"Мышление — это инструмент, который способен помочь нам выжить в условиях меняющегося мира, но оно же порабощает нас своей успешностью.
Существуют инструменты, такие как критическое мышление, которые минимизируют ошибки мышления. Данные инструменты в значительной степени ретроспективны, являются применением текущего мышления к мышлению прошлому. Однако сами они остаются в мыслительной сфере и не позволяют в полной мере преодолеть обозначенное в самом начале когнитивное искажение, равно как и не дают противоядия от эмоциональной зависимости от самого факта мыслительной деятельности и её результатов.
Выход — учиться не только мышлению, но и метакогнитивным созерцательным навыкам, которые позволяют выходить за пределы мышления как такового, развивая способность не только мыслить, но и неретроспективно созерцать и процессы построения моделей, и эффект получения удовлетворения как от результатов мышления, так и от самого мыслительного процесса.
Среди подобных созерцательных метакогнитивных навыков важнейшим является нерассудочная интуиция, праджня, которую не нужно путать ни с интуицией того, что первым приходит на ум, ни с интуицией, основанной на большом практическом опыте и позволяющей «проскочить» множество мыслительных шагов.
Одной из особенностей интуиции-праджни является способность замечать не то, что наличествует, но то, что отсутствует. Однако более важное свойство, отличающее праджню, состоит в том, что её основным предметом является немыслимое, то есть то, что не может быть объектом внимания и мышления. Праджня позволяет отчётливо различить то, что мы наблюдаем, и то, что мы думаем относительно того, что наблюдаем. Позволяет отличить то, что мы знаем, от того, что мним и во что верим. Мышление позволяет различить добро и зло. Праджня — различить иллюзию и реальность."
Мышление and beyond — Журнал «Эрос и Космос», http://eroskosmos.org/mind-and-beyond/
Существуют инструменты, такие как критическое мышление, которые минимизируют ошибки мышления. Данные инструменты в значительной степени ретроспективны, являются применением текущего мышления к мышлению прошлому. Однако сами они остаются в мыслительной сфере и не позволяют в полной мере преодолеть обозначенное в самом начале когнитивное искажение, равно как и не дают противоядия от эмоциональной зависимости от самого факта мыслительной деятельности и её результатов.
Выход — учиться не только мышлению, но и метакогнитивным созерцательным навыкам, которые позволяют выходить за пределы мышления как такового, развивая способность не только мыслить, но и неретроспективно созерцать и процессы построения моделей, и эффект получения удовлетворения как от результатов мышления, так и от самого мыслительного процесса.
Среди подобных созерцательных метакогнитивных навыков важнейшим является нерассудочная интуиция, праджня, которую не нужно путать ни с интуицией того, что первым приходит на ум, ни с интуицией, основанной на большом практическом опыте и позволяющей «проскочить» множество мыслительных шагов.
Одной из особенностей интуиции-праджни является способность замечать не то, что наличествует, но то, что отсутствует. Однако более важное свойство, отличающее праджню, состоит в том, что её основным предметом является немыслимое, то есть то, что не может быть объектом внимания и мышления. Праджня позволяет отчётливо различить то, что мы наблюдаем, и то, что мы думаем относительно того, что наблюдаем. Позволяет отличить то, что мы знаем, от того, что мним и во что верим. Мышление позволяет различить добро и зло. Праджня — различить иллюзию и реальность."
Мышление and beyond — Журнал «Эрос и Космос», http://eroskosmos.org/mind-and-beyond/
“Thinking is a tool that can help us survive in a changing world, but it also enslaves us with its success.
Tools exist, such as critical thinking, that minimize thinking errors. These tools are largely retrospective, they are the application of current thinking to thinking of the past. However, they themselves remain in the mental sphere and do not allow to fully overcome the cognitive distortion indicated at the very beginning, nor do they give an antidote to emotional dependence on the very fact of mental activity and its results.
The way out is to learn not only thinking, but also metacognitive contemplative skills that allow you to go beyond thinking as such, developing the ability not only to think, but also to contemplate the processes of building models and the effect of obtaining satisfaction both from the results of thinking and from thought process.
Among such contemplative metacognitive skills, the most important is foolish intuition, prajna, which should not be confused either with the intuition of what comes to mind first, or with intuition based on extensive practical experience and allowing you to “slip through” many mental steps.
One of the characteristics of intuition-prajna is the ability to notice not what is present, but what is absent. However, the more important property that distinguishes prajna is that its main subject is the unthinkable, that is, that which cannot be the object of attention and thought. Prajna allows us to clearly distinguish between what we observe and what we think about what we observe. It allows us to distinguish what we know from what we imagine and what we believe. Thinking allows you to distinguish between good and evil. Prajna - to distinguish between illusion and reality. "
Thinking and beyond - Eros and Space Magazine, http://eroskosmos.org/mind-and-beyond/
Tools exist, such as critical thinking, that minimize thinking errors. These tools are largely retrospective, they are the application of current thinking to thinking of the past. However, they themselves remain in the mental sphere and do not allow to fully overcome the cognitive distortion indicated at the very beginning, nor do they give an antidote to emotional dependence on the very fact of mental activity and its results.
The way out is to learn not only thinking, but also metacognitive contemplative skills that allow you to go beyond thinking as such, developing the ability not only to think, but also to contemplate the processes of building models and the effect of obtaining satisfaction both from the results of thinking and from thought process.
Among such contemplative metacognitive skills, the most important is foolish intuition, prajna, which should not be confused either with the intuition of what comes to mind first, or with intuition based on extensive practical experience and allowing you to “slip through” many mental steps.
One of the characteristics of intuition-prajna is the ability to notice not what is present, but what is absent. However, the more important property that distinguishes prajna is that its main subject is the unthinkable, that is, that which cannot be the object of attention and thought. Prajna allows us to clearly distinguish between what we observe and what we think about what we observe. It allows us to distinguish what we know from what we imagine and what we believe. Thinking allows you to distinguish between good and evil. Prajna - to distinguish between illusion and reality. "
Thinking and beyond - Eros and Space Magazine, http://eroskosmos.org/mind-and-beyond/
У записи 5 лайков,
1 репостов,
304 просмотров.
1 репостов,
304 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Новисова