♓ ИДИОТ (1951, ЯПОНИЯ) реж.А.Куросава Это, пожалуй, единственный...

♓ ИДИОТ (1951, ЯПОНИЯ) реж.А.Куросава
Это, пожалуй, единственный фильм из всех экранизаций романа Достоевского, который можно считать шедевром киноискусства, настолько глубоко Куросава проник в главную идею произведения. Весь секрет в том, что режиссёр не пытался заниматься экранизацией текста романа, а создал своё видение смысла произведения, передал суть романа языком кино, т.е. образами. Действие перенесено в послевоенную Японию. Имена героев изменены. Изменены и некоторые детали сюжета. Удивительно то, что эти изменения не портят, а наоборот, уточняют, усиливают некоторые важные черты произведения. Кроме того, роман органично вписался в японскую культуру, особенно, в части буддистского мировоззрения. По сюжету романа князь Мышкин обладает даром предвидения и проникновения в глубину души людей, которые встречаются на его пути. Он даёт очень точные характеристики персонажам, и видит то, что с ними случится в дальнейшем. Вернее, чувствует. Но у Достоевского это не выражено так явно. Кроме того, князь показан приехавшим после долгого лечения за границей. А у Куросавы Камеда возвращается после войны, фактически, с того света. Он по ошибке был приговорён к казне, но только в последнюю минуту всё проясняется, и он остаётся жить. И вот момент ожидания смерти, его прощания с жизнью и даёт ему дар ясновидения. Всё потому, что в этот момент он вдруг ощутил (его душа ощутила) любовь и единение со всем миром, со всеми людьми.

Суть героя романа режиссёр увидел в том, что Камеда обладает даром проникать в души людей, видеть их подлинными, настоящими, а не их внешние оболочки. А там они страдают от невозможности идти по пути к Богу.

Если искать аналогии с Библейскими сюжетами, то Камеда является как бы посланником Бога. Как Иисус Христос. Он пришёл с новым мировоззрением, и стал катализатором всех процессов. Когда люди погружаются постепенно в греховность своего существования, то они не замечают этого. Это происходит на протяжении многих лет, растянуто во времени, и трудно связать причину со следствием. А ускорение всех процессов выводит наружу всю грязь, весь ужас того, что чувствуют и о чём думают эти люди.

Общество смотрит на Камеду как на идиота. Потому что он ведёт себя совершенно вразрез с принятой в обществе моралью. Но мораль - это правила, установленные самим обществом. Они никак не связаны с праведностью жизни, с высшими законами бытия. А Камеда живёт не правилами и принципами, а чувствами, искренне выражает их, и тем самым даже вызывает гнев и раздражение людей. Например, Каяма (Ганя по Достоевскому) ударяет Камеду. И все осуждающе смотрят на него: с одной стороны, нельзя бить больного, а с другой, Камеда чист и невинен, и грех бить его. И присутствующие при этой сцене чувствуют это.

Таэко (Настасья Филипповна): "Он понимает чувства других людей."

Камеда видит ауру людей.
Камеда (Окаме-Рогожину): У тебя ужасно тёмная аура.

Камеда (Таэко): Я видел такие глаза как у вас. Это были глаза человека, приговорённого к смерти. Он долго терпел страдания и муки. Он как бы спрашивал: за что мне такая боль? ... Вы тоже много страдали. Вы целомудренны. Я буду заботиться о вас.

Таэко: Он как только увидел меня, сразу в меня поверил... Я ждала такого человека как вы... Но приходил Тахато: брал меня, оскорблял и выбрасывал...

Таэко страдает от невозможности преодолеть свои животные инстинкты: корысть, страстность, гордыню. Ведь с 14 лет её покровитель превратил её в свою любовницу, и ничего другого, кроме жадности, зависти и эгоизма она в своей жизни от людей не видела: ни тепла, ни ласки, ни любви, ни искренности. И теперь Таэко как маятник мечется между Камедой и Окамой (Рогожин). Это 2 полюса: животная страсть и чистота души и помыслов. Душа Таэко рвётся к чистоте, а сознание и тело уже не могут преодолеть привычное земное. Нет возможности найти золотую середину.

Окама (Камеде): Ты любишь её, потому что жалеешь. А я ненавижу, потому что люблю.

Здесь не первый раз звучат слова по поводу того, что такое любовь и страсть. Любить - это значит жалеть. А ненавидеть того, кого любишь, это значит, не любить, а желать. Жалеть - это отдавать. Желать - это пытаться получить.

Камеда: Я люблю Таэко, но не так, как вы думаете. Если бы вашего друга посадили в клетку и били палками, то как бы вы чувствовали себя? Вы бы захотели, чтобы били вас? Когда у ребёнка забирают конфету, он со злостью выбрасывает все конфеты. Таэко подсознательно хочет испортить себе жизнь.

Люди, общество не могут преодолеть свои страсти, инстинкты. Камеда - это их совесть. Он даёт им шанс на спасение. Камеда заставляет их разрушить стереотипные представления о чести, долге, любви, счастье, о нормах приличия.

Таэко пытается содействовать Аяко (Аглая) в её замужестве за Камедой. Она видит в Аяко себя и свои несбывшиеся мечты. И это ещё даёт ей какие-то надежды. Но встреча с Аяко разрушает её иллюзии. Кстати, в фильме эта встреча является кульминацией всей картины, её моментом истины.

Таэко: Я вообразила, что эта ревнивая завистница будет ангелом... Вы боитесь меня. Вы боитесь того, что он меня любит больше. Вот зачем вы пришли.
Аяко: Вы ошибаетесь. Он только жалеет вас. Это не любовь.
Таэко: Но результат тот же самый. Я поняла, что не имею право принять его любовь. Он из-за вас страдает.

