Алексей Учитель: «Я хотел показать Николая человеком из плоти и крови»
Режиссер фильма «Матильда» — об интересе к последнему императору, протестах общественности и мечте снять фильм о блокаде
Фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Шамуков
Определилась дата премьеры нашумевшего фильма «Матильда»: картину представят 6 октября 2017 года в Мариинском театре. О ситуации вокруг картины режиссер фильма Алексей Учитель рассказал в интервью обозревателю «Известий» Анастасии Роговой.
— Почему вы решили сделать фильм именно про Николая II?
— Меня давно интересует эта историческая фигура, и я всегда относился к Николаю с безмерным уважением. Я знал, что царская семья канонизирована, но мне хотелось показать Николая не как статую, а как живого человека из плоти и крови. В 26 лет, еще не будучи императором, он мог влюбиться, испытывать сильные эмоции и переживания. На мой взгляд, если показать его именно так — со всеми человеческими страстями, его значимость только возрастет.
— Некоторые наши соотечественники усмотрели в этой истории любви покушение на светлый образ государя…
— У меня никогда не стояло задачи опорочить императора. Я ни секунды не сомневался, что мы идем по правильному пути, и даже представить себе не мог, что столкнусь с таким непониманием. Дошло до того, что говорят, будто любовь Кшесинской и Николая я сам придумал.
— Но вы же основывались на реальных исторических документах?
— Конечно. На дневниках Кшесинской и Николая. Допустим, Кшесинская еще могла что-то придумать в своих записях, и отсылки к ним могут быть спорными, но есть же дневники и письма самого Николая... Деталей их взаимоотношений мы можем не знать, но для того и существует художественный вымысел. Который, конечно, не должен выходить за рамки приемлемого.
— Один из рекламных роликов фильма вызвал бурную реакцию общественности. Вы ее сознательно провоцировали?
— Разумеется, я хотел бурной реакции — но только зрительской. Я вполне готов прислушаться к умным советам и комментариям. Но когда перевирают абсолютно все, даже не видя фильм… Меня больше всего удивляет, что в некоторых храмах висят листочки с призывом собирать подписи против «Матильды», которая еще не вышла в прокат! Ленту никто не видел.
Почему призывают прихожан вмешиваться в работу режиссера? Никакое вмешательство в творческую работу режиссера, писателя, художника недопустимо. Если человек преступает закон — пропагандирует в своем произведении насилие и тому подобное, тогда другое дело. Но в нашем фильме никаких нарушений законодательства нет. Мы беседовали с представителями прокуратуры. Они сами удивлены, что им приходится этим заниматься.
— Так был же запрос от депутата Натальи Поклонской.
— Я считаю, что подобные прецеденты с обращением в прокуратуру надо пресекать. В российской истории есть много противоречивых личностей. Про них пишут книги, ставят спектакли, снимают кино, создают живописные полотна. И что если кому-то что-то вдруг не понравится, все теперь будут сразу в Генпрокуратуру писать? Это ведь абсурд. Неужели у прокуроров нет более серьезных дел?
Существует же Министерство культуры, комитет по культуре в Госдуме, которым руководят уважаемые люди, можно было обратиться туда. Мы не нарушили ни одного закона. Наоборот, прокуратуре стоит пресечь деятельность тех организаций, которые пытаются запугать кинотеатры угрозами поджога и расправами. Вот это уже — чистый криминал.
— Почему, на ваш взгляд, именно вокруг последнего императора разгорелись такие страсти?
— Для меня самого это загадка. Может быть, потому, что снова наступил 17-й год, и мы отмечаем столетие революционных событий — вот ракурс общественного внимания и сместился в сторону нашего фильма. Но, кстати, ни Февральской, ни Октябрьской революций в «Матильде» нет. Меня вот еще что удивляет: по телевизору открыто показывают реалити-шоу «Дом 2» — почему здесь никто не видит пропаганды разврата?
Это не оскорбляет чувств верующих? Повторюсь, я только рад обсуждениям, я охотно воспринимаю разные мнения, в том числе довольно резкие, — но только если тот, кто критикует, хотя бы видел фильм! А набрасываться на картину после трейлера, где показали один-единственный поцелуй, — это по меньшей мере непрофессионально и непорядочно даже со зрительской точки зрения. Не говоря уже о людях, занимающих государственные посты.
— Вы не обсуждали этот инцидент с Натальей Поклонской лично?
