Вока́льно-инструмента́льный анса́мбль (сокращённо ВИА) — официальное наименование признанных...

Вока́льно-инструмента́льный анса́мбль (сокращённо ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960-е — 1980-е годы. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.

Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-е годы, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп. Поскольку рок-группами именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (рок-музыка была объявлена «продуктом разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».

ВИА создавались при тех или иных учреждениях культуры: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы.

В мае 1966 года определение «Вокально-инструментальный ансамбль» было размещено на афише ансамбля «Авангард», выступавшего от Донецкой филармонии[1]. Также в числе коллективов, создавших жанр ВИА, называют ансамбли «Поющие гитары» и «Весёлые ребята», основанные в 1966 году в Ленинграде и Москве соответственно. «Добры Молодцы» появились на сцене в 1969 году.

Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по несколько вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей, а также музыкальный руководитель. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.

ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких, как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фольклорным уклоном («Песняры», «Ариэль», «Кобза», «Ялла»).

На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался целый набор ограничений, диктуемых идеологическими соображениями. Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы, а у ВИА, специализирующихся на народной тематике, — различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме («Каскад»). Не поощрялось активное движение по сцене, как правило, музыканты и солисты стояли практически неподвижно в течение всего номера. Разумеется, любые выраженные роковые атрибуты, такие, как необычные причёски, татуировки, клёпаная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе, безусловно исключались.

Записи профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия», а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Союзконцерт, Москонцерт, Ленконцерт, Росконцерт, Госконцерт, республиканские и областные филармонии.

Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов и группы «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута», Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья», Владимир Мигуля и группа «Земляне», Лев Лещенко и «Спектр».

Репертуар ВИА в основном составляли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами (то есть членами Союза композиторов и Союза писателей). Исполнялись также песни, написанные членами группы, основным композитором мог быть и художественный руководитель коллектива. В первой половине 1980-х годов существовал даже норматив: не менее 80 % репертуара ВИА должны были составлять «песни советских композиторов», то есть песни, авторами которых были члены вышеупомянутых Союзов. Программа ансамбля подлежала обязательному утверждению худсоветом.

Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен. Он включал в себя как фолк и народные песни («Песняры», «Ариэль»), так и диско («Красные маки», «Здравствуй, песня»), рок-музыку («Земляне», «Цветы») и синти-поп («Веселые ребята»). Звучание ВИА рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке. Следует отметить, что именно ВИА сформировали и подготовили музыкальный пласт развития биг-бита и поп-музыки, сформировали зрительскую аудиторию для следующего музыкального направления в СССР — рок-музыки. Однако в исполнении музыки ярко выраженные роковые элементы, будь то длинные инструментальные соло или слишком громкий голос артистов, не рекомендовались. Не приветствовались современные ритмы и новейшие направления — новая волна и пр. Потому песни у ВИА были, как правило, длиной не более 3-4 минут и без серьёзной импровизации.

В текстах песен ВИА звучали патриотические и военно-патриотические мотивы, любовная лирика (в крайне «платонизированном» варианте), чисто советские мотивы романтики труда, встречались песни-шутки, романсы, народные песни, песни на актуальные темы (вроде строительства БАМа). В основном песни несли подчеркнуто позитивный заряд, прославляли советский образ жизни, говорили о счастье, радости, трудовых свершениях и боевых подвигах. Критика, протест, тема конфликта человека и общества допускались только в «обличительных» песнях о проблемах капиталистического мира. Не поощрялось и заострение внимания на проблемах молодёжи.

Заметное место в репертуаре многих ВИА («Веселые ребята», «Поющие гитары») занимали кавер-версии песен западных групп (с текстами на русском языке, часто крайне далёкими от оригинала по смыслу, но, как правило, фонетически сходными с ним). В записях и в представляемых на утверждение программах выступлений кавер-версии иногда маскировались: менялись названия, музыка могла приписываться членам Союза композиторов, участникам группы или несуществующим авторам, песня именовалась «американской народной» и так далее. Также ВИА нередко использовали фрагменты западных песен в собственных произведениях, подавая их как свою музыку. На концертах могли исполняться и оригинальные западные песни.

via: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вокально-инструментальный_ансамбль
#ВИА #Ариэль #Цветы #Москонцерт #Аракс #Песняры #Ленконцерт
The vocal and instrumental ensemble (abbreviated as VIA) is the official name of the state-recognized professional and amateur music groups in the Soviet Union in the 1960s and 1980s. The term “VIA” in Soviet times was a synonym for the term “music group” (it could even be applied to a foreign group), but over time it became associated with Soviet rock, pop and folk groups.

