ВЕДЖВУДСКИЙ ФАРФОР 285 лет назад родился Джозайя Веджвуд...

ВЕДЖВУДСКИЙ ФАРФОР
285 лет назад родился Джозайя Веджвуд (1730 - 1795) - английский художник-керамист и дизайнер, основатель Веджвудского фарфора.

Веджвудский фарфор родился в эпоху, когда лозунг «Быстро и недорого» стал залогом славы и обогащения. Да-да, тот самый век промышленной революции, когда Британия, угнетая собственных крестьян и прочих дальних аборигенов, заявила о себе Европе в полный голос и даже, что было крайне опасно, стала сама приобщаться к европейским модам.

Во главе новой тяги богатеющих англичан к красивой жизни три национальных художника: Дж. Рейнольдс, У. Хогарт и Т. Гейнсборо. Наконец-то, не только заезжие маэстро пишут для английской знати правой пяткой за бешеные деньги, а антиквары глумливо предлагают второсортных художников как «Рубенсов и Рембрандтов». Есть, есть и в Британии великие и самобытные мастера.

И своя, английская фарфоровая мануфактура, открытая Джозайей Уэджвудом в Берслеме (гр. Стаффордшир), а чуть позже перенесенная в окрестности города, в местечко, крещенное загадочным словом Этрурия.

Судьба Джозайи – редкий пример удивительной одаренности, трудолюбия и веры в успех.

Он родился в 1730 году, в семье гончара. В 1739 году отец скончался, а сыновья, как в сказке, поделили наследство. Старшему – Томасу, досталось производство, а младший – Джозайя, пошел к нему в подмастерья, чтобы как-то себя прокормить. В 11 лет Джозайя переболел оспой, в результате чего подверглось поражению его колено. Он уже не мог активно пользоваться гончарным кругом и вынужден был сосредоточиться на формовке изделий и реализации продукции.

Поскольку старший брат отказал младшему в партнерстве по бизнесу, Джозайе пришлось наняться к Джону Харрисону, а потом к Томасу Уилдону, попутно изучив работу модельера и несколько составов глины для производства фарфора. Это были лучшие мастера своего времени и, вероятно, именно они, помогли Уэджвуду достичь первых успехов.

Еще одним толчком к будущей славе послужила любовь Джозайи к кузине Саре, которую пообещали выдать за Уэджвуда только в случае, если он докажет свою состоятельность. (Кстати, традиция жениться на кузинах, сохранится и в следующих поколениях семьи и перейдет к внуку Джозайи Уэджвуда Чарльзу Дарвину).

Через несколько лет 1 мая 1759 года Уэджвуд открывает первую собственную мануфактуру, где начинает производство «сливочного» или «королевского» фарфора – по имени королевы Шарлотты, сделавшей ему крупный заказ в 1762 году.
Сливочный фарфор – особый, кремового оттенка фарфор. Получавшиеся из него изделия выделялись благородным цветом жирных сливок. Джозайя добился высокой степени очистки глиняного сырья, а кроме того, стал покрывать этот фарфор тонким слоем белой глазури, что сделало изделия устойчивыми к воздействию низких и высоких температур и агрессивной среды. Это дало возможность использовать сливочный фарфор в любых изделиях – от декоративных ваз до простых утилитарных предметов. Кроме того Уэджвуд разработал новые оттенки глазури, позволившие сделать его изделия еще более привлекательными.

В 1765 году королева Шарлотта получила чайный сервиз из 6 пар чайных, кофейных, десертных предметов и подсвечников. В 1766 году Айрис Бирмингем Газет написала, что «Господин Джозайя Уэджвуд из Берслема имел честь быть назначенным гончаром Ее Величества».

Заказ королевы способствовал тому, что имя мануфактуры Уэджвуда стало ассоциироваться с истеблишментом. Вскоре, страсть королевы Шарлотты разделили другие королевские фамилии. В частности, Екатерина Вторая, купившая несколько сервизов из королевского фарфора в 70-х годах 18 века.

Не забыл Джозайя и о личном счастье. В январе 1764 года он женился на Саре (или Салли, как звали ее ближайшие родственники) Уэджвуд, которая столь терпеливо ждала разрешения на брак от своего отца, Ричарда Уэджвуда, богатого сыродела из Чешира. Сара стала не только верной женой, но и заботливым компаньоном. В 1768 году больную ногу Джозайи пришлось ампутировать. Ухаживая за мужем, Сара взяла на себя функции его секретаря, записывала результаты его экспериментов, а так же давала советы по декору многих изделий. Компаньон и "биограф" Уэджвуда Томас Бентли писал, что именно «женский вкус» и одобрение Сары были необходимым условием для создания каждого нового изделия мануфактуры.

В 1769 году Уэджвуда коснулась новая беда – он стал стремительно терять зрение и ему запретили писать при свечах. Джозайя всерьез готовился к полной слепоте – в 1770 году он писал Бентли, что учится различать предметы пальцами на ощупь, надеясь, все-таки, овладеть этим искусством, прежде, чем останется одноногим калекой в полной темноте.

