- Миш, пожалуйста! Один день всего! - голос...

- Миш, пожалуйста! Один день всего! - голос моего лучшего друга и однокашника по совместительству известного российского режиссера разбудил меня в 5.30 утра. Ну, наверное, для этого судьба и послала нам лучших друзей, чтоб они будили нас по утрам и не давали проспать восход солнца.

Но в этот раз Михаил (да, мы с ним тезки и при этом однофамильцы, но это и немудрено - мало ли в России Михаилов Ивановых?) хотел от меня чего-то странного. Он просил меня побыть им. Всего один день. Хм... Может, это мне вообще снится?

- Миш, для меня это действительно важно! Сейчас я возьму такси и приеду к тебе. Я оставлю тебе свой мобильник, а ты им всем отвечай, главное. И виду не подавай. А когда паспорт спросят - покажешь им. Отчества моего они все равно не знают.

- Стоп! Погоди, не тараторь! А зачем тебе это?

- Лучшие друзья не спрашивают "Зачем?". Когда тебе нужно было, чтоб я историю за тебя в универе сдал, я тебе вопросов не задавал. Это безопасно, не бойся.

- Ладно, приезжай.

Чтобы быстро проснуться, я залез под прохладный душ, но толком не успел ничего, даже зубы не почистил. Видно, Михаил звонил мне уже из такси, подъезжая к моему дому.

Я, обмотавшись полотенцем, выскочил и побежал к домофону. Да, так и есть, уже приехал. Пока он поднимался на лифте на мой пятнадцатый этаж, я успел переодеться и даже заглотить половину вчерашнего бутерброда.

Миша был как всегда при полном параде - костюм-тройка, вычищенная обувь. Правда, от моего внимательного глаза не скрылось то, что причесаться толком он не успел, а, значит, все действительно серьезно. Миша тот еще денди - из дома не выйдет, пока не приведет себя в идеальное состояние.

Он сунул мне в руки свой навороченный смартфон:
- Делай и говори все, что захочешь! Только не выдавай меня! Запомни: ты - это я. Ты же хорошо меня знаешь? Вот говори так, как я говорю. Миш, ты же писатель, просто скопируй стиль.

Быстро пожав мне руку, Миша рванул вниз к лифту.

- Да погоди ты! Может, кофе глотнешь хотя бы?
- Не могу, Миш, правда, не могу!

Двери лифта закрылись за ним, и я остался один с его смартфоном в руках. Ну ничего не поделаешь, надо что ли кофейка себе сварить...

К шести утра я выполз на балкон вместе с чашечкой кофе и утренней сигаретой. Смартфон, конечно, прихватил с собой - мало ли что. И правильно сделал! Потому что первый звонок раздался ровно в шесть:

- Михаил Викторович, извините, что так рано. Но вы еще вчера вечером обещали прислать сценарий вашего нового фильма про войну.

Я в ответ посетовал на свою забывчивость и попросил напомнить смской электронный адрес. Дело в том, что сценария про войну у меня не было. Ну я не писал сценариев. Но была небольшая повесть на еврейскую тему, в принципе, особого труда не составляло ее переформатировать часа за два в сценарий фильма.

- Нам не нужен окончательный вариант! Наш сценарист все равно потом все переделает, вы же знаете. Дайте нам небольшой черновик. И поскорее, пожалуйста. Вы же знаете, с нас еще вчера требовали.

- Извините, я пока не дома, вернусь только часа через два. А текст у меня на домашнем компьютере. Подождете?

- Да куда мы денемся, Михаил Викторович! Но вы уж постарайтесь побыстрее вернуться!

Таким образом я выиграл себе два часа на написание сценария. Стараясь не думать, зачем Михаилу все это было нужно, я засел за переделку своей повести. Рассказ в ней велся от лица маленькой еврейской девочки, которая умудрилась сбежать в леса с оккупированной немцами территории и попала к нашим партизанам. А там ее под опеку взял командир, девочка осталась в отряде, прошла войну до самого конца, помогала партизанам. Финал, кстати, тоже был вполне жизнеутверждающий - после войны командир отряда вернулся домой вместе с девочкой, и они с женой удочерили ее.

В половине девятого утра сценарий был готов и отправлен по указанному адресу, а я смог доползти до кухни и пожарить себе яичницу. Но съесть я ее не успел, потому что мне опять позвонили.

- Продюсера не устраивает счастливый финал! Он говорит, что девочка должна умереть в конце!

Девочку было жалко. Я ее выписывал в свое время с такой нежностью. Убивать как-то совсем не хотелось.

- Давайте лучше командира убьем?

- Я сейчас переговорю с продюсером и вас наберу!

Яичница была уже стерта с лица земли (вон он, трагический финал!), когда мне опять позвонили. На этот раз с другого номера, подписанного у Миши в телефоне как Игорь Продюсер Тварь. Вот последнее слово его имени как-то не внушало доверия. Или, может, это была действительно его фамилия?