— Нет, хотя я открыт к любым встречам и с удовольствием приглашу ее на премьеру в Мариинский театр. Буду рад дать Поклонской лучшие места. Моя мечта — чтобы она сидела рядом с замечательным актером Ларсом Айдингером, сыгравшим царя. Думаю, свое мнение о его актерском таланте она бы переменила.
— Ситуацию вокруг «Матильды» можно считать новым проявлением цензуры?
— Знаете, за последние 25 лет никто и никогда не требовал изменить фильм вопреки моей воле. Последний раз такое было с документальной лентой «Рок», когда меня в Госкино заставляли вырезать один эпизод, но и его удалось отстоять. Сегодня официальной цензуры у нас нет. Повторюсь: любые активисты могут выражать свое мнение сколько угодно. Но если это будет в такой агрессивной форме — государство должно это пресекать.
Я уверен, что этот процесс не станет бесконтрольными градус протестов снизится.Такого допускать в нашем обществе нельзя. И я говорю далеко не только о «Матильде». Надо вести разъяснительную работу с людьми. Это всё от бескультурья происходит. Но я верю в разум.
— Не пропало ли у вас после этого желание снимать исторические картины?
— Напротив, я считаю, что нельзя склонять голову перед такими ситуациями, а надо фильмами, книгами, спектаклями делать людей лучше, чище и добрее, даже с помощью негативных моментов — это основная задача любого вида искусства. Другое дело, что я собираюсь снимать не только исторические картины.
— Какой еще период истории вас интересует как кинорежиссера?
— Я давно мечтаю найти хороший литературный и сценарный материал о блокаде Ленинграда. Мой интерес к теме связан с моим отцом, который все это пережил. Пока, на мой взгляд, нет ни одного художественного фильма, который бы достаточно правдиво и на высоком художественном уровне рассказал об этом. А уж там столько противоречий было, столько всего жуткого, что страшно на экран выносить…
Это не значит, что я хочу показать в кино только ужасы, вовсе нет, — просто я знаю, как много настоящих, потрясающих человеческих историй скрывается за всем этим. Особенно меня интересует факт исполнения Ленинградской симфонии Шостаковича в блокадное время. Посмотрим, может, моя мечта сделать такой фильм сбудется.
Справка «Известий»
Алексей Учитель — народный артист России, лауреат премий «Ника», «Золотой орел», обладатель Гран-при фестиваля «Кинотавр». Среди его фильмов — «Рок», «Край», «Пленный», «Восьмерка», «Космос как предчувствие», «Прогулка», «Дневник его жены», «Мания Жизели».
Режиссер фильма «Матильда» — об интересе к последнему императору, протестах общественности и мечте снять фильм о блокаде
Фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Шамуков
Определилась дата премьеры нашумевшего фильма «Матильда»: картину представят 6 октября 2017 года в Мариинском театре. О ситуации вокруг картины режиссер фильма Алексей Учитель рассказал в интервью обозревателю «Известий» Анастасии Роговой.
— Почему вы решили сделать фильм именно про Николая II?
— Меня давно интересует эта историческая фигура, и я всегда относился к Николаю с безмерным уважением. Я знал, что царская семья канонизирована, но мне хотелось показать Николая не как статую, а как живого человека из плоти и крови. В 26 лет, еще не будучи императором, он мог влюбиться, испытывать сильные эмоции и переживания. На мой взгляд, если показать его именно так — со всеми человеческими страстями, его значимость только возрастет.
— Некоторые наши соотечественники усмотрели в этой истории любви покушение на светлый образ государя…
— У меня никогда не стояло задачи опорочить императора. Я ни секунды не сомневался, что мы идем по правильному пути, и даже представить себе не мог, что столкнусь с таким непониманием. Дошло до того, что говорят, будто любовь Кшесинской и Николая я сам придумал.
— Но вы же основывались на реальных исторических документах?
— Конечно. На дневниках Кшесинской и Николая. Допустим, Кшесинская еще могла что-то придумать в своих записях, и отсылки к ним могут быть спорными, но есть же дневники и письма самого Николая... Деталей их взаимоотношений мы можем не знать, но для того и существует художественный вымысел. Который, конечно, не должен выходить за рамки приемлемого.
— Один из рекламных роликов фильма вызвал бурную реакцию общественности. Вы ее сознательно провоцировали?
— Разумеется, я хотел бурной реакции — но только зрительской. Я вполне готов прислушаться к умным советам и комментариям. Но когда перевирают абсолютно все, даже не видя фильм… Меня больше всего удивляет, что в некоторых храмах висят листочки с призывом собирать подписи против «Матильды», которая еще не вышла в прокат! Ленту никто не видел.
