#педагогика_угнетённых
"...мы вправе ожидать, что индивидуумы начнут действовать в той же самой объективной реальности, всё потому, что она перестанет казаться безвыходной и обретёт свой подлинный аспект: аспект вызова, который человек должен принять."
Ещё кусочек от Паулу Фрейре. Сложный, требует комментария, но очень важный - о том, почему важно включать простых людей в исследование общества, и почему нельзя оставаться в чисто экспертной позиции, когда другие люди становятся исключительно объектом исследования.
Часть 6.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРОЖДАЮЩИХ ТЕМ И ЕГО МЕТОДОЛОГИЯ
В целом, подчинённое сознание (это касается не только людей из народа), ещё не увидевшее пограничную ситуацию в её тотальности, замечает только её частные проявления, и приписывает последним подавляющую силу, присущую пограничной ситуации. Этот факт очень важен для исследования порождающих тем.
Основополагающая проблема, здесь заключается в том, что когда людям недостаёт критического осознания их реальности, когда они воспринимают её по частям и не видят, что они суть взаимодействующие элементы целого, они не могут познать эту реальность. Не могут, потому что для познания нужно двигаться с противоположной стороны. А именно, сначала нужно увидеть контекст целиком, чтобы затем последовательно выделить и изолировать его составляющие элементы, и посредством этого анализа прийти к более полному восприятию целого.
Это работа, нужная не только в защищаемой нами методологии тематического исследования, но и в отcтаиваемом нами вопрошающем образовании. Нужно предложить индивидуумам значимые измерения их реальности, критический анализ которых позволит им понять, как взаимодействуют её составляющие.
Итак, значимые измерения, состоящие, в свою очередь, из взаимодействующих частей, при анализе должны быть увидены людьми как измерения целого (totalidade). Через это критический анализ значимых экзистенциальных измерений даёт индивидуумам возможность нового критического отношения к пограничным ситуациям. Восприятие и осмысление реальности обновляются и выходят на новый уровень, ранее недоступный. Люди начинают видеть, что их понимание и «разум» реальности лежат не вне неё, как если бы она была не имела связи (dichotomizada) с ними, как если бы мир стоял в стороне, странный и загадочный, готовый раздавить их (que os esmagasse).
Исследование порождающей темы, содержащейся в «минимальной тематической вселенной» (порождающие темы во взаимодействии), выполняемое по методологии осознания, не только даёт понимание нам, но и вводит или начинает вводить людей в критическое мышление об их мире.
Однако поскольку при схватывании целого, предлагаемого пониманию людей, оно представляется им как нечто плотное и обволакивающее, непроницаемое взглядом, необходимо, чтобы исследование происходило через абстракцию. Это означает не сведение конкретного к абстрактному (что было бы пренебрежением его диалектичностью), а, скорее, удержание обоих элементов в акте рефлексии в качестве диалектически взаимодействующих противоположностей.
Это движение мысли точно проверяется в анализе конкретной экзистенциальной «закодированной» ситуации. «Декодирование» конкретной экзистенциальной ситуации пробуждает нормальное отношение, требующее движения от абстрактного к конкретному; движения от части к целому, и затем возвращения к частям; требующее, чтобы субъект распознал себя в объекте (конкретной экзистенциальной ситуации), и распознал объект как ситуацию, в которой находится субъект.
Если декодирование проведено успешно, то движение от абстрактного к конкретному и обратно (ida e volta), происходящее в анализе закодированной ситуации, ведёт к преодолению абстракции через критическое восприятие конкретной ситуации, уже потерявшей свою плотность и непроницаемость.
На практике, встречаясь с закодированной экзистенциальной ситуацией, (изображённая или сфотографированная ситуация, через абстракцию отсылающая к конкретике экзистенциальной реальности), индивидуумы склонны производить своего рода «расщепление» предложенной им ситуации. В процессе декодирования это «расщепление» соответствует стадии, которую мы называем «описание ситуации». Расщепление образной (figurada) ситуации позволяет обнаружить взаимодействие между частями разъединённого целого.
