Постоянное состояние тревоги свидетельствует о заблокированности чувств и желаний, которые не допускаются к осознаванию.
В гештальт-терапии тревога, прежде чем подвергаться «переделке», должна быть осознана и присвоена, а не «утешена» и тем самым изгнана из поля осознания. В реальности основной стратегией обращения с тревогой является ее «взращивание», чтобы ее осознать и вернуть в состояние возбуждения (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004). Этому могут помочь вопросы и предложения: «Кому адресована твоя тревога?», «Что делает твоя тревога с тобой?», «Стань своей тревогой и прояви себя».
В терапевтической сессии тревога «сигнализирует» о незавершенных ситуациях. При этом она не обязательно осознается и выражается клиентом, она может скрываться за стереотипными формами поведения, способствующими избеганию осознавания. Задача терапевта – идентификация и мобилизация тревоги (Немиринский О.В., 1998).
Появление тревоги у клиента является признаком невротического прерывания контакта. Понимание тревоги как прерванного возбуждения предполагает, что именно те пласты опыта, которые вызывают тревогу, должны быть в фокусе терапевтического взаимодействия.
С точки зрения гештальт-терапии, человек может разными способами регулировать свое равновесие с окружающей средой, сталкиваясь с препятствиями на пути удовлетворения своих потребностей. Первый способ – творческое приспособление, позволяющее найти такой вариант контакта с внешним миром, который позволит удовлетворить свои потребности, а также сохранить гармонию как с внешним миром, так и с самим собой. Помимо этого гештальт-терапия выделяет следующие невротические механизмы, или виды сопротивлений (срывы цикла контакта), препятствующие достижению человеком психологического здоровья и зрелости: слияние (конфлюэнция), интроекция, проекция, ретрофлексия (Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Ф., 1951), эготизм (Гудмен П., 2001), дефлексия (Польстеры И. и М., 1997).
Конфлюэнция (слияние) есть неразличение границы между двумя явлениями: восприятием и воспринимаемым объектом, двумя людьми, т.е. нет осознавания различия между ними.
Интроекция есть процесс усвоения чуждых организму представлений или способов поведения под влиянием авторитетов, процесс принятия на веру понятий при слиянии с этими авторитетами.
Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал другим людям или объектам, пытался или хотел делать.
Черта личности невротика или его чувство, поведение, не ощущаемое им как своё собственное, а приписываемое чему-либо или кому-либо во внешней среде, есть проекция.
Дефлексия – это способ ухода организма от прямого контакта с окружающей средой путём постоянного изменения направления движения к объекту своей потребности до момента исчезновения энергии первоначального импульса.
Тревога появляется именно там, где избегается контакт. Поэтому гештальт-терапевт по ходу сессии может идентифицировать, с какой стадией цикла контакта связано переживание тревоги (Захарова Т.А., 2008). Та фаза цикла контакта, в которой появляется тревога, свидетельствует о характерном для клиента механизме прерывания контакта.
При каждом типе невротического контактирования наблюдается тревога, но она различается по причине своего возникновения и появляется тогда, когда клиент сталкивается с переживанием, блокированным защитой. Типы невротической саморегуляции личности имеют различия по проявлению феномена тревоги. Проведенное в реабилитационном центре социальной медицины экспериментальное исследование позволило выявить ряд взаимосвязей между проявлениями феномена тревоги и невротическими способами саморегуляции личности. Для большей части невротических типов защит удалось выявить наличие взаимосвязи между отдельными видами тревоги, предъявляемым и блокируемым (неосознаваемым) переживанием. Исследование динамики тревожного переживания показало, что типы невротического регулирования различаются между собой по параметрам силы, частоты возникновения и продолжительности удержания тревоги.
