"Принятие и жертвенность" или история о том, как...

"Принятие и жертвенность" или история о том, как сочинские гопники открыли мне путь к гармонии.

Как часто вы слышите вокруг себя слово "принятие"? Лично меня оно преследует постоянно. А уж сколько раз произносил его я сам, словно название чудесного рецепта, состав которого я сам знал лишь приблизительно.

В какой-то момент (а момент был довольно тяжёлый) я решил во что бы то ни стало принимать всё, что посылает мне жизнь. Ведь как много мудрецов всех столетий и стран мне шептали сквозь строки о принятии, отсутствии желаний, недеянии, маня таким вкусным и загадочным словом "просветление".

И я стоически сносил все испытания, что посылались мне. Если я видел что-то в мире некрасивое, то вспоминал, что красота лишь фикция, созданная двойственным умом. Если со мной случалась несправедливость, я оправдывал происходящее кармой. Если что-то отталкивало меня, я успокаивался тем, что передо мною лишь майя, иллюзия, прекрасный сон реальности.

Благо, что эта позиция наблюдателя никак не хотела закрепляться, и я то и дело срывался. Потом виня себя, конечно, в отступничестве и духовной слабости. И одному из этих "срывов" суждено было стать решающим.

В ожидании очередного нашего спектакля я стал свидетелем странной сцены. До какого-то инвалида, взявшегося перевести через дорогу старушку (довольно сюреалистичная была картина) докопались два гопника. Не долго думая, я вступился за него, на что получил невнятный ответ, что инвалид пытался залезть в сумочку бедной бабуси, и лучше уж они сами заботливо проводят её.

Как ни странно, старушку они действительно спокойно проводили до подъезда (я не смог удержаться, чтобы не поиграть немного в детектива и не проследить за ними). И уже на обратном пути они догнали меня и начали объяснять на матном диалекте, как я, мол, не прав, что лезу не в своё дело, защищаю всяких карманников и т.д. Я отвечал, что видел лишь то, что видел, и потому сделал то, что сделал. Не найдя повода для драки, они удалились, бросив напоследок слово "терпила".

Оно подействовало на меня как ледяной душ. Я невольно вспомнил дзенских мастеров, которые приводили монахов в состояние сатори, отвесив подзатыльник посохом, или смачно (но очень вовремя) выругавшись, или вообще сказав, что Будда - это засохшая какашка.

Вот и у меня случилось маленькое сатори. Я понял всю абсурдность моего бегства от ответственности. Да. Именно бегства. Я понял, что у меня просто не было уже сил бороться и что-либо отстаивать. Я сдался. И оправдал своё поражение прекрасной и удобной концепцией принятия. Но чёрта с два это было принятием. Я просто стал терпилой.

И в те минуты я, наконец, понял разницу между принятием раба, принятием суверена (господина) и принятием просветленного. Раб принимает, потому что не в силах бороться. Господин принимает, потому что у него есть сила выбирать. А о просветленном ничего не скажу пока. Мал ещё.

Пока что я решил просто перестать мыслить как раб. Для этого оказалось достаточно ощутить своё право (хоть это было и нелегко)  менять этот мир. Решать, что ты хочешь допускать, а что нет. Иметь собственную позицию и иметь мужество её отстаивать.

И знаете, что удивительно? Я стал с гораздо большей готовностью принимать мелочи и отстаивать нечто действительно стоящее.

Например, я всегда с ужасом и жалостью смотрел на матерей, орущих посреди улицы на своих детей. Я видел, как передо мной корёжится судьба маленького человека, но считал себя не вправе указывать чужой женщине, что ей делать со своим ребёнком.

А ведь я просто бессознательно боялся их, как и свою мать когда-то давно, в подобные же минуты. И вот недавно я вдруг преодолел этот барьер и, подойдя к одной из таких несчастных женщин, спокойно объяснил ей, чем чревато такое "воспитание". А так как читал я и думал на эту тему немало, это всё переросло в маленькую лекцию по детской психологии. И знаете что? Женщина прислушалась. И даже поблагодарила меня.

А я поблагодарил её. За эту спокойную реакцию и понимание. И внутренне за то, что она укрепила меня в моём праве изменить или хоть попытаться изменить то, что кажется мне несправедливым или неправильным.

Конечно, здесь есть свои "но", вроде субъективности этой самой правильности или так и не снятой мной проблемы принятия как пути к просветлению. И я буду рад, если вы озвучите эти "но" в комментариях, и у меня будет повод раскрыть эту тему чуть глубже.

