При слове «трубадур» многие туманно представляют себе молодого,...

При слове «трубадур» многие туманно представляют себе молодого, или не очень, томного красавца, поющего любовные песни, декламирующего, например, «Тристана и Изольду» или деяния «Карла Великого» у ног прекрасной дамы. Отчасти это верно. По крайней мере, мастерство трубадуров, скажем, в XIX веке представлялось именно так.

Самый расцвет трубадуров случился при Алиеноре Аквитанской. Но появились они еще во время правления деда Алиеноры герцога Гильома IX Аквитанского, прозванного Гильомом Трубадуром. Языком (скорее – диалектом) поэтов-песенников по умолчанию являлся прованский, и далее, после распространения этого явления по всей Европе, трубадуры тоже чаще всего исполняли баллады на прованском (окситанском) языке.

Прекрасная Алиенора, еще и не будучи королевой, окружила себя изысканным двором. И трубадуры – несчастные воздыхатели без какой-либо определенности на взаимность – присутствовали обязательно рядом с этой темпераментной южанкой, богатой наследницей всей Аквитании, не скованной никаким надзором (Алиенора рано осиротела).

Прекрасные воздыхатели? Не обязательно это было именно так, но должно было так казаться. Все вместе: несчастные влюбленные и, якобы, равнодушные дамы составляли тот колорит с оттенком куртуазности раннего Средневековья. Но трубадур – это прежде всего поэт. Поэт и композитор в одном лице. Он должен уметь играть на музыкальных инструментах и слагать стихи, как правило, с романтическим уклоном, желательно про несчастную любовь – да так, чтоб все дамы обрыдались.

Петь балладу собственного сочинения, играть мелодию, написанную собственноручно и аккомпанировать самому себе на музыкальном инструменте – высшее мастерство. Исполняющий чужие произведения назывался жоглар, но он мог выступать и как автор в некоторых случаях. Жоглар (жонглер) мог быть сам по себе, а мог служить трубадуру. Например, неизменным жогларом трубадура Арнаута де Марейля был Пистолета.

Жоглар не только играл, пел и читал стихи, но еще мог разыгрывать небольшие представления и показывать фокусы. Помимо жогларов, существовали и другие разновидности такого рода деятельности. Например, менестрели (кстати, менестрелями могли быть и женщины) – это те же поэты и композиторы, но они зарабатывали этим себе на жизнь.

А мастерство трубадура в классическом, провансальском понимании этого слова – это не способ заработка. Как служением прекрасной даме можно было зарабатывать? Были еще миннезингеры – немецкие средневековые рыцари, сочиняющие лирические произведения. Течение миннезингеров сформировалось под влиянием все тех же провансальских трубадуров.

На Пиренейском полуострове трубадуров называли сегрелами. Недостатков в публике у трубадуров не было. Вздыхать и переживать за несуществующих героев было в те времена довольно распространенное занятие, ведь знатные дамы просто маялись от безделья и все мечтали о любви и о мужчинах. В те времена нельзя было просто взять и завести роман в открытую – правила не позволяли. Такую женщину никто не возьмет замуж, а без мужа остаться – нет худшего позора.

Однако, романтики хочется… Некоторым это служило прикрытием: мол, все знают, что между трубадуром и его дамой только платонические отношения, чего тут копать? А на самом деле, в некоторых случаях, отношения были не так уж невинны. Поэтому, сообщество трубадуров поддерживали, в его ряды периодически вливались свежие силы.

Но не все так просто: трубадуром мало называться, надо еще кое-что уметь. Образование трубадура зависело от его социального статуса: среди них часто встречались высокородные сеньоры, ведь им была доступна учеба, к которой, впрочем, тяготели далеко не все представители знати. Кроме того, необходимость петь, играть, сочинять отнимала много времени, которым простолюдины не располагали – они, в большинстве своем, работали.

Но все же, бывало, что «профессия трубадур» оказывалась для человека настоящим призванием. Можно провести параллель с сегодняшними известными бардами, композиторами и поэтами. Не мог человек бросить это занятие, очень хорошо получалось у него слагать поэмы. А главное, он испытывал непреодолимую тягу к подобной деятельности.

Трубадур Арнаут де Марейль был рода не знатного, однако, благодаря своим талантам, выбился из низов. Сохранилось двадцать девять его любовных кансонов. А знаменитый воин-трубадур Бертран де Борн, прованский рыцарь, воспевал больше войну, победы, подвиги, чем любовь и служение даме. Да, были и такие, воинственно настроенные трубадуры. До наших дней дошло около 50-ти его песен. Этот человек всю жизнь участвовал в различных военных конфликтах, но успевал сочинять свои тенсоны и кансоны.

Но Бертрану не надо было думать о крыше над головой и т. п. мелочах. Он воевал и сочинял. Сочинял и воевал. Успел несколько раз жениться и растил четырех детей. А последние двадцать лет провел в монастыре. Получается, что для некоторых людей трубадур – настоящее призвание. Именно в смысле творить. Поэтому среди трубадуров все-таки преобладали феодалы.

Трубадур должен был на что-то жить, прилично одеваться, иметь музыкальные инструменты, бумагу, содержать прислугу и мало ли что еще. Беднякам все это было недоступно. Но часто простолюдины сочиняли баллады, а сеньоры выдавали их творения за свои, в лучшем случае взамен давая мелкую монету. Трубадурами были даже церковники.

