Гипотеза Сепира — Уорфа Гипотеза Сепира — Уорфа...

Гипотеза Сепира — Уорфа

Гипотеза Сепира — Уорфа (англ. Sapir-Whorf hypothesis), гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.

Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого «среднеевропейского стандарта») выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике).

Автором концепции является американский этнолингвист-любитель Б. Л. Уорф; эта концепция была созвучна некоторым взглядам крупнейшего американского лингвиста первой половины XX века Э. Сепира (оказывавшего Уорфу поддержку) и поэтому обычно называется не «гипотезой Уорфа», а «гипотезой Сепира — Уорфа». Сходные идеи ранее высказывал и Вильгельм фон Гумбольдт.

В своей наиболее радикальной формулировке гипотеза Сепира — Уорфа в настоящее время не имеет сторонников среди серьёзных профессиональных лингвистов. Данные языка хопи, на которые опирались многие выводы Уорфа, как указывали специалисты по языкам североамериканских индейцев, могут
интерпретироваться по-разному. Сама возможность влияния языковых категорий на восприятие мира является предметом активной дискуссии в этнолингвистике, психолингвистике и теоретической семантике.

В последнее время в джунглях Амазонки были найдены племена незнакомые с цивилизацией, в которых отсутствует понятие времени и прошлого и ряд других понятий. У племени амондава отсутствует понятие времени (но не последовательности событий) во всех его аспектах, а у племени пираха отсутствуют понятие прошлого и будущего, разделение на множественное и единственное число, понятие собственности. Все это накладывает особый отпечаток на поведение этих людей, их восприятие жизни, планирования их жизни. Однако, при контакте с представителями цивилизации они могут освоить новые для них понятия.

Одним из стимулов создания в 1950-х годах искусственного языка логлан была попытка проверить данную гипотезу на практике. В сообществе наиболее динамично развивающегося идиома этого языка — ложбана — идея его использования для проверки этой гипотезы регулярно обсуждается.
Sapir-Whorf conjecture

The Sapir-Whorf hypothesis (Sapir-Whorf hypothesis), the linguistic relativity hypothesis is a concept developed in the 30s of the 20th century, according to which the structure of a language determines thinking and the way of cognition of reality.

It is assumed that people speaking different languages ​​perceive the world differently and think differently. In particular, the attitude to such fundamental categories as space and time depends primarily on the individual's mother tongue; Not only the key features of European culture, but also the most important achievements of European science (for example, the picture of the world reflected in classical Newtonian mechanics) are derived from the linguistic characteristics of European languages ​​(the so-called “Central European Standard”).

The author of the concept is the American amateur ethnolinguist B. L. Whorf; This concept was consonant with some of the views of the largest American linguist of the first half of the 20th century, E. Sapir (who supported Wharf) and therefore is usually called not the "Sapir-Whorf hypothesis", but the "Sapir-Whorf hypothesis". Similar ideas previously expressed and Wilhelm von Humboldt.

In its most radical formulation, the Sapir-Whorf conjecture currently has no supporters among serious professional linguists. The data of the Hopi language, on which many of the conclusions of Whorf relied, as pointed out by experts in the languages ​​of North American Indians, can
interpreted differently. The very possibility of the influence of linguistic categories on the perception of the world is the subject of active discussion in ethno-linguistics, psycholinguistics and theoretical semantics.

Recently, in the Amazon jungle, tribes unfamiliar with civilization have been found, in which the concept of time and the past and a number of other concepts are missing. The Amondava tribe lacks the concept of time (but not the sequence of events) in all its aspects, while the pyrach tribe lacks the concept of past and future, the division into plural and singular, the concept of property. All this leaves a special imprint on the behavior of these people, their perception of life, their life planning. However, in contact with representatives of civilization, they can learn new concepts for them.

One of the incentives for the creation of the artificial language Loglan in the 1950s was an attempt to test this hypothesis in practice. In the community of the most dynamically developing idiom of this language - Lojban - the idea of ​​using it to test this hypothesis is regularly discussed.
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Игорь Тирский

Понравилось следующим людям