Стал все чаще слышать от друзей и знакомых,...

Стал все чаще слышать от друзей и знакомых, что я становлюсь черствее и циничнее. Если черствость и цинизм означают отказ верить в невозможность повлиять на свою судьбу и неизбежную предопределенность тех или иных событий (как правило, субъективно оцениваемых как горе, несчастье, печаль и т.д.), являющихся на 95% логическим следствием действия/бездействия самого человека, - то да, я с ними согласен.

Люди чаще всего жалуются на то, что сами в состоянии изменить и к чему, как правило, привели их же действия. Со стороны это выглядит примерно так: вы идете по улице с другом и впереди вас на вашем пути появляется стена, которую можно обойти справа или слева; вы оба видите стену, и вы решаете ее обойти, а друг продолжает идти вперед. Вы недоуменно смотрите на друга, полагая, что он шутит, и в зависимости от степени вашей просветленности, либо продолжаете смотреть на неминуемый исход, либо намекаете другу, что впереди стена и стоило бы ее обойти. Друг выбирает вариант “идти напролом”, что, естественно, приводит к болезненному исходу. Ну что ж, бывает. Может, он просто задумался и не увидел стены. Можно встать, обойти ее и пойти дальше. Но ведь нет, здесь как раз и наступает тот момент, когда человек начинает жаловаться на то, какой он несчастный и невезучий, что ему всегда попадаются на пути стены, никто его не любит и даже лучший друг не понимает, как ему сейчас больно.

И не дай бог вам скатиться в фрейм жалости к человеку, суть проблем которого - он сам. Рискуете попасть в кабалу иллюзорных шизофренических манипуляций типа: “вот видишь эту стену? вот я сейчас возьму, разбегусь и со всего размаха об нее! ты хочешь этого, ведь так? дааа, я всегда это знал! ты бесчувственный кусок д*рьма!”. Причем фрейм может проявляться как вербально, так и молча, поведенчески. Человек просто всем своим видом будет вам показывать, какое вы чмо, раз не верите в его беспомощность и неспособность взять ответственность за себя и свою жизнь.
Ничего не напоминает?

В свое время [id3148|Дмитрий Новосельцев] сказал такую фразу (надеюсь, помню ее верно): “Я уважаю твое право делать свою жизнь несчастной”. Фраза, на мой взгляд, гениальна. Априори принимая, что каждый человек - творец и хозяин своей жизни, единственное, чем мы можем ему по-настоящему помочь - это вернуть личную ответственность за свою судьбу. Ничто не происходит “само по себе”, просто так, без причины. То, что мы имеем сейчас - результат наших действий в прошлом и в настоящем (а также наших мыслей о будущем). Каждую минуту мы принимаем решение что-то делать или не делать, какие картинки рисовать в голове, какие эмоции испытывать по этому поводу.

Фразы из разряда “ну не все же это умеют, кого-то не научили в детстве”, “я не такой сильный человек, как некоторые”, “сейчас я не готов что-то с собой делать, я так устал” - заставляют меня кивать и с улыбкой произносить дальше “я уважаю твое право делать свою жизнь несчастной”.
Да, конечно, все мы хотим быть счастливыми, но на деле это означает зачастую лишь поиски людей или обстоятельств, которые без нашего участия сделают нас такими. А если не получается найти последних, то идет отрицание и “рациональное” объяснение своей неспособности принять на себя ответственность за свою жизнь (братство, безусловная любовь, возлюби ближнего своего, альтруизм и прочая ахинея).

“Неужели ты не видишь?”
“Нет, ты не понимаешь…”
“Как ты можешь так говорить?”
“Я ничего не мог с этим поделать…”
“Тебе хорошо говорить, ведь ты…”

- все это напоминает один терапевтический анекдот:
“Встречается бывший пациент и доктор. Доктор спрашивает: Как Вы себя чувствуете? Пациент отвечает: "Прекрасно! Вот только крокодильчики зеленые по лацканам пиджака бегают, но я их стряхиваю." И делает движение (стряхивает). На что доктор отшатнувшись: "А чего это Вы их на меня стряхиваете?!"

Очень легко начать верить в “крокодильчиков” окружающих вас людей, особенно когда все так рьяно пытаются вас уверить, что они действительно существуют. Ведь у нас принято быть соучастным, уважать старших, потому что “их уже не изменить”, закрывать глаза на недостатки близких, мило улыбаться и по-христиански сочувствовать чужому иллюзорному накрученному горю, отравляя при этом как свою так и чужую осознанность. Вам синюю таблетку или красную?..

То, что я не хочу верить в своих или ваших “крокодильчиков”, на мой взгляд, не делает меня черствым. Скорее, более осознанным и свободным.

Я за бОльшую осознанность в людях, за то, чтобы каждый был ответственен за свой выбор и за свою судьбу. И теперь если я буду идти по улице и увижу, что человек стоит на краю моста с явным намерением с него спрыгнуть, я не побегу как раньше сразу его спасать с криками “Какого черта ты делаешь? Одумайся!”, скорее, при наличии на то настроения, я уточню, действительно ли он хочет покончить с собой и все ли он хорошо обдумал. И если да, то одним дураком меньше.. Надеюсь, метафора понятна.

