интересная рецензия на любопытную книгу
«Негры вместо шпал» - так озаглавлен сборник коротких очерков французского журналиста А. Лондра, выпущенный в Москве в 1931-м году с пропагандистскими целями. Уплатив 7 копеек, любознательный строитель коммунизма мог ознакомиться с заявленными в предисловии «рассказами о жизни негров под управлением «цивилизованной» Франции».
Не покривив душой, можно сказать, что речь в них действительно идёт о вполне варварских способах колонизации, которые Франция применяла в начале века к 20-милионному населению своих восьми африканских колоний... Однако, отношение автора к главным героям - неграм - кажется нынешнему читателю достаточно неоднозначным.
Начнём с того, что в тексте используется слово «НЕГРЫ», а вовсе не «афроамериканцы», «чёрные братья», или какой бы то ни было политкорректный эвфенизм. Автор действительно неграм искренне сочувствует и всячески клеймит французскую администрацию, которая использует их в качестве рабочего скота... Однако, если основываться только на тексте Лондра, ни о каком усвоении «уроков русской революции» там и близко речи нет. Составитель предисловия явно поторопился с выводами.
Негры из книжки весьма далеки от того, чтобы осознавать необходимость коммунистической борьбы. Начнём с того, что по утверждению автора «... в условиях негритянской жизни... они не слишком несчастны.» Несмотря на то, что каждый (Лондр подчёркивает этот факт) житель Судана, Верхней Вольты или Берега Слоновой Кости обязан платить в пользу Франции некий налог, а также отрабатывать «дорожную повинность» - отловить оного жителя в африканской саванне не так-то просто. Вне «дорожной повинности» жизнь негра проистекает в следующих фазах: 4 дня в неделю он работает на хозяина по месту жительства и три оставшихся дня «почёсывает себе ноги и гладит себя по животу». Так и написано.
Вообще (если, опять же, исходить только из текста) представления Лондра об интеллектуальном потенциале негров не отличаются излишним оптимизмом. Чернокожее население Африки (да здравствует политкорректность!) предстаёт на страницах нашей переводной брошюры чем-то вроде стада благородных животных. Не свиней там каких-то или коров (хотя, при описании нравов и привычек можно подумать...), а породистых собак – друзей человека – или селекционных скаковых лошадей... не обогащения для, а за ради удовольствия... И – грех их губить, конечно. Но до людей негры в очерках Лондра как-то не дотягивают.
Вот они сидят вокруг комендантского домика на корточках, в ожидании «судебного приговора». У одного сосед поломал корзину, у другой муж отобрал дарёную цацку. Вот один из них – недавний армейский призывник – приходит, чтобы отдать белому чиновнику «на хранение» собственную жену. Сам себе он при этом командует: «Смиррно!» ) А вот дрессированные негры сдают собранный хлопок другому коменданту, игнорируя ожидающих на улице спекулянтов, которые платят за тот же самый товар гораздо больше...
Белые колонизаторы у Лондра тоже весьма непритязательны. Это корыстные, развращённые ничтожной своей властью, физически нездоровые люди, которые тоже постепенно теряют в колониях человеческий облик. Они деградируют, развратничают, упиваются безнаказанностью... хотя в материальном плане выигрывают не так уж много. Так что, речь тут идёт не о классических эксплуататорах ради чистой наживы, а об определённом сорте людей, которые на «малых сих» пытаются лечить комплекс неполноценности и врождённые социальные травмы.
С точки зрения литературной читателя ожидают сюрпризы: так рассказ о лесорубах или сплаве негров до Браззавиля удивляет неожиданной поэтичностью. Это практически стихи в прозе. А пропаганды в чистом виде здесь, как ни странно, очень мало. Лондр далёк от ревлюционной идеологии (к слову сказать, в 1920-м году он побывал в Советском Союзе, но то, что он там увидел, ему вовсе не понравилось). Он ездит по свету – будь то Африка, Греция, Китай - и клеймит любую, оказавшуюся в фокусе несправедливоть...
А справедливость, судя по всему, кажется ему недостижимой. Впрочем, экзистенциальные воззрения Лондра вряд ли во
«Негры вместо шпал» - так озаглавлен сборник коротких очерков французского журналиста А. Лондра, выпущенный в Москве в 1931-м году с пропагандистскими целями. Уплатив 7 копеек, любознательный строитель коммунизма мог ознакомиться с заявленными в предисловии «рассказами о жизни негров под управлением «цивилизованной» Франции».
Не покривив душой, можно сказать, что речь в них действительно идёт о вполне варварских способах колонизации, которые Франция применяла в начале века к 20-милионному населению своих восьми африканских колоний... Однако, отношение автора к главным героям - неграм - кажется нынешнему читателю достаточно неоднозначным.
