Владимирская икона Божией Матери Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери...

Владимирская икона Божией Матери

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви

Жизненный путь
По сказанию XV века, икону написал евангелист Лука[2]. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
"В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом"

Появление на Руси
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1130 года) как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимирскому. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, поместив её в Успенском соборе города. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Переезд в Москву
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от царских врат иконостаса. В 1918 году была взята для реставрации. В 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

Почитание

По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи.

Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) клались в её киот, после молебна вынимался один из жребиев, который распечатывался царём и имя избранного оглашалось народу.

В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками (жребиями) с именами архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Московским патриархом.

Чудеса
В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:

21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

С Владимирской иконой также связывают избавление Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году.

Местонахождение
Икона в интерьере храма-музея в Толмачах
С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV – начале XV века, в первой трети XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Оборот
Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые к началу XV века (времени второй починки иконы). Это изображение, возможно, выполнено Андреем Рублевым Существует версия, что икона с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги с обеих сторон. Изучение иконы под бинокулярным микроскопом подтвердило датировку XV веком. Фон и буквы были прописаны, возможно, в конце XIX века[8].

В 2013 году в ходе исследования иконы было установлено, что под нынешним изображением на оборотной стороне, согласно сопоставлению рентгенограмме гвоздей, оставшихся от старого оклада, было изображение некоего святителя, возможно, святого Николая Чудотворца

Датировка и сохранность
По оценкам современных искусствоведов, икона написана в первой трети XII века в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана (прописана) четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия (возможно, Андреем Рублевым), в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:
К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.

Стиль
Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).

Оклады

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 2,5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад был изготовлен в конце XIV – начале XV века, третий золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в первой трети XV века; в 1656—1657 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза, в конце XIX века оценивавшаяся на сумму около 60 000 серебряных рублей. В настоящее время эти оклады хранятся в Оружейной палате.

В 1910 году вор ночью проник в Успенский собор Кремля и снял камни с оклада иконы, однако не смог выйти из него незамеченным и был задержан

Списки
С Владимирской иконы часто писали списки, часть которых получили особые именования.
Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:

Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоцкий монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва);
Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столобенским в XVI веке);
Псково-Печерская икона «Умиление» (1524);
Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588);
Красногорская (Черногорская) (1603);
Оранская Владимирская икона Божией Матери (1634, Оранский Богородицкий монастырь).

Влияние на другие иконографические типы

Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий:
«Сказание о Владимирской иконе»;
«Владимирская икона с акафистом»;
«Сретение Владимирской иконы»;
«Древо государей Российских» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым);
Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы)
Vladimir Icon of the Mother of God

Vladimir Icon of the Mother of God - the icon of the Virgin, the earliest and one of the most revered miraculous icons of the Russian Church

Life path
According to the legend of the 15th century, the icon was painted by the Evangelist Luke [2]. The icon came to Constantinople from Jerusalem in the 5th century under the emperor Theodosius II. Leonid Uspensky in the book "Theology of the Icon of the Orthodox Church" writes:
"At present, the Russian Church has about ten icons attributed to the Evangelist Luke. Of course, all these icons are attributed to the evangelist not in the sense that they are painted by his hand; not one of the icons written by him has reached us. Authorship of the holy evangelist Luke here you need to understand in the sense that these icons are lists (or rather, lists from lists) from icons painted once by the evangelist "