Почему призывают прихожан вмешиваться в работу режиссера? Никакое вмешательство в творческую работу режиссера, писателя, художника недопустимо. Если человек преступает закон — пропагандирует в своем произведении насилие и тому подобное, тогда другое дело. Но в нашем фильме никаких нарушений законодательства нет. Мы беседовали с представителями прокуратуры. Они сами удивлены, что им приходится этим заниматься.
— Так был же запрос от депутата Натальи Поклонской.
— Я считаю, что подобные прецеденты с обращением в прокуратуру надо пресекать. В российской истории есть много противоречивых личностей. Про них пишут книги, ставят спектакли, снимают кино, создают живописные полотна. И что если кому-то что-то вдруг не понравится, все теперь будут сразу в Генпрокуратуру писать? Это ведь абсурд. Неужели у прокуроров нет более серьезных дел?
Существует же Министерство культуры, комитет по культуре в Госдуме, которым руководят уважаемые люди, можно было обратиться туда. Мы не нарушили ни одного закона. Наоборот, прокуратуре стоит пресечь деятельность тех организаций, которые пытаются запугать кинотеатры угрозами поджога и расправами. Вот это уже — чистый криминал.
— Почему, на ваш взгляд, именно вокруг последнего императора разгорелись такие страсти?
— Для меня самого это загадка. Может быть, потому, что снова наступил 17-й год, и мы отмечаем столетие революционных событий — вот ракурс общественного внимания и сместился в сторону нашего фильма. Но, кстати, ни Февральской, ни Октябрьской революций в «Матильде» нет. Меня вот еще что удивляет: по телевизору открыто показывают реалити-шоу «Дом 2» — почему здесь никто не видит пропаганды разврата?
Это не оскорбляет чувств верующих? Повторюсь, я только рад обсуждениям, я охотно воспринимаю разные мнения, в том числе довольно резкие, — но только если тот, кто критикует, хотя бы видел фильм! А набрасываться на картину после трейлера, где показали один-единственный поцелуй, — это по меньшей мере непрофессионально и непорядочно даже со зрительской точки зрения. Не говоря уже о людях, занимающих государственные посты.
— Вы не обсуждали этот инцидент с Натальей Поклонской лично?
— Нет, хотя я открыт к любым встречам и с удовольствием приглашу ее на премьеру в Мариинский театр. Буду рад дать Поклонской лучшие места. Моя мечта — чтобы она сидела рядом с замечательным актером Ларсом Айдингером, сыгравшим царя. Думаю, свое мнение о его актерском таланте она бы переменила.
— Ситуацию вокруг «Матильды» можно считать новым проявлением цензуры?
— Знаете, за последние 25 лет никто и никогда не требовал изменить фильм вопреки моей воле. Последний раз такое было с документальной лентой «Рок», когда меня в Госкино заставляли вырезать один эпизод, но и его удалось отстоять. Сегодня официальной цензуры у нас нет. Повторюсь: любые активисты могут выражать свое мнение сколько угодно. Но если это будет в такой агрессивной форме — государство должно это пресекать.
Я уверен, что этот процесс не станет бесконтрольными градус протестов снизится.Такого допускать в нашем обществе нельзя. И я говорю далеко не только о «Матильде». Надо вести разъяснительную работу с людьми. Это всё от бескультурья происходит. Но я верю в разум.
— Не пропало ли у вас после этого желание снимать исторические картины?
— Напротив, я считаю, что нельзя склонять голову перед такими ситуациями, а надо фильмами, книгами, спектаклями делать людей лучше, чище и добрее, даже с помощью негативных моментов — это основная задача любого вида искусства. Другое дело, что я собираюсь снимать не только исторические картины.
— Какой еще период истории вас интересует как кинорежиссера?
— Я давно мечтаю найти хороший литературный и сценарный материал о блокаде Ленинграда. Мой интерес к теме связан с моим отцом, который все это пережил. Пока, на мой взгляд, нет ни одного художественного фильма, который бы достаточно правдиво и на высоком художественном уровне рассказал об этом. А уж там столько противоречий было, столько всего жуткого, что страшно на экран выносить…
Это не значит, что я хочу показать в кино только ужасы, вовсе нет, — просто я знаю, как много настоящих, потрясающих человеческих историй скрывается за всем этим. Особенно меня интересует факт исполнения Ленинградской симфонии Шостаковича в блокадное время. Посмотрим, может, моя мечта сделать такой фильм сбудется.
