Книга д-ра Кагана «Как молодёжь расходует и как надо расходовать получку» отпечатана, если верить титульному листу, в Типографии им. Н.Бухарина (нюанс, уже сам по себе довольно любопытный) в 1928-м году – в период, когда ситуация в стране несколько стабилизировалась, и одни страсти уже откипели, а другие ещё только собирались закипать... Так или иначе, имел место период некоего затишья, позволявшего строителю коммунизма подумать и о душе; вернее – о быте и собственной повседневной жизни. Не случайно, в той же серии, что и «Получка», были изданы также работы самого Семашко, который, к примеру, никак не мог обойти своим научным вниманием тему гигиены секса («Новый быт и половой вопрос»), или же проблему организации пролетарского досуга («Как отдыхать летом»).
Интернет умалчивает, был ли уважаемый доктор Каган медиком или социологом... А ведь похоже, что социологом - потому что медицины в его книжке мало, зато имеется много интересных цифр, грамотно составленный опросник, аккуратная обработка информации и... весьма неожиданные выводы. Ну, то есть, выводы, конечно же ожиданные – особенно, если помнить, что книга написана по заказу Ленинградского Обкома ВЛКСМ... и всё же некоторые заключения, сделанные на основе вполне, какзалось бы, логичного анализа, напоминают известный анекдот: там исследователь отрывал блохе лапки одну за другой, и в результате сделал вывод, что «лишаемая конечностей блоха постепенно глохнет».
( Свернуть )
Так или иначе, «Получка» опровергает мнение о том, что «социологии при «совке» не было». Может быть, конечно, что её – социологии - не стало потом, но в 1928-м году, пока в книге идейно-просветительского плана ещё свободно цитировался Бухарин – курилка был жив и пребывал в добром здравии.
Начнём с того, что сама по себе публикация про «Получку» структурирована в формате социологического исследования: сначала в тексте озвучивается что-то вроде предварительного вывода или рабочей гипотезы; потом идёт аналог метологического обоснования (автор объясняет, каким образом собирались данные для последующего анализа, расписывает выборку, уточняет смысловые топики, с которыми проводилась работа, сегментирует целевую группу и т.д.). И только после этого начинает анализировать собранную информацию, снабдив читателя простыми и понятными таблицами, а также матрицей опросника. При этом никакого наукообразия в тексте не наблюдается, «умные» слова не режут ни ухо ни глаз; пафос имеется в весьма умеренном количестве, а речь наш доктор ведёт в доброжелательном тоне, - почти как у Булгакова – «правду говорить легко и приятно, Игемон».
Относительно концепций, книга проясняет читателю разницу между «социалистической экономностью» и «мелким огарочничеством» (как у небезызвестного Плюшкина). Маникюр между тем заявлен как «зло», наряду с шёлковыми чулками и фасонистыми галифе... особенно, если их обладатели приобретают подобные «излишки» в ущерб нижнему белью или лишней смене белья постельного. И вот с с этим никак нельзя не согласиться. Особенно, вычитывая соответствующие данные из анкет: в девушек нижнего белья бывает в среднем 4 пары, а у парней – всего две... Кроме того, многим всё ещё не хватает пролетарской культуры на то, чтобы регулярно посещать баню или «приходя с фабрики переодеваться из рабочей одежды в домашнюю». В подобной ситуации, конечно, модные ботинки или шёлковые чулки – это нонсенс...
Но самой больной темой среди рабочей молодёжи оказывается, увы, алкоголь. В большей степени это касается юношей. И, что всего печальнее – чем старше становятся комсомольцы, тем больше денег уходит у них на выпивку.
В плане рекомендаций автор признаёт, что «готовых рецептов в данном случае быть не может». В духе времени, советует общественным организациям усилить работу так называемых «бытовиков-активистов», которые должны вести среди молодёжи воспитательную работу о пользе здорового питания, гигиенических процедур и организации досуга... И речь тут идёт вовсе не о сбережении рабочего скота. Автор подчёркивает, что система ставит перед собой беспрецедентную задачу: «новая» молодёжь нового социального строя должна «достигнуть всестороннего совершенства». Не просто выглядеть чище или откормленнее, скажем, немецкой молодёжи... или перевыполнять план, обгоняя американцев... Она обязана быть ЛУЧШЕ тех же немцев, американцев или кого бы то ни было, исходя из собственного морального превосходтва.
