Никто не знает тайны, закона неодолимой тяги, влекущей данного мужчину к данной женщине. Екклесиаст, во всяком случае, не знал. Средневековая легенда дает некоторое обоснование – любовный напиток. То есть отрава. Вероятно, та самая отрава, которой напитывал всевластный Эрос свои оперные стрелы. Люди новейшего времени находят объяснение в гормонах, обслуживающих инстинкт продолжения рода. Понятное дело, между этим практическим заданием и любовью платонической существует известный разрыв, даже, выражаясь современным языком, когнитивный диссонанс. Серьезная идея продолжения рода прикрывается всякими ритуальными завитушками, флердоранжем, попами, печатями с орлами и так далее, вплоть до вывешенной во дворе простыни с кровавым пятном посередине. В этом смысле с любовью более или менее ясно.
Но что делать с дружбой? Никакой капитальный инстинкт ее не подпирает. Все на свете философы (мужчины, разумеется, баб-философов до Пиамы Гайденко не бывало, если не считать легендарной Гипатии) располагают ее, дружбу, в иерархии ценностей на самом верху. Аристотель дает изумительное определение, которое по сей день выглядит безукоризненно, в отличие от многих его идей, которые устарели до смешного. Итак: «Дружба – специфически человеческий факт, объяснение и цель которого следует искать без обращения к законам природы или к трансцендентному Благу, выходящему за рамки эмпирического существования».
Природой, таким образом, дружба не обусловлена, цели никакой не имеет, и вся она заключается в поиске родственной души, чтобы разделить с ней свои переживания, мысли, чувства, вплоть до «жизнь отдать за други своя». Но за это счастье следует дружбу кормить временем своей единственной жизни: то пойти прогуляться с другом по Рождественскому, например, бульвару, выпить с ним пива, даже если ты предпочитаешь иные напитки, а пиво любит друг, пойти на день рождения к его бабушке, читать одни и те же книги, слушать ту же музыку, чтобы в конце концов образовалось маленькое, закрытое и теплое пространство, где шутки понимаются с полуслова, обмен мнениями происходит с помощью взгляда, и взаимодействие между друзьями такое интимное, какого невозможно достичь с существом другого пола. За редчайшим исключением.
(с) Л.Улицкая. Зеленый шатер.
Но что делать с дружбой? Никакой капитальный инстинкт ее не подпирает. Все на свете философы (мужчины, разумеется, баб-философов до Пиамы Гайденко не бывало, если не считать легендарной Гипатии) располагают ее, дружбу, в иерархии ценностей на самом верху. Аристотель дает изумительное определение, которое по сей день выглядит безукоризненно, в отличие от многих его идей, которые устарели до смешного. Итак: «Дружба – специфически человеческий факт, объяснение и цель которого следует искать без обращения к законам природы или к трансцендентному Благу, выходящему за рамки эмпирического существования».
Природой, таким образом, дружба не обусловлена, цели никакой не имеет, и вся она заключается в поиске родственной души, чтобы разделить с ней свои переживания, мысли, чувства, вплоть до «жизнь отдать за други своя». Но за это счастье следует дружбу кормить временем своей единственной жизни: то пойти прогуляться с другом по Рождественскому, например, бульвару, выпить с ним пива, даже если ты предпочитаешь иные напитки, а пиво любит друг, пойти на день рождения к его бабушке, читать одни и те же книги, слушать ту же музыку, чтобы в конце концов образовалось маленькое, закрытое и теплое пространство, где шутки понимаются с полуслова, обмен мнениями происходит с помощью взгляда, и взаимодействие между друзьями такое интимное, какого невозможно достичь с существом другого пола. За редчайшим исключением.
(с) Л.Улицкая. Зеленый шатер.
No one knows the secret, the law of irresistible craving, which attracts a given man to a given woman. Ecclesiastes, in any case, did not know. The medieval legend gives some justification - a love drink. That is poison. Probably the same poison that the omnipotent Eros saturate with his opera arrows. Modern people find explanation in hormones that serve the instinct of procreation. Of course, there is a certain gap between this practical task and Platonic love, even, in modern terms, cognitive dissonance. The serious idea of procreation is covered by all sorts of ritual curlicues, orange blossom, priests, seals with eagles, and so on, right down to the sheets in the courtyard with a bloody stain in the middle. In this sense, with love it is more or less clear.
But what to do with friendship? No capital instinct supports her. All philosophers in the world (men, of course, there were no women philosophers before Piama Gaidenko, except for the legendary Hypatia) have her friendship in the hierarchy of values at the top. Aristotle gives an amazing definition, which to this day looks impeccable, in contrast to many of his ideas, which are outdated to the ridiculous. So: “Friendship is a specifically human fact, the explanation and purpose of which should be sought without resorting to the laws of nature or to the transcendental Good that goes beyond empirical existence.”
Thus, friendship is not conditioned by nature, has no purpose, and it all consists in searching for a kindred soul to share with it one’s feelings, thoughts, feelings, up to “give life for one another”. But for this happiness, friendship should be fed with the time of your only life: then go for a walk with a friend on Rozhdestvensky, for example, a boulevard, have a beer with him, even if you prefer other drinks, and a friend likes beer, go to his grandmother's birthday, read the same books, listening to the same music, so that in the end a small, closed and warm space is formed where jokes are perfectly understood, the exchange of opinions takes place with the help of a look, and the interaction between friends is so intimate that it is impossible to achieve with a creature of a different gender . With the rarest exception.
(c) L. Ulitskaya. Green tent.
But what to do with friendship? No capital instinct supports her. All philosophers in the world (men, of course, there were no women philosophers before Piama Gaidenko, except for the legendary Hypatia) have her friendship in the hierarchy of values at the top. Aristotle gives an amazing definition, which to this day looks impeccable, in contrast to many of his ideas, which are outdated to the ridiculous. So: “Friendship is a specifically human fact, the explanation and purpose of which should be sought without resorting to the laws of nature or to the transcendental Good that goes beyond empirical existence.”
Thus, friendship is not conditioned by nature, has no purpose, and it all consists in searching for a kindred soul to share with it one’s feelings, thoughts, feelings, up to “give life for one another”. But for this happiness, friendship should be fed with the time of your only life: then go for a walk with a friend on Rozhdestvensky, for example, a boulevard, have a beer with him, even if you prefer other drinks, and a friend likes beer, go to his grandmother's birthday, read the same books, listening to the same music, so that in the end a small, closed and warm space is formed where jokes are perfectly understood, the exchange of opinions takes place with the help of a look, and the interaction between friends is so intimate that it is impossible to achieve with a creature of a different gender . With the rarest exception.
(c) L. Ulitskaya. Green tent.
У записи 2 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ольга Фоминых