Сегодня, наконец, посмотрела один из ключевых спектаклей театра...

Сегодня, наконец, посмотрела один из ключевых спектаклей театра Суббота - Три товарища по роману Ремарка. Я с трудом представляла, каким образом столь многоплановый, разносюжетный роман может быть умещён без потерь в два часа времени спектакля. Но постановщикам это удалось. Без потерь - означает, конечно, не без сюжетных купюр (это было бы невозможно), а без потери смысловой и атмосферной целосности. Часть персонажей не раскрыта, иные герои отвечают сразу за нескольких, перемешаны и сжаты сцены, но осталось главное - весь вкус, настроение немецкого общества 30-х годов. Лихость и жизнелюбие героев на грани катастрофы и отчаяния, особая жажда жизни, которая была у поколения, слишком рано познавшего войну и последующую безработицу. И оттого умевшего дружить и любить, тем глубже, чем более нарочитыми были напускное безразличие и цинизм. Об этом писал свой роман Ремарк, об этом же говорят герои со сцены. Спектакль держится, в первую очередь, на актёрской игре. И, как это часто бывает у театра Суббота, особый лиризм пронизывает даже самые отчаянные сцены.
Today, finally, I watched one of the key performances of the Saturday theater - Three comrades based on Remarque's novel. I could hardly imagine how such a multifaceted, multi-plot novel can be fit in without losing two hours of the performance time. But the directors did it. Without losses - it means, of course, not without plot notes (this would be impossible), but without a loss of semantic and atmospheric integrity. Some of the characters are not disclosed, other characters are responsible for several at once, the scenes are mixed and compressed, but the main thing remains - the whole taste, mood of German society of the 30s. The heroism and vigor of heroes on the verge of disaster and despair, a special thirst for life, which was the generation that had known the war and the subsequent unemployment too early. And because he knew how to be friends and love, the deeper the more deliberate were the pretense of indifference and cynicism. Remarque wrote his novel about this, the heroes from the stage speak about this. The performance rests, first of all, on the acting. And, as is often the case with the theater Saturday, a special lyricism permeates even the most desperate scenes.
У записи 4 лайков,
0 репостов,
150 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Даша Томасова

Понравилось следующим людям