Справка «Известий»
Алексей Учитель — народный артист России, лауреат премий «Ника», «Золотой орел», обладатель Гран-при фестиваля «Кинотавр». Среди его фильмов — «Рок», «Край», «Пленный», «Восьмерка», «Космос как предчувствие», «Прогулка», «Дневник его жены», «Мания Жизели».
Alexei Uchitel: “I wanted to show Nikolai a man of flesh and blood”
The director of the film "Matilda" - about interest in the last emperor, public protests and the dream to make a film about the blockade
Photo: RIA NEWS / Ruslan Shamukov
The date of the premiere of the sensational film "Matilda" has been determined: the picture will be presented on October 6, 2017 at the Mariinsky Theater. The film director Alexei Uchitel told about the situation around the picture in an interview with Izvestia columnist Anastasia Rogova.
- Why did you decide to make a film about Nicholas II?
- I have been interested in this historical figure for a long time, and I always treated Nikolai with immense respect. I knew that the royal family was canonized, but I wanted to show Nicholas not as a statue, but as a living person of flesh and blood. At 26 years old, not yet being an emperor, he could fall in love, experience strong emotions and emotions. In my opinion, if you show it that way - with all human passions, its significance will only increase.
- Some of our compatriots saw in this love story an attempt on a luminous image of the emperor ...
“I never had the task of discrediting the emperor.” I didn’t doubt for a second that we were on the right path, and I couldn’t even imagine that I would encounter such a misunderstanding. It got to the point that they say that I myself invented the love of Kshesinsky and Nicholas.
“But you were based on real historical documents?”
- Of course. On the diaries of Kshesinskaya and Nikolai. Suppose Kshesinskaya could still come up with something in her notes, and references to them can be controversial, but there are diaries and letters from Nikolai himself ... We may not know the details of their relationship, but there’s an artistic fiction for that. Which, of course, should not go beyond what is acceptable.
- One of the commercials of the film caused a stormy reaction of the public. Did you deliberately provoke her?
- Of course, I wanted a violent reaction - but only the audience. I am quite ready to listen to smart tips and comments. But when absolutely everything is misinterpreted, without even seeing the film ... What surprises me most is that in some churches there are leaflets calling to collect signatures against the Matilda, which has not yet been released! Nobody saw the tape.
Why are they urging parishioners to intervene in the work of the director? No interference in the creative work of the director, writer, artist is unacceptable. If a person violates the law - propagates violence and the like in his work, then another thing. But in our film there are no violations of the law. We talked with representatives of the prosecutor's office. They themselves are surprised that they have to do this.
- So there was a request from the deputy Natalya Poklonskaya.
- I believe that such precedents with an appeal to the prosecutor’s office should be suppressed. There are many conflicting personalities in Russian history. Books are written about them, performances are made, films are made, paintings are created. And what if someone suddenly doesn’t like something, everyone will now immediately write to the Prosecutor General? This is absurdity. Do prosecutors really have no more serious cases?
There is a Ministry of Culture, a committee on culture in the State Duma, which is led by respected people, you could go there. We have not violated a single law. On the contrary, the prosecutor’s office should stop the activities of those organizations that are trying to intimidate cinemas with arson threats and reprisals. Now this is pure crime.
- Why, in your opinion, precisely around the last emperor did such passions flare up?
- For me, this is a mystery. Maybe because the 17th year has come again, and we are celebrating a century of revolutionary events - this is the angle of public attention and has shifted towards our film. But, by the way, there are no February and October revolutions in Matilda. Here's what else surprises me: the reality show "House 2" is openly shown on TV - why doesn’t anyone see propaganda of debauchery here?
Does this not offend the feelings of believers? I repeat, I am only glad to discuss, I readily accept different opinions, including quite sharp ones - but only if the one who criticizes at least has seen the film! And to pounce on the picture after the trailer, where they showed one single kiss, is at least unprofessional and dishonorable even from the viewer's point of view. Not to mention people in public office.
- You did not discuss this incident with Natalia Poklonskaya personally?
- No, although I am open to any meetings and will gladly invite her to the premiere at the Mariinsky Theater. I will be glad to give Poklonskaya the best places. My dream is for her to sit next to the wonderful actor Lars Eidinger, who played the king. I think she would change her opinion about his acting talent.
- Can the situation around Matilda be considered a new manifestation of censorship?