Просто на многие события теперь начинаешь смотреть как на причинно-следственные связки. И редко случается так, что тот или иной исход (печаль, горе, расстройство, лишний вес, болезнь, травма, банкротство, и т.д.) не является следствием осознанным действий человека. А это, в свою очередь, позволяет сохранять хотя бы иллюзию свободы от тысяч шизофренических мирков инфантильных заводных солдатиков.

Кстати, такая позиция во многом облегчает жизнь и сохраняет в целостности нервную систему. Эдакий дзэнский путь.
- Есть проблема?
— Да.
- Ты явился ее причиной?
— Да. -> Тогда все хорошо (ты можешь все исправить).
— Нет. -> Что-то делаешь для решения проблемы?
— Да.
- Тогда все хорошо.

Закончу словами Ричарда Баха: “Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека, который сможет одолеть любую, даже самую тяжелую беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто: ты просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"
I began to hear more and more often from friends and acquaintances that I am becoming callous and cynical. If callousness and cynicism mean a refusal to believe in the impossibility of influencing one’s fate and the inevitable predetermination of certain events (usually subjectively assessed as grief, unhappiness, sadness, etc.), which are 95% logical consequence of the action / inaction of the person himself - Yes, I agree with them.

People most often complain about what they themselves are able to change and what, as a rule, their own actions led to. From the side it looks something like this: you are walking along a street with a friend and a wall appears in front of you on your way that you can get around on the right or left; you both see the wall, and you decide to go around it, and the friend continues to move forward. You look perplexedly at a friend, believing that he is joking, and depending on the degree of your enlightenment, either continue to look at the inevitable outcome, or hint to a friend that the wall is ahead and it would be worth it to go around it. A friend chooses the “go ahead” option, which, of course, leads to a painful outcome. Well, it happens. Maybe he just thought and did not see the wall. You can get up, go around it and move on. But no, this is where the moment comes when a person begins to complain about how miserable and unlucky he is, that he always comes across walls, no one loves him and even his best friend does not understand how painful he is now.

And God forbid you to slide into a frame of pity for a person whose essence of problems is himself. You risk getting into the bondage of illusory schizophrenic manipulations such as: “Do you see this wall? now I’ll take it, scatter and with all its might about it! do you want this, right? yeah, I always knew that! you insensitive piece of shit! ”. Moreover, the frame can appear both verbally and silently, behaviorally. A person will simply show you with all his appearance what a schmuck you are, since you do not believe in his helplessness and inability to take responsibility for yourself and your life.
Doesn’t resemble anything?

At one time [id3148 | Dmitry Novoseltsev] said the following phrase (I hope I remember it correctly): "I respect your right to make your life miserable." The phrase, in my opinion, is brilliant. A priori, accepting that each person is the creator and master of his life, the only way we can truly help him is to return personal responsibility for his fate. Nothing happens “on its own”, just like that, for no reason. What we have now is the result of our actions in the past and in the present (as well as our thoughts about the future). Every minute we make a decision to do something or not to do, what pictures to draw in our heads, what emotions to experience about this.

The phrases from the category “well, they still do not know how, didn’t teach someone in childhood”, “I’m not such a strong person as some”, “now I’m not ready to do something with myself, I’m so tired” - make me to nod and say with a smile “I respect your right to make your life miserable.”
Yes, of course, we all want to be happy, but in reality this often means only searching for people or circumstances that without our participation will make us like that. And if you can’t find the latter, then there is a denial and a “rational” explanation of your inability to accept responsibility for your life (brotherhood, unconditional love, love your neighbor, altruism and other nonsense).

"Can not you see?"
“No, you don’t understand ...”
"How can you say that?"
“I could not do anything about it ...”
“It’s good for you to say, because you ...”

- all this reminds one therapeutic joke:
“The former patient and the doctor meet. The doctor asks: How do you feel? The patient replies: "Fine! That's just the green crocodiles running around the lapels of the jacket, but I shake them off." And makes a movement (shakes off). To which the doctor staggered back: "Why are you shaking them on me ?!"

It is very easy to start believing in the “crocodiles” of the people around you, especially when everyone is so zealously trying to assure you that they really exist. After all, it is customary for us to be complicit, to respect the elders, because “they can’t be changed already,” to turn a blind eye to the shortcomings of loved ones, to smile sweetly and in a Christian way to sympathize with someone else's illusory wound grief, while poisoning both our own and others' awareness. Do you need a blue pill or a red one? ..

The fact that I do not want to believe in my or your “crocodiles”, in my opinion, does not make me callous. Rather, more conscious and free.

I am for greater awareness in people, for everyone to be responsible for their choice and their own destiny. And now, if I walk along the street and see that a person is standing on the edge of the bridge with the clear intention of jumping off of it, I won’t run as soon as possible to save him with shouts “What the hell are you doing?” Think it over! ”, Rather, if there is a mood for that, I will clarify whether he really wants to commit suicide and whether he thought it over well. And if so, then less than one fool .. I hope the metaphor is clear.

It's just that now you start to look at many events as causal linkages. And it rarely happens that
У записи 30 лайков,
5 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Роман Шарафутдинов

Понравилось следующим людям