Но это – программа-максимум. Минимум – искоренить такие «разлагающие быт и психику» факторы, как алкоголь... пудру и шёлковые чулки.
И ещё один феерический вывод: «...Не будет странным, если мы скажем, что культурно наша молодёжь... ещё совсем не подготовлена к повышению заработной платы». Не имеет, мол, смысла платить ей больше.
Ведь если блохе последовательно отывать лапку за лапкой, то она оглохнет.
Интернет умалчивает, был ли уважаемый доктор Каган медиком или социологом... А ведь похоже, что социологом - потому что медицины в его книжке мало, зато имеется много интересных цифр, грамотно составленный опросник, аккуратная обработка информации и... весьма неожиданные выводы. Ну, то есть, выводы, конечно же ожиданные – особенно, если помнить, что книга написана по заказу Ленинградского Обкома ВЛКСМ... и всё же некоторые заключения, сделанные на основе вполне, какзалось бы, логичного анализа, напоминают известный анекдот: там исследователь отрывал блохе лапки одну за другой, и в результате сделал вывод, что «лишаемая конечностей блоха постепенно глохнет».
( Свернуть )
Так или иначе, «Получка» опровергает мнение о том, что «социологии при «совке» не было». Может быть, конечно, что её – социологии - не стало потом, но в 1928-м году, пока в книге идейно-просветительского плана ещё свободно цитировался Бухарин – курилка был жив и пребывал в добром здравии.
Начнём с того, что сама по себе публикация про «Получку» структурирована в формате социологического исследования: сначала в тексте озвучивается что-то вроде предварительного вывода или рабочей гипотезы; потом идёт аналог метологического обоснования (автор объясняет, каким образом собирались данные для последующего анализа, расписывает выборку, уточняет смысловые топики, с которыми проводилась работа, сегментирует целевую группу и т.д.). И только после этого начинает анализировать собранную информацию, снабдив читателя простыми и понятными таблицами, а также матрицей опросника. При этом никакого наукообразия в тексте не наблюдается, «умные» слова не режут ни ухо ни глаз; пафос имеется в весьма умеренном количестве, а речь наш доктор ведёт в доброжелательном тоне, - почти как у Булгакова – «правду говорить легко и приятно, Игемон».
Относительно концепций, книга проясняет читателю разницу между «социалистической экономностью» и «мелким огарочничеством» (как у небезызвестного Плюшкина). Маникюр между тем заявлен как «зло», наряду с шёлковыми чулками и фасонистыми галифе... особенно, если их обладатели приобретают подобные «излишки» в ущерб нижнему белью или лишней смене белья постельного. И вот с с этим никак нельзя не согласиться. Особенно, вычитывая соответствующие данные из анкет: в девушек нижнего белья бывает в среднем 4 пары, а у парней – всего две... Кроме того, многим всё ещё не хватает пролетарской культуры на то, чтобы регулярно посещать баню или «приходя с фабрики переодеваться из рабочей одежды в домашнюю». В подобной ситуации, конечно, модные ботинки или шёлковые чулки – это нонсенс...
Но самой больной темой среди рабочей молодёжи оказывается, увы, алкоголь. В большей степени это касается юношей. И, что всего печальнее – чем старше становятся комсомольцы, тем больше денег уходит у них на выпивку.
В плане рекомендаций автор признаёт, что «готовых рецептов в данном случае быть не может». В духе времени, советует общественным организациям усилить работу так называемых «бытовиков-активистов», которые должны вести среди молодёжи воспитательную работу о пользе здорового питания, гигиенических процедур и организации досуга... И речь тут идёт вовсе не о сбережении рабочего скота. Автор подчёркивает, что система ставит перед собой беспрецедентную задачу: «новая» молодёжь нового социального строя должна «достигнуть всестороннего совершенства». Не просто выглядеть чище или откормленнее, скажем, немецкой молодёжи... или перевыполнять план, обгоняя американцев... Она обязана быть ЛУЧШЕ тех же немцев, американцев или кого бы то ни было, исходя из собственного морального превосходтва.
