Как я провел однажды в метро. Хейтерское шоу....

Как я провел однажды в метро. Хейтерское шоу. Селфи.

Однажды в метро я читала книжку "Депрессия и тело" А. Лоуэна. Меня интересовали механизмы, которые использует Лоуэн для выведения пациентов из депрессивного состояния. Сама я себя при этом чувствовала вполне хорошо. Так как чтение происходило стоя, то все, кто находился "подо мной", то есть сидели, могли без труда увидеть название книги. Когда я вышла на своей станции, меня догнала какая-то сердобольная девушка и предложила свои услуги в качестве психотерапевта. И тогда я подумала... Ну почему же у меня нет обложки на книге... И пришла идея начать делать авторские обложки с уникальными рисунками и закладки на заказ. Для тех, кто хранит традицию, кто читает бумажные книги, кто относится к этому с грустной, экзистенциальной любовью, осознавая уже сейчас свое полное поражение в этой пластмассовой войне. Для тех, кто вопреки цифровым обстоятельствам, остается стильным фетишистом. Потому что стиль-это не только то, что на вас надето, и не только то, что вы читаете, но и то КАК вы читаете и какая атрибутика сопровождает эти действия. (Примерно таким бы был рекламный текст). Мне хотелось сделать этот проект нарочито некоммерческим, рисовать обложки и закладки за донейшн, предварительно узнав у заказчика какие именно книги он любит, чтобы изображение совпадало с его ассоциативным рядом, чтобы глядя на такую обложку, окружающим становилось бы интересно, какой же текст может стоять за всем этим, чтобы читающий Лоуэна человек не выглядел в глазах студентки психфака примерно так: «Здравствуйте! Меня зовут Даша. Я читаю про депрессию. Полечите меня пожалуйста, если еще не поздно»...

Идею с обложками и рисованными закладками я благополучно погребла под слоем других, еще более «некоммерческих» дел, но, честное слово, она была хороша... Может попозже...

Признаюсь, я сама часто выворачиваю глаза, чтобы подглядеть как выглядит человеческий досуг в метро. Это удивительное зрелище. На сенсорных экранах булькают разноцветные шарики, шуршит новостная лента газеты Метро, которую потом кидают себе же под ноги или оставляют как бы ЗА собой на сидении и выходят, будто это не их... Однажды я наблюдала спор мамы с дочкой. Мама рубилась на засаленном телефоне в игру, персонажами которой были мерзкие твари, похожие на "крейзи фрог". Обделенная вниманием девочка злорадно шептала матери на ухо"ты проиграешь", а потом начала доказывать, что на экране белочка!
- Нет, лиса! - обиженно не соглашалась мать
-Нет, бееелочка, беееелочка! - истерила дочь.

И мне стало грустно...

Книги в метро читают разные: суровый мужчина в кожаной кепке читает Махрова А. "Русские не сдаются", субтильный юноша с длинными волосами "Интуитивные рейки" Карин Колланд, у кого-то с другой стороны обложки отличная реклама: «Заговоры ясновидящей Анастасии - книга которую вы ждали!»

Иногда я смотрю на людей и примеряю то, что они читают к их внешнему виду. Вот, например, обычная женщина слегка "за", которая читает Ошо "любовь и дуновение ветра" (привожу не точное название, но Ошо однозначно мог написать книжку в названии которой была бы комбинация слов: любовь, ветер, свет, пение птиц и осознанность)...

Я начинаю размышлять о том, может ли женщина в таком пальто и таких сапогах понимать просветленного Ошо и могу ли я в черном пуховике из предыдущего мрачного поста (https://vk.com/daryasnail?w=wall66064_6513%2Fall) и рваных джинсах читать попсового Сергея Минаева… А я ведь читаю и как-то даже стыдливо, мол, и ты туда же…

Один мой друг, выслушав все, о чем вы сейчас читаете, сказал, что я могла бы снимать хейтерское шоу или шоу ненависти. Вот вам несколько сюжетов:

В утренний вагон с сонным народом входит мальчик в огромных наушниках. Они играют настолько громко, что я невольно смотрю, какой же стороной они повернуты к его ушам. Все вокруг вынуждены внимать чужому, не очень хорошему музыкальному вкусу. И вдруг одна тетенька, которая, видимо, не успела с утра выпить Берокку, начинает орать: «Сделай потише свою музыку! Я не хочу ее слушать!» Таких примеров миллионы. Мама с младенцем на руках орет на парня в маршрутке, что он воняет куревом, бледный кругленький мужиченка в электричке орет, чтобы продавщица зубных щеток с бамбуковой щетиной "3 на десяточку" показала сертификат на эти щетки (уважаемый, у этой страны нет сертификата, поэтому я ее люблю…), жирная дама в норках орет на облезлого контролера в троллейбусе, что уже предъявляла карточку и что ее - контролера работа запоминать лица. Все вокруг орут, психуют, а я снимаю свое хейтерское шоу…

В конце этого текста, косвенно связанного с литературой (просто ее здесь больше всего), я хотела немного рассказать о пресловутом Минаеве, вернее о "трилогии" Духлесс2 Селфи, которая включает саму книжку, совершенно дурацкий фильм и ... Повесть Камю "Посторонний".

