ОДИН ДОМА Иногда труднее всего бывает увидеть то,...

ОДИН ДОМА

Иногда труднее всего бывает увидеть то, что лежит под самым носом. Примерно так получилось у меня с фильмом «Один дома». Много лет я видел в нем все, что угодно, кроме главного смысла этой рождественской сказки. Хотя, смысл ее заботливые авторы (очевидно, как раз для таких, как я) специально вынесли в название фильма. Но чтобы правильно прочитать два этих простых слова, мне понадобилось почти четверть века.

Сначала я воспринимал фильм как современный вариант рассказа О. Генри «Вождь краснокожих», переделанного в рождественскую историю. У О. Генри речь идет о том, как один энергичный мальчишка может довести до сердечного приступа двоих незадачливых взрослых меланхоликов, в недобрый для себя час решивших заняться похищением детей. В фильме «Один дома» маленький герой точно так же выходит на тропу войны с тупыми взрослыми бандитами и тоже ведет эту войну классическими индейскими методами – хитроумные ловушки, засады, самострелы, капканы и прочая следопытская атрибутика. А поскольку в рождественской истории обязательно должна быть какая-то мораль, к этому экшену про малолетнего Рэмбо сценаристы пристроили нравоучительный сюжет: мальчик плохо себе ведет, его наказывают, он обижается и говорит своим домашним: «Хоть бы вас всех не стало». Далее, чудесным образом это его пожелание исполняется, он остается в доме совершенно один, переживает серьезные испытания и в итоге приходит к выводу, что главная ценность для человека – это его семья.

Короче, обычная, хорошо сделанная комедия положений с легким оттенком нравоучительности, о чем тут еще говорить?

А говорить есть о чем и даже очень.

Теперь я вижу в этом фильме еще один смысловой пласт, на мой взгляд, главный и настолько очевидный, что его можно и не заметить как раз в силу этой очевидности.

Главный герой – мальчик Кевин – оказался дома один совсем не тогда, когда его суетливая семья впопыхах забыла о нем, собираясь на самолет. Он просто – один дома. Один среди родных людей, которые почему-то отвергли его, отказались делить с ним тепло и радость взаимного общения. Он один, хотя рядом братья и сестры, милая мама и мужественный отец. Но что в этом толку, если братья и сестры способны его только унижать, а родители вечно заняты своими делами и обращают на Кевина внимание, лишь когда он пытается защитить себя от издевательств старшего брата, негодяя и лицемера, да и в этих случаях все заканчивается тем, что родители неизменно встают на сторону обидчика.

И речь ведь идет не о каком-то замкнутом ребенке, не умеющем выстраивать отношения с другими людьми. Главный герой фильма открыт для дружбы и нормального общения. Он способен мгновенно находить общий язык с совершенно незнакомыми людьми – от хозяина сети магазинов игрушек до бездомных в Центральном Парке. Он легко адаптируется в самых неожиданных ситуациях, искренне выражает свои мысли и чувства, готов прийти на помощь, проявляет уважение к другим, дорожит уже сложившейся дружбой.

Но все это – только с чужими людьми за пределами семьи. Дома он до боли одинок. И нет никаких сомнений, что причиной тому отнюдь не сам Кевин. Все его попытки выстраивания контакта с родными немедленно обрываются этими родными самым беспардонным образом.

Даже после возвращения семьи домой, радостной встречи, маминых обнимашек и взаимных признаний в любви, мальчик тут же получает привычную порцию насмешек и издевательств. Напомню суть конфликта: семья внезапно приезжает из другого города, мама беспокоится о том, что по дороге не успели купить молока для завтрака. Кевин, желая порадовать родных, говорит, что уже сходил в магазин и купил продукты. И тут начинается сцена, которая в полной мере раскрывает название фильма. Вместо элементарной благодарности самые близкие люди выливают на него очередную порцию унизительных реплик:

– Я сходил вчера в магазин.

– Ты? В магазин?

– Да. Я принес молоко, яйца и ополаскиватель для белья.

– Что? Ты шутишь?А чем ты ещё занимался, пока нас не было?

– Он просто болтался.

– Он ходил в магазин? Да он не может даже шнурки завязать. Поверить не могу!

Все. Кевин снова один дома. Настоящее одиночество начинается для него с приездом родителей, братьев и сестер. И лишь во время их отсутствия Кевин может жить нормальной жизнью человека, ищущего любви и отдающего свою любовь тем, кто готов ее принять.

Наученный собственным горьким опытом отвержения в семье, он хорошо понимает других людей, отвергнутых близкими. Старик-дворник, которого сын много лет назад за что-то вычеркнул из своей жизни, бездомная женщина-голубятница, с сердцем, разбитым несчастной любовью и предательством – эти сломленные, давно уже потухшие взрослые люди вдруг чудесным образом начинают оживать, когда в их жизнь входит Кевин, с его немудреными, но искренними словами поддержки. И в какой-то момент вдруг понимаешь, что не слова были для них главными, а любовь и сострадание этого жизнерадостного, не по годам мудрого мальчика.

…Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. В фильме «Один дома» показана парадоксальная ситуация, когда главный герой готов оказывать милость своим родным, но они с каким-то иррациональным упорством не желают ее принимать. И тогда он отправляется на поиски тех, кто готов стать ему ближними, то есть – принять его любовь и заботу.

В рождественской истории обязательно должно присутствовать чудо. И мне думается, таким чудом в фильме оказался сам Кевин – его чистая душа и сердце, открытое для каждого, кто нуждается в помощи.

