ПОЧЕМУ ТРУДНО РАЗМЫШЛЯТЬ О СВОЕЙ БИОГРАФИИ?
Большинство людей описывают события своей жизни привычным образом и редко подвергают сомнению собственные интерпретации. Чем чаще мы повторяем какую-то историю, интерпретацию, тем больше верим в ее истинность и реальность.
Одна из задач мастерской по биографии - научиться смотреть на свою жизнь и истории о ней по-новому, подвергая сомнению привычные описания, смотря на жизнь с непривычного ракурса, приглашая к исследованию других людей. Это позволяет увидеть альтернативы, новые взаимосвязи и, в конце концов, присвоить себе свой выбор относительно прошлого, настоящего и будущего. Не сожалеть об упущенном, перестать зависать или критиковать себя за якобы "зависание", не страшиться неопределенности, двигаться по жизни более открыто и осмысленно.
Вообще-то это крайне непростая задача - рассказывать и мыслить рассказанное о себе в кружении других людей. Возникает множество естественных ловушек, которые сбивают с толку.
Вот, как минимум, несколько причин, почему это сложно (тезисы взяты из книги Т. Солтицкой "Биографические практики"):
- любое описание в принципе упрощает сложное явление, развертывая его линейно в пространстве и времени.
- трудно быть «наблюдателем» собственной жизни и отстраненно описывать события, которые мы субъективно или вынужденно выделяем из жизненного потока.
- люди тяготеют к упорядочиванию информации о жизни, используя привычные термины и смыслы (любовь, кризис среднего возраста, душа), не раскрывая их и не наполняя конкретными смыслами.
- людям свойственна простая поляризация смыслов (хорошо/плохо, развитие/регресс, злодеи/герои).
- человек обладает естественной «манией величия» (осознавая себя центром своей Вселенной), что позволяет сохранить здравый смысл, но создает искаженные проекции воспоминаний и прогнозов будущего.
- все люди проживают драму столкновения своего «Я» и обстоятельств жизни, но не каждый способен выйти из «драмы» в новое измерение смысла жизни, а посему у каждого своя индивидуальная героика жизни. Что для одного повседневность, то для другого - событие и подвиг.
Список можно продолжать дальше. Вопрос, не в том, чтобы перестать это делать, едва ли это возможно. Но научиться замечать эти "ловушки" вполне посильно.
Формат встреч мастерской устроен так, чтобы можно было эти ловушки заметить и научиться их обходить. По своему жанру группа не терапевтическая и не коучинговая, это скорее лабораторная в модусе мышления.
Все формы работы - индивидуальная и групповая работа на очных встречах, самостоятельная работа с книгой-практикой, постоянное возвращение к биографическому вопросу, конструирование своей карты жизни, визуализация процесса рефлексии, запись и прослушивание историй в группе и много другое - все это служит тому, чтобы научиться мыслить и управлять своей жизнью, обнаруживая то, как мы сами себя упрощаем и дурим, подсовывая знакомое вместо иного, достойного нашего потенциала.
Большинство людей описывают события своей жизни привычным образом и редко подвергают сомнению собственные интерпретации. Чем чаще мы повторяем какую-то историю, интерпретацию, тем больше верим в ее истинность и реальность.
Одна из задач мастерской по биографии - научиться смотреть на свою жизнь и истории о ней по-новому, подвергая сомнению привычные описания, смотря на жизнь с непривычного ракурса, приглашая к исследованию других людей. Это позволяет увидеть альтернативы, новые взаимосвязи и, в конце концов, присвоить себе свой выбор относительно прошлого, настоящего и будущего. Не сожалеть об упущенном, перестать зависать или критиковать себя за якобы "зависание", не страшиться неопределенности, двигаться по жизни более открыто и осмысленно.
Вообще-то это крайне непростая задача - рассказывать и мыслить рассказанное о себе в кружении других людей. Возникает множество естественных ловушек, которые сбивают с толку.
Вот, как минимум, несколько причин, почему это сложно (тезисы взяты из книги Т. Солтицкой "Биографические практики"):
- любое описание в принципе упрощает сложное явление, развертывая его линейно в пространстве и времени.
- трудно быть «наблюдателем» собственной жизни и отстраненно описывать события, которые мы субъективно или вынужденно выделяем из жизненного потока.
- люди тяготеют к упорядочиванию информации о жизни, используя привычные термины и смыслы (любовь, кризис среднего возраста, душа), не раскрывая их и не наполняя конкретными смыслами.
- людям свойственна простая поляризация смыслов (хорошо/плохо, развитие/регресс, злодеи/герои).
- человек обладает естественной «манией величия» (осознавая себя центром своей Вселенной), что позволяет сохранить здравый смысл, но создает искаженные проекции воспоминаний и прогнозов будущего.
- все люди проживают драму столкновения своего «Я» и обстоятельств жизни, но не каждый способен выйти из «драмы» в новое измерение смысла жизни, а посему у каждого своя индивидуальная героика жизни. Что для одного повседневность, то для другого - событие и подвиг.
Список можно продолжать дальше. Вопрос, не в том, чтобы перестать это делать, едва ли это возможно. Но научиться замечать эти "ловушки" вполне посильно.
