translated in different ways. Literally it means“ very ”, but has many interpretations. In this context usually translated as "wealth", "strength", "more than possible", etc.
So, that he “handed over the soul and all himself to the Almighty” and did all this -
בְּכָל לֵב וּבְכָל נֶפֶשׁ וּמְאֹד,
with all my heart, and with all my soul, and with everything that has ["meod"]
This is an unlimited sacrifice of the essence of the soul in the name of the Creator.
מֵעָמְקָא דְּלִבָּא בֶּאֱמֶת לַאֲמִתּוֹ,
from the bottom of my heart in the truest way
וּבִפְרָט בִּשְׁעַת קְרִיאַת שְׁמַע
Book of secondary
Chapter forty-six
In the previous chapter, Alter Rebbe explained an additional way for the fulfillment of the Torah and the commandments “in your heart”, i.e. so that they come from a deep feeling in the heart. This path is based on the quality of Mercy, an attribute of our forefather Yaakova. Its essence is a manifestation of mercy in relation to one’s soul and its highest source, so that this deep experience encourages a person to fulfill the Torah and commandments in order to return the soul to its spiritual source. Also, to save the source of the soul from Exile, where he found himself because of unseemly thoughts, speeches and actions of man.
In the forty-sixth chapter, which we are starting to study, will explain to Alter Rebbe that there is another way that is equally suitable and very easily accessible ("car meod meod") to everyone. It consists in the awakening of “hidden love”, “Ahava Mesuteret" of every Jew, so that it shines in his heart with his fiery love for the Almighty. This love will lead a person to the fulfillment of the Torah and commandments, and will also help to withstand the pressure of all forces, both internal and external, which interfere with a person in his spiritual ministry.
How to achieve this love? You need to think about the nature inherent in man, to respond with love to love. If someone shows strong love in relation to another, then this in itself provokes reciprocal love in the other. Especially when it comes to love emanating from the greatest in terms of qualities of a person and she turned to the smallest of people. There is no doubt that the latter will also be embraced by a feeling of love in response to the great love shown to him. Similarly, but to a much greater extent, this should be the case with the greatest and unlimited love of the Most High, which he showed and is showing to the people of Israel. Starting with the election by which the Almighty singled out his people from all the higher and lower worlds and creations. He led the Jewish people out of the terrible Egyptian slavery and granted them the Torah and the commandments. The Almighty shows this love to the people of Israel at all times. No doubt, such a love of God for his people should awaken the strongest love in return. And just as the Almighty took away everything that hindered the creation of the world, for the sake of his love for a person in the lower world, for the people of Israel (as explained in detail in chapter forty-nine), the people of Israel must also remove from their path everything that hinders them in the spiritual ministry of Gd.
When the author of these lines (R. Yosef Weinberg Schlita) taught lessons in Taniya on American radio and reached the forty-sixth chapter, he turned to the Lubavitcher Rebbe Schlit with the following questions:
At first glance, it is not clear why in the forty-fifth chapter, Alter Rebbe describes the spiritual ministry emanating from the attribute of Mercy (Sefira Tifferet) ends the topic of describing different types of ministry emanating from a sense of love? Is reciprocal love (de-ke-maim a-panim) described in chapter forty-six not one of the ways to arouse the feeling of love in oneself? Can this be explained by the fact that the methods of full service to Gd have been discussed so far, which are said to be “easily accessible” (“car meod”), but now we are starting to study a method characterized by the words “very easily accessible” ( "car meod meod")? (Although at first glance this statement also requires explanation, why is it “VERY easily accessible”? After all, also in this case, a person is required to reflect on different concepts of the greatness of the Creator and on how He needed to reduce Himself many times for the sake of man, etc. .).
Rebbe Schlit's answer is used in the comments on this chapter.
וְיֵשׁ דֶּרֶךְ יָשָׁר לִפְנֵי אִישׁ, שָׁוָה לְכָל נֶפֶשׁ, וְקָרוֹב הַדָּבָר מְאֹד מְאֹד,
And there is a direct path that lies before a person, [a path] accessible to all, and "it is very very close" [and accessible]
This is an even more easily accessible path -
לְעוֹרֵר וּלְהָאִיר אוֹר הָאַהֲבָה הַתְּקוּעָה וּמְסֻתֶּרֶת בְּלִבּוֹ,
to awaken and light the light of love, rooted and hidden in his heart,
This love is present in the heart of every Jew, but it is hidden, but it is easy to "very very" show it.
לִהְיוֹת מְאִירָה בְּתֹקֶף אוֹרָהּ כְּאֵשׁ בֹּועֵרָה בְּהִתְגַּלּוּת לִבּוֹ וּמֹחוֹ,
so that she shines with all the power of her light, like a fire that burns tangibly in his heart and brain,
To the extent that she forces him -
לִמְסֹר נַפְשׁוֹ לַה 'וְגוּפוֹ וּמְאֹדוֹ
so that he gives his soul to the Almighty, and the body, and everything that has ["meod"],
The Torah passage from the Shema prayer says: “And you will love the Almighty with all your heart, with all your soul and with all your“ meod. ”The last word is translated in different ways. Literally it means“ very ”, but has many interpretations. In this context usually translated as "wealth", "strength", "more than possible", etc.
So, that he “handed over the soul and all himself to the Almighty” and did all this -
בְּכָל לֵב וּבְכָל נֶפֶשׁ וּמְאֹד,
with all my heart, and with all my soul, and with everything that has ["meod"]
This is an unlimited sacrifice of the essence of the soul in the name of the Creator.
מֵעָמְקָא דְּלִבָּא בֶּאֱמֶת לַאֲמִתּוֹ,
from the bottom of my heart in the truest way
וּבִפְרָט בִּשְׁעַת קְרִיאַת שְׁמַע
У записи 7 лайков,
1 репостов,
193 просмотров.
1 репостов,
193 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский