Из книги П. Чодрон "Там, где страшно".
ТРИ ВИДА ЛЕНИ
В тихом саду здравомыслия
Пусть на вас постоянно падают
кокосовые орехи пробужденности .
Чогьям Трунгпа РИНПОЧЕ
Леность является характерным общечеловеческим свойством, которое,к сожалению,подавляет пробужденную энергию и подрывает нашу уверенность в себе и внутреннюю силу. Можно выделить три вида лени: привычка к комфорту; упадок духа; установка «меня ничего не касается» или «плевать на всё». Эти три пути ведут к закреплению в нас разрушительных паттернов. Однако когда мы направляем на них луч своего внимания , они постепенно теряют свою силу.
Первый вид лени — привычка к комфорту — основывается на нашей склонности избегать всяких неудобств. Нам нравятся покой и удовольствия, но когда мы постоянно ограждаем себя от дискомфорта, это входит в привычку, и мы становимся пресыщенными и ленивыми <...>.
Этот вид лени часто ведёт к агрессии. Любые неудобства выводят нас из себя. Мы приходим в ярость, когда ломается машина, когда отключают воду или электричество, или когда нам приходится сидеть на холодной земле без подстилки. Привычка к комфорту притупляет наше восприятие цветов, запахов , звуков и в конечном итоге приводит к неудовлетворённости, потому что в глубине души мы знаем, что к постоянному счастью ведут не одни удовольствия.
Второй вид лени — упадок духа. Мы испытываем полную безнадёжность, чувствуем себя ни на что не годными и не способными взаимодействовать с миром, нами владеет одна мысль: «какой я несчастный». Поэтому мы постоянно сидим перед телевизором, едим ,пьём, курим и бездумно смотрим передачу за передачей. Мы не можем собраться с духом и сделать что-нибудь такое, чтобы разогнать своё уныние. Но даже если мы предпринимаем какие-то попытки, мы делаем это, не переставая чувствовать себя обиженными. Совершая внешние действия, внутри мы по-прежнему испытываем безнадёжность. Наши попытки пробиться через собственную леность служат отражением всё того же упадка духа. Мы продолжаем говорить себе: «Я никуда не гожусь. Всё безнадёжно. У меня никогда ничего не получится». Поэтому в результате наших попыток ничего не меняется. Мы забыли, как можно помочь себе , не знаем, что может принести нам настоящее облегчение.
Третий вид лени — позиция «меня ничего не касается » — характеризуется чувством недовольства и разочарования . Мы как бы показываем всему миру фигу. Этот вид лени имеет сходство с упадком духа, только проявляется в гораздо более жёсткой форме. В упадке духа присутствует определённая мягкость и уязвимость, в то время как позиция «меня ничего не волнует» более агрессивна и вызывающа. « Мир несправедлив; он не даёт мне того , что я заслуживаю. Какой смысл тогда что-либо делать ?» <...> Мы хотим просто сидеть, всё больше погружаясь в своё уныние. В этом случае леность легко переходит в хроническую депрессию и представляет собой своего рода месть.
Встречаясь со своей ленью и другими неприятными эмоциями , люди , как правило, реагируют тремя основными способами. Эти три вида реакций — осуждение, потакание и игнорирование — я называю тремя бесполезными стратегиями.
Особенно распространена первая стратегия — осуждение. Видя свою лень, мы виним и осуждаем себя. Мы стыдим и критикуем себя за привычку к комфорту, за то, что слишком жалеем себя или не можем встать с кровати. Нас переполняет чувство вины и чувство собственной слабости.
Вторая бесполезная стратегия — потакание — встречается не менее часто. Мы оправдываем и даже одобряем себя. «Я такой, какой есть. Я заслуживаю комфорта и удобства. Я имею полное право гневаться или спать двадцать четыре часа в сутки». Хотя при этом нас могут одолевать сомнения и чувство неполноценности, мы убеждаем себя в правомерности своего поведения .
Стратегия игнорирования может действовать довольно эффективно, по крайней мере, некоторое время. Мы отстраняемся, отворачиваемся, делаем вид, что не замечаем своих разрушительных привычек, не видим истины. Живём как бы на автопилоте и стараемся не задумываться над тем, что делаем .
