Что с самого начала слегка дезориентировало - лично...

Что с самого начала слегка дезориентировало - лично меня - так это указание на сказочность, которое встречается на афишах, во всех анонсах и почти всех обзорах. Сказочность, в моем понимании, предполагает аллегоричность, украшательства и уход в фантазийные плоскости существования. В соответствии с этим обывательским представлением, я и готовила свой мозг к определённым ожиданиям, в основном связанным с надеждой увидеть какие-нибудь размышления на тему Красавицы и Чудовища.
Ничего подобного.
Никакой сказочности, эфемерности и романтического флера тут меня не ждало.
Зато ждали прекраснейшая Джесси Бакли, неожиданно мрачный Флинн и пробирающая до косточек Джеральдина Джеймс. К ним прилагались чудесный и визуально красноречивый остров Джерси и довольно умело выстроенное повествование, в котором вопрос ‘кто убийца?’ уступает место вопросу ‘а кто зверь?’

Совершенно чудесно показанная трансформация главной героини заставляет смотрящего пройти сложный эмоциональный путь от чувств симпатии и сопереживания к радости и гордости, а позже - к беспокойству и страху.

Весь фильм пронизан атмосферой неопределённости, неочевидности моральных выборов и дуализмом всего вокруг. Двояко здесь все: остров, сменяющий солнечный приветливый образ на пугающий ночной в духе скандинавских нуаров; общество, живущее в бежевых буржуазных тонах строго регламентированной действительности, но моментально теряющее маску в случае опасности; сами герои, которые до самого конца остаются недопротагонистами и недоантагонистами. Даже сама по себе фактическая информация сюжета оказывается имеет оборотную сторону, которая становится явной только ближе к развязке.

Очень выразительный инди- фильм, который впрочем нельзя назвать сказкой, потому что всем в нем слишком реально, иногда слишком знакомо и понятно.
What from the very beginning was a little disorienting - for me personally - is an indication of the fabulousness that is found on posters, in all announcements and almost all reviews. Fairy-tale, in my understanding, involves allegorism, embellishment, and the departure into the fantasy planes of existence. In accordance with this philistine view, I prepared my brain for certain expectations, mainly related to the hope of seeing some thoughts on the subject of Beauty and the Beast.
Nothing like this.
No fabulousness, ephemerality and romantic flair here were waiting for me.
But waiting for the most beautiful Jesse Buckley, unexpectedly gloomy Flynn and wading to the bones of Geraldine James. They were accompanied by the wonderful and visually eloquent island of Jersey and a rather skillfully constructed narrative, in which the question ‘who is the killer?’ Gives way to the question ‘and who is the beast?’

The perfectly wonderful transformation of the main character makes the beholder walk a complex emotional path from feelings of sympathy and empathy to joy and pride, and later to anxiety and fear.

The entire film is permeated with an atmosphere of uncertainty, the non-obviousness of moral choices and the dualism of everything around. Everything is twofold here: an island replacing a sunny, friendly image with a frightening night out in the spirit of Scandinavian noir; a society living in beige bourgeois tones of strictly regulated reality, but instantly losing its mask in case of danger; the heroes themselves, who until the very end remain under-protagonists and under-antagonists. Even the actual plot information itself turns out to have a flip side, which becomes apparent only closer to the denouement.

A very expressive indi-movie, which, incidentally, cannot be called a fairy tale, because everyone in it is too real, sometimes too familiar and understandable.
У записи 4 лайков,
0 репостов,
95 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Дарья Семенова

Понравилось следующим людям