Так, с конфлюэнтным типом контакта связаны немотивированная тревога и застревание в неотреагированных переживаниях. При слиянии тревогу вызывает всякое выделение фигуры потребности. Тревога возникает при встрече с собственной личностной границей. Блокируемыми переживаниями при конфлюэнции являются радость, интерес и удивление, а разрядка энергии тревоги происходит через предъявление невротических переживаний вины, презрения, отвращения и гнева.
При интроекции тревога появляется тогда, когда мир вокруг начинает изменяться. Тревога заменяет собой переживание желания, при этом не наступает следующая фаза цикла контакта – фаза мобилизации. Блокируемыми переживаниями при интроекции является гнев, вина, отвращение, стыд.
При проекции тревогу вызывает само переживание какого-либо чувства. Возникают затруднения по осознаванию, т.к. энергия тревоги сразу же разряжается агрессией. Блокируемым переживанием при проекции является презрение, а разрядка энергии тревоги происходит через гнев.
При ретрофлексии тревогу вызывает действие, адресованное другому человеку как объекту потребности (например, требование или просьба). Блокируемым переживанием является интерес, разрядка энергии тревоги происходит через стыд и отвращение.
При дефлексии человека тревожит прямой контакт с другими людьми, получение обратной связи, разделение с ними чувств. Тревога появляется при приближении к объекту, блокируемым переживанием является удивление, а разрядка энергии тревоги происходит через презрение, отвращение, гнев.
Эготист переживает как тревогу утрату контроля. При эготизме тревогу вызывает ослабление произвольности, блокируемым переживанием является радость, а разрядка энергии тревоги происходит через вину и страх.
В гештальт-терапии с ситуативной тревогой работают так, как этого требует фаза цикла контакта, где за тревогой следует срыв: фрустрируют сопротивление, мешая клиенту растрачивать возбуждение.
Тревогу можно регистрировать в любой момент смены фигуры и фона в цикле контакта. Наблюдения за признаками тревоги и их редукцией делают восприятие сопротивления более ясным. Это помогает терапевту сориентироваться в происходящем, осуществить выбор, с чем в данный момент работать (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004).
Стратегии работы гештальт-терапевта с тревогой основаны на понимании необходимости вернуть человеку целостность, то есть помочь объединить себя самого и свою энергию.
Гештальт-терапевт проводит эксперименты, в рамках которых субъект может «соединиться» или вступить в отношения с собственной тревогой (Булюбаш И.Д., 2004). Например, клиенту может быть предложено идентифицироваться с тревогой, то есть изобразить трясущуюся фигуру, усилить тип движения, осознать, какие потребности и чувства стоят за этим движением (Петрова Е., Матков В., 2008). Человек может вступить в диалог с тревогой или символизирующей её фигурой, чтобы прояснить чувства и потребности текущего момента. Гештальт-терапевт может предложить клиенту описать свои ощущения, сконцентрировавшись на телесных переживаниях. Задача – помочь человеку понять, что больше подходит в данную минуту. Например, разозлиться на кого-то (испытать гнев) или выяснить, кого или чего клиент опасается (активизировать переживание чувства страха). В общем, все эти эксперименты направлены на увеличение внимания к себе и собственным потребностям в данный момент.
В гештальт-терапии тревога рассматривается и как феномен терапевтических отношений. Психотерапевт может обратить внимание на контекст актуальных терапевтических отношений, в которых появляется тревога.
Как личностная характеристика, тревожность является частью представления о себе. Изменение свойств характера в любом случае требует весьма длительной работы и возникает скорее непроизвольно, в контексте прочих изменений. Стратегически в гештальт-терапии предлагается экспериментировать с поведением, противоположным основной структуре защит (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004).
Таким образом, сам факт наличия тревоги в гештальт-подходе понимается как феномен, свидетельствующий о наличии заблокированной энергии, которая может быть возвращена организму специальными методами.