Практики воспитания ума воина-бодхисаттвы предлагают четвёртый путь — стратегию просветления. Эта стратегия подразумевает полное переживание того , чему мы сопротивлялись, без применения привычных бесполезных реакций. Мы начинаем рассматривать и исследовать три вида лени; учимся не сопротивляться своему сопротивлению, входя в контакт с чувствительностью и мягкостью своего существа, прежде чем оно огрубеет и сделается бесчувственным <...>. Обычно мы не испытываем желания исследовать свою лень или какие-либо другие привычки . Мы гораздо более склонны одобрять , осуждать или игнорировать их: нас вполне устраивают эти три бесполезные стратегии , потому что мы ассоциируем их с облегчением <...>.
Однако рано или поздно может возникнуть вопрос: «Почему я продолжаю страдать ?Почему мне не становится легче? Почему мои неудовлетворённость и скука все растут год от года?» <...>. Тогда мы начинаем исследовать свою лень, непосредственно переживая её качество . Мы исследуем страх неудобства, обиду недовольство, скуку и начинаем понимать, что другие люди чувствуют то же самое. Мы наблюдаем, какие объяснения мы придумываем себе, и как они создают в нас напряжение. Со временем мы перестаём верить этим объяснениям.
В лени как таковой нет ничего особенно плохого или хорошего. Но в ней заключается некое внутреннее жизненное качество , которое необходимо испытать. Мы можем переживать его как раздражение и пульсацию, как тупость и тяжесть, или как уязвимость и ранимость. Исследуя дальше, обнаружим, что в лени нет ничего плотного, ничего материального, только свободная, живая энергия .
Такой процесс непосредственного, невербального переживания лени оказывает трансформирующее воздействие. Он высвобождает огромное количество энергии, которая до этого была заперта в результате нашей привычки избегать осознания. Дело в том, что когда мы перестаём сопротивляться лени, наше восприятие себя как ленивого существа начинает разрушаться. Освободившись от шор эго, мы обретаем свежий взгляд , более широкое видение. Так, лень, как и любой другой из наших демонов , может открыть нам путь к сострадательной жизни.
ТРИ ВИДА ЛЕНИ
В тихом саду здравомыслия
Пусть на вас постоянно падают
кокосовые орехи пробужденности .
Чогьям Трунгпа РИНПОЧЕ
Леность является характерным общечеловеческим свойством, которое,к сожалению,подавляет пробужденную энергию и подрывает нашу уверенность в себе и внутреннюю силу. Можно выделить три вида лени: привычка к комфорту; упадок духа; установка «меня ничего не касается» или «плевать на всё». Эти три пути ведут к закреплению в нас разрушительных паттернов. Однако когда мы направляем на них луч своего внимания , они постепенно теряют свою силу.
Первый вид лени — привычка к комфорту — основывается на нашей склонности избегать всяких неудобств. Нам нравятся покой и удовольствия, но когда мы постоянно ограждаем себя от дискомфорта, это входит в привычку, и мы становимся пресыщенными и ленивыми <...>.
Этот вид лени часто ведёт к агрессии. Любые неудобства выводят нас из себя. Мы приходим в ярость, когда ломается машина, когда отключают воду или электричество, или когда нам приходится сидеть на холодной земле без подстилки. Привычка к комфорту притупляет наше восприятие цветов, запахов , звуков и в конечном итоге приводит к неудовлетворённости, потому что в глубине души мы знаем, что к постоянному счастью ведут не одни удовольствия.
Второй вид лени — упадок духа. Мы испытываем полную безнадёжность, чувствуем себя ни на что не годными и не способными взаимодействовать с миром, нами владеет одна мысль: «какой я несчастный». Поэтому мы постоянно сидим перед телевизором, едим ,пьём, курим и бездумно смотрим передачу за передачей. Мы не можем собраться с духом и сделать что-нибудь такое, чтобы разогнать своё уныние. Но даже если мы предпринимаем какие-то попытки, мы делаем это, не переставая чувствовать себя обиженными. Совершая внешние действия, внутри мы по-прежнему испытываем безнадёжность. Наши попытки пробиться через собственную леность служат отражением всё того же упадка духа. Мы продолжаем говорить себе: «Я никуда не гожусь. Всё безнадёжно. У меня никогда ничего не получится». Поэтому в результате наших попыток ничего не меняется. Мы забыли, как можно помочь себе , не знаем, что может принести нам настоящее облегчение.