Есть разные типы книг. Одни мы открываем (загружаем) еще на эскалаторе и нам уже наплевать, что во время чтения на нас кто-то наступает или эротично дышит перегаром с колбасой в ухо. Такие книги наиболее полезны для общественного транспорта. Есть книги, которые мы нехотя начинаем читать, предварительно просмотрев все новости в фейсбуке и поиграв в "белочек и лис" с "булькающими шариками" на телефоне. Есть книги, которые мы возим с собой, в надежде когда-нибудь открыть... А еще есть книги, где попадается что-то очень сильно "твое", каким бы банальным оно ни было или что-то дико смешное. Настолько, что ты позволяешь себе ржать в метро, пока остальные унывают. Бывало так?)

Минаевский роман «Селфи» я открыла на эскалаторе и вообще не смогла закрыть, пока не закончила. И не потому, что в нем содержатся какие-то умные мысли или особый авторский стиль. Нет. Просто в этой книге я встретила писателя. И если отбросить весь пафос с ресторанами, гонорарами, проститутками и телевидением (то, что автор накручивает на сюжет, чтобы нам всем срочно и быстро понравилось (подействовало) - принцип антибиотика), то это роман о пишущем человеке-особи наиболее мне близкой по душевной организации. О страхах этого человека, о неуверенности в собственной правоте, о конфликте с внешним миром в лице заказчиков, редакторов и начальников, которым нужен определенный, всегда одинаковый формат творчества, такой, чтобы пипл схавал и поставил лайки. Наконец, это книга об отвратительном ощущении, когда, прожив 30 или 40 лет, ты вдруг обнаруживаешь себя совершенно посторонним самому себе. И хочется проорать "да какого ж хрена тут происходит??"

Автор «Селфи» создал хейтерское шоу куда круче моего: презрительно прошелся по йоге и ее современным адептам, напомнил всем пишущим, что они - неудачники с литературных форумов, где им и суждено остаться, намекнул женщинам за 30, что их мимические морщины и вены на руках особенно хорошо видны в дневном свете, а их квартиры пахнут одиночеством и жиром еды, практически прямо сказал всем русским хипстерам, что они - мудаки, а их коворкинг, краундфандинг, фестивали эко-еды и контактная импровизация - это смешно и бредово. Короче, "селфи такое селфи" современного общества.

И самое смешное, что себя любимого Минаев из этого общества устраняет практически в самом начале книги. Он "какбэговоритнам" - я посторонний в лицемерном мире шоу-бизнеса с олигархами, а также в мире рабочего класса с общественным транспортом и советским шампанским в Новый год. Именно поэтому в книжке «Селфи» появляется упоминание повести "Посторонний" А. Камю - совсем небольшого и настолько пронзительного произведеньица, что хочется поскорее закрыть «Селфи» и открыть оное. Рецензий на Камю писать не буду - ими итак богат интернет, скажу только одно - книжки-антибиотики ничего не оставляют внутри нас. Минаевский персонаж писатель - Вова в конце книги не делает никаких выводов, не остается ни с одной из женщин, на него претендующих, почти не меняет образ жизни. Он просто курит очередную сигарету, глядя на Москву реку. Ужасные события, которые с ним произошли, ничему его не учат. Ярко в этой книге выходит изобразить только персонажей хейтерского шоу, которыми напичканы все минаевские книги, потому что отрицать всегда гораздо проще, чем выражать собственную позицию...

Что касается фильма, то я очень расстроилась, когда вместо писателя Вовы, вместо его двойника сумасшедшего Мерсо, вместо православного Макса, нимфоманки Леры и других забавных персонажей, я увидела Данилу Козловского на серфе... Оказывается, фильм никакого отношения к книге не имеет, хотя они вышли, как будто специально, в одно и то же время.

Резюме: начните с Минаева и плавно перейдите к Камю (и делайте так всегда), а вместо фильма Духлесс2 посмотрите что-нибудь другое на ваш вкус...