В гештальт-терапии тревога, прежде чем подвергаться «переделке», должна быть осознана и присвоена, а не «утешена» и тем самым изгнана из поля осознания. В реальности основной стратегией обращения с тревогой является ее «взращивание», чтобы ее осознать и вернуть в состояние возбуждения (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004). Этому могут помочь вопросы и предложения: «Кому адресована твоя тревога?», «Что делает твоя тревога с тобой?», «Стань своей тревогой и прояви себя».
В терапевтической сессии тревога «сигнализирует» о незавершенных ситуациях. При этом она не обязательно осознается и выражается клиентом, она может скрываться за стереотипными формами поведения, способствующими избеганию осознавания. Задача терапевта – идентификация и мобилизация тревоги (Немиринский О.В., 1998).
Появление тревоги у клиента является признаком невротического прерывания контакта. Понимание тревоги как прерванного возбуждения предполагает, что именно те пласты опыта, которые вызывают тревогу, должны быть в фокусе терапевтического взаимодействия.
С точки зрения гештальт-терапии, человек может разными способами регулировать свое равновесие с окружающей средой, сталкиваясь с препятствиями на пути удовлетворения своих потребностей. Первый способ – творческое приспособление, позволяющее найти такой вариант контакта с внешним миром, который позволит удовлетворить свои потребности, а также сохранить гармонию как с внешним миром, так и с самим собой. Помимо этого гештальт-терапия выделяет следующие невротические механизмы, или виды сопротивлений (срывы цикла контакта), препятствующие достижению человеком психологического здоровья и зрелости: слияние (конфлюэнция), интроекция, проекция, ретрофлексия (Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Ф., 1951), эготизм (Гудмен П., 2001), дефлексия (Польстеры И. и М., 1997).
Конфлюэнция (слияние) есть неразличение границы между двумя явлениями: восприятием и воспринимаемым объектом, двумя людьми, т.е. нет осознавания различия между ними.
Интроекция есть процесс усвоения чуждых организму представлений или способов поведения под влиянием авторитетов, процесс принятия на веру понятий при слиянии с этими авторитетами.
Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал другим людям или объектам, пытался или хотел делать.
Черта личности невротика или его чувство, поведение, не ощущаемое им как своё собственное, а приписываемое чему-либо или кому-либо во внешней среде, есть проекция.
Дефлексия – это способ ухода организма от прямого контакта с окружающей средой путём постоянного изменения направления движения к объекту своей потребности до момента исчезновения энергии первоначального импульса.
Тревога появляется именно там, где избегается контакт. Поэтому гештальт-терапевт по ходу сессии может идентифицировать, с какой стадией цикла контакта связано переживание тревоги (Захарова Т.А., 2008). Та фаза цикла контакта, в которой появляется тревога, свидетельствует о характерном для клиента механизме прерывания контакта.
При каждом типе невротического контактирования наблюдается тревога, но она различается по причине своего возникновения и появляется тогда, когда клиент сталкивается с переживанием, блокированным защитой. Типы невротической саморегуляции личности имеют различия по проявлению феномена тревоги. Проведенное в реабилитационном центре социальной медицины экспериментальное исследование позволило выявить ряд взаимосвязей между проявлениями феномена тревоги и невротическими способами саморегуляции личности. Для большей части невротических типов защит удалось выявить наличие взаимосвязи между отдельными видами тревоги, предъявляемым и блокируемым (неосознаваемым) переживанием. Исследование динамики тревожного переживания показало, что типы невротического регулирования различаются между собой по параметрам силы, частоты возникновения и продолжительности удержания тревоги.
Так, с конфлюэнтным типом контакта связаны немотивированная тревога и застревание в неотреагированных переживаниях. При слиянии тревогу вызывает всякое выделение фигуры потребности. Тревога возникает при встрече с собственной личностной границей. Блокируемыми переживаниями при конфлюэнции являются радость, интерес и удивление, а разрядка энергии тревоги происходит через предъявление невротических переживаний вины, презрения, отвращения и гнева.