Третий вид лени — позиция «меня ничего не касается » — характеризуется чувством недовольства и разочарования . Мы как бы показываем всему миру фигу. Этот вид лени имеет сходство с упадком духа, только проявляется в гораздо более жёсткой форме. В упадке духа присутствует определённая мягкость и уязвимость, в то время как позиция «меня ничего не волнует» более агрессивна и вызывающа. « Мир несправедлив; он не даёт мне того , что я заслуживаю. Какой смысл тогда что-либо делать ?» <...> Мы хотим просто сидеть, всё больше погружаясь в своё уныние. В этом случае леность легко переходит в хроническую депрессию и представляет собой своего рода месть.
Встречаясь со своей ленью и другими неприятными эмоциями , люди , как правило, реагируют тремя основными способами. Эти три вида реакций — осуждение, потакание и игнорирование — я называю тремя бесполезными стратегиями.
Особенно распространена первая стратегия — осуждение. Видя свою лень, мы виним и осуждаем себя. Мы стыдим и критикуем себя за привычку к комфорту, за то, что слишком жалеем себя или не можем встать с кровати. Нас переполняет чувство вины и чувство собственной слабости.
Вторая бесполезная стратегия — потакание — встречается не менее часто. Мы оправдываем и даже одобряем себя. «Я такой, какой есть. Я заслуживаю комфорта и удобства. Я имею полное право гневаться или спать двадцать четыре часа в сутки». Хотя при этом нас могут одолевать сомнения и чувство неполноценности, мы убеждаем себя в правомерности своего поведения .
Стратегия игнорирования может действовать довольно эффективно, по крайней мере, некоторое время. Мы отстраняемся, отворачиваемся, делаем вид, что не замечаем своих разрушительных привычек, не видим истины. Живём как бы на автопилоте и стараемся не задумываться над тем, что делаем .
Практики воспитания ума воина-бодхисаттвы предлагают четвёртый путь — стратегию просветления. Эта стратегия подразумевает полное переживание того , чему мы сопротивлялись, без применения привычных бесполезных реакций. Мы начинаем рассматривать и исследовать три вида лени; учимся не сопротивляться своему сопротивлению, входя в контакт с чувствительностью и мягкостью своего существа, прежде чем оно огрубеет и сделается бесчувственным <...>. Обычно мы не испытываем желания исследовать свою лень или какие-либо другие привычки . Мы гораздо более склонны одобрять , осуждать или игнорировать их: нас вполне устраивают эти три бесполезные стратегии , потому что мы ассоциируем их с облегчением <...>.
Однако рано или поздно может возникнуть вопрос: «Почему я продолжаю страдать ?Почему мне не становится легче? Почему мои неудовлетворённость и скука все растут год от года?» <...>. Тогда мы начинаем исследовать свою лень, непосредственно переживая её качество . Мы исследуем страх неудобства, обиду недовольство, скуку и начинаем понимать, что другие люди чувствуют то же самое. Мы наблюдаем, какие объяснения мы придумываем себе, и как они создают в нас напряжение. Со временем мы перестаём верить этим объяснениям.
В лени как таковой нет ничего особенно плохого или хорошего. Но в ней заключается некое внутреннее жизненное качество , которое необходимо испытать. Мы можем переживать его как раздражение и пульсацию, как тупость и тяжесть, или как уязвимость и ранимость. Исследуя дальше, обнаружим, что в лени нет ничего плотного, ничего материального, только свободная, живая энергия .
Такой процесс непосредственного, невербального переживания лени оказывает трансформирующее воздействие. Он высвобождает огромное количество энергии, которая до этого была заперта в результате нашей привычки избегать осознания. Дело в том, что когда мы перестаём сопротивляться лени, наше восприятие себя как ленивого существа начинает разрушаться. Освободившись от шор эго, мы обретаем свежий взгляд , более широкое видение. Так, лень, как и любой другой из наших демонов , может открыть нам путь к сострадательной жизни.
