про жизненный цикл российской семьи (выдержки из статьи...

про жизненный цикл российской семьи (выдержки из статьи "Системная семейная психотерапия", автор - А. Варга)

Жизненный цикл российской городской семьи значительно отличается от американской. Эти отличия связаны прежде всего с экономическими причинами, однако существенны и культурные особенности сознания российских жителей.
Главное отличие состоит в том, что в России практически не было отдельно живущих нуклеарных семей:

во-первых, потому, что у большинства населения нет денег, чтобы купить себе отдельную квартиру или выстроить дом;

во-вторых, жизнь большой семьей не считается тяжелой и неприятной. Ценность родственных отношений очень высока, и к любой пожилой женщине можно обратиться “бабуля” — это будет и уместно, и вежливо. Слова “Сынок, помоги” или “Доченька, спасибо тебе”, которые мы слышим от незнакомых людей, просто вызывают непрошенную слезу. Знаменитое сталинское “Братья и сестры!”, пришедшее на смену идеологии классовой борьбы, породило взрыв патриотизма во время Великой Отечественной войны.

Рассмотрим жизненный цикл российской семьи.

1. Первая стадия жизненного цикла — это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек — элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей, и часто не может выработать свои правила. Self-made-man, то есть человек, сделавший себя сам, — явление редкое.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная — создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам (ср. вторую и третью стадии нуклеарной семьи). Они еще должны договориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладить друг с другом.

Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка — сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть “мама” и “папа”. Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Тогда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов.

Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется, без стука, “чтобы полюбоваться на этих голубков”.

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли.

Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутанны, и ребенок — скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родители ребенку — скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу.

Моя коллега М. Арутюнян рассказывала случай из своей практики, прекрасно иллюстрирующий это положение.

Семья обратилась по поводу плохого поведения девочки одиннадцати лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке. Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и девочки — идентифицированного пациента. У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды зимой девочка заперла бабушку на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, чего мать не могла себе позволить.

4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают активно стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как всем ходом предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного пересмотра договора, мучительная для всех.

В культуре существует стереотип “хорошей дочери (сына)”: это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Старики, у которых нет близких, достойны сожаления, так как “некому подать им стакан воды”. Упрек плохим детям: “Некого попросить подать стакан воды”. То есть в общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, не отдавать в больницу.

Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает с периодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения; например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков.

В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра. Эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.
Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например, стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр. Но они присутствуют в измененном виде, в контексте большой трехпоколенной семьи.

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что:

• семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;

• материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;

• границы семейной системы имеют некоторые особенности; как правило, они не адекватны требованиям оптимальной организации;

• часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем.

Например, в семье, где бабушка воспитывает ребенка, она фактически является функциональной матерью своему внуку; муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери. Он прежде всего заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина — муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она — глава семьи;

• индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость и одновременно диалогичность — это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации основным часто является вопрос о власти. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку; все это делается при ребенке и сообщение при этом такое: “Ребенок слушается меня, а не тебя, значит, я главнее”.

Таким образом, любая семейная система стремится пройти свой жизненный цикл в соответствии с законом развития систем. В то же вре
about the life cycle of a Russian family (excerpts from the article "Systemic Family Psychotherapy" by A. Varga)

The life cycle of the Russian urban family is significantly different from the American. These differences are primarily associated with economic reasons, but the cultural characteristics of the consciousness of Russian residents are also significant.
The main difference is that in Russia there were practically no separate living nuclear families:

firstly, because the majority of the population does not have money to buy a separate apartment or build a house;

secondly, life as a large family is not considered difficult and unpleasant. The value of kinship is very high, and any old woman can be contacted “granny” - it will be appropriate and polite. The words “Son, help” or “Daughter, thank you”, which we hear from strangers, simply cause an unsolicited tear. The famous Stalinist “Brothers and Sisters!”, Which replaced the ideology of the class struggle, gave rise to an explosion of patriotism during the Great Patriotic War.

Consider the life cycle of a Russian family.

1. The first stage of the life cycle is a parental family with adult children. Young people do not have the opportunity to experience the experience of an independent, independent life. Throughout his life, a young man is an element of his family system, a bearer of its norms and rules, a child of his parents. Usually he does not have a clear idea of ​​what he personally achieved in his life; it is difficult for him to develop a sense of personal responsibility for his fate. He cannot verify in practice the rules of life, standards and norms that he received from his parents, and often he cannot develop his own rules. Self-made-man, that is, a man who made himself, is a rare phenomenon.

2. At the second stage of the family’s life cycle, one of the young people gets acquainted with the future marriage partner, gets married and brings him to the house of their parents. This is a significant breakdown of the rules of the parental family. The task is very difficult - to create a small family inside a large one. Young people should agree not only with each other on how they will live together, according to what rules (cf. the second and third stages of the nuclear family). They still have to agree with their parents, or rather, agree on how they will get along with each other.

The patriarchal rules offer a variant of such an agreement: a young spouse enters into a large family with the rights of another child - a son or daughter. Parents of a husband or wife are invited to call “mom” and “dad”. Then the young spouses, as it were, are not spouses, but the newly-found brother and sister. Not every young family is ready for such a scenario of relations. It is good if the spouses are not ready for this together, it is much worse when someone is not ready for this. Then one member of the couple wants to be husband or wife firstly, and son or daughter secondly, the other spouse has opposite priorities. The conflict arising in this case is known to everyone and often looks like a quarrel between the mother-in-law and the daughter-in-law or between the son-in-law and the parents of the wife. In fact, it is based on a conflict of role priorities among spouses.

The new subsystem first of all needs separation, the old system, obeying the law of homeostasis, wants to keep everything as it was. Thus, a paradoxical situation is created: the marriage is as it were and at the same time it is not there. The situation is painful for everyone. For example, in one family, the husband’s mother kept her things in the closet of the room where the young man had lived since he was a child. When he married, she did not change her habits, and there was nowhere to put a new cabinet, and there was no money for him. Mother came into the room to the newlyweds at any time for her things. It is not surprising that young people could not save their marriage. The invasion of the life of young spouses is not necessarily accompanied by conflicting, poor family relationships. One tender mother was very glad to marry her son and at night came to the room of the young, of course, without knocking, “to admire these pigeons”.

3. The third stage of the family cycle is related to the birth of a child. This is also a crisis period for the entire system. Again, it is necessary to agree on who does what and who is responsible for what. In families with blurred boundaries of subsystems and slurred organization, family roles are often poorly defined.

For example, it is not clear who is a functional grandmother, and who is a functional mother, that is, who actually provides care, care, raising a child. Often these roles are confused, and the child is more likely the son or daughter of a grandmother, rather than a mother. The child's own parents are more likely an older brother and sister. Mother and father work, and grandmother retired. She spends a lot of time with the child, and at the same time, the relationship between mother and grandmother may not be good at all. This circumstance cannot but affect the child. Often he is involved in the struggle.

My colleague M. Harutyunyan told a case from her practice that perfectly illustrates this situation.

The family complained about the misbehavior of a girl of eleven who was aggressive
У записи 5 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Оксанен

Понравилось следующим людям