Начнём с того, что в тексте используется слово «НЕГРЫ», а вовсе не «афроамериканцы», «чёрные братья», или какой бы то ни было политкорректный эвфенизм. Автор действительно неграм искренне сочувствует и всячески клеймит французскую администрацию, которая использует их в качестве рабочего скота... Однако, если основываться только на тексте Лондра, ни о каком усвоении «уроков русской революции» там и близко речи нет. Составитель предисловия явно поторопился с выводами.
Негры из книжки весьма далеки от того, чтобы осознавать необходимость коммунистической борьбы. Начнём с того, что по утверждению автора «... в условиях негритянской жизни... они не слишком несчастны.» Несмотря на то, что каждый (Лондр подчёркивает этот факт) житель Судана, Верхней Вольты или Берега Слоновой Кости обязан платить в пользу Франции некий налог, а также отрабатывать «дорожную повинность» - отловить оного жителя в африканской саванне не так-то просто. Вне «дорожной повинности» жизнь негра проистекает в следующих фазах: 4 дня в неделю он работает на хозяина по месту жительства и три оставшихся дня «почёсывает себе ноги и гладит себя по животу». Так и написано.
Вообще (если, опять же, исходить только из текста) представления Лондра об интеллектуальном потенциале негров не отличаются излишним оптимизмом. Чернокожее население Африки (да здравствует политкорректность!) предстаёт на страницах нашей переводной брошюры чем-то вроде стада благородных животных. Не свиней там каких-то или коров (хотя, при описании нравов и привычек можно подумать...), а породистых собак – друзей человека – или селекционных скаковых лошадей... не обогащения для, а за ради удовольствия... И – грех их губить, конечно. Но до людей негры в очерках Лондра как-то не дотягивают.
Вот они сидят вокруг комендантского домика на корточках, в ожидании «судебного приговора». У одного сосед поломал корзину, у другой муж отобрал дарёную цацку. Вот один из них – недавний армейский призывник – приходит, чтобы отдать белому чиновнику «на хранение» собственную жену. Сам себе он при этом командует: «Смиррно!» ) А вот дрессированные негры сдают собранный хлопок другому коменданту, игнорируя ожидающих на улице спекулянтов, которые платят за тот же самый товар гораздо больше...
Белые колонизаторы у Лондра тоже весьма непритязательны. Это корыстные, развращённые ничтожной своей властью, физически нездоровые люди, которые тоже постепенно теряют в колониях человеческий облик. Они деградируют, развратничают, упиваются безнаказанностью... хотя в материальном плане выигрывают не так уж много. Так что, речь тут идёт не о классических эксплуататорах ради чистой наживы, а об определённом сорте людей, которые на «малых сих» пытаются лечить комплекс неполноценности и врождённые социальные травмы.
С точки зрения литературной читателя ожидают сюрпризы: так рассказ о лесорубах или сплаве негров до Браззавиля удивляет неожиданной поэтичностью. Это практически стихи в прозе. А пропаганды в чистом виде здесь, как ни странно, очень мало. Лондр далёк от ревлюционной идеологии (к слову сказать, в 1920-м году он побывал в Советском Союзе, но то, что он там увидел, ему вовсе не понравилось). Он ездит по свету – будь то Африка, Греция, Китай - и клеймит любую, оказавшуюся в фокусе несправедливоть...
А справедливость, судя по всему, кажется ему недостижимой. Впрочем, экзистенциальные воззрения Лондра вряд ли во
interesting review of a curious book
“Negroes instead of sleepers” is the title of the collection of short essays by the French journalist A. Londre, published in Moscow in 1931 with propaganda goals. Having paid 7 kopecks, the inquisitive builder of communism could familiarize himself with the “stories about the life of blacks under the control of a“ civilized ”France declared in the foreword.
Without a twitch, we can say that they really are talking about quite barbaric methods of colonization, which France applied at the beginning of the century to the 20-million population of its eight African colonies ... However, the author’s attitude to the main characters - blacks - seems to the current reader rather ambiguous.
To begin with, the text uses the word “NEGORS” and not “African-Americans”, “black brothers”, or any politically correct euphenism. The author really does sincerely sympathize with the Negroes and stigmatizes the French administration in every possible way, which uses them as working cattle ... However, if we rely only on the text of London, there is no close talk about the adoption of the "lessons of the Russian revolution". The compiler of the preface clearly hurried to conclusions.
The blacks from the book are very far from realizing the need for a communist struggle. To begin with, according to the author, "... in a Negro life ... they are not too unhappy." Despite the fact that everyone (London emphasizes this fact), a resident of Sudan, Upper Volta or the Ivory Coast is obliged to pay a certain tax in favor of France, as well as to work out “road duty” - catching this resident in the African savannah is not so simple. Outside of the “road service”, the life of a black man proceeds in the following phases: 4 days a week he works for the owner at the place of residence and for the remaining three days he “scratches his legs and strokes his stomach”. So it is written.