Некоторым епископам и монахам не чужда была романтика. Все сферы жизни того времени буквально окурены идеями крестовых походов, всеобщим благочестием и восторгами от святых чудес. И исполняющие чужие произведения (то есть жоглары, как говорилось выше) на тему жития святых были очень уважаемы церковью. А уж если сами все сочиняли, то такие монахи-поэты были на особом счету и от обычных жогларов по положению отличались.

Поначалу, с XII века, трубадур обязан был около двух лет учиться риторике, умению слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Остальное – дело воображения. В эпоху Возрождения трубадуры уже должны были изучать так называемые семь искусств: грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Со временем предрассудки и социальное неравенство в рядах трубадуров немного стерлись, и им мог стать и торговец, и ремесленник, и бедный бродячий монах.

Но самыми известными трубадурами все-таки оставались люди богатые и знатные.

Автор: Ирина Михайловская
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-69346/
© Shkolazhizni.ru
At the word "troubadour", many vaguely imagine a young, or not very languid handsome man, singing love songs, reciting, for example, "Tristan and Isolde" or the act of "Charlemagne" at the feet of a beautiful lady. This is partly true. At least, the mastery of the troubadours, say, in the 19th century was presented that way.

The heyday of the troubadours happened under Alienor of Aquitaine. But they appeared during the reign of Alienora’s grandfather, Duke Guillaume IX of Aquitaine, nicknamed Guillaume Troubadour. The language (rather, the dialect) of the songwriters was Provence by default, and then, after the spread of this phenomenon throughout Europe, troubadours also most often performed ballads in Provencal (Occitan).

The beautiful Alienora, still not being a queen, surrounded herself with an elegant courtyard. And the troubadours - unhappy admirers without any certainty of reciprocity - were always present next to this temperamental southerner, a rich heiress to all of Aquitaine, not constrained by any supervision (Alienora was orphaned early).

Great admirers? This was not necessarily the case, but it should have seemed so. All together: unfortunate lovers and supposedly indifferent ladies made up that flavor with a touch of courtesy of the early Middle Ages. But troubadour is primarily a poet. Poet and composer all rolled into one. He should be able to play musical instruments and compose poems, as a rule, with a romantic bias, preferably about unhappy love - so much so that all the ladies are burdened with tears.

To sing a ballad of one’s own composition, to play a melody written by one’s own hand and to accompany one’s own musical instrument is the highest skill. The performer of other people's works was called a joglar, but he could also act as an author in some cases. The jogler (juggler) could be on its own, but could serve as a troubadour. For example, Pistol was the invariable ghost of the troubadour of Arnaut de Mareil.

The glogar not only played, sang and read poetry, but could still play small performances and show tricks. In addition to the joggers, there were other varieties of this kind of activity. For example, minstrels (by the way, women could also be minstrels) - these are the same poets and composers, but they earned a living from this.

And the mastery of troubadour in the classical, Provencal sense of the word is not a way of earning. How could you earn money by serving a beautiful lady? There were also minnesingers - German medieval knights composing lyrical works. The course of minnesingers was formed under the influence of the same Provencal troubadours.

On the Iberian Peninsula, the troubadours were called segrels. There were no flaws in the public of the troubadours. Sighing and worrying about non-existent heroes was a fairly common activity in those days, because noble ladies simply toiled from idleness and everyone dreamed of love and of men. In those days, it was impossible to just take and start a novel openly - the rules did not allow it. No one will marry such a woman, and without a husband to remain - there is no worse shame.

However, I want romance ... For some it served as a cover: they say that everyone knows that there is only a platonic relationship between the troubadour and his lady, why dig here? But in fact, in some cases, the relationship was not so innocent. Therefore, the community of troubadours was supported, fresh forces periodically joined its ranks.

But it’s not so simple: it’s not enough to be called a troubadour; The formation of the troubadour depended on its social status: among them there were often high-ranking lords, because they had access to study, which, however, was far from all representatives of the nobility. In addition, the need to sing, play, compose took a lot of time, which the commoners did not have - they, for the most part, worked.

But still, it happened that the “profession of troubadours” turned out to be a real vocation for a person. You can draw a parallel with today's famous bards, composers and poets. A person could not give up this occupation, he was very good at composing poems. And most importantly, he felt an irresistible craving for such an activity.

The troubadour Arnaut de Mareil was a noble family, however, thanks to his talents, he got out of the bottom. Twenty-nine of his love canons have been preserved. And the famous troubadour warrior Bertrand de Born, a Provencal knight, sang more about war, victories, deeds than love and service to a lady. Yes, there were such militant troubadours. About 50 of his songs have survived to this day. This man all his life participated in various military conflicts, but managed to compose his tensons and canons.

But Bertrand did not have to think about the roof over his head, etc. trifles. He fought and composed. Composed and fought. He managed to get married several times and raised four children. And the last twenty years he spent in the monastery. It turns out that for some people, troubadour is a real vocation. It is in the sense of creating. Therefore, feudal lords still prevailed among the troubadours.

The troubadour was supposed to live on something, decent
У записи 43 лайков,
5 репостов,
1088 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Жерновой

Понравилось следующим людям