Формат встреч мастерской устроен так, чтобы можно было эти ловушки заметить и научиться их обходить. По своему жанру группа не терапевтическая и не коучинговая, это скорее лабораторная в модусе мышления.
Все формы работы - индивидуальная и групповая работа на очных встречах, самостоятельная работа с книгой-практикой, постоянное возвращение к биографическому вопросу, конструирование своей карты жизни, визуализация процесса рефлексии, запись и прослушивание историй в группе и много другое - все это служит тому, чтобы научиться мыслить и управлять своей жизнью, обнаруживая то, как мы сами себя упрощаем и дурим, подсовывая знакомое вместо иного, достойного нашего потенциала.
WHY IS IT DIFFICULT TO THINK ABOUT YOUR BIOGRAPHY?
Most people describe the events of their lives in the usual way and rarely question their own interpretations. The more often we repeat some story, interpretation, the more we believe in its truth and reality.
One of the tasks of the biography workshop is to learn to look at one’s life and stories about it in a new way, challenging familiar descriptions, looking at life from an unusual perspective, inviting other people to study. This allows you to see alternatives, new relationships and, in the end, to appropriate your choice regarding the past, present and future. Do not regret what was lost, stop hanging up or criticize yourself for allegedly “hanging”, do not fear uncertainty, move through life more openly and meaningfully.
Actually, this is an extremely difficult task - to tell and think what was told about yourself in a circle of other people. There are many natural traps that are confusing.
Here are at least a few reasons why this is difficult (theses are taken from T. Soltitskaya’s book “Biographical Practices”):
- any description in principle simplifies a complex phenomenon, deploying it linearly in space and time.
- it is difficult to be an “observer” of one’s own life and to distantly describe events that we subjectively or compelledly distinguish from the life stream.
- people gravitate toward organizing information about life, using familiar terms and meanings (love, midlife crisis, soul), without revealing them and not filling them with concrete meanings.
- people are characterized by a simple polarization of meanings (good / bad, development / regression, villains / heroes).
- a person possesses a natural “megalomania” (realizing himself as the center of his Universe), which allows maintaining common sense, but creates distorted projections of memories and predictions of the future.
- all people live the drama of the clash of their "I" and the circumstances of life, but not everyone is able to get out of the "drama" into a new dimension of the meaning of life, and therefore everyone has their own individual heroics of life. As for one, everyday life, for another - an event and a feat.
The list goes on. The question is not to stop doing it, it is hardly possible. But to learn to notice these "traps" is quite feasible.
The workshop format is designed so that you can notice these traps and learn how to get around them. In its genre, the group is neither therapeutic nor coaching, it is rather a laboratory in a mode of thinking.
All forms of work - individual and group work in face-to-face meetings, independent work with a practice book, a constant return to a biographical question, constructing your life map, visualizing the reflection process, recording and listening to stories in a group, and much more - all this serves to ensure that learn to think and manage our lives, discovering how we simplify ourselves and fool ourselves, palm off the familiar instead of another worthy of our potential.
Most people describe the events of their lives in the usual way and rarely question their own interpretations. The more often we repeat some story, interpretation, the more we believe in its truth and reality.
One of the tasks of the biography workshop is to learn to look at one’s life and stories about it in a new way, challenging familiar descriptions, looking at life from an unusual perspective, inviting other people to study. This allows you to see alternatives, new relationships and, in the end, to appropriate your choice regarding the past, present and future. Do not regret what was lost, stop hanging up or criticize yourself for allegedly “hanging”, do not fear uncertainty, move through life more openly and meaningfully.
Actually, this is an extremely difficult task - to tell and think what was told about yourself in a circle of other people. There are many natural traps that are confusing.
Here are at least a few reasons why this is difficult (theses are taken from T. Soltitskaya’s book “Biographical Practices”):
- any description in principle simplifies a complex phenomenon, deploying it linearly in space and time.
- it is difficult to be an “observer” of one’s own life and to distantly describe events that we subjectively or compelledly distinguish from the life stream.
- people gravitate toward organizing information about life, using familiar terms and meanings (love, midlife crisis, soul), without revealing them and not filling them with concrete meanings.
- people are characterized by a simple polarization of meanings (good / bad, development / regression, villains / heroes).
- a person possesses a natural “megalomania” (realizing himself as the center of his Universe), which allows maintaining common sense, but creates distorted projections of memories and predictions of the future.
- all people live the drama of the clash of their "I" and the circumstances of life, but not everyone is able to get out of the "drama" into a new dimension of the meaning of life, and therefore everyone has their own individual heroics of life. As for one, everyday life, for another - an event and a feat.
The list goes on. The question is not to stop doing it, it is hardly possible. But to learn to notice these "traps" is quite feasible.
The workshop format is designed so that you can notice these traps and learn how to get around them. In its genre, the group is neither therapeutic nor coaching, it is rather a laboratory in a mode of thinking.
All forms of work - individual and group work in face-to-face meetings, independent work with a practice book, a constant return to a biographical question, constructing your life map, visualizing the reflection process, recording and listening to stories in a group, and much more - all this serves to ensure that learn to think and manage our lives, discovering how we simplify ourselves and fool ourselves, palm off the familiar instead of another worthy of our potential.
У записи 3 лайков,
0 репостов,
184 просмотров.
0 репостов,
184 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Новисова