Это целое, образная (закодированная) ситуация, ранее воспринимавшаяся только разрозненно (difusamente), начинает преобретать насколько ему позволяет «расщепление» и движение мысли, отталкивающейся от аспектов, выявленных «расщеплением». Поскольку, однако, кодирование есть представление экзистенциальной cитуации, декодирующие склонны сделать шаг от предложенной ситуации (кодировки) к той конкретной ситуации, в которой они находятся.
Теоретически, мы вправе ожидать, что индивидуумы начнут действовать в той же самой объективной реальности, всё потому, что она перестанет казаться безвыходной и обретёт свой подлинный аспект: аспект вызова, который человек должен принять.
На всех стадиях декодирования люди будут обнаруживать (exteriorizando) свой взгляд на мир, свой способ мышления о нём, своё фаталистическое восприятие пограничных ситуаций, статическое или динамическое восприятие реальности. И в этой форме выражения фаталистического мышления о мире, динамического или статического его восприятия, содержатся их «порождающие темы».
Даже когда группа индивидуумов не приходит к конкретному выражению порождающей тематики, этот факт может быть истолкован как отсутствие последней, но на самом деле, наоборот, предполагает существование очень драматической темы – темы молчания. Предполагает структуру немоты, позволяющую выживать перед лицом сокрушительной силы «пограничных ситуаций».
Мы должны снова подчеркнуть, что порождающие темы находятся не в людях, оторванных от реальности, но и не в реальности, оторванной от людей. Они могут быть найдены только в отношениях между людьми и миром.
Исследовать порождающую тему означает исследовать то, как люди мыслят реальность, и то, как они действуют на неё, что вместе составляет праксис. Именно поэтому предложенная методология требует, чтобы в проведении исследования участвовали как исследователи, так и люди из народа, которые обычно рассматриваются как объект исследования.
Чем более активное отношение люди занимают по отношению к разработке своих тематик, тем глубже они осознают реальность и, выявляя эти тематики, они присваивают её.
Могут сказать, что сделав людей равноправными исследователями их собственных значимых тем мы пожертвовуем объективностью исследования. Что результаты потеряют «чистоту» и пострадают от искажающего вторжения. Вторжения тех, кто наиболее заинтересован – или должен быть заинтересован – в своём собственном образовании.
Этот взгляд ошибочно предполагает, что темы существуют в своей изначально объективной чистоте вне людей – как если бы темы были вещами.
В действительности, темы существуют в людях и их отношениях с миром, в связи с конкретными фактами. Один объективный факт в разные эпохальные субъединицы может пробуждать разные комплексы порождающих тем. Поэтому есть связь между данным объективным фактом, восприятием этого факта людьми и «порождающими темами».
Смысловые тематики выражаются через людей, и если они сменили восприятие объективных фактов, к которым отсылают темы, данный момент выражения будет отличаться от прошедшего.
С точки зрения исследователя важно в процессе анализа, сопутствующего исследованию, обнаружить начальную точку, с которой люди строят видение (vizualizar) «данности», и проверить, произошли ли за время исследования какие-либо изменения их способа восприятия реальности. Объективная реальность при этом остаётся неизменной. Если восприятие реальности меняется во время исследования, это не делает исследование неправильным. Так или иначе, значимая тематика проявляется в сплетении людских сомнений, ожиданий и целей.
.
Мы должны понять, что надежды, мотивы и цели, скрытые в смысловой тематике, это людские надежды, мотивы и цели. Они не существуют где-то «снаружи» в виде неподвижных сущностей, они происходят. Они историчны, как и сами люди, следовательно, не могут быть исследованы в отрыве от них.
Исследовать темы и понять их означает понять как людей, их воплощающих, так и реальность, к которой они отсылают. Но – именно потому что невозможно разобраться в темах, не обращаясь к людям - необходимо, чтобы и люди, затронутые ими, разобрались в них.