Но это – программа-максимум. Минимум – искоренить такие «разлагающие быт и психику» факторы, как алкоголь... пудру и шёлковые чулки.
И ещё один феерический вывод: «...Не будет странным, если мы скажем, что культурно наша молодёжь... ещё совсем не подготовлена к повышению заработной платы». Не имеет, мол, смысла платить ей больше.
Ведь если блохе последовательно отывать лапку за лапкой, то она оглохнет.
The book of Dr. Kagan "How the youth spends and how to spend the pay" is printed, according to the title page, in the Printing House named after N. Bukharina (a nuance, already quite curious in itself) in 1928 - at a time when the situation in the country had stabilized somewhat, and some passions had already boiled off, while others were just about to boil ... One way or another, there was a period of some lull, which allowed the builder of communism to think about the soul; or rather, about everyday life and one’s own daily life. It is no coincidence that in the same series as “Pay”, the works of Semashko himself were also published, which, for example, could not bypass its scientific attention on the topic of sex hygiene (“A new way of life and sexual question”), or the problem of organization proletarian leisure ("How to relax in the summer").
The Internet is silent about whether the respected Dr. Kagan was a physician or a sociologist ... But it seems like a sociologist - because there is not enough medicine in his book, but there are a lot of interesting numbers, a well-written questionnaire, accurate processing of information and ... very unexpected conclusions. Well, that is, the conclusions, of course, were expected - especially if you remember that the book was written by order of the Leningrad Regional Committee of the Komsomol ... and yet some conclusions made on the basis of a logical analysis, it would seem, resemble a well-known joke: there is a researcher he tore off the flea’s legs one by one, and as a result concluded that “the flea deprived of limbs gradually stalls”.
(Collapse)
One way or another, “Pay” refutes the opinion that “there was no sociology with the“ scoop ”. It may be, of course, that she - sociology - did not die later, but in 1928, while Bukharin was still freely quoted in the book of the ideological and educational plan, the smoking-room was alive and in good health.
To begin with, the publication itself about “Pay” is structured in the format of a sociological study: first, the text voices something like a preliminary conclusion or a working hypothesis; then there is an analogue of the methodological justification (the author explains how the data was collected for subsequent analysis, paints a sample, clarifies the semantic topics with which the work was carried out, segments the target group, etc.). And only after that begins to analyze the collected information, providing the reader with simple and understandable tables, as well as the matrix of the questionnaire. At the same time, there is no sci-fi in the text, “smart” words do not cut either the ear or the eyes; pathos is present in a very moderate amount, and our doctor speaks in a benevolent tone - almost like Bulgakov’s - "the truth is easy and pleasant to tell, Igemon."
Regarding concepts, the book clarifies to the reader the difference between “socialist frugality” and “petty gnarochism” (as with the notorious Plyushkin). The manicure, meanwhile, is declared “evil”, along with silk stockings and fashionable breeches ... especially if their owners acquire such “surpluses” to the detriment of underwear or an extra change of bed linen. And with this one can not disagree. Especially when reading the corresponding data from the questionnaires: on average there are 4 pairs of underwear girls, and only two for guys ... In addition, many still do not have a proletarian culture to regularly visit the bathhouse or “coming from the factory to change clothes from work clothes to home. ” In a similar situation, of course, fashionable shoes or silk stockings are nonsense ...
But the most painful topic among working youth is, alas, alcohol. This is more true for young men. And, the saddest thing is that the older the Komsomol members get, the more money they spend on a drink.