При интроекции тревога появляется тогда, когда мир вокруг начинает изменяться. Тревога заменяет собой переживание желания, при этом не наступает следующая фаза цикла контакта – фаза мобилизации. Блокируемыми переживаниями при интроекции является гнев, вина, отвращение, стыд.
При проекции тревогу вызывает само переживание какого-либо чувства. Возникают затруднения по осознаванию, т.к. энергия тревоги сразу же разряжается агрессией. Блокируемым переживанием при проекции является презрение, а разрядка энергии тревоги происходит через гнев.
При ретрофлексии тревогу вызывает действие, адресованное другому человеку как объекту потребности (например, требование или просьба). Блокируемым переживанием является интерес, разрядка энергии тревоги происходит через стыд и отвращение.
При дефлексии человека тревожит прямой контакт с другими людьми, получение обратной связи, разделение с ними чувств. Тревога появляется при приближении к объекту, блокируемым переживанием является удивление, а разрядка энергии тревоги происходит через презрение, отвращение, гнев.
Эготист переживает как тревогу утрату контроля. При эготизме тревогу вызывает ослабление произвольности, блокируемым переживанием является радость, а разрядка энергии тревоги происходит через вину и страх.
В гештальт-терапии с ситуативной тревогой работают так, как этого требует фаза цикла контакта, где за тревогой следует срыв: фрустрируют сопротивление, мешая клиенту растрачивать возбуждение.
Тревогу можно регистрировать в любой момент смены фигуры и фона в цикле контакта. Наблюдения за признаками тревоги и их редукцией делают восприятие сопротивления более ясным. Это помогает терапевту сориентироваться в происходящем, осуществить выбор, с чем в данный момент работать (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004).
Стратегии работы гештальт-терапевта с тревогой основаны на понимании необходимости вернуть человеку целостность, то есть помочь объединить себя самого и свою энергию.
Гештальт-терапевт проводит эксперименты, в рамках которых субъект может «соединиться» или вступить в отношения с собственной тревогой (Булюбаш И.Д., 2004). Например, клиенту может быть предложено идентифицироваться с тревогой, то есть изобразить трясущуюся фигуру, усилить тип движения, осознать, какие потребности и чувства стоят за этим движением (Петрова Е., Матков В., 2008). Человек может вступить в диалог с тревогой или символизирующей её фигурой, чтобы прояснить чувства и потребности текущего момента. Гештальт-терапевт может предложить клиенту описать свои ощущения, сконцентрировавшись на телесных переживаниях. Задача – помочь человеку понять, что больше подходит в данную минуту. Например, разозлиться на кого-то (испытать гнев) или выяснить, кого или чего клиент опасается (активизировать переживание чувства страха). В общем, все эти эксперименты направлены на увеличение внимания к себе и собственным потребностям в данный момент.
В гештальт-терапии тревога рассматривается и как феномен терапевтических отношений. Психотерапевт может обратить внимание на контекст актуальных терапевтических отношений, в которых появляется тревога.
Как личностная характеристика, тревожность является частью представления о себе. Изменение свойств характера в любом случае требует весьма длительной работы и возникает скорее непроизвольно, в контексте прочих изменений. Стратегически в гештальт-терапии предлагается экспериментировать с поведением, противоположным основной структуре защит (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004).
Таким образом, сам факт наличия тревоги в гештальт-подходе понимается как феномен, свидетельствующий о наличии заблокированной энергии, которая может быть возвращена организму специальными методами.
The constant state of anxiety indicates a blockage of feelings and desires that are not allowed to be realized.
In Gestalt therapy, anxiety, before being subjected to “reworking,” must be recognized and appropriated, not “comforted,” and thus expelled from the field of awareness. In reality, the main strategy of dealing with anxiety is its “cultivation” in order to realize it and return to a state of arousal (N. Lebedeva, E. Ivanova, 2004). Questions and suggestions can help this: “To whom is your alarm?”, “What is your alarm doing to you?”, “Become your alarm and show yourself.”
