ПРО ГОЛОС И ВОЗРАСТ. Продолжаю отталкиваться от резонансных...

ПРО ГОЛОС И ВОЗРАСТ.

Продолжаю отталкиваться от резонансных тем в френдленте. Решила пока не чистить ее, а понаблюдать за тем, кто чем живет, что людей трогает и какой отклик, мысли возникают у меня в ответ.

Тема этих выходных – скандал с махинациями на детском «Голосе». Ситуация подняла волну негодования о социальной несправедливости, гнева на разъедающую общество коррупцию, страх и возмущение на отсутствие прозрачность социальных лифтов, усталость от собственной беспомощности перед лицом власть имущих. По крайней мере, это то, что попало мне на глаза в постах и комментариях. Не буду подливать масла в огонь. Шоу-бизнес специфический мир, странно от него ожидать чего-то особенного, главное, чтобы талантливых детей этот опыт не отвернул от призвания.

Но есть два момента в этой истории, которые натолкнули меня на мысли. Ими и поделюсь.

Мне кажется символичным, что шоу детских талантов «Голос» проявил тему бесталанности и безголосности взрослых. В комментарии к постам на тему люди выражали негодование от того, что они неслышимы и невидимы в обществе, что у них нет возможности на него влиять. В лучшем случае они смотрят на жизнь как на дурное шоу, где у них есть право, а точнее необходимость выбирать, – нажимать «красную кнопку», отправлять смску, чтобы шоу продолжалось и выигрывал бы достойный ребенок из народа как олицетворение лучшего будущего для каждого. Если я как взрослый больше не выбираю управлять этим миром, пусть хотя бы дети выиграют себе право в нем творить. Пусть эта борьба будет построена по правилам взрослых, я хочу верить, что в конце будет чудо, путь даже на 5 минут финальной песни, кого волнует, как дальше сложится жизнь. Для меня в этом есть что-то мистериальное и зловеще древнее. Увы, коллективные практики мало изменились за последние тысячи лет.

Я не демонизирую «Голос», это вообще про работу с массовым сознанием. Передача мне симпатична, иногда набираю выпуски на ютьюбе и подпеваю. В проекте действительно очень много невероятно талантливых исполнителей. Но детские номера мне часто трудно слушать, не те, которые на слепых прослушиваниях, а те, которые потом ставят наставники и на которых ребята идут на отсев.

Сегодня пересмотрев пару номеров, поняла почему. Когда дети приходят на слепые прослушивания, они ставят номера сами с родителями и педагогами, выбор песни, культура исполнения зависит от воспитания в семье, а с этим, как правило, все у детей порядке, иначе они бы просто не оказалась на сцене. Потом в постановочных номерах я часто вижу, что маленьким детям и хрупким подросткам дают взрослый, драматический репертуар, красят и одевают их под взрослых, часто добавляя неуместной возрасту сексуальности.

Это для меня знак огромного возрастного перевертыша, в котором мы живем и не всегда замечаем. Культура потребления требует от детей раннего, часто номинально внешнего взросления, а от взрослых, наоборот, служения культу вечной молодости. Взрослей рано, умри молодым. В результате размываются границы возрастных категорий младших, взрослых, старших, своей возрастной идентичности, своего дара и вклада, культуры передачи знания через поколения. Все молодые, но никто не взрослый. Отрицая возраст, мы как отворачиваемся не только от его ограничений, но и даров, его силы, прав, умений, своего голоса, места и роли в жизни. Может быть, на каком-то бессознательном уровне это тоже резонирует в этой истории.
ABOUT THE VOICE AND AGE.

I continue to build on resonant topics in my friend. I decided not to clean it yet, but to observe who lives what, what touches people and what kind of response, thoughts arise in my response.
 
The theme of this weekend is a scandal with fraud on the children's Voice. The situation raised a wave of indignation about social injustice, anger at the corruption corroding society, fear and indignation at the lack of transparency of social elevators, tiredness from their own helplessness in the face of those in power. At least this is what caught my eye in the posts and comments. I will not add fuel to the fire. Show business is a specific world, it is strange to expect something special from it, the main thing is that this experience should not turn away from talents for talented children.

But there are two points in this story that prompted me to think. I will share them.

It seems symbolic to me that the show of children's talents “Voice” has shown the theme of adultlessness and voicelessness. In the commentary on posts on the topic, people expressed indignation at the fact that they are inaudible and invisible in society, that they have no opportunity to influence it. In the best case, they look at life as a bad show, where they have the right, or rather the need to choose, to press the “red button”, send SMS so that the show continues and a worthy child from the people wins as an embodiment of a better future for everyone. If, as an adult, I no longer choose to rule this world, at least let the children win the right to create in it. Let this fight be built according to the rules of adults, I want to believe that in the end there will be a miracle, a path even for 5 minutes of the final song, who cares how life will develop further. For me, there is something mysterious and ominously ancient. Alas, collective practices have changed little over the past thousand years.

I do not demonize the "Voice", it is generally about working with the mass consciousness. The program is pretty for me, sometimes I get releases on YouTube and sing along. The project really has a lot of incredibly talented performers. But it’s often difficult for me to listen to children's numbers, not those that are on blind auditions, but those that are then put up by mentors and on which the guys go to dropouts.

Today, having reviewed a couple of numbers, I understood why. When children come to blind auditions, they put numbers on their own with parents and teachers, the choice of song, the culture of performance depends on the upbringing in the family, and with this, as a rule, the children have everything in order, otherwise they would simply not be on the stage. Then in the production numbers I often see that young children and fragile teenagers are given an adult, dramatic repertoire, dyed and dressed for adults, often adding sexuality inappropriate to age.

This is for me a sign of a huge age-shifter in which we live and do not always notice. Consumer culture requires children to grow up early, often nominally external, and adults, on the contrary, to serve the cult of eternal youth. Grow up early, die young. As a result, the boundaries of the age categories of the younger, adults, seniors, their age identity, their gift and contribution, the culture of knowledge transfer through generations are blurred. All are young, but no one is an adult. Denying age, we turn away not only from its limitations, but also from its gifts, its strength, rights, skills, its voice, place and role in life. Maybe at some unconscious level, this also resonates in this story.
У записи 7 лайков,
0 репостов,
207 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Новисова

Понравилось следующим людям