Посмотрите у мирских и во всем превозносящемся над...

Посмотрите у мирских и во всем превозносящемся над народом божиим мире, не исказился ли в нем лик Божий и правда его? У них наука, а в науке лишь то, что подвержено чувствам. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с неким торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: «Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай» — вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных — зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности еще не указали. Уверяют, что мир чем далее, тем более единится, слагается в братское общение тем, что сокращает расстояния, передает по воздуху мысли. Увы, не верьте таковому единению людей. Понимая свободу как приумножение и скорое утоление потребностей искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства. Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов-прислужников считается уже такою необходимостью, для которой жертвуют даже жизнью, честью и человеколюбием, чтоб утолить эту необходимость, и даже убивают себя, если не могут утолить ее. У тех, которые небогаты, то же самое видим, а у бедных неутоление потребностей и зависть пока заглушаются пьянством. Но вскоре вместо вина упьются и кровью, к тому их ведут. Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? Я знал одного «борца за идею», который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сим, что чуть не пошел и не предал свою «идею», чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: «За человечество бороться иду». Ну куда такой пойдет и на что он способен? На скорый поступок разве, а долго не вытерпит. И не дивно, что вместо свободы впали в рабство, а вместо служения братолюбию и человеческому единению впали, напротив, в отъединение и уединение, как говорил мне в юности моей таинственный гость и учитель мой. А потому в мире всё более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности людей и воистину встречается мысль сия даже уже с насмешкой, ибо как отстать от привычек своих, куда пойдет сей невольник, если столь привык утолять бесчисленные потребности свои, которые сам же навыдумал? В уединении он, и какое ему дело до целого. И достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше.
Другое дело путь иноческий. Над послушанием, постом и молитвой даже смеются, а между тем лишь в них заключается путь к настоящей, истинной уже свободе: отсекаю от себя потребности лишние и ненужные, самолюбивую и гордую волю мою смиряю и бичую послушанием, и достигаю тем, с помощию божьей, свободы духа, а с нею и веселья духовного! Кто же из них способнее вознести великую мысль и пойти ей служить — уединенный ли богач или сей освобожденный от тиранства вещей и привычек? Инока корят его уединением: «Уединился ты, чтобы себя спасти в монастырских стенах, а братское служение человечеству забыл». Но посмотрим еще, кто более братолюбию поусердствует? Ибо уединение не у нас, а у них, но не видят сего. А от нас и издревле деятели народные выходили, отчего же не может их быть и теперь? Те же смиренные и кроткие постники и молчальники восстанут и пойдут на великое дело. От народа спасение Руси. Русский же монастырь искони был с народом. Если же народ в уединении, то и мы в уединении. Народ верит по-нашему, а неверующий деятель у нас в России ничего не сделает, даже будь он искренен сердцем и умом гениален. Это помните. Народ встретит атеиста и поборет его, и станет единая православная Русь. Берегите же народ и оберегайте сердце его.

Из бесед и поучений старца Зосимы
Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Часть вторая. Книга шестая
Look at the things of the world and in the whole world of God exalted over the people, has the face of God and its truth been distorted in it? They have science, and in science only that which is subject to feelings. The spiritual world, the upper half of the human being, is rejected altogether, expelled with a certain triumph, even with hatred. The world has proclaimed freedom, especially recently, and what we see in their freedom is theirs: only slavery and suicide! For the world says: “You have needs, and therefore saturate them, because you have the same rights as those of the noblest and richest people. Do not be afraid to saturate them, but even increase them ”- this is the current teaching of the world. This is what they see as freedom. And what comes of this right to increase needs? The rich have solitude and spiritual suicide, and the poor have envy and murder, for rights have been given, and means have not yet been indicated to saturate the needs. They assure that the world the further, the more it unites, is formed into fraternal communication by the fact that it shortens distances, transmits thoughts through the air. Alas, do not believe such unity of people. Understanding freedom as augmentation and quick quenching of needs distort their nature, because they generate in themselves many senseless and stupid desires, habits and ridiculous inventions. They live only for envy of each other, for carnivore and swagger. To have dinners, trips, carriages, ranks and slaves-minions is already considered such a necessity, for which they sacrifice even life, honor and humanity to satisfy this need, and even kill themselves if they cannot satisfy it. For those who are not rich, we see the same thing, while for the poor, the satisfaction of needs and envy are still drowned out by drunkenness. But soon instead of wine they’ll get drunk and blood, to which they lead. I ask you: is such a person free? I knew one “fighter for the idea,” who himself told me that when they deprived him of tobacco in prison, he was so exhausted by the deprivation of sim that he almost went and did not betray his “idea” so that they would give him tobacco. But a sort of says: "I'm going to fight for humanity." Well, where will he go and what is he capable of? For an early deed, perhaps, he won’t tolerate it for a long time. And it is not marvelous that instead of freedom they fell into slavery, but instead of serving brotherly love and human unity they fell, on the contrary, into seclusion and solitude, as a mysterious guest and teacher told me in my youth. Therefore, the idea of ​​serving humanity, the brotherhood and integrity of people is fading away more and more, and this idea is truly met with mockery, for how to get behind your habits, where will this slave go if you are so used to satisfying your countless needs that You thought it yourself? He is in solitude, and what does he care about the whole. And they reached the point that they have accumulated more things, but less joy.
Another way is monastic. They even laugh at obedience, fasting and prayer, but meanwhile, only in them lies the path to real, true freedom: I cut off my unnecessary and unnecessary needs from myself, humble my proud and whimsical obedience, and achieve it with the help of God, freedom of the spirit, and with it the spiritual fun! Which of them is more capable of raising a great thought and going to serve it - is it a secluded rich man or this one freed from tyranny of things and habits? The monk reproach him with solitude: "You have retired to save yourself in the monastery walls, but you forgot the fraternal service to humanity." But let’s see who is more benevolent? For solitude is not with us, but with them, but they do not see this. But from time immemorial, folk figures have come out of us, why can't there be them now? The same humble and meek fasts and silent people will rise and go to a great cause. From the people the salvation of Russia. But the Russian monastery was originally with the people. If the people are in seclusion, then we are in seclusion. The people believe in our own way, and an unbeliever figure in Russia will not do anything, even if he is sincere in heart and mind brilliant. This is a remember. The people will meet the atheist and conquer him, and a single Orthodox Russia will become. Take care of the people and protect their hearts.

From the conversations and teachings of Elder Zosima
F.M.Dostoevsky. Brothers Karamazov. Part two. Book Six
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александр Ермошкин

Понравилось следующим людям