In a therapy session, anxiety “signals” unfinished situations. However, it is not necessarily recognized and expressed by the client, it can be hidden behind stereotypical forms of behavior that contribute to the avoidance of awareness. The task of the therapist is the identification and mobilization of anxiety (Nemirinsky OV, 1998).
The appearance of anxiety at the client is a sign of neurotic interruption of the contact. Understanding anxiety as interrupted arousal suggests that it is precisely those layers of experience that cause anxiety that should be the focus of the therapeutic interaction.
From the point of view of Gestalt therapy, a person can regulate his balance with the environment in various ways, facing obstacles in the way of satisfying his needs. The first way is a creative device that allows you to find such an option of contact with the outside world, which will allow you to satisfy your needs, as well as maintain harmony with both the outside world and yourself. In addition, Gestalt therapy identifies the following neurotic mechanisms, or types of resistance (breakdown of the contact cycle) that prevent a person from achieving psychological health and maturity: fusion (confluence), introjection, projection, retroflection (Perls F., Goodman P., Hefferlin F., 1951), egotism (Goodman P., 2001), deflexion (Polstera I. and M., 1997).
Confluence (fusion) is the indistinguishability of the border between two phenomena: perception and perceived object, two people, i.e. no awareness of the difference between them.
Introjection is the process of assimilation of ideas or behaviors alien to the body under the influence of authorities, the process of taking on faith concepts when merging with these authorities.
Retroflection of behavior is doing yourself what the person originally did to other people or objects, tried or wanted to do.
The personality trait of a neurotic or his feeling, behavior, which he does not perceive as his own, but attributed to something or someone in the external environment, is a projection.
Deflection is a way of leaving the body from direct contact with the environment by constantly changing the direction of movement to the object of its need until the moment when the energy of the initial impulse disappears.
Anxiety appears where contact is avoided. Therefore, during the session, the gestalt therapist can identify with which stage of the contact cycle the anxiety experience is connected (Zakharova TA, 2008). The phase of the contact cycle in which an alarm occurs appears to indicate the mechanism of contact interruption characteristic of the client.
With each type of neurotic contacting, anxiety is observed, but it differs because of its occurrence and appears when the client is confronted with an experience blocked by protection. Types of neurotic self-regulation of personality have differences in the manifestation of the anxiety phenomenon. An experimental study carried out in a rehabilitation center for social medicine revealed a number of relationships between manifestations of the anxiety phenomenon and neurotic methods of self-regulation of personality. For the most part of the neurotic types of defenses, it was possible to reveal the existence of a relationship between the individual types of anxiety and the blocked (unconscious) experience. The study of the dynamics of anxiety experience showed that the types of neurotic regulation differ in the parameters of force, frequency of occurrence and duration of alarm retention.
So, with a confluent type of contact, unmotivated anxiety and stuck in unreacted experiences are associated. When merging, any selection of a figure of need causes alarm. Anxiety arises when meeting with their own personal boundaries. Joy, interest and surprise are blocked by confluence, and anxiety energy is released through presentation of neurotic feelings of guilt, scorn, aversion and anger.
With introjection, anxiety arises when the world around starts to change. Anxiety replaces the experience of desire, and the next phase of the contact cycle, the mobilization phase, does not occur. The blocked feelings of introjection are anger, guilt, disgust, shame.
When a projection is concerned, the very experience of a feeling causes anxiety. There are difficulties in awareness, because the energy of anxiety is immediately discharged by aggression. Discretion is a blocking experience in projection, and the release of anxiety energy occurs through anger.
With retro
In Gestalt therapy, anxiety, before being subjected to “reworking,” must be recognized and appropriated, not “comforted,” and thus expelled from the field of awareness. In reality, the main strategy of dealing with anxiety is its “cultivation” in order to realize it and return to a state of arousal (N. Lebedeva, E. Ivanova, 2004). Questions and suggestions can help this: “To whom is your alarm?”, “What is your alarm doing to you?”, “Become your alarm and show yourself.”
