Адаптация и самосознание (копирую сюда пост, большинству же...

Адаптация и самосознание (копирую сюда пост, большинству же лень ходить по ссылке:)

Если объяснять всю сложную работу человеческой психики с помощью двух компонентов, то это будут адаптация и стресс.

Стресс, как его понимал Ганс Селье, родоначальник термина, это «давление» или «напряжение», по сути, перегрузка системы. Перегрузка – это значит, что живая система с такой нагрузкой не справляется, нагрузка может систему разрушить.

У живой системы есть только два выхода из этой ситуации: изменить среду или изменить себя (приспособиться = адаптироваться), чтобы вернуть состояние баланса.

Если сравнить человека с растением, заметно, насколько увеличились возможности человека по тому и другому направлению. Человек активно меняет среду, изобретает средства защиты и борьбы с окружающим давлением, в отличие от покорного цветка, но и сам человек тоже меняется намного активней. Мозг, и такая его новейшая функция как самосознание, возникли в эволюции для того, чтобы помогать адаптации человека. Если на предыдущей ступени эволюции животные имели мозг, запрограммированный, в основном, инстинктивными программами, новый мозг управляется не столько инстинктами, сколько социальными программами, и а изредка даже индивидуальными, например, самосознанием.

Социальные программы – это что-то вроде инстинктов, однако, как сейчас принято говорить, это не хард, а софт, то есть социальные программы меняются не на уровне генетики как инстинкты, а на уровне общества, быстрей, не требуют смены множества поколений для каждого изменения.

Индивидуальный выбор – это новая функция, которую человеческий мозг только осваивает. Пока эта функция очень мало освоена, человек не может ею пользоваться в полной мере, но это защищает его как обезьяну от гранаты. Обезьяна не может создать гранату и поэтому защищена от нее, пока в лапы ей случайно не попадет созданная человеком граната. К сожалению, как гранаты нередко оказываются в руках тех, кто не имеет достаточного разума для прогнозирования результата, так и функция индивидуального выбора очень часто мешает людям, сбивает их с толку, нарушает социальные программы. Отсюда высокий уровень депрессий, аддикций и другого саморазрушительного поведения. Это баги, возникающие при освоении новой, индивидуальной программы.

Следствие этого нередко - обращение к «золотому веку», идеализированному представлению о прошлом, когда якобы существовали такие социальные программы, что им можно было просто подчиняться и хорошо жить. Увы, а точнее к счастью, человек все время эволюционирует и не может двигаться назад. Хорошие социальные программы – это неплохо, но перед человек стоит и другая задача – работа над индивидуальным самосознанием. То есть человек должен понимать себя не только как часть группы (по национальному, половому или культурному признаку) но и как индивидуума, то есть того, что образуется на пересечении разных групп как квинтэссенция различных групповых программ, но не разрозненная, а целостная, единая, не сумма, а синтез, то есть имеющая индивидуальный центр самосознания, то самое интегрированное эго.

Неинтегрированное, разрозненное и слабое эго не справляется с успешной адаптацией, то есть не может ничего противопоставить стрессу, не в силах справиться с ним. Поэтому большинством людей правит не самосознание, его как такового нет, оно неактуально, слишком слабо, чтобы выполнять такую сложную работу, и поэтому уступает право управления социальным программам.

Если это понимать, начинаешь иначе слушать сетования людей на «общество», которое что-то такое им было должно, но не дало. По сути, человек предъявляет претензию социальным программам, что они недостаточно защищают его от стресса, что он не может с удовольствием жить, не занимаясь индивидуальной адаптацией. Но это претензия самому закону жизни, в которой стресс – постоянный фактор, самовоспроизводимый (чем сложнее среда, тем больше новых факторов стресса), и эволюция всего живого происходит в процессе приспособления к стрессу. Можно сказать, что сетуя на общество, которое не предоставило достаточно возможностей, человек хочет, чтобы социальные программы вовремя обновлялись и всегда учитывали лично его интересы, чтобы избавить его от стресса. Например, айтитехнологии сделали некоторые профессии менее актуальными, и специалисты этих профессий часто недовольны, что общество не предусмотрело и не позаботилось о них.