Appearance in Russia
The icon came to Russia from Byzantium at the beginning of the XII century (around 1130) as a gift to the holy Prince of Kiev Mstislav Vladimirsky. The icon was delivered by the Greek Metropolitan Michael, who arrived in Kiev from Constantinople in 1130. At first, the icon was in the convent of Vyshgorod, not far from Kiev. The son of Yuri Dolgoruky, Andrei Bogolyubsky, took the icon of the Vyshgorod Mother of God in 1155 and first transferred it to his residence in the village of Bogolyubovo, and later in Vladimir-on-Klyazma, placing it in the Assumption Cathedral of the city. Since then, the icon has received its current name - Vladimir. By order of Andrei, the icon was decorated with an expensive salary. After the assassination of Prince Andrei Bogolyubsky in 1176, Prince Yaropolk Rostislavich took an expensive piece of clothing from the icon, and Gleb Ryazansky found it. Only after the victory of Prince Mikhail, the younger brother of Andrei, over the Yaropolk Gleb returned the icon and dress to Vladimir. When Vladimir was captured by the Tatars in 1238, the Assumption Cathedral was looted, and the salary was stripped from the icon of Our Lady. The Power Book reports on the restoration of the Assumption Cathedral and the resumption of the icon by Prince Yaroslav Vsevolodovich.

Moving to Moscow
During the invasion of Tamerlane under Basil I in 1395, the revered icon was transferred to Moscow to protect the city from the conqueror. At the place of “meeting” (meeting), Muscovites of the Vladimir Icon founded the Sretensky Monastery, which gave the name to Sretenka Street. The fact that the troops of Tamerlane, for no apparent reason, turned back from Yelets before reaching Moscow was regarded as the intercession of the Virgin. The icon was placed in the Kremlin Assumption Cathedral to the right of the royal gates. Probably, after that she was taken back to Vladimir more than once. The return of the icon to Moscow in 1480 was especially noted as the second transfer of the icon. In 1812, the icon of Our Lady of Vladimir was taken to Vladimir and Murom for several months, and then returned to Moscow, to the Assumption Cathedral. The icon was on the left side of the royal gates of the iconostasis. In 1918 it was taken for restoration. In 1926 she was transferred to the State Historical Museum. In 1930, she was transferred to the State Tretyakov Gallery.

Veneration

According to tradition dating back to the 16th century, Russian sovereigns were married to the kingdom of the Vladimir Icon.

As the main Russian shrine, the icon participated in the election of the metropolitans and patriarchs: the sealed names of the elect (lots) were put in its icon case, after the prayer one of the lots was removed, which was printed by the tsar and the name of the elect was announced to the people.

In November 1917, during the election of the patriarch in the Cathedral of Christ the Savior, a sealed ark with three notes (lots) with the names of Archbishop Anthony (Khrapovitsky), Archbishop of Novgorod Arseny (Stadnitsky) and the Archbishop of Novgorod Arseny was placed in front of the Vladimir Icon of the Mother of God brought from the Assumption Cathedral of the Kremlin Metropolitan of Moscow Tikhon (Belavin). After the liturgy, the elder Zosimova of the Smolensk Desert, Hieroschimonach Alexy, drew lots with the name of Metropolitan Tikhon, who became the Moscow Patriarch.

Wonders
In memory of the miracles associated with the Vladimir Icon, the Russian Orthodox Church celebrates holidays in her honor:

 May 21 (June 3) - the deliverance of Moscow from the Crimean Khan Mahmet-Girey in 1521;
 June 23 (July 6) - the deliverance of Moscow from the Horde Khan Akhmat in 1480;
 August 26 (September 8) - the meeting (meeting) of the icon in Moscow and the deliverance from Tamerlane in 1395.

The deliverance of Moscow from the Horde emir Edigey in 1408 is also associated with the Vladimir icon.

Location
Icon in the interior of the temple-museum in Tolmachi
Since September 1999, the Vladimir Icon has been in the temple-museum of St. Nicholas in the Tolmachy at the Tretyakov Gallery.
Precious gold salaries for the icon, made in the late XIV - early XV centuries, in the first third of the XV century and in 1657, are exhibited in the Armory

Iconography

Iconographically, the Vladimir icon belongs to the type of Eleus (Tenderness). The baby fell cheek to Mother's cheek. The icon conveys the complete tenderness of communication between Mother and Child. Mary foresees the suffering of the Son in His earthly way. Such iconography was known in early Christian art, but it was especially widespread
У записи 14 лайков,
1 репостов,
571 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Жерновой

Понравилось следующим людям