In a therapy session, anxiety “signals” unfinished situations. However, it is not necessarily recognized and expressed by the client, it can be hidden behind stereotypical forms of behavior that contribute to the avoidance of awareness. The task of the therapist is the identification and mobilization of anxiety (Nemirinsky OV, 1998).
The appearance of anxiety at the client is a sign of neurotic interruption of the contact. Understanding anxiety as interrupted arousal suggests that it is precisely those layers of experience that cause anxiety that should be the focus of the therapeutic interaction.
From the point of view of Gestalt therapy, a person can regulate his balance with the environment in various ways, facing obstacles in the way of satisfying his needs. The first way is a creative device that allows you to find such an option of contact with the outside world, which will allow you to satisfy your needs, as well as maintain harmony with both the outside world and yourself. In addition, Gestalt therapy identifies the following neurotic mechanisms, or types of resistance (breakdown of the contact cycle) that prevent a person from achieving psychological health and maturity: fusion (confluence), introjection, projection, retroflection (Perls F., Goodman P., Hefferlin F., 1951), egotism (Goodman P., 2001), deflexion (Polstera I. and M., 1997).
Confluence (fusion) is the indistinguishability of the border between two phenomena: perception and perceived object, two people, i.e. no awareness of the difference between them.
Introjection is the process of assimilation of ideas or behaviors alien to the body under the influence of authorities, the process of taking on faith concepts when merging with these authorities.
Retroflection of behavior is doing yourself what the person originally did to other people or objects, tried or wanted to do.
The personality trait of a neurotic or his feeling, behavior, which he does not perceive as his own, but attributed to something or someone in the external environment, is a projection.
Deflection is a way of leaving the body from direct contact with the environment by constantly changing the direction of movement to the object of its need until the moment when the energy of the initial impulse disappears.
Anxiety appears where contact is avoided. Therefore, during the session, the gestalt therapist can identify with which stage of the contact cycle the anxiety experience is connected (Zakharova TA, 2008). The phase of the contact cycle in which an alarm occurs appears to indicate the mechanism of contact interruption characteristic of the client.
With each type of neurotic contacting, anxiety is observed, but it differs because of its occurrence and appears when the client is confronted with an experience blocked by protection. Types of neurotic self-regulation of personality have differences in the manifestation of the anxiety phenomenon. An experimental study carried out in a rehabilitation center for social medicine revealed a number of relationships between manifestations of the anxiety phenomenon and neurotic methods of self-regulation of personality. For the most part of the neurotic types of defenses, it was possible to reveal the existence of a relationship between the individual types of anxiety and the blocked (unconscious) experience. The study of the dynamics of anxiety experience showed that the types of neurotic regulation differ in the parameters of force, frequency of occurrence and duration of alarm retention.
So, with a confluent type of contact, unmotivated anxiety and stuck in unreacted experiences are associated. When merging, any selection of a figure of need causes alarm. Anxiety arises when meeting with their own personal boundaries. Joy, interest and surprise are blocked by confluence, and anxiety energy is released through presentation of neurotic feelings of guilt, scorn, aversion and anger.
With introjection, anxiety arises when the world around starts to change. Anxiety replaces the experience of desire, and the next phase of the contact cycle, the mobilization phase, does not occur. The blocked feelings of introjection are anger, guilt, disgust, shame.
When a projection is concerned, the very experience of a feeling causes anxiety. There are difficulties in awareness, because the energy of anxiety is immediately discharged by aggression. Discretion is a blocking experience in projection, and the release of anxiety energy occurs through anger.
With retro
У записи 1 лайков,
1 репостов,
168 просмотров.
1 репостов,
168 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Яков Якобашвили