In terms of recommendations, the author acknowledges that "there can be no ready-made recipes in this case." In the spirit of the times, he advises public organizations to strengthen the work of the so-called “household activists”, who should conduct educational work among young people about the benefits of a healthy diet, hygiene procedures and leisure activities ... And this is not about saving livestock. The author emphasizes that the system sets itself an unprecedented task: the "new" youth of the new social system should "achieve comprehensive perfection." Do not just look cleaner or more well-fed, say, German youth ... or overfulfill the plan, overtaking the Americans ... It must be BETTER than the Germans, Americans or anyone, based on their own moral superiority.
But this is the maximum program. The minimum is to eradicate such "life and psyche" factors, such as alcohol ... powder and silk stockings.
And one more enchanting conclusion: "... It will not be strange if we say that our youth are culturally ... not yet prepared for raising wages." It does not have, they say, the point of paying her more.
After all, if a flea consistently serves a foot for a foot, then it will deafen.
The Internet is silent about whether the respected Dr. Kagan was a physician or a sociologist ... But it seems like a sociologist - because there is not enough medicine in his book, but there are a lot of interesting numbers, a well-written questionnaire, accurate processing of information and ... very unexpected conclusions. Well, that is, the conclusions, of course, were expected - especially if you remember that the book was written by order of the Leningrad Regional Committee of the Komsomol ... and yet some conclusions made on the basis of a logical analysis, it would seem, resemble a well-known joke: there is a researcher he tore off the flea’s legs one by one, and as a result concluded that “the flea deprived of limbs gradually stalls”.
(Collapse)
One way or another, “Pay” refutes the opinion that “there was no sociology with the“ scoop ”. It may be, of course, that she - sociology - did not die later, but in 1928, while Bukharin was still freely quoted in the book of the ideological and educational plan, the smoking-room was alive and in good health.
To begin with, the publication itself about “Pay” is structured in the format of a sociological study: first, the text voices something like a preliminary conclusion or a working hypothesis; then there is an analogue of the methodological justification (the author explains how the data was collected for subsequent analysis, paints a sample, clarifies the semantic topics with which the work was carried out, segments the target group, etc.). And only after that begins to analyze the collected information, providing the reader with simple and understandable tables, as well as the matrix of the questionnaire. At the same time, there is no sci-fi in the text, “smart” words do not cut either the ear or the eyes; pathos is present in a very moderate amount, and our doctor speaks in a benevolent tone - almost like Bulgakov’s - "the truth is easy and pleasant to tell, Igemon."
Regarding concepts, the book clarifies to the reader the difference between “socialist frugality” and “petty gnarochism” (as with the notorious Plyushkin). The manicure, meanwhile, is declared “evil”, along with silk stockings and fashionable breeches ... especially if their owners acquire such “surpluses” to the detriment of underwear or an extra change of bed linen. And with this one can not disagree. Especially when reading the corresponding data from the questionnaires: on average there are 4 pairs of underwear girls, and only two for guys ... In addition, many still do not have a proletarian culture to regularly visit the bathhouse or “coming from the factory to change clothes from work clothes to home. ” In a similar situation, of course, fashionable shoes or silk stockings are nonsense ...
But the most painful topic among working youth is, alas, alcohol. This is more true for young men. And, the saddest thing is that the older the Komsomol members get, the more money they spend on a drink.
In terms of recommendations, the author acknowledges that "there can be no ready-made recipes in this case." In the spirit of the times, he advises public organizations to strengthen the work of the so-called “household activists”, who should conduct educational work among young people about the benefits of a healthy diet, hygiene procedures and leisure activities ... And this is not about saving livestock. The author emphasizes that the system sets itself an unprecedented task: the "new" youth of the new social system should "achieve comprehensive perfection." Do not just look cleaner or more well-fed, say, German youth ... or overfulfill the plan, overtaking the Americans ... It must be BETTER than the Germans, Americans or anyone, based on their own moral superiority.
But this is the maximum program. The minimum is to eradicate such "life and psyche" factors, such as alcohol ... powder and silk stockings.
And one more enchanting conclusion: "... It will not be strange if we say that our youth are culturally ... not yet prepared for raising wages." It does not have, they say, the point of paying her more.
After all, if a flea consistently serves a foot for a foot, then it will deafen.
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгений Терехов