А в следующем посте я расскажу о тонкой и часто незаметной грани между принятием себя и почти невидимым состоянием амёбы. О своём понимании того, как выглядело бы абсолютное, но при этом гармоничное принятие. И между делом о том, почему святыми чаще всего становятся именно "грешники" (вроде Будды).

А пока расскажите, как вы относитесь к принятию, что не можете принять и что хотели бы изменить.

P. S. Вдохновлено и написано в рамках проекта #ЖивыеТексты (http://vk.com/lifetext )
“Acceptance and Sacrifice” or the story of how the Sochi Gopniks opened the way for me to harmony.

How often do you hear the word “acceptance” around you? Personally, it haunts me constantly. And how many times I said it myself, like the name of a wonderful recipe, the composition of which I myself knew only approximately.

At some point (and the moment was rather difficult), I decided at all costs to accept everything that life sends me. After all, how many sages of all centuries and countries have whispered to me through the lines of acceptance, lack of desire, inaction, beckoning with such a tasty and mysterious word "enlightenment".

And I stoically endured all the trials that were sent to me. If I saw something ugly in the world, I recalled that beauty is only a fiction created by a dual mind. If injustice happened to me, I justified what was happening with karma. If something pushed me away, I was reassured by the fact that in front of me was only Maya, an illusion, a beautiful dream of reality.

Fortunately, this position of the observer did not want to be fixed in any way, and I kept breaking. Then blaming himself, of course, in apostasy and spiritual weakness. And one of these “failures” was destined to become decisive.

In anticipation of our next performance, I witnessed a strange scene. Two gopniks got to the bottom of a disabled person who took the old woman across the road (the picture was quite surrealistic). Without hesitation, I stood up for him, to which I received an indistinct answer that the disabled person was trying to get into the bag of the poor grandmother, and it is better that they themselves carefully conduct it.

Oddly enough, they really spent the old lady calmly until the porch (I couldn’t help myself, so as not to play a little detective story and not follow them). And already on the way back, they caught up with me and began to explain in a matte dialect how I was supposedly wrong that I was going into my own business, protecting all kinds of pickpockets, etc. I replied that I saw only what I saw, and therefore did what I did. Finding no reason for a fight, they withdrew, finally leaving the word "endured."

It acted on me like an ice shower. I involuntarily recalled the Zen masters who brought the monks into a satori state, weighed the cuff with a staff, or cursed (but very on time), or even saying that Buddha is a dried-up turd.

So I got a little satori. I understood the absurdity of my flight from responsibility. Yes. It is flight. I realized that I simply did not have the strength to fight and defend anything. I gave up. And he justified his defeat with a wonderful and convenient concept of acceptance. But hell with two, that was acceptance. I just became patient.

And in those minutes, I finally understood the difference between accepting a slave, accepting a sovereign (master), and accepting an enlightened one. The slave accepts because he is unable to fight. The master accepts because he has the power to choose. But I won’t say anything about the enlightened one yet. Small yet.

So far, I decided to just stop thinking like a slave. To do this, it was enough to feel your right (although it was not easy) to change this world. Decide what you want to allow and what not. Have your own position and have the courage to defend it.

And you know what is amazing? I became much more willing to accept the little things and to uphold something really worthwhile.

For example, I always looked with horror and pity at mothers yelling at their children in the middle of the street. I saw the fate of a little man in front of me, but I considered myself not entitled to tell a strange woman what to do with her child.

But I was just unconsciously afraid of them, like my mother once upon a time, in similar minutes. And recently, I suddenly overcame this barrier and, approaching one of these unfortunate women, calmly explained to her what such "education" is fraught with. And since I read and thought a lot about this topic, it all grew into a small lecture on child psychology. And you know what? The woman listened. And even thanked me.

And I thanked her. For this calm reaction and understanding. And internally, because she strengthened me in my right to change, or at least try to change, what seems to me unfair or wrong.

Of course, there are some “buts” here, such as the subjectivity of this very correctness or the problem of acceptance that I have not yet removed as a path to enlightenment. And I will be glad if you voice these “buts” in the comments, and I will have an occasion to disclose this topic a little deeper.

And in the next post I will talk about a thin and often invisible line between self-acceptance and an almost invisible state of amoeba. About his understanding of how absolute, but at the same time harmonious acceptance would have looked. And between the case of why “sinners” (like the Buddha) most often become saints.

In the meantime, tell us how you feel about acceptance, what you cannot accept and what you would like to change.

P. S. Inspired and written as part of the #LiveTexts project (http://vk.com/lifetext)
У записи 35 лайков,
1 репостов,
577 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Святослав Сирота

Понравилось следующим людям