The term “vocal-instrumental ensemble”, as well as the phenomenon itself designated by this term, appeared in the USSR in the 1960s, in the wake of the enthusiasm of Soviet youth for popular trends in Western music. It was then that musical groups began to be created in the USSR, designed to become their own analogues (of course, adjusted for ideology) of Western rock bands. Since rock groups were not allowed to be called for ideological reasons (rock music was declared a “product of decaying Western culture”), the name “vocal-instrumental ensemble”, or, in short, “VIA”, was coined for such groups.
 
VIAs were created at various cultural institutions: local philharmonic societies, theaters, and concert associations. The official status separated VIA from the “author’s song” of the same period, which passed by the category of amateur performances. In addition to professional VIA, there were similar amateur groups.
 
In May 1966, the definition of “Vocal Instrumental Ensemble” was placed on the poster of the Avangard ensemble, speaking from the Donetsk Philharmonic Society [1]. Also, the ensembles “Singing Guitars” and “Cheerful Guys”, founded in 1966 in Leningrad and Moscow, respectively, are among the groups that created the VIA genre. "Good fellows" appeared on the scene in 1969.

A typical VIA consisted of 6-10 or more people, which usually included several vocalists and multi-instrumentalists, headed by an art director who might or might not be among the performers, as well as a music director. The participants changed, and various songs could be performed by various soloists. If in rock groups the soloist usually simultaneously played an instrument, then in VIA the soloist more often only sang. Most of the VIA musicians were professionals, the level of performing skills was quite high.
 
VIA used the usual set of instruments for pop and rock groups: electric guitars, drum sets, various electronic keyboards, such as electric organs and synthesizers, sound amplification equipment. In addition to this set, as a rule, there was a wind section, various folk instruments could also be used, especially in VIA with a folklore bias (“Pesnyary”, “Ariel”, “Kobza”, “Yalla”).
 
A whole set of restrictions imposed by ideological considerations was imposed on the appearance of VIA artists and the manner of behavior on the stage. Typical concert clothing was ordinary blazer suits, while VIA, specializing in folk themes, had different versions of clothes in the “folk style”; the ensemble could go on military-patriotic songs in military uniform (“Cascade”). Active movement on the stage was not encouraged, as a rule, musicians and soloists stood almost motionless throughout the entire number. Of course, any pronounced fateful attributes, such as unusual hairstyles, tattoos, riveted leather clothes, metal accessories and other things in the same spirit, were certainly excluded.
 
Professional VIA records were published on the Soviet record-monopolist, the All-Union record company Melody, and they organized concerts by territorial philharmonic societies and concert associations: Soyuzkontsert, Moskontsert, Lenkontsert, Roskontsert, State Concert, republican and regional philharmonic societies.
 
Sometimes VIA acted as the accompaniment of a well-known solo artist, such as: Yuri Antonov and the groups Araks and Aerobus, Alla Pugacheva and VIA Recital, Sofia Rotaru and VIA Chervona Ruta, Valery Obodzinsky and VIA True Friends ", Vladimir Migulya and the group" Earthlings ", Lev Leshchenko and" Spectrum ".

The VIA’s repertoire was mainly composed of songs written by professional composers and poets (that is, members of the Union of Composers and the Writers Union). Songs written by members of the group were also performed, and the artistic director of the collective could be the main composer. In the first half of the 1980s there was even a norm: at least 80% of the VIA’s repertoire should have been “songs of Soviet composers,” that is, songs authored by members of the aforementioned Unions. The program of the ensemble was subject to mandatory approval by the artistic council.
 
The style of music performed by VIA is diverse. It included both folk and folk songs ("Songs", "Ariel"), and disco ("Red Poppies", "Hello, song"), rock music ("Earthlings", "Flowers") and synth pop ("Funny guys"). The sound of VIA is considered as a specific genre in Soviet popular music. It should be noted that it was VIA that formed and prepared the musical layer for the development of big beat and pop muses
У записи 93 лайков,
31 репостов,
6948 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Жерновой

Понравилось следующим людям