РЕЧЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОДЛИННОСТИ В какой-то момент развития...

РЕЧЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОДЛИННОСТИ

В какой-то момент развития человека начинают волновать вопросы подлинности и аутентичности. Какова моя суть? Каков я за границами привычных социальных ролей и языковых клише? Как я звучу и как могу проявить себя в мир? Насколько моя речь отражает то, как я чувствую, вижу, думаю?

Нащупывая дорогу к свободе и подлинности, люди нередко начинают острее реагировать на свою и чужую шаблонную речь, которая кажется им неискренней, "чужой", "фальшивой". Такая чувствительность - верный признак того, что вы движетесь в направлении к желаемому, можете наблюдать за собой и другими, а, значит, способны менять свои речевые привычки и пробовать новые формы.

Если отрегулировать фокус и начать с искренним любопытством наблюдать за тем, кто как говорит, как использует речевые клише, ролевой язык и профессиональный жаргон, рискует проявляться, то можно обнаружить обстоятельства и факторы, которые принуждают к искусственности или, напротив, располагают к самовыражению. Что влияет на вас? Как вы влияете на других? Какие рамки задает контекст общения? В конце концов истинная подлинность заключается в умении проявить себя аутентично, действенно и уважительно в разных обстоятельствах и с разными людьми.

Добавлю к размышлениям о подлинной речи наблюдения из психотерапии. У основателя гештальт-терапии Ф.Перлза есть концепция 5 слоев невроза, которая описывает речевое поведение людей на разных этапах неподлинного, неаутентичного существования в мире.

На первом слое невроза общение сводится к обмену клише и поддержанию ритуальных отношений с другими. Сюда могут относиться стандартные smalltalks на вечеринках и деловых встречах, привычные разговоры за стол с родственниками ("редко у нас бываете"), обмен стандартными поздравлениями и соболезнованиями ("Всех благ", "стерпится- слюбится") и тд. В каких-то случаях обмен ритуальными фразами уместен и приемлем. Другое дело, если к обмену речевыми клише сводится всё содержание общения.

Для второго слоя невроза характерно ролевое-игровое поведение. Человек ведет себя стандартно и предсказуемо в рамках привычной ему роли. Например, как "мачо", "евангелист-проповедник", "ведическая жена" или "железная леди". Каждому ролевому поведению соответствует своя речевая манера и механизмы скрытого манипулирования. Типичная "ведическая женщина" внешне послушна и безропотна, но взамен она ожидает от мужчины предсказуемого поведения и с облегчением возложит на него ответственность за свою жизнь.

При ответе на вопрос о чувствах человек-заложник роли будет рассказывать про действия в прошлом, а при ответе на вопрос о его желаниях начнет описывать планы на будущее. На ролевом этапе отношений истинные чувства принято скрывать, а проживание заменяется "эбаутизмом" - пространными монологами о чем-то незначимом. Такие люди, как правило, многословны, охотно рассказывают истории, повторяются, перечисляют события, редко связывая их логической и сюжетной нитью, импульсивно , не задумываясь отвечают на каждый вопрос.

На третьем слое невроза, человек начинает замечать свои маски и роли, отказывается от притворства перед самим и в результате ощущает пустоту и растерянность. Много молчит, либо говорит хаотично, сбивчиво, пробуя себя в новых формах. Что будет, если я рискну примерить новые роли, освоить новые языки? Что если я откажусь от привычного и знакомого? Стану вести себя не как "ведическая женщина", а как, например, "эмансипированная амазонка"? Научусь говорить и вести себя как те, кто кажутся мне более настоящими и живыми.

Четвертый слой описан Перлзом как "взрыв, направленный вовнутрь". Здесь человек переживает встречу и знакомство с самим собой, в буквальном смысле откапывает себя из-под груды защит и конвенциональных слоев речи. Слой за слоем снимает с себя то, что было привычным, но не отражало суть. Человек словно учится говорить заново, в его речи много пауз, шероховатостей, появляется все больше личных фраз "Я хочу","Я вижу", индивидуальных метафор и образов. В речи можно услышать живого человека, личность.

Пятый слой по Перлзу - это "взрыв, направленный вовне". Здесь человек приобретает лингвистическую автономию, говорит естественно и свободно. Внутреннее раскрепощение позволяет передавать точно, ёмко и образно то, как он переживает и осмысляет себя и мир. Такая речь отражает говорящего, завораживает слушателя и преображает пространство.