From the book of P. Chodron "Where it is scary."
THREE KINDS OF LAZY
In a quiet garden of sanity
Let them fall on you constantly
awakening coconuts.
Chogyam Trungpa RINPOCHE
Laziness is a characteristic universal human property, which, unfortunately, suppresses the awakened energy and undermines our self-confidence and inner strength. Three types of laziness can be distinguished: the habit of comfort; loss of spirit; installation "nothing concerns me" or "do not care about everything." These three paths lead to the consolidation of destructive patterns in us. However, when we direct our attention to them, they gradually lose their strength.
The first kind of laziness - the habit of comfort - is based on our tendency to avoid any inconvenience. We like peace and pleasure, but when we constantly protect ourselves from discomfort, it becomes a habit, and we become satiated and lazy <...>.
This kind of laziness often leads to aggression. Any inconvenience pisses us off. We get furious when a car breaks down, when water or electricity is turned off, or when we have to sit on cold ground without bedding. The habit of comfort dulls our perception of colors, smells, sounds and ultimately leads to dissatisfaction, because deep down we know that not only pleasures lead to permanent happiness.
The second type of laziness is a decline in spirit. We feel complete hopelessness, we feel fit for nothing and unable to interact with the world, we have one thought in our possession: “I'm so miserable.” Therefore, we constantly sit in front of the TV, eat, drink, smoke and thoughtlessly watch transmission after transmission. We cannot gather our courage and do anything to disperse our despondency. But even if we make some attempts, we do it without ceasing to feel offended. In external actions, inside we still experience hopelessness. Our attempts to break through our own laziness reflect the same decline in spirit. We continue to say to ourselves: “I am not going anywhere. Everything is hopeless. I will never succeed. ” Therefore, as a result of our attempts, nothing changes. We forgot how we can help ourselves, we don’t know what real relief can bring us.
The third type of laziness - the position “nothing concerns me” - is characterized by a feeling of discontent and frustration. We kind of show the whole world a fig. This type of laziness is similar to a decline in spirit, only manifests itself in a much more severe form. There is a certain softness and vulnerability in the decline of spirit, while the position “I don't care about anything” is more aggressive and defiant. " World is not fair; he does not give me what I deserve. What is the point then to do something? ” <...> We just want to sit, more and more immersed in our gloom. In this case, laziness easily becomes chronic depression and is a kind of revenge.
When meeting their laziness and other unpleasant emotions, people usually respond in three main ways. These three kinds of reactions — condemnation, indulgence, and ignoring — I call three futile strategies.
The first strategy is especially common - conviction. Seeing our laziness, we blame and condemn ourselves. We shame and criticize ourselves for the habit of comfort, for the fact that we are too sorry for ourselves or cannot get out of bed. We are overwhelmed by guilt and our own weakness.
The second useless strategy - indulgence - is no less common. We justify and even approve of ourselves. "I am that I am. I deserve comfort and convenience. I have every right to be angry or sleep twenty-four hours a day. ” Although doubts and a sense of inferiority can overcome us, we convince ourselves of the legitimacy of our behavior.
The ignore strategy can be quite effective for at least some time. We move away, turn away, pretend that we do not notice our destructive habits, we do not see the truth. We live as if on autopilot and try not to think about what we are doing.
Bodhisattva warrior mind education practices offer a fourth way — the strategy of enlightenment. This strategy involves a complete experience of what we resisted, without using the usual useless reactions. We begin to examine and explore three kinds of laziness; we learn not to resist our resistance by coming into contact with the sensitivity and gentleness of our being before it coarsens and becomes insensitive <...>. Usually we do not feel like exploring our laziness or any other habits. We are much more likely to approve, condemn or ignore them: we are quite happy with these three useless strategies, because we associate them with relief <...>.