Если Вам понравился этот и другие мои тексты -делайте репост, подписывайтесь, отмечайтесь. На этой странице никогда не будет рекламы чизкейков за которую дают бесплатный чизкейк и тупых анекдотов. Обещаю.
As I once spent in the subway. Haters show. Selfies

Once in the subway I read the book Depression and the Body by A. Lowen. I was interested in the mechanisms that Lowen uses to remove patients from a depressed state. At the same time, I myself felt quite well. Since the reading was standing, everyone who was “under me,” that is, sitting, could easily see the name of the book. When I left at my station, some compassionate girl caught up with me and offered my services as a psychotherapist. And then I thought ... Well, why do I have no cover on the book ... And the idea came up to start making copyright covers with unique drawings and bookmarks to order. For those who keep the tradition, who read paper books, who treat it with sad, existential love, realizing now their complete defeat in this plastic war. For those who, contrary to digital circumstances, remain a stylish fetishist. Because style is not only what you are wearing, and not only what you read, but how you read and what attributes accompany these actions. (The advertisement text would be something like this). I wanted to make this project deliberately non-profit, to draw covers and bookmarks for donation, having previously learned from the customer what kind of books he likes, so that the image matches his associative series, so that looking at such a cover, people would wonder what kind of text could be behind all this so that the person reading Lowen does not look something like this in the eyes of a psychology student: “Hello! My name is Dasha. I read about depression. Please treat me, if it’s not too late ”...

I successfully buried the idea of ​​covers and hand-drawn bookmarks under a layer of other, even more “non-commercial” cases, but, honestly, it was good ... Maybe later ...

I admit, I often turn my eyes away to peep at what human leisure looks like on the subway. This is an amazing sight. Multi-colored balls gurgle on the touch screens, the news feed of the Metro newspaper rustles, which they then throw under their own feet or as if behind themselves in the seat and go out as if it was not theirs ... Once I watched a dispute between mom and daughter. Mom chopped up on a greasy phone in a game whose characters were vile creatures, similar to "crazy frog." The neglected girl gloatedly whispered to her mother in the ear “you will lose”, and then began to prove that the squirrel was on the screen!
- No, the fox! - offended mother did not agree
-No, bee little girl, bee little girl! - the daughter hysterically.

And I felt sad ...

Different people read books in the subway: a stern man in a leather cap reads Makhrova A. “Russians don’t give up,” a slender young man with long hair, “Intuitive Reiki” Karin Colland, someone on the other side of the cover has an excellent advertisement: “Clairvoyant Anastasia’s conspiracies - a book which you were waiting for! ”

Sometimes I look at people and try on what they read to their appearance. Here, for example, an ordinary woman is slightly “for”, who reads Osho “love and the breath of the wind” (I’m not giving the exact name, but Osho could definitely write a book in the name of which would be a combination of words: love, wind, light, birds singing and awareness ) ...

I'm starting to think about whether a woman in such a coat and such boots can understand the enlightened Osho and can I wear a black down jacket from a previous gloomy post (https://vk.com/daryasnail?w=wall66064_6513%2Fall) and ripped jeans to read pop Sergey Minaev ... But I read and somehow even bashfully, they say, and you there ...

A friend of mine, having listened to everything you read about now, said that I could shoot a hat show or a hate show. Here are some plots for you:

In the morning carriage with sleepy people, a boy enters in huge headphones. They play so loudly that I involuntarily watch which side they are turned to his ears. All around are forced to listen to someone else's, not very good musical taste. And suddenly one aunt who, apparently, did not have time to drink Berokka in the morning, starts yelling: “Make your music quieter! I don’t want to listen to her! ” There are millions of such examples. Mom with a baby in her arms screams at a guy in a minibus that he stinks of smoke, a pale tidy peasant in an electric train screams for a saleswoman of toothbrushes with 3 for ten bamboo bristles to show a certificate for these brushes (dear, this country does not have a certificate, therefore I love her ...), a fat lady in a mink yells at a shabby controller in a trolley bus that already presented a card and that her - the controller's job is to remember faces. Everyone yells and freaks around, and I’m shooting my hater show ...

At the end of this text, indirectly related to literature (it’s just the most here), I wanted to talk a little about the notorious Minaev, or rather about the Duhless2 Selfie “trilogy”, which includes the book itself, a completely stupid film and ... The Story of Camus “The Outsider” .

There are different types of books. We only open (load) some more on the escalator and we don’t give a damn that while reading someone is stepping on us or erotically breathing fumes with sausage in the ear. Such books are most
У записи 29 лайков,
3 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Darya Snail

Понравилось следующим людям