При сильной боли не получится быть "Абсолютом"? Но...

При сильной боли не получится быть "Абсолютом"?
Но это лишь от незнания Себя - шаг назад ещё не был сделан.
Это как сопереживание персонажу в телесериале -
Ровно тот же самый процесс само-втягивания.
Сначала отождествляешь себя с теми людьми на экране,
И только затем сопереживаешь о них - порядок здесь только такой.
А если не отождествляешь себя, тогда и не втягиваешься -
Тогда это просто картинки.
Такая же ситуация присутствует здесь,
Лишь момент само-отождествления уже был упущен,
И теперь ты сопереживаешь всем преходящим явлениям,
Так, как будто бы это происходит с тобой:
Телу больно, ум витает в идеях, от эмоций страдает психика, -
Сами в себе это лишь автономные, безобидные феномены.
Проблема здесь только в том факторе,
Что всё предстаёт "моим" - относящимся ко "мне самому".
Почему так? Потому что шага назад ещё не было, -
Не расследован этот момент собственного "начала".
С началом познания пришло впечатление, что "вот он я сам".
Соотнесение с ним случилось тотчас же,
Не представлялось возможности среагировать.
Всё страдание - по причине незнания Себя Неизменного,
Что присутствовал и до "начала" процесса,
Который узнал то "начало", узнал новоприбывшего "себя",
И поспешно принял его за Себя Самого,
Потому как другого Себя он не знал -
Он был целый, единый, без составных частей для познания.

Так почему боль "твоя", с какого вдруг перепугу?
Когда в доступе есть аналитический разум,
Способный к само-рефлексии,
Тогда исследуй на истинность то,
Что принимаешь за истину прямо сейчас -
Тот постулат о "рождении" - "начале" себя.
Ничего другого-то здесь и не нужно!
Как я Сам могу быть среди тех феноменов,
Что передо мной Самим вдруг явились?
Разве могу я быть содержимым того,
Что для меня Самого возникает однажды?

А если же разум не в доступе,
Когда сознание обретается на животной ступени,
И есть только сырые эмоции без возможности от них "отстраниться",
Тогда всё ещё проще - для всего остального существует доверие:
"Всё хорошо, и всё это пройдёт".
Главная мысль - завершить тот процесс по спасению "себя",
Ибо это лишь мысль - то, что с "собою" носится.
Работает безотказно.

Но эта "виджняна" может случиться тогда, когда разум есть -
Как инструмент для того, чтоб отступить интуитивно назад
И взглянуть на "себя", на то, что считаешь "собой".
Тогда автоматически очищаешься от этого знания "себя" -
Само наблюдение за "я" и создаёт необходимое расстояние,
Отводит обратно, к изначальному состоянию целостности,
Где нет никаких проблем и какой-либо связи с телесным.
Тогда сама табуретка под "страдающим" выбита:
Как сильно болят зубы у привидения?

Как взглянуть?
Спокойным умом задержаться у момента "начала",
Быть на пороге, на самом первом моменте,
Отставив все концепции в сторону.
Когда началось это "знание", отделение света от тьмы,
Когда возникли "я" или "есть" - или "я есть" - всё то же самое,
Тогда я узнал о "себе", получил самое первое знание.
Но как мог я возникнуть для себя самого?
Что свидетельствовало само изменение положения дел?
Кто бы узнал эту новость, если бы самого меня не было?
То, что тут нужно, - это интуитивное проникновение,
А ум со всеми умными мыслями будет отставлен в сторону.
Ведь всё, что я о "себе" узнал с тех пор, любые возможные мысли,
Даже высокие мысли вроде господа бога, - всё это содержимое бытия,
Что пришло ко мне, но Сам Я был и до этого бытия -
Я - тот, кто узнал его, я - тот, кто дал ему место.
Это так очевидно, как то, что вещи падают вниз,
И тут нет вопроса о вере,
Тут вообще никаких вопросов быть не должно -
Это самое очевидное и прямое, не-концептуальное наблюдение.

Все эти практики, с дыханиями, мантрами и поклонениями -
Кто "тот", кто всё это делает?
Это "тот", который родился,
И которого ты поспешил принять за себя,
Но это не ты вовсе! Тут нет никакой связи вообще!
В том-то и дело, тебя настоящего тут и не было никогда.
Максимум, что "он" может добиться всеми своими практиками, -
Утоньчиться настолько, чтоб перестать из себя представлять
Что-либо вообще - не оставить ни единой зацепки вниманию -
Лишиться всех страхов, желаний, всей гордости и само-образа.
Вот его максимум.
Абсолютом "ему" стать не получится, может и не стараться -
Абсолют - это Ты Сам, это вовсе не "он".
"Он" должен прекратить перехватывать всё на "свой" счёт,
Вот и всё, что "он" может дать для тебя, это максимум пользы ума.
Ты Сам вообще не менялся, изменение - это природа ума,
И это "он" начался и закончится, а вовсе не ты.