Некоторые утверждают, что Джозайя был не столько талантливым гончаром, сколько успешным менеджером. Вряд ли это так. Уэджвуд постоянно вел книгу экспериментов, куда записывал результаты опытов с составами глины, глазурью, химическими добавками, в попытках еще усовершенствовать свои достижения. Он вникает во все технические подробности, тщательно анализирует причины брака, разрабатывает «пирометр» и прочие технологические изыски. Большая часть полученных Джозайей рецептов до сих пор является тайной его производства и тщательно охраняется от посторонних.

Инвалидность заставила Уэджвуда задуматься и о внедрении новшеств на производстве. Отныне на фабрике Уэджвуда гончарные круги и токарные станки приводились в движение не ногами, а силой пара.

Несколько лет спустя французский путешественник де Сент-Фонд, в «Путешествии в Англию» писал: «Его прекрасные творения обладают важными преимуществами: устойчивостью к постоянному действию огня, отличной глазурью, непроницаемостью для кислоты, красотой, удобством и разнообразием форм, и умеренной ценой. Они продаются столь активно и настолько универсальны, что в путешествие из Парижа в Санкт-Петербург, из Амстердама в удаленные точки Швеции, от Дюнкерка до южной оконечности Франции, в каждой гостинице вам будет служить английский фаянс. Эти же предметы украшают столы Испании, Португалии, Италии и, являются грузом судов для Ост-Индии, Вест-Индии и Америки». (Перевод сделан напополам с Гуглем, поэтому несколько приблизителен).

Но, увы-увы. Пророки в отечестве, как вы помните, хороши, да не безупречны. Вон и с континента глумятся над Англией итальянцы с французами: мы – сыны великого Рима, потомки Александра и Цезаря. У нас, где землю не копни – античный мрамор и древняя керамика. А у вас, презренные саксы с норманнами, никакой культуры и кроме Адрианова вала никаких достопримечательностей.

Да, эпоха классицизма диктует свои требования к понятию моды. И английские лорды активно скупают на континенте этрусские вазы и прочие антики для своих археологических коллекций.
Одним из таких пылких знатоков-коллекционеров был и Томас Бентли. Возможно именно он заронил в душу Джозайи идею скопировать «античный» стиль в современной керамике. Массовое увлечение этрусскими вазами сулило затее финансовый успех. Именно тогда и возникла новая фабрика-поселение «Этрурия», со специальными домами для всех рабочих, школой для детей Уэджвуда, специально созданными каналами, чтобы завозить на фабрику сырье и отгружать готовую продукцию. Фабрика требовала и особых дисциплинарных мер – не все «свободные гончары» были готовы, став наемными работниками, бросить пить, не опаздывать на смену, беречь свои инструменты и материал. Тем не менее, жестко контролируя своих рабочих (вплоть до использования армейских частей при наведении порядка, во время одного из фабричных бунтов), Уэджвуд стремился улучшать условия их труда, повышать зарплату, обучать специальности. На фабрике работало много женщин и детей. Они тоже получали достойную оплату своего труда. Либеральные взгляды Уэджвуда проявились так же в его выступлениях против рабства.

Несомненно многие новшества в сфере управления персоналом были продиктованы Джозайе протестантской доктриной. Он принадлежал к общине унитарианистов и соединял в себе терпимость с жестким рационализмом.

«Этрурия» задумывалась как «новый мир», но ориентирована была на подражание давно утраченному античному стилю. Этрусские вазы буккеро из черной лощенной керамики, иногда украшенные горельефами, послужили поводом для разработки новой фаянсовой массы, получившей название «черный базальт». В 1773 году на фабрике Уэджвуда получили новые, необычайно твердые изделия, которые можно было шлифовать, полировать и даже резать на токарном станке. Первые цвета этой коллекции – черный базальт и белый «восковой» бисквит, из которого вырезались подобные камеям узоры для украшения черного фона. Но Джозайя не успокаивается на этом и ведет разработку твердых керамических масс других, более тонких оттенков. Спустя два года появляется небесно-голубой цвет, навсегда ставший главным символом «веджвудского фарфора». К нему добавляются серо-зеленый, темно-зеленый, розовый и желтый оттенки. Сама масса получает название «яшмовой», по сходству с оттенками камня и его свойствами. Наконец разрабатываются пасты камышового, темно-желтого и «античного-красного» оттенков.

Теперь «Уэджвудский фарфор» поражает изысканностью и простотой античных форм, тонкостью белой резьбы, а сама посуда меняет «профиль» с функциональности на декоративность. «Яшмовый фарфор» не для того, чтобы с него есть или пить. Это украшение горок, каминных полок, «исторических» кабинетов. Рисунки к нему разрабатывают настоящие художники, в том числе популярная в Англии Ангелика Кауфман, одна из редких, в то время, женщин – профессиональных живописцев. (Вот только не знаю, она ли сама рисовала, или ее картины брали за основу уэджвудские специалисты).

