Спектакль "Окна, улицы, подворотни..." считается одним из лучших...

Спектакль "Окна, улицы, подворотни..." считается одним из лучших в театре "Суббота", своего рода его визитной карточкой, и поставлен по пьесе, написанной самим художественным руководителем. Наверное, именно поэтому он концентрирует все характерные для театра интонации, приёмы, настроения - нарочитую бессюжетность и некоторую вольность обращения с персонажами, их появления, перевоплощения и исчезновения; живость диалогов и достаточно резкие эмоциональные перепады; непосредственность движений, слов и приоритет глубокомысленной наивности. Излюбленный в театре приём частого обращения к музыкальным мотивам как бы в продолжение разговора здесь становится центральной темой.
Спектакль рассказывает о юности и взрослении трёх подружек с Васильевского острова, рассказывает штрихами, эмоциональными набросками. О мечтах и их распылении, о бескомпромиссной юношеской любви и её столковении с безразличием реальности, о надеждах и неизбежом вырастании из них. Юность здесь - это время мечтаний, неважно пятнадцать ли тебе лет или пятьдесят и ты всю жизнь ждёшь на берегу своего мифического капитана. Зато кто-то никогда не был юным, и кто-то ломает чужие мечты, но только потому что никогда не имел своих.
Вторгающиеся мотивы популярных шлягеров призваны создать атмосферу города, но и также заставить зрителя вспомнить собственную юность, собственные иллюзии и протянуть нить между ним и героями.
Как и в любом бессюжетном спектакле, здесь на первое место выходит острота диалогов и личная харизма исполнителей главных ролей. И в этом отношении спектакль великолепен: три главные актрисы прекрасно находят общий язык со зрителем и каждый персонаж приобретает за эти полтора часа неповторимую фактуру и "привкус".
The play "Windows, Streets, Gates ..." is considered one of the best in the theater "Saturday", a kind of his visiting card, and staged based on a play written by the artistic director himself. Perhaps that is why he concentrates all the intonations, techniques, moods characteristic of the theater — deliberate plotlessness and some liberty of handling the characters, their appearance, reincarnation and disappearance; liveliness of dialogues and rather sharp emotional differences; immediacy of movements, words and priority of thoughtful naivety. The theater’s favorite technique of frequent appeal to musical motifs, as it were, during the conversation, here becomes the central theme.
The play tells about youth and the growing up of three girlfriends from Vasilievsky Island, talks about strokes, emotional sketches. About dreams and their dispersal, about uncompromising youthful love and its clash with the indifference of reality, about hopes and the inevitable growth of them. Youth here is a time of dreams, no matter if you are fifteen years old or fifty, and you have been waiting all your life on the shore of your mythical captain. But someone was never young, and someone breaks other people's dreams, but only because he never had his own.
The invading motifs of popular hits are designed to create the atmosphere of the city, but also to make the viewer remember their own youth, their own illusions and stretch the thread between him and the heroes.
As in any story-free performance, the sharpness of the dialogues and the personal charisma of the leading actors come first. And in this regard, the performance is magnificent: the three main actresses perfectly find a common language with the audience and each character acquires a unique texture and “flavor” in these one and a half hours.
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Даша Томасова

Понравилось следующим людям