Камеда любит в Таэко то Божественное начало, которое есть в её душе. А Аяко видит только возможность обладания.

И это общество не дало возможности преодолеть земное притяжение Таэко. Её гибель - это спасение её души. И общество своим поведением приговорило Камеду. Как распяли иудеи Иисуса Христа. И такое общество обречено.

#АкироКуросава #киноЯпонии #кино1950х
♓ ИДИОТ (1951, ЯПОНИЯ) реж.А.Куросава
Это, пожалуй, единственный фильм из всех экранизаций романа Достоевского, который можно считать шедевром киноискусства, настолько глубоко Куросава проник в главную идею произведения. Весь секрет в том, что режиссёр не пытался заниматься экранизацией текста романа, а создал своё видение смысла произведения, передал суть романа языком кино, т.е. образами. Действие перенесено в послевоенную Японию. Имена героев изменены. Изменены и некоторые детали сюжета. Удивительно то, что эти изменения не портят, а наоборот, уточняют, усиливают некоторые важные черты произведения. Кроме того, роман органично вписался в японскую культуру, особенно, в части буддистского мировоззрения. По сюжету романа князь Мышкин обладает даром предвидения и проникновения в глубину души людей, которые встречаются на его пути. Он даёт очень точные характеристики персонажам, и видит то, что с ними случится в дальнейшем. Вернее, чувствует. Но у Достоевского это не выражено так явно. Кроме того, князь показан приехавшим после долгого лечения за границей. А у Куросавы Камеда возвращается после войны, фактически, с того света. Он по ошибке был приговорён к казне, но только в последнюю минуту всё проясняется, и он остаётся жить. И вот момент ожидания смерти, его прощания с жизнью и даёт ему дар ясновидения. Всё потому, что в этот момент он вдруг ощутил (его душа ощутила) любовь и единение со всем миром, со всеми людьми.

Суть героя романа режиссёр увидел в том, что Камеда обладает даром проникать в души людей, видеть их подлинными, настоящими, а не их внешние оболочки. А там они страдают от невозможности идти по пути к Богу.

Если искать аналогии с Библейскими сюжетами, то Камеда является как бы посланником Бога. Как Иисус Христос. Он пришёл с новым мировоззрением, и стал катализатором всех процессов. Когда люди погружаются постепенно в греховность своего существования, то они не замечают этого. Это происходит на протяжении многих лет, растянуто во времени, и трудно связать причину со следствием. А ускорение всех процессов выводит наружу всю грязь, весь ужас того, что чувствуют и о чём думают эти люди.

Общество смотрит на Камеду как на идиота. Потому что он ведёт себя совершенно вразрез с принятой в обществе моралью. Но мораль - это правила, установленные самим обществом. Они никак не связаны с праведностью жизни, с высшими законами бытия. А Камеда живёт не правилами и принципами, а чувствами, искренне выражает их, и тем самым даже вызывает гнев и раздражение людей. Например, Каяма (Ганя по Достоевскому) ударяет Камеду. И все осуждающе смотрят на него: с одной стороны, нельзя бить больного, а с другой, Камеда чист и невинен, и грех бить его. И присутствующие при этой сцене чувствуют это.

Таэко (Настасья Филипповна): "Он понимает чувства других людей."

Камеда видит ауру людей.
Камеда (Окаме-Рогожину): У тебя ужасно тёмная аура.

Камеда (Таэко): Я видел такие глаза как у вас. Это были глаза человека, приговорённого к смерти. Он долго терпел страдания и муки. Он как бы спрашивал: за что мне такая боль? ... Вы тоже много страдали. Вы целомудренны. Я буду заботиться о вас.

Таэко: Он как только увидел меня, сразу в меня поверил... Я ждала такого человека как вы... Но приходил Тахато: брал меня, оскорблял и выбрасывал...

Таэко страдает от невозможности преодолеть свои животные инстинкты: корысть, страстность, гордыню. Ведь с 14 лет её покровитель превратил её в свою любовницу, и ничего другого, кроме жадности, зависти и эгоизма она в своей жизни от людей не видела: ни тепла, ни ласки, ни любви, ни искренности. И теперь Таэко как маятник мечется между Камедой и Окамой (Рогожин). Это 2 полюса: животная страсть и чистота души и помыслов. Душа Таэко рвётся к чистоте, а сознание и тело уже не могут преодолеть привычное земное. Нет возможности найти золотую середину.

Окама (Камеде): Ты любишь её, потому что жалеешь. А я ненавижу, потому что люблю.

Здесь не первый раз звучат слова по поводу того, что такое любовь и страсть. Любить - это значит жалеть. А ненавидеть того, кого любишь, это значит, не любить, а желать. Жалеть - это отдавать. Желать - это пытаться получить.

Камеда: Я люблю Таэко, но не так, как вы думаете. Если бы вашего друга посадили в клетку и били палками, то как бы вы чувствовали себя? Вы бы захотели, чтобы били вас? Когда у ребёнка забирают конфету, он со злостью выбрасывает все конфеты. Таэко подсознательно хочет испортить себе жизнь.

Люди, общество не могут преодолеть свои страсти, инстинкты. Камеда - это их совесть. Он даёт им шанс на спасение. Камеда заставляет их разрушить стереотипные представления о чести, долге, любви, счастье, о нормах приличия.

Таэко пытается содействовать Аяко (Аглая) в её замужестве за Камедой. Она видит в Аяко себя и свои несбывшиеся мечты. И это ещё даёт ей какие-то надежды. Но встреча с Аяко разрушает её иллюзии. Кстати, в фильме эта встреча является кульминацией всей картины, её моментом истины.

Таэко: Я вообразила, что эта ревнивая завистница будет ангелом...
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Петров

Понравилось следующим людям