Крупные коллекционеры доверяют Джозайе лучшие экспонаты своих коллекций, для изготовления копий. Самым известным образцом подобной работы становится Портлендская ваза.
Созданная, как полагают, в 1 веке до н.э. в Риме ваза, известная как «ваза Барберини», была обнаружена в 16 веке и переходила из одной коллекции в другую, пока, в 1784 году ее не выкупила герцогиня Портлендская, для своего музея. Эта ваза стала несомненным венцом коллекции, собиравшейся герцогиней на протяжении почти полув
WEDGWOOD porcelain
Josiah Wedgwood (1730 - 1795) - English ceramist and designer, founder of Wedgwood porcelain, was born 285 years ago.

Wedgwood porcelain was born in an era when the slogan "Quick and inexpensive" became the key to fame and enrichment. Yes, yes, the very century of the industrial revolution, when Britain, oppressing its own peasants and other long-distance natives, declared itself to Europe in full voice and even, which was extremely dangerous, began to become familiar with European fashions.

At the head of the richer British English for a beautiful life are three national artists: J. Reynolds, W. Hogarth and T. Gainsborough. Finally, not only visiting maestros write for the English nobility with the right heel for big money, but antique dealers mockingly offer second-rate artists like “Rubens and Rembrandts”. There are, there are in Great Britain great and original masters.

And its own, English porcelain manufactory, opened by Josiah Wedgwood in Berslem (gr. Staffordshire), and a little later transferred to the neighborhood of the city, in a place baptized with the mysterious word Etruria.

Jozai's fate is a rare example of amazing endowments, hard work and faith in success.

He was born in 1730, in the family of a potter. In 1739, his father died, and his sons, like in a fairy tale, divided the inheritance. The eldest, Thomas, got the production, and the youngest, Josiah, went to his apprentice to feed himself. At age 11, Josiah had had smallpox, and as a result, his knee was affected. He could no longer actively use the potter's wheel and had to concentrate on the molding of products and the sale of products.

Since the elder brother refused the youngest to partner in business, Josiah had to take on John Harrison, and then to Thomas Wildon, at the same time having studied the work of the designer and several clay compositions for the production of porcelain. They were the best masters of their time, and probably they were the ones who helped Wadgewood achieve their first successes.

Another impetus for future glory was Josiah’s love for her cousin Sarah, who was promised to be made for Wadgewood only if he proved his worth. (By the way, the tradition to marry cousins ​​will continue in the next generations of the family and will be transferred to Josiah Wedgwood's grandson, Charles Darwin).

A few years later, on May 1, 1759, Wadgewood opened the first own manufactory, where he began the production of “creamy” or “royal” porcelain - on behalf of Queen Charlotte, who made him a large order in 1762.
Creamy porcelain is a special, cream-colored porcelain. The resulting products were distinguished by the noble color of heavy cream. Josiah achieved a high degree of purification of clay raw materials, and in addition, he began to cover this porcelain with a thin layer of white glaze, which made the products resistant to low and high temperatures and an aggressive environment. This made it possible to use creamy porcelain in any product - from decorative vases to simple utilitarian objects. In addition, Wedgwood has developed new shades of glaze, which allowed him to make his products even more attractive.

In 1765, Queen Charlotte received a tea set of 6 pairs of tea, coffee, dessert items and candlesticks. In 1766, Iris Birmingham Gazette wrote that "Mr. Josiah Wedgwood of Burslema had the honor of being appointed as Her Majesty's potter."

The order of the queen contributed to the fact that the name of the manufactory of Wadgewood became associated with the establishment. Soon, Queen Charlotte’s passion was shared by other royal family names. In particular, Catherine II, who bought several sets of royal porcelain in the 70s of the 18th century.

Do not forget Josiah and personal happiness. In January 1764, he married Sarah (or Sally, as her next of kin called) Wedgwood, who so patiently waited for permission to marry from her father, Richard Wedgwood, a rich cheesemaker from Cheshire. Sarah became not only a faithful wife, but also a caring companion. In 1768, Josiah’s sore leg had to be amputated. Caring for her husband, Sarah assumed the functions of his secretary, wrote down the results of his experiments, and also gave advice on the decor of many items. The companion and "biographer" of Wadgewood Thomas Bentley wrote that it was "women's taste" and Sarah's approval that were a necessary condition for the creation of each new product of the manufactory.

In 1769, Wedgwood was touched by a new misfortune - he began to rapidly lose his sight and was forbidden to write by candlelight. Josiah was seriously preparing for total blindness - in 1770 he wrote to Bentley that he learned to discern objects with his fingers to the touch, hoping, nevertheless, to master this art before remaining a one-legged cripple in complete darkness.

Some argue that Josiah was not so much a talented potter as a successful manager. Hardly so. Wedgwood constantly kept a book of experiments where he recorded the results of experiments with clay compositions, glazes, chemical additives, in an attempt to further improve his achievements. He delves into all the technical details, carefully analyzes the causes of the marriage, develops "pyrometer" and other
У записи 4 лайков,
3 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Петров

Понравилось следующим людям