- Послушай, Михаил, это просто скучно! Кому будет интересно смотреть кино про еврейскую девочку! Нужна мелодрама! Давай ее сделаем взрослой девушкой, которую изнасиловал немец перед тем, как она сбежала. У партизан она бы родила, а командир бы полюбил ее и усыновил бы ее ребенка. А жену командира оставим ни с чем.

- Игорь, любовь на войне - это банально же. Тебе не кажется? - мне очень не хотелось превращать свою задумку в сюжет мыльной оперы.

- Ты в своем духе! Это будут смотреть. Я тебе точно говорю. Поэтому иди и переписывай, а то сразу сценаристам отдам - и тебе точно не понравится то, что они сделают с твоей идеей.

Я открыл файл со сценарием. Кажется, я начинал понимать, почему Миша захотел, чтоб я побыл им именно в этот день. Три часа я потратил на переделывание текста. К полудню моя повесть превратилась в романтическую историю со встречами вечером у молодой ели, поцелуями в сумерках и драматичной сценой родов в полевых условиях. Тема войны отступила куда-то на второй план, а само действо казалось каким-то совершенно оторванным от реальности сюром.

Сохранил. Отправил. Пошел налить себе чаю.

Через двадцать минут опять звонок, высветившийся у меня на экране как Марина Сценарист.

- Мишенька, дорогой, - защебетала она, - а давай сделаем так, чтобы девушка командира не любила, а он ее - да. И чтоб она разговаривать не могла - у нее шок после насилия. Но сочувствовала командиру и виду не подавала, что не любит. Игорь уже согласен, я ему объяснила, что так будет лучше. Мишенька, психология сейчас в моде!

- Чего же вы мне раньше не сказали? Это же опять переписывать нужно! - Возмутился я.

- Мишенька, не сердись. Мы же как лучше хотим! Если будешь нас слушать, то всегда будешь на вершине!

- Хорошо, Марина, я переделаю сценарий.

- А еще ты мне обещал ресторан вечером, помнишь, мы договаривались?

Ресторан в мои планы ну никак не входил, все-таки у нас с Мишей только имена и фамилии одинаковые, а лица - разные. Поэтому решил Марину отшить:

- Я сегодня не могу, к сожалению. Жена говорит, что я ей обещал поездку на дачу.

- Ах ты сволочь! - щебет Марины внезапно превратился в визг, - Ты же говорил, что вы с ней уже не общаетесь даже!

Я вспомнил, как мило обнимал Миша свою жену еще неделю назад на нашей совместной вылазке с шашлыками, и подумал, что совсем не знаю темную сторону своего друга.

Марина что-то продолжала истерично верещать в трубку. Похоже, я сорвал Михаилу всю романтику. Ну и ладно, зато семью сохранил. Дослушав ее до конца, я попрощался и повесил трубку. И сел за сценарий.

Я урезал количество встреч у молодой ели, заменив их молчаливыми крупными планами героини в том же месте, но под трагическую музыку. Я переделал сцену родов - теперь главная героиня отказывалась от ребенка. А командир бегал в соседнюю деревню за молоком под страхом смерти. История получалась даже уже не фантастической. А в самом конце девушка благосклонно принимала бескорыстную любовь командира, снова обретала дар речи. И вместе они ехали к нему в деревню воспитывать ребенка и жениться. Кстати да, жену командира я убрал вовсе. Не нужна она.

В три часа сценарий был снова отправлен по электронной почте. Но на этом дело не закончилось!

- Миш, почему она у тебя еврейка? Пусть она будет русской девушкой с косой до пояса.

- Михаил Викторович, а давайте сделаем, чтоб немец ее не насиловал, а все по любви было. А потом его начальство прищучило, и девушке пришлось бежать.

- Не, Мишенька, верните, пожалуйста, немца-насильника. Фашист не должен любить, он зверь. Давайте ее снимем подробно со всей жестокостью?

- А давайте немец потом выкрадет ребенка, потому что это его сын - настоящий ариец?

В двенадцать вечера в дверь позвонили. Это был Миша. Был он встрепанный и слегка запыленный. Но видно уже никуда не торопился. Долго благодарил меня, поставил на стол бутылку хорошего коньяка и торт. Спокойно выслушал мой довольно эмоциональный пересказ событий сегодняшнего дня. А потом молча взял телефон, нашел в списке недавних контактов Игоря Продюсера Тварь и послал ему смс: "Снимаем первый вариант. Это мое последнее слово". После этого Миша выключил телефон и сказал:

- А за Марину тебе особое спасибо. Один раз улыбнулся ей, так проходу же теперь не дает.

Я молча подошел к шкафу, достал оттуда две рюмки и разлил в них коньяк.

- Ну что, Миш? За дружбу?

- Да, давай за нее, за крепкую мужскую.