В этом смысле психотерапия и речевые практики для меня - это прежде всего исследование подлинности в присутствии и отношениях с другими людьми. Поняла, что соскучилась по групповым занятиям, видимо, пора продолжать. Вдохновлена вчерашней встречей практиков.
SPEECH AS A REFLECTION OF AUTHENTICITY
 
At some point in human development, questions of authenticity and authenticity begin to worry. What is my essence? What am I beyond the boundaries of familiar social roles and language cliches? How do I sound and how can I express myself to the world? How much does my speech reflect the way I feel, see, think?

Groping for the path to freedom and authenticity, people often begin to react more sharply to their own and others' stereotyped speech, which seems to them insincere, "alien", "false". Such sensitivity is a sure sign that you are moving towards the desired, you can observe yourself and others, and, therefore, are able to change their speech habits and try new forms.
 
If you adjust the focus and begin with genuine curiosity to observe who, as they say, how they use speech cliches, role language and professional jargon, are at risk of manifesting themselves, then you can find circumstances and factors that force artificiality or, on the contrary, lead to self-expression. What affects you? How do you influence others? What framework does the context of communication set? In the end, true authenticity lies in the ability to express oneself authentically, efficiently and respectfully in different circumstances and with different people.
 
I will add to the thoughts about genuine speech observation from psychotherapy. The founder of gestalt therapy F. Perls has the concept of 5 layers of neurosis, which describes the speech behavior of people at different stages of an unauthentic, inauthentic existence in the world.

On the first layer of neurosis, communication comes down to exchanging cliches and maintaining ritual relations with others. This may include standard smalltalks at parties and business meetings, habitual conversations at the table with relatives (“you rarely visit us”), the exchange of standard greetings and condolences (“All the best,” “be patient, fall in love”) and so on. In some cases, the exchange of ritual phrases is appropriate and acceptable. Another thing is if the entire content of communication is reduced to the exchange of speech cliches.
 
The second layer of neurosis is characterized by role-playing behavior. A person behaves standardly and predictably within the framework of his usual role. For example, as "macho", "evangelist-preacher", "Vedic wife" or "iron lady". Each role-playing behavior has its own speech style and mechanisms of hidden manipulation. A typical “Vedic woman” is outwardly obedient and resigned, but in return she expects predictable behavior from a man and relieve him of responsibility for her life.

When answering a question about feelings, a hostage person will talk about actions in the past, and when answering a question about his desires, he will begin to describe plans for the future. At the role stage of the relationship, it is customary to hide true feelings, and living is replaced by "ebautism" - lengthy monologues about something insignificant. Such people, as a rule, are verbose, willingly tell stories, repeat, list events, rarely linking them with a logical and plot thread, impulsively, without hesitation, answer every question.
 
On the third layer of neurosis, a person begins to notice his masks and roles, refuses to pretend to be himself, and as a result feels empty and confused. He is silent a lot or speaks chaotically, confusedly, trying himself in new forms. What will happen if I risk trying on new roles, learning new languages? What if I give up the familiar and familiar? I will not behave as a "Vedic woman", but as, for example, an "emancipated Amazon"? I will learn to speak and behave like those who seem to me more real and alive.
 
The fourth layer is described by Perls as an "inward explosion." Here, a person experiences a meeting and acquaintance with himself, literally digs himself out from under a pile of defenses and conventional layers of speech. Layer after layer removes from itself that which was familiar, but did not reflect the essence. It is as if a person is learning to speak again, in his speech there are many pauses, roughnesses, more and more personal phrases “I want”, “I see”, individual metaphors and images appear. In speech, you can hear a living person, a person.
 
The fifth layer according to Perls is an "outward explosion." Here a person gains linguistic autonomy, speaks naturally and fluently. Internal emancipation allows you to accurately, capaciously and figuratively convey how he experiences and conceptualizes himself and the world. Such speech reflects the speaker, captivates the listener and transforms the space.
 
In this sense, psychotherapy and speech practice for me is first of all a study of authenticity in the presence and relations with other people. I realized that I missed the group lessons, apparently, it was time to continue. Inspired by yesterday's meeting of practitioners.
У записи 26 лайков,
6 репостов,
825 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Новисова

Понравилось следующим людям