In general (if, again, based only on the text), London’s views on the intellectual potential of blacks are not overly optimistic. The black people of Africa (long live the political correctness!) Appear on the pages of our translated brochure as a kind of herd of noble animals. Not some pigs or cows there (although, when describing mores and habits, you might think ...), but thoroughbred dogs - human friends - or breeding racehorses ... not enrichment for, but for the sake of pleasure ... And - sin to destroy them, of course. But the Negroes in the essays of London somehow do not reach people.
Here they are squatting around the commandant’s house, awaiting a “court sentence”. A neighbor broke a basket from one, and a husband took away a gift from Tsatsk from another. Here is one of them - a recent army conscript - who comes to give his white wife "custody" of his own wife. At the same time, he commands himself: “Attention!” ) But trained blacks hand over the collected cotton to another commandant, ignoring speculators waiting on the street who pay much more for the same product ...
London’s white colonizers are also very unpretentious. These are mercenary, corrupted by their insignificant power, physically unhealthy people who also gradually lose their human appearance in the colonies. They are degrading, debauchery, reveling in impunity ... although in material terms they won not so much. So, this is not about classic exploiters for the sake of pure profit, but about a certain sort of people who are trying to treat the inferiority complex and congenital social injuries on the “small ones”.
From the point of view of the literary reader, surprises await: so the story of the lumberjacks or rafting of blacks to Brazzaville surprises with unexpected poetry. These are practically poems in prose. And pure propaganda here, oddly enough, is very small. Londre is far from revolutionary ideology (by the way, in 1920, he visited the Soviet Union, but he did not like what he saw there). He travels around the world - whether it be Africa, Greece, China - and stigmatizes any unfair in focus ...
And justice, apparently, seems to him unattainable. However, the existential views of London are unlikely to
“Negroes instead of sleepers” is the title of the collection of short essays by the French journalist A. Londre, published in Moscow in 1931 with propaganda goals. Having paid 7 kopecks, the inquisitive builder of communism could familiarize himself with the “stories about the life of blacks under the control of a“ civilized ”France declared in the foreword.
Without a twitch, we can say that they really are talking about quite barbaric methods of colonization, which France applied at the beginning of the century to the 20-million population of its eight African colonies ... However, the author’s attitude to the main characters - blacks - seems to the current reader rather ambiguous.
To begin with, the text uses the word “NEGORS” and not “African-Americans”, “black brothers”, or any politically correct euphenism. The author really does sincerely sympathize with the Negroes and stigmatizes the French administration in every possible way, which uses them as working cattle ... However, if we rely only on the text of London, there is no close talk about the adoption of the "lessons of the Russian revolution". The compiler of the preface clearly hurried to conclusions.
The blacks from the book are very far from realizing the need for a communist struggle. To begin with, according to the author, "... in a Negro life ... they are not too unhappy." Despite the fact that everyone (London emphasizes this fact), a resident of Sudan, Upper Volta or the Ivory Coast is obliged to pay a certain tax in favor of France, as well as to work out “road duty” - catching this resident in the African savannah is not so simple. Outside of the “road service”, the life of a black man proceeds in the following phases: 4 days a week he works for the owner at the place of residence and for the remaining three days he “scratches his legs and strokes his stomach”. So it is written.
In general (if, again, based only on the text), London’s views on the intellectual potential of blacks are not overly optimistic. The black people of Africa (long live the political correctness!) Appear on the pages of our translated brochure as a kind of herd of noble animals. Not some pigs or cows there (although, when describing mores and habits, you might think ...), but thoroughbred dogs - human friends - or breeding racehorses ... not enrichment for, but for the sake of pleasure ... And - sin to destroy them, of course. But the Negroes in the essays of London somehow do not reach people.
Here they are squatting around the commandant’s house, awaiting a “court sentence”. A neighbor broke a basket from one, and a husband took away a gift from Tsatsk from another. Here is one of them - a recent army conscript - who comes to give his white wife "custody" of his own wife. At the same time, he commands himself: “Attention!” ) But trained blacks hand over the collected cotton to another commandant, ignoring speculators waiting on the street who pay much more for the same product ...
London’s white colonizers are also very unpretentious. These are mercenary, corrupted by their insignificant power, physically unhealthy people who also gradually lose their human appearance in the colonies. They are degrading, debauchery, reveling in impunity ... although in material terms they won not so much. So, this is not about classic exploiters for the sake of pure profit, but about a certain sort of people who are trying to treat the inferiority complex and congenital social injuries on the “small ones”.
From the point of view of the literary reader, surprises await: so the story of the lumberjacks or rafting of blacks to Brazzaville surprises with unexpected poetry. These are practically poems in prose. And pure propaganda here, oddly enough, is very small. Londre is far from revolutionary ideology (by the way, in 1920, he visited the Soviet Union, but he did not like what he saw there). He travels around the world - whether it be Africa, Greece, China - and stigmatizes any unfair in focus ...
And justice, apparently, seems to him unattainable. However, the existential views of London are unlikely to
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгений Терехов