Ещё до того, как я увидела спектакль "Театр"...

Ещё до того, как я увидела спектакль "Театр" по одноимённому роману С. Моэма на сцене театра им. Комиссаржевской, я прочитала множество противоречивых отзывов и впечатлений о нём - от полного восторга до откровенного разочарования.
Итак, мне предоставилась возможность самой оценить его. Легендарность романа, эпохальность женского образа делала задачу режиссёра непростой.
С одной стороны, когда произведение имеет яркий эмоциональный и смысловой центр в лице героини, это упрощает структуризацию спектакля. С другой - такой бенефис одной актрисы требует филигранного подбора образа, поскольку на его убедительности держится всё.
Могу сказать, что наблюдение за игрой Татьяны Кузнецовой в роли Джулии Ламберт доставило мне немалое удовольствие: виртуозность и лёгкость ее перевоплощений, насыщенность каждой мини-сцены, переливы настроений-образов истинной женщины впечатляют и завораживают. Смешно, нежно, глубоко.
Образ Джулии не канонический, где-то режиссёр отошла от характера в романе, где-то добавила от себя и преувеличила. Джулия за кулисами где-то нарочито грубовата, где-то до гротеска самоиронична и в тоже время глубоко чувственна. Веришь, что именно такая женщина могла стать величайшей Актрисой своего времени.
Удачна идея с проплывающими на заднем плане фрагментами спектаклей и образов Джулии, словно красивые тени великой женщины. Контраст смешного, жизненного, происходящего на переднем плане, и величия фона порой остр и эмоционален.
Добавлю, что крепко и характерно сыграны роли Долли и Майкла и, на мой взгляд, слабоват, простоват Томас Фэнелл. Но поскольку его образ уничтожителен по своей сути, это не сильно искажает впечатление от замечательного спектакля.
Even before I saw the play "Theater" based on the novel of the same name by S. Maugham on the stage of the theater named after Komissarzhevskaya, I read a lot of conflicting reviews and impressions about him - from complete delight to outright disappointment.
So, I had the opportunity to evaluate it myself. The legendary nature of the novel, the epoch-making of the female image made the director's task difficult.
On the one hand, when a work has a bright emotional and semantic center in the person of a heroine, this simplifies the structuring of the performance. On the other hand, such a performance of one actress requires a filigree selection of an image, since everything is based on his persuasiveness.
I can say that watching the game of Tatyana Kuznetsova in the role of Julia Lambert brought me considerable pleasure: the virtuosity and ease of her transformations, the saturation of each mini-scene, the overflow of moods, images of a true woman are impressive and fascinating. Funny, gentle, deep.
The image of Julia is not canonical, somewhere the director departed from the character in the novel, somewhere she added from herself and exaggerated. Julia backstage somewhere deliberately rude, somewhere to the grotesque self-ironic and at the same time deeply sensual. You believe that such a woman could become the greatest actress of her time.
A good idea with fragments of performances and images of Julia floating in the background, like the beautiful shadows of a great woman. The contrast of the funny, vital, happening in the foreground, and the grandeur of the background are sometimes sharp and emotional.
I add that the roles of Dolly and Michael are played firmly and characteristically and, in my opinion, are rather weak, rustic Thomas Fanell. But since his image is destructive in nature, this does not greatly distort the impression of a wonderful performance.
У записи 1 лайков,
0 репостов,
184 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Даша Томасова

Понравилось следующим людям