However, sooner or later the question may arise: "Why do I continue to suffer? Why doesn’t it make me feel better?" Why is my dissatisfaction and boredom all growing year by year? ” <...>. Then we begin to explore our laziness, directly experiencing its quality. We explore the fear of inconvenience, about
THREE KINDS OF LAZY
In a quiet garden of sanity
Let them fall on you constantly
awakening coconuts.
Chogyam Trungpa RINPOCHE
Laziness is a characteristic universal human property, which, unfortunately, suppresses the awakened energy and undermines our self-confidence and inner strength. Three types of laziness can be distinguished: the habit of comfort; loss of spirit; installation "nothing concerns me" or "do not care about everything." These three paths lead to the consolidation of destructive patterns in us. However, when we direct our attention to them, they gradually lose their strength.
The first kind of laziness - the habit of comfort - is based on our tendency to avoid any inconvenience. We like peace and pleasure, but when we constantly protect ourselves from discomfort, it becomes a habit, and we become satiated and lazy <...>.
This kind of laziness often leads to aggression. Any inconvenience pisses us off. We get furious when a car breaks down, when water or electricity is turned off, or when we have to sit on cold ground without bedding. The habit of comfort dulls our perception of colors, smells, sounds and ultimately leads to dissatisfaction, because deep down we know that not only pleasures lead to permanent happiness.
The second type of laziness is a decline in spirit. We feel complete hopelessness, we feel fit for nothing and unable to interact with the world, we have one thought in our possession: “I'm so miserable.” Therefore, we constantly sit in front of the TV, eat, drink, smoke and thoughtlessly watch transmission after transmission. We cannot gather our courage and do anything to disperse our despondency. But even if we make some attempts, we do it without ceasing to feel offended. In external actions, inside we still experience hopelessness. Our attempts to break through our own laziness reflect the same decline in spirit. We continue to say to ourselves: “I am not going anywhere. Everything is hopeless. I will never succeed. ” Therefore, as a result of our attempts, nothing changes. We forgot how we can help ourselves, we don’t know what real relief can bring us.
The third type of laziness - the position “nothing concerns me” - is characterized by a feeling of discontent and frustration. We kind of show the whole world a fig. This type of laziness is similar to a decline in spirit, only manifests itself in a much more severe form. There is a certain softness and vulnerability in the decline of spirit, while the position “I don't care about anything” is more aggressive and defiant. " World is not fair; he does not give me what I deserve. What is the point then to do something? ” <...> We just want to sit, more and more immersed in our gloom. In this case, laziness easily becomes chronic depression and is a kind of revenge.
When meeting their laziness and other unpleasant emotions, people usually respond in three main ways. These three kinds of reactions — condemnation, indulgence, and ignoring — I call three futile strategies.
The first strategy is especially common - conviction. Seeing our laziness, we blame and condemn ourselves. We shame and criticize ourselves for the habit of comfort, for the fact that we are too sorry for ourselves or cannot get out of bed. We are overwhelmed by guilt and our own weakness.
The second useless strategy - indulgence - is no less common. We justify and even approve of ourselves. "I am that I am. I deserve comfort and convenience. I have every right to be angry or sleep twenty-four hours a day. ” Although doubts and a sense of inferiority can overcome us, we convince ourselves of the legitimacy of our behavior.
The ignore strategy can be quite effective for at least some time. We move away, turn away, pretend that we do not notice our destructive habits, we do not see the truth. We live as if on autopilot and try not to think about what we are doing.
Bodhisattva warrior mind education practices offer a fourth way — the strategy of enlightenment. This strategy involves a complete experience of what we resisted, without using the usual useless reactions. We begin to examine and explore three kinds of laziness; we learn not to resist our resistance by coming into contact with the sensitivity and gentleness of our being before it coarsens and becomes insensitive <...>. Usually we do not feel like exploring our laziness or any other habits. We are much more likely to approve, condemn or ignore them: we are quite happy with these three useless strategies, because we associate them with relief <...>.
However, sooner or later the question may arise: "Why do I continue to suffer? Why doesn’t it make me feel better?" Why is my dissatisfaction and boredom all growing year by year? ” <...>. Then we begin to explore our laziness, directly experiencing its quality. We explore the fear of inconvenience, about
У записи 34 лайков,
9 репостов.
9 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Новисова