Тот, кто всё знает, - это "она", это мысль о "себе", махамайя.
"Она" знает всё остальное, к "ней" липнут все остальные мысли.
А кто тот, кто знает "её"? Это ты!
Ты знаешь начало "её" и конец также знаешь,
Так не связывай же Себя с тем, что посередине,
И тогда никакая "её" боль тебя не коснётся!
Вся боль и страдания - это всё относится к "ней",
А "она" - лишь одна мысль о "себе" длиною в 100 лет,
Которая началась столько-то лет назад,
"Она" всё время меняется и умрёт точно также, как родилась,
А Тебя Самого ничего коснуться не может -
Ты знаешь "её" начало и потому не можешь быть "ей",
Ты знаешь все "её" изменения и потому не можешь быть "ей",
Это попросту невозможно: ты - не то, что перед тобой.
И поскольку смерть неизбежна, не разумно ли будет
Услышать об этой возможности оставаться за шаг до "начала",
Довериться той информации и перестать откармливать мысль о "себе",
И, опираясь на такое свидетельство и используя интуицию разума,
Пройти к моменту начала этого бытия и проверить всё это на опыте?
With severe pain, you can’t be "Absolute"?
But this is only from ignorance of oneself - a step back has not yet been taken.
It's like empathizing with a character on a television series -
Exactly the same process of self-retraction.
First you identify yourself with those people on the screen,
And only then you empathize about them - the order here is only this.
And if you don’t identify yourself, then you don’t get involved -
Then these are just pictures.
The same situation is here
Only the moment of self-identification has already been missed,
And now you empathize with all the transient phenomena
So, as if this is happening to you:
The body hurts, the mind soars in ideas, the psyche suffers from emotions, -
In themselves, these are only autonomous, harmless phenomena.
The problem here is that
That everything appears to be "mine" - relating to "myself."
Why is that? Because there was no step back yet, -
This moment of own "beginning" is not investigated.
With the beginning of cognition, the impression came that "here I am myself."
The correlation with him happened right away
It was not possible to react.
All suffering is due to ignorance of Himself Unchanging,
What was present before the "start" of the process,
Who recognized that "beginning", recognized the newcomer "himself",
And hastily mistook him for Himself,
Because he did not know another Myself -
He was whole, one, without the components for cognition.

So why is the pain “yours”, with what fright?
When an analytical mind is available,
Capable of self-reflection,
Then examine for truth that
What do you take for the truth right now -
That is the postulate of "birth" - the "beginning" of oneself.
Nothing else is needed here!
How can I myself be among those phenomena
What suddenly appeared to me in front of me?
How can I be the content of
What happens to me one day?

And if the mind is not accessible,
When consciousness is gained on the animal stage,
And there are only raw emotions without the ability to "pull away" from them,
Then it’s even easier - for everything else, there is trust:
"All is well and all this will pass."
The main idea is to complete that process of saving "self",
For it is only a thought - that which is "worn" with itself.
It works flawlessly.

But this "vijnana" can happen when the mind is -
As a tool to step back intuitively
And look at "yourself", at what you consider "yourself."
Then you automatically clear yourself of this knowledge of "yourself" -
The observation of the “I” itself creates the necessary distance,
Leads back to the original state of integrity,
Where there are no problems and any connection with the bodily.
Then the stool itself under the “sufferer” is knocked out:
How much do ghost teeth hurt?

How to take a look?
With a calm mind linger at the moment of “beginning”,
To be on the threshold, at the very first moment,
Putting all concepts aside.
When this "knowledge" began, the separation of light from darkness,
When the “I” or “is” arose — or “I am” - all the same,
Then I learned about "myself", received the very first knowledge.
But how could I arise for myself?
What did the change in state of affairs testify to?
Who would know this news if I myself were not?
What is needed here is intuitive insight,
And the mind with all clever thoughts will be set aside.
After all, everything that I have learned about "myself" since then, any possible thoughts,
Even lofty thoughts like the Lord God, are all the contents of being,
What came to me, but I myself was before this being -
I am the one who recognized him, I am the one who gave him a place.
It’s as obvious as things falling down,
And there is no question of faith,
There shouldn’t be any questions at all -
This is the most obvious and direct, non-conceptual observation.

All these practices, with breaths, mantras and worships -
Who is the “one” who does all this?
This is the “one” that was born,
And whom you hastened to take for yourself
But it's not you at all! There is no connection at all!
That's just the point, you have never been here before.
The maximum that "he" can achieve with all his practices -
Diminish enough to stop being
Anything at all - not to leave a single lead to attention -
To lose all fears, desires, all pride and self-image.
Here is his maximum.
Absolute “him” will not work, may not try -
The Absolute is You, It’s not “he” at all.
“He” must stop intercepting everything in “his” account,
That's all that "he" can give for you, this is the maximum benefit of the mind.
You yourself have not changed at all, change is the nature of the mind,
And this "he" began and will end, and not you.

One who knows everything is “she,” this is the thought of “self,” mahamaya.
“She” knows everything else; all other thoughts stick to her.
And who is the one who knows "her"? It's you!
You know the beginning of "her" and the end also know
So do not associate yourself with that which is in the middle,
And then no "her" pain will touch you!
All pain and suffering - it all refers to "her,"
And “she” is just one thought about “herself” 100 years long,
Which started so many years ago
“She” changes all the time and will die just as she was born,
And nothing to touch you
У записи 47 лайков,
8 репостов,
1854 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Михаил Медведев

Понравилось следующим людям