В финале первой части Кевин, радостно улыбаясь, смотрит из окна, как к старику-соседу, внявшему его советам, приехал сын с женой и внуками, как одинокий человек, наконец, обретает семью. В финале второй серии, оставив семью в отеле потрошить заработанные им подарки, бежит в парк к бездомной женщине, чтобы поздравить ее с Рождеством и подарить ей елочную игрушку-горлицу как символ своей дружбы.

Ближними для него оказались те, кому было еще более одиноко, чем ему самому, и кому Кевин помог вырваться из плена этого одиночества. А у себя дома он по-прежнему остался один.

Вот такой смысл увиделся мне в этом старом рождественском фильме. И еще показалось, что его авторы хотели сказать зрителям: “Люди, оглянитесь вокруг, нет ли и в вашей семье тех, кто живет один дома, подобно Кевину? Вдруг и среди ваших близких найдутся те, кого вы почему-то отвергли, обрекая на одиночество в кругу собственной семьи. Смените гнев на милость, дайте им возможность любить вас и быть любимыми вами”.

Сам Бог сказал …Нехорошо человеку быть одному. И уж совсем нехорошо, когда человек оказывается один дома, среди родных ему людей.

© Александр Ткаченко
ALONE AT HOME
 
Sometimes it’s most difficult to see what lies beneath the nose. That’s what happened with the movie “Home Alone”. For many years I saw in him anything but the main meaning of this Christmas tale. Although, the meaning of its caring authors (obviously, just for people like me) specifically made the title of the film. But to read these two simple words correctly, it took me almost a quarter century.
 
At first, I perceived the film as a modern version of O. Henry’s short story “The Leader of the Redskins,” transformed into a Christmas story. O. Henry is talking about how one energetic boy can lead to a heart attack two unlucky adult melancholy people who, in a bad hour for themselves, decided to take up the abduction of children. In the movie “Alone at Home”, the little hero goes on the warpath in the same way with stupid adult bandits and also wages this war using classic Native American methods — ingenious traps, ambushes, gunshots, traps, and other trail paraphernalia. And since there must be some kind of morality in the Christmas story, the scriptwriters added a moralizing plot to this action about the young Rambo: the boy behaves badly, he is punished, he is offended and says to his family: “If only you were gone.” Further, miraculously, this wish of his is fulfilled, he remains completely alone in the house, undergoes serious trials and finally comes to the conclusion that the main value for a person is his family.
 
In short, an ordinary, well-made sitcom with a slight touch of morality, what else can I talk about?
 
And there is something to talk about, and even very much.
 
Now I see in this film another semantic layer, in my opinion, the main and so obvious that it may not be noticed just because of this evidence.
 
The main character - the boy Kevin - was not alone at home when his bustling family in a hurry forgot about him, going on a plane. He is simply home alone. One of the relatives who for some reason rejected him refused to share the warmth and joy of mutual communication with him. He is alone, although brothers and sisters are nearby, a dear mother and a courageous father. But what's the point, if the brothers and sisters can only humiliate him, and his parents are always busy with their own affairs and pay attention to Kevin only when he tries to protect himself from the bullying of his older brother, a villain and a hypocrite, and in these cases it all ends up that parents invariably side with the offender.
 
And it’s not a question of some closed child who does not know how to build relationships with other people. The main character of the film is open for friendship and normal communication. He is able to instantly find a common language with completely strangers - from the owner of a chain of toy stores to the homeless in Central Park. He easily adapts to the most unexpected situations, sincerely expresses his thoughts and feelings, is ready to help, shows respect to others, values ​​the already established friendship.
 
But all this is only with strangers outside the family. At home he is painfully lonely. And there is no doubt that the reason is not Kevin himself. All his attempts to build contact with his relatives are immediately cut off by these relatives in the most shameless way.
 
Even after the family returns home, a joyful meeting, mother's hugs and mutual declarations of love, the boy immediately receives the usual portion of ridicule and bullying. Let me remind you of the essence of the conflict: the family suddenly comes from another city, my mother worries that on the way they did not have time to buy milk for breakfast. Kevin, wanting to please relatives, said that he had already gone to the store and bought groceries. And then the scene begins, which fully reveals the name of the film. Instead of elementary gratitude, the closest people pour another portion of humiliating remarks on him:
 
- I went to the store yesterday.
 
- You? To the store?
 
- Yes. I brought milk, eggs and a fabric softener.
 
- What? Are you kidding? And what else did you do while we were away?
 
- He just hung out.
 
“Did he go to the store?” Yes, he can’t even tie shoelaces. I can’t believe it!
 
All. Kevin is home alone again. Real loneliness begins for him with the arrival of his parents, brothers and sisters. And only during their absence Kevin can live a normal life of a person who seeks love and gives his love to those who are ready to accept it.
 
Taught by his own bitter experience of rejection in the family, he well understands other people rejected by loved ones. An old janitor whom a son many years ago deleted from his life for something, a homeless woman-dovecote, with a heart broken by unhappy love and betrayal - these broken, long-extinct adults suddenly miraculously come to life when in their life Kevin enters, with his uncomplicated but sincere words of support. And at some point you suddenly realize that it was not the main words for them, but the love and compassion of this cheerful, wise boy beyond his years.
 
... Which of these three, you think, was the neighbor of the robbers?
У записи 30 лайков,
3 репостов,
901 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ирина Бурова

Понравилось следующим людям