Кстати, он мне так ничего и не рассказал. Молча долго пил, а потом заснул у меня на диванчике на кухне. А утром сбежал куда-то, наверное, домой.

И я, кстати, рад, что моя маленькая повесть теперь выйдет на большой экран. И мне уже даже не важно, в каком из семи вариантов.

#Следуй_за_Штормом
- Misha, please! One day in total! - the voice of my best friend and classmate in combination with the famous Russian director woke me up at 5.30 in the morning. Well, probably, for this, fate sent us best friends so that they would wake us up in the mornings and not allow us to oversleep the sunrise.

But this time, Mikhail (yes, we are namesake and namesake, but it’s no wonder - did Mikhailov Ivanov in Russia?) Wanted something strange from me. He asked me to be with them. Just one day. Hmm ... Maybe I even dream of this?

- Misha, for me it is really important! Now I will take a taxi and come to you. I will leave you my cell phone, and you answer them all, the main thing. And don't let it go. And when asked for a passport - show them. All the same, they do not know my middle name.

- Stop! Wait, don’t chatter! Why do you want it?

“Best friends don't ask, why?” When you needed me to hand over the story for you at the university, I did not ask you any questions. It is safe, do not be afraid.

- Okay, come.

To quickly wake up, I climbed into a cool shower, but I really didn’t manage to do anything, I didn’t even brush my teeth. Evidently, Michael was already calling me from a taxi, approaching my house.

I, wrapping myself in a towel, jumped out and ran to the intercom. Yes, it is, I have already arrived. While he was taking the elevator to my fifteenth floor, I managed to change clothes and even swallow half of yesterday's sandwich.

Misha was, as always, in full dress — a three-piece suit, shoes that had been cleaned. True, he did not hide from my attentive eye that he didn’t have time to comb his hair properly, which means that everything is really serious. Misha is still a dandy - he won’t leave the house until he brought himself to perfect condition.

He put his smart phone in my hands:
- Do and say whatever you want! Just don't betray me! Remember: you are me. Do you know me well? Here speak as I say. Misha, you're a writer, just copy the style.

Shaking my hand quickly, Misha jerked down to the elevator.

- Wait a minute! Maybe you take a sip of coffee at least?
- I can’t, Misha, I really can’t!

The elevator doors closed behind him, and I was left alone with his smartphone in my hands. Well, there's nothing to be done, is it necessary to make a coffee for yourself ...

By six in the morning I crawled out onto the balcony with a cup of coffee and a morning cigarette. The smartphone, of course, took with him - you never know what. And he did the right thing! Because the first bell rang at exactly six:

- Mikhail Viktorovich, sorry that so early. But you promised last night to send the script for your new movie about the war.

In response, I complained about my forgetfulness and asked to be reminded of the sms email address. The fact is that I did not have a scenario about the war. Well, I did not write scripts. But there was a small story on the Jewish theme, in principle, it was not difficult to reformat it for two hours into the script of the film.

- We do not need the final version! Our screenwriter will redo it all the same anyway, you know. Give us a small draft. And soon, please. You know, they demanded from us yesterday.

- Sorry, I'm not at home yet, I'll be back only two hours later. And the text is on my home computer. Will you wait?

- Yes, where are we going, Mikhail Viktorovich! But you really try to get back faster!

So I won myself two hours to write the script. Trying not to think why Mikhail needed all this, I sat down to redo my story. The story in it was conducted on behalf of a little Jewish girl who managed to escape into the forests from the territory occupied by the Germans and came to our partisans. And there the commander took her under guardianship, the girl remained in the detachment, went through the war to the very end, helped the partisans. The final, by the way, was also quite life-affirming - after the war, the squad leader returned home with the girl, and he and her wife adopted her.

At half past eight in the morning the script was ready and sent to the address indicated, and I was able to crawl to the kitchen and fry myself some eggs. But I did not have time to eat it, because they called me again.

- The producer does not like the happy ending! He says the girl must die at the end!

The girl was sorry. I wrote it out in due time with such tenderness. I didn’t feel like killing at all.

“Let's kill the commander better?”

- I’ll talk to the producer now and I’ll recruit you!

The fried egg was already wiped off the face of the earth (there he was, the tragic finale!) When they called me again. This time from another number signed by Misha on the phone as Igor Producer Creature. The last word of his name somehow did not inspire confidence. Or maybe it was really his last name?

- Listen, Michael, it's just boring! Who will be interested in watching a movie about a Jewish girl! Need a melodrama! Let's make her an adult girl who was raped by a German before she escaped. She would have given birth to partisans, and the commander would have loved her and adopted her child. And we’ll leave the commander’s wife with nothing.

- Igor, love in war is corny. Do not you think? - I really did not want to turn my idea into the plot of a soap opera.

“You're in your spirit!” It will be watched. I tell you for sure. Therefore id
У записи 178 лайков,
0 репостов,
822 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Полина Булычёва

Понравилось следующим людям