«Витязь на распутье»: о свободе выбора устами ребенка...

«Витязь на распутье»: о свободе выбора устами ребенка

Меня давно вдохновляет моя дочка. Ей шесть лет. Я люблю ее слушать, слушать, что она говорит и как отвечает на мои вопросы. Вдохновляет ее спокойная мудрость и искренняя уверенность в собственной правоте.
Мы возвращались из музея, где дочка изучает живопись, и я спросила:
- Какая сегодня была тема?
- «Сказки», - ответила она.
- Какую картину ты запомнила?- поинтересовалась я.
- Там всадник на коне перед камнем, - стала вспоминать дочка.
- «Витязь на распутье» - сказала я.
Дорога домой была долгой, я предложила дочке рассказать мне про эту картину.
- Ну, там есть камень большой с надписями, а всадник выбирает куда ехать: направо, налево или прямо. Направо — будет женатым, налево-богатым, а прямо сам погибнет.
- И что он выбрал? - спрашиваю тихонечко и с любопытством.
- Он поехал прямо.
- Как это так, он же погибнет?
- Витязь не должен погибнуть. Он должен жить.
- Кому должен?
- Себе должен и... всей деревне. Он же поехал защищать жителей деревни от Змея Горыныча.
Подобное заключение моей дочки можно объяснить магическим детским мышлением, но меня поразили ее спокойствие, уверенность и осмысленность происходящего.
Я иду и веду ее за руку, начинаю задумываться о страхе смерти или о страхе жизни. Я много чего боюсь, и мой страх жизни в конечном счете упирается в страх смерти, заставляя порой затаиваться в уголке под столом пока не стихнет буря, пока не наступит удачный, безопасный момент, чтобы начать жить, а не просто существовать. Чувствовать, думать и делать, реализовываться в делах ради себя и других людей.
Там, где есть человек — всегда есть выбор, сделан выбор — взята ответственность. У каждого есть своя жизненная задача, но поддаваясь страху смерти, человек наступает на горло собственной песне, будто живой покойник в ожидании конца, даже не узнав что такое начало. «Он не берет жизнь взаймы, чтобы не платить по векселю смерти» (И.Ялом).
Общаясь с грудными детьми в технике психоанализа, Ф.Дольто пришла к выводу, что и младенец способен сделать выбор умирать ему или жить, а что говорить о взрослых?

Мария Гавриленко
“The Knight at the Crossroads”: on freedom of choice through the mouth of a child

My daughter has been inspiring me for a long time. She is six years old. I love listening to her, listening to what she says and how she answers my questions. Her calm wisdom and sincere confidence in her own rightness inspires her.
We returned from the museum, where my daughter is studying painting, and I asked:
- What was the topic today?
“Tales,” she answered.
“What picture did you remember?” I asked.
“There is a rider on a horse in front of a stone,” my daughter began to recall.
“The Knight at the Crossroads,” I said.
The road home was a long one, I suggested that my daughter tell me about this picture.
- Well, there is a large stone with inscriptions, and the rider chooses where to go: to the right, to the left or directly. To the right - he will be married, to the left-rich, but directly he will perish.
“And what did he choose?” - I ask quietly and with curiosity.
- He went straight.
“How is it that he will perish?”
“The hero must not perish.” He must live.
- To whom should?
“It owes itself and ... to the whole village.” He went to protect the villagers from the Serpent Gorynych.
My daughter’s similar conclusion can be explained by magical children's thinking, but I was struck by her calm, confidence and meaningfulness of what was happening.
I go and lead her by the hand, I begin to think about the fear of death or the fear of life. I’m afraid of a lot of things, and my fear of life ultimately rests on the fear of death, forcing me to sometimes hide in a corner under the table until the storm subsides, until a good, safe moment comes to start living, and not just exist. Feel, think and do, be realized in business for the sake of yourself and other people.
Where there is a person - there is always a choice, a choice has been made - responsibility has been taken. Each has his own life task, but succumbing to the fear of death, a man steps on the throat of his own song, as if a living dead man were waiting for the end, without even knowing what the beginning is. “He does not take life on loan, so as not to pay the bill of death” (I. Yalom).
Communicating with babies in the technique of psychoanalysis, F. Dolto came to the conclusion that the infant is also able to make the choice to die or live, and what about adults?

Maria Gavrilenko
У записи 4 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Мария Гавриленко

Понравилось следующим людям