Работая с подростками, для которых нормален еще эгоцентризм и максимализм, я часто думаю о проявлениях тех же качеств у нас - взрослых (как минимум, по паспорту) людей. И вот что думается.
Нет более романтически трактуемых слов из Библии, чем слова "возлюби ближнего как самого себя". В то время как сложно отыскать еще хоть один настолько же прагматичный совет. Если чуть переформулировать эти слова, например, до "возынтересуйся ближним (и дальним) как самим собой" или "возразбавь внимание свое к самому себе вниманием к ближнему" - откроется невероятный простор, освобождающий человека от кладовки собственных мук. Если начать по-настоящему, как самим собой, интересоваться людьми, окажется, что и им бывает так же невыносимо больно, выяснится, что почти каждый, хотя бы раз, так уставал от жизни, что хотел с ней расстаться, откроется, что и других тоже предавали, оставляли, отвергали, или были несправделивы к ним, станет ясно, что почти всякий хотя бы раз был в отчаянии или ненавидел себя и сделается очевидным, что что бы ни случилось с тобой, это случалось уже еще с кем-то - хотя бы раз. А может быть, даже и происходит в ту же самую минуту, что и с тобой. И всякое знакомое тебе чувство прямо сейчас на этой планете переживает еще кто-то.
Но ощутить это, а не теоретически понять, можно только тогда, когда всерьез попробуешь переключить внимание со своих чувств, на чувства других людей.
И как только это удастся, давление собственных переживаний перестанет быть настолько острым и отрезающим от мира - как если бы в давно закрытой квартире вдруг наконец открыли все окна и позволили спертому воздуху выйти и раствориться в окружающем дом пространстве.
Любая боль становится слабее, стоит только расширить внимание, представив всех, кто в этот же самый момент чувствует то же самое.
Другой вопрос, что на пике болезненных ощущений вниманием управлять непросто - оно непроизвольно сужается. И тренироваться его расширять лучше в спокойном состоянии.
Но это уже другая тема :)
Нет более романтически трактуемых слов из Библии, чем слова "возлюби ближнего как самого себя". В то время как сложно отыскать еще хоть один настолько же прагматичный совет. Если чуть переформулировать эти слова, например, до "возынтересуйся ближним (и дальним) как самим собой" или "возразбавь внимание свое к самому себе вниманием к ближнему" - откроется невероятный простор, освобождающий человека от кладовки собственных мук. Если начать по-настоящему, как самим собой, интересоваться людьми, окажется, что и им бывает так же невыносимо больно, выяснится, что почти каждый, хотя бы раз, так уставал от жизни, что хотел с ней расстаться, откроется, что и других тоже предавали, оставляли, отвергали, или были несправделивы к ним, станет ясно, что почти всякий хотя бы раз был в отчаянии или ненавидел себя и сделается очевидным, что что бы ни случилось с тобой, это случалось уже еще с кем-то - хотя бы раз. А может быть, даже и происходит в ту же самую минуту, что и с тобой. И всякое знакомое тебе чувство прямо сейчас на этой планете переживает еще кто-то.
Но ощутить это, а не теоретически понять, можно только тогда, когда всерьез попробуешь переключить внимание со своих чувств, на чувства других людей.
И как только это удастся, давление собственных переживаний перестанет быть настолько острым и отрезающим от мира - как если бы в давно закрытой квартире вдруг наконец открыли все окна и позволили спертому воздуху выйти и раствориться в окружающем дом пространстве.
Любая боль становится слабее, стоит только расширить внимание, представив всех, кто в этот же самый момент чувствует то же самое.
Другой вопрос, что на пике болезненных ощущений вниманием управлять непросто - оно непроизвольно сужается. И тренироваться его расширять лучше в спокойном состоянии.
Но это уже другая тема :)
When working with adolescents for whom egocentrism and maximalism are normal, I often think about the manifestations of the same qualities among us - adults (at least according to the passport) of people. And that’s what it’s thought of.
There are no more romantically interpreted words from the Bible than the words "love your neighbor as yourself." While it is difficult to find even one more equally pragmatic advice. If you reformulate these words a little, for example, to “take an interest in your neighbor (and distant) as yourself” or “draw up your attention to yourself by attention to your neighbor” - an incredible expanse will open, freeing a person from the pantry of his own torment. If you start to really be interested in yourself as you are, it turns out that they are just as unbearably painful, it turns out that almost everyone, at least once, is so tired of life that he wanted to part with it, it will open that there are others also betrayed, abandoned, rejected, or were unfair to them, it will become clear that almost everyone at least once was desperate or hated himself and it will become obvious that no matter what happened to you, this happened to someone else - although would be time. Or maybe it’s even happening at the very same moment as with you. And any familiar feeling right now on this planet is someone else experiencing.
But you can feel this, and not theoretically understand, only when you seriously try to switch attention from your feelings to the feelings of other people.
And as soon as this succeeds, the pressure of their own experiences will cease to be so sharp and cut off from the world - as if in a long-closed apartment suddenly all the windows were finally opened and allowed stale air to go out and dissolve into the space surrounding the house.
Any pain becomes weaker, it is only necessary to expand attention, introducing everyone who at the same moment feels the same.
Another question is that at the peak of painful sensations, attention is not easy to control - it involuntarily narrows. And to train it to expand better in a calm state.
But that's another topic :)
There are no more romantically interpreted words from the Bible than the words "love your neighbor as yourself." While it is difficult to find even one more equally pragmatic advice. If you reformulate these words a little, for example, to “take an interest in your neighbor (and distant) as yourself” or “draw up your attention to yourself by attention to your neighbor” - an incredible expanse will open, freeing a person from the pantry of his own torment. If you start to really be interested in yourself as you are, it turns out that they are just as unbearably painful, it turns out that almost everyone, at least once, is so tired of life that he wanted to part with it, it will open that there are others also betrayed, abandoned, rejected, or were unfair to them, it will become clear that almost everyone at least once was desperate or hated himself and it will become obvious that no matter what happened to you, this happened to someone else - although would be time. Or maybe it’s even happening at the very same moment as with you. And any familiar feeling right now on this planet is someone else experiencing.
But you can feel this, and not theoretically understand, only when you seriously try to switch attention from your feelings to the feelings of other people.
And as soon as this succeeds, the pressure of their own experiences will cease to be so sharp and cut off from the world - as if in a long-closed apartment suddenly all the windows were finally opened and allowed stale air to go out and dissolve into the space surrounding the house.
Any pain becomes weaker, it is only necessary to expand attention, introducing everyone who at the same moment feels the same.
Another question is that at the peak of painful sensations, attention is not easy to control - it involuntarily narrows. And to train it to expand better in a calm state.
But that's another topic :)
У записи 12 лайков,
3 репостов.
3 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене София Завьялова