Отрывок, который запал. Переписала тогда еще его из...

Отрывок, который запал. Переписала тогда еще его из книги на занятии у Радика Салимова).
Сейчас приобрела книжку на Озоне и радуюсь).

Чтобы жить в этом мире, нам все время необходимо музыкальное сопровождение какого нибудь оркестра. На переднем плане. Это маленький танцевальный оркестр. Он все время играет твою собственную тему. Он играет неувядающую мелодию нашей жизни. В которой есть несколькопостоянно повторяющихся рефренов. Снова и снова повторяюца номер нашего банковского счета, наши детские восопминани, наши пин коды, голоса отца и матери. Светло-зеленые строфы, которые, как мы надеемся, станут нашим будущим. Темный шум, который - как мы совершенно обоснованно предполагаем - становиться для нас реальной действительностью. Он звучит без перерыва, он звучит словно биение сердца, мой - звучит уже полжизни, но когда новый звук достигает твоих ушей, ты вдруг понимаешь, что, оказываеца, ты до этого все время стоял спиной к настоящему концертному залу. Все мы пребываем в каком то фое. Где нам остается лишь догадываться, что поблизости играет настоящий оркестр. А вот этот звук - уже один только амбюшур к звуку из настоящего концертного зала - заглушает мессу - си-минор словно шепот по ветру. Этот звук заставляет умолкнуть любую боевую тревогу. Он заглушает музыку сфер. Он устраняет все звуки действительности. И одновременно с тем, как ты слышишь его, ты начинаешь понимать какова будет цена билета. Когда дверь в этот зал отворяется, ты обнаруживаешь, что очень может быть - ты ошибался. Что твоя жизнь, возможно, существует, лишь пока твои уши продолжает отделять один и тот же небольшой рефрем от общей звуковой массы. Что для того, чтобы поддерживать нашу жизнь, мы убавили входные сигналы со всех других каналов до пианиссимо. А теперь что то мешается. И ты это чувствуешь. Если ты хочешь попасть в зал, то это станет самым дорогим билетом на концерт, который кто либо когда либо покупал. Это будет стоить тебе звука твоей собственной системы.
Excerpt that sunk. I then copied it from a book in a lesson with Radik Salimov).
Now I bought a book on Ozone and rejoice).

To live in this world, we always need musical accompaniment of some kind of orchestra. In the foreground. This is a small dance orchestra. He plays your own theme all the time. He plays the unfading melody of our life. In which there are several constantly repeating refrains. Again and again we repeat the number of our bank account, our children’s calls, our PIN codes, the voices of father and mother. Light green stanzas, which we hope will become our future. The dark noise, which - as we rightly suppose - is becoming a reality for us. It sounds without interruption, it sounds like a beating of the heart, mine sounds already half a lifetime, but when a new sound reaches your ears, you suddenly realize that you turned out to be your back to this concert hall all the time. We are all in some kind of lobby. Where we can only guess that a real orchestra is playing nearby. But this sound - already the only embouchure to the sound from a real concert hall - drowns out the mass - in B minor as if whispering in the wind. This sound silences any combat alert. He drowns out the music of the spheres. It eliminates all the sounds of reality. And at the same time as you hear it, you begin to understand what the price of the ticket will be. When the door to this room opens, you discover that it may very well be - you were mistaken. That your life may exist only as long as your ears continue to separate the same small refrem from the total sound mass. That in order to support our life, we reduced the input signals from all other channels to the pianissimo. And now something is getting in the way. And you feel it. If you want to get into the hall, then this will be the most expensive concert ticket that anyone has ever bought. It will cost you the sound of your own system.
У записи 6 лайков,
3 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Гульнара Василецкая

Понравилось следующим людям