- You know, over the past 25 years, no one has ever demanded to change the film against my will. The last time this happened with the documentary "Rock", when I was forced to cut one episode in Goskino, but I also managed to defend it. Today we do not have official censorship. I repeat: any a
The director of the film "Matilda" - about interest in the last emperor, public protests and the dream to make a film about the blockade
Photo: RIA NEWS / Ruslan Shamukov
The date of the premiere of the sensational film "Matilda" has been determined: the picture will be presented on October 6, 2017 at the Mariinsky Theater. The film director Alexei Uchitel told about the situation around the picture in an interview with Izvestia columnist Anastasia Rogova.
- Why did you decide to make a film about Nicholas II?
- I have been interested in this historical figure for a long time, and I always treated Nikolai with immense respect. I knew that the royal family was canonized, but I wanted to show Nicholas not as a statue, but as a living person of flesh and blood. At 26 years old, not yet being an emperor, he could fall in love, experience strong emotions and emotions. In my opinion, if you show it that way - with all human passions, its significance will only increase.
- Some of our compatriots saw in this love story an attempt on a luminous image of the emperor ...
“I never had the task of discrediting the emperor.” I didn’t doubt for a second that we were on the right path, and I couldn’t even imagine that I would encounter such a misunderstanding. It got to the point that they say that I myself invented the love of Kshesinsky and Nicholas.
“But you were based on real historical documents?”
- Of course. On the diaries of Kshesinskaya and Nikolai. Suppose Kshesinskaya could still come up with something in her notes, and references to them can be controversial, but there are diaries and letters from Nikolai himself ... We may not know the details of their relationship, but there’s an artistic fiction for that. Which, of course, should not go beyond what is acceptable.
- One of the commercials of the film caused a stormy reaction of the public. Did you deliberately provoke her?
- Of course, I wanted a violent reaction - but only the audience. I am quite ready to listen to smart tips and comments. But when absolutely everything is misinterpreted, without even seeing the film ... What surprises me most is that in some churches there are leaflets calling to collect signatures against the Matilda, which has not yet been released! Nobody saw the tape.
Why are they urging parishioners to intervene in the work of the director? No interference in the creative work of the director, writer, artist is unacceptable. If a person violates the law - propagates violence and the like in his work, then another thing. But in our film there are no violations of the law. We talked with representatives of the prosecutor's office. They themselves are surprised that they have to do this.
- So there was a request from the deputy Natalya Poklonskaya.
- I believe that such precedents with an appeal to the prosecutor’s office should be suppressed. There are many conflicting personalities in Russian history. Books are written about them, performances are made, films are made, paintings are created. And what if someone suddenly doesn’t like something, everyone will now immediately write to the Prosecutor General? This is absurdity. Do prosecutors really have no more serious cases?
There is a Ministry of Culture, a committee on culture in the State Duma, which is led by respected people, you could go there. We have not violated a single law. On the contrary, the prosecutor’s office should stop the activities of those organizations that are trying to intimidate cinemas with arson threats and reprisals. Now this is pure crime.
- Why, in your opinion, precisely around the last emperor did such passions flare up?
- For me, this is a mystery. Maybe because the 17th year has come again, and we are celebrating a century of revolutionary events - this is the angle of public attention and has shifted towards our film. But, by the way, there are no February and October revolutions in Matilda. Here's what else surprises me: the reality show "House 2" is openly shown on TV - why doesn’t anyone see propaganda of debauchery here?
Does this not offend the feelings of believers? I repeat, I am only glad to discuss, I readily accept different opinions, including quite sharp ones - but only if the one who criticizes at least has seen the film! And to pounce on the picture after the trailer, where they showed one single kiss, is at least unprofessional and dishonorable even from the viewer's point of view. Not to mention people in public office.
- You did not discuss this incident with Natalia Poklonskaya personally?
- No, although I am open to any meetings and will gladly invite her to the premiere at the Mariinsky Theater. I will be glad to give Poklonskaya the best places. My dream is for her to sit next to the wonderful actor Lars Eidinger, who played the king. I think she would change her opinion about his acting talent.
- Can the situation around Matilda be considered a new manifestation of censorship?
- You know, over the past 25 years, no one has ever demanded to change the film against my will. The last time this happened with the documentary "Rock", when I was forced to cut one episode in Goskino, but I also managed to defend it. Today we do not have official censorship. I repeat: any a
У записи 5 лайков,
0 репостов,
444 просмотров.
0 репостов,
444 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Жерновой