Нередко люди жалуются, что их хорошие качества, хорошие с точки зрения старого времени (или им так просто кажется), нынче не востребованы, а нужны другие. Социальные воспитательные программы не успевают так быстро меняться как стремительно меняется социальная среда, поэтому воспитывали человека в одних условиях, а потом...

А потом оказывается, что вконтакт не выдерживает такого объема тексты и надо все-таки перейти по ссылке, чтобы дочитать)
Adaptation and self-awareness (I copy the post here, most are too lazy to follow the link :)

If we explain the whole complex work of the human psyche with the help of two components, this will be adaptation and stress.

Stress, as understood by Hans Selye, the founder of the term, is “pressure” or “tension”, in fact, overloading the system. Overload - this means that a living system can not cope with such a load, the load can destroy the system.

A living system has only two ways out of this situation: change the environment or change itself (adapt = adapt) in order to return the state of balance.

If you compare a person with a plant, it is noticeable how much the person’s capabilities in both directions have increased. A person is actively changing the environment, inventing means of protection and dealing with environmental pressure, in contrast to the submissive flower, but the person himself is also changing much more actively. The brain, and such its latest function as self-awareness, arose in evolution in order to help human adaptation. If at the previous stage of evolution animals had a brain programmed mainly by instinctive programs, the new brain is controlled not so much by instincts as by social programs, and occasionally even by individual ones, for example, self-awareness.

Social programs are something like instincts, however, as they say now, this is not hard, but software, that is, social programs do not change at the level of genetics as instincts, but at the level of society, faster, they do not require many generations to be changed for each changes.

Individual choice is a new function that the human brain only masters. While this function is very little mastered, a person can not use it fully, but it protects it like a monkey from a grenade. A monkey cannot create a grenade and therefore is protected from it until it accidentally gets a man-made grenade in its clutches. Unfortunately, just as grenades are often in the hands of those who do not have enough intelligence to predict the result, the individual choice function very often interferes with people, confuses them, and violates social programs. Hence the high level of depression, addictions and other self-destructive behavior. These are bugs that arise during the development of a new, individual program.

The consequence of this is often an appeal to the “golden age”, an idealized view of the past, when there were supposedly such social programs that they could just obey and live well. Alas, or rather, fortunately, a person constantly evolves and cannot move backward. Good social programs are not bad, but a person faces another task - work on individual self-awareness. That is, a person must understand himself not only as part of a group (on a national, gender or cultural basis) but also as an individual, that is, what is formed at the intersection of different groups as the quintessence of various group programs, but not fragmented, but integral, single, not a sum, but a synthesis, that is, having an individual center of self-consciousness, that is the most integrated ego.

A non-integrated, fragmented and weak ego does not cope with successful adaptation, that is, it can not oppose stress, can not cope with it. Therefore, most people are not governed by self-awareness, it is not there as such, it is irrelevant, too weak to carry out such complex work, and therefore cedes the right to manage social programs.

If you understand this, you begin to listen differently to people's complaints about the "society", which something like this was due to them, but did not give. In fact, a person makes a claim to social programs that they do not adequately protect him from stress, that he cannot live with pleasure without being engaged in individual adaptation. But this is a claim to the very law of life, in which stress is a constant factor, self-reproducing (the more complex the environment, the more new stress factors), and the evolution of all living things occurs in the process of adaptation to stress. We can say that complaining about a society that has not provided enough opportunities, a person wants social programs to be updated on time and always take into account his personal interests in order to relieve him of stress. For example, IT technologies have made some professions less relevant, and specialists in these professions are often unhappy that society has not provided for and has not taken care of them.

Often people complain that their good qualities, good from the point of view of the old time (or they just think so) are now not in demand, but others are needed. Social educational programs do not have time to change so quickly as the social environment is changing rapidly, therefore they brought up a person in the same conditions, and then ...

And then it turns out that the contact does not withstand such a volume of texts and you still need to follow the link to read it)
У записи 9 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене София Завьялова

Понравилось следующим людям