Таким образом, тематическое исследование становится стремлением к осознанию реальности и в то же время стремлением к самосознанию, что становится отправной точкой для освобождающего образовательного процесса или культурного действия.
"...мы вправе ожидать, что индивидуумы начнут действовать в той же самой объективной реальности, всё потому, что она перестанет казаться безвыходной и обретёт свой подлинный аспект: аспект вызова, который человек должен принять."
Ещё кусочек от Паулу Фрейре. Сложный, требует комментария, но очень важный - о том, почему важно включать простых людей в исследование общества, и почему нельзя оставаться в чисто экспертной позиции, когда другие люди становятся исключительно объектом исследования.
Часть 6.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРОЖДАЮЩИХ ТЕМ И ЕГО МЕТОДОЛОГИЯ
В целом, подчинённое сознание (это касается не только людей из народа), ещё не увидевшее пограничную ситуацию в её тотальности, замечает только её частные проявления, и приписывает последним подавляющую силу, присущую пограничной ситуации. Этот факт очень важен для исследования порождающих тем.
Основополагающая проблема, здесь заключается в том, что когда людям недостаёт критического осознания их реальности, когда они воспринимают её по частям и не видят, что они суть взаимодействующие элементы целого, они не могут познать эту реальность. Не могут, потому что для познания нужно двигаться с противоположной стороны. А именно, сначала нужно увидеть контекст целиком, чтобы затем последовательно выделить и изолировать его составляющие элементы, и посредством этого анализа прийти к более полному восприятию целого.
Это работа, нужная не только в защищаемой нами методологии тематического исследования, но и в отcтаиваемом нами вопрошающем образовании. Нужно предложить индивидуумам значимые измерения их реальности, критический анализ которых позволит им понять, как взаимодействуют её составляющие.
Итак, значимые измерения, состоящие, в свою очередь, из взаимодействующих частей, при анализе должны быть увидены людьми как измерения целого (totalidade). Через это критический анализ значимых экзистенциальных измерений даёт индивидуумам возможность нового критического отношения к пограничным ситуациям. Восприятие и осмысление реальности обновляются и выходят на новый уровень, ранее недоступный. Люди начинают видеть, что их понимание и «разум» реальности лежат не вне неё, как если бы она была не имела связи (dichotomizada) с ними, как если бы мир стоял в стороне, странный и загадочный, готовый раздавить их (que os esmagasse).
Исследование порождающей темы, содержащейся в «минимальной тематической вселенной» (порождающие темы во взаимодействии), выполняемое по методологии осознания, не только даёт понимание нам, но и вводит или начинает вводить людей в критическое мышление об их мире.
Однако поскольку при схватывании целого, предлагаемого пониманию людей, оно представляется им как нечто плотное и обволакивающее, непроницаемое взглядом, необходимо, чтобы исследование происходило через абстракцию. Это означает не сведение конкретного к абстрактному (что было бы пренебрежением его диалектичностью), а, скорее, удержание обоих элементов в акте рефлексии в качестве диалектически взаимодействующих противоположностей.
Это движение мысли точно проверяется в анализе конкретной экзистенциальной «закодированной» ситуации. «Декодирование» конкретной экзистенциальной ситуации пробуждает нормальное отношение, требующее движения от абстрактного к конкретному; движения от части к целому, и затем возвращения к частям; требующее, чтобы субъект распознал себя в объекте (конкретной экзистенциальной ситуации), и распознал объект как ситуацию, в которой находится субъект.
Если декодирование проведено успешно, то движение от абстрактного к конкретному и обратно (ida e volta), происходящее в анализе закодированной ситуации, ведёт к преодолению абстракции через критическое восприятие конкретной ситуации, уже потерявшей свою плотность и непроницаемость.
На практике, встречаясь с закодированной экзистенциальной ситуацией, (изображённая или сфотографированная ситуация, через абстракцию отсылающая к конкретике экзистенциальной реальности), индивидуумы склонны производить своего рода «расщепление» предложенной им ситуации. В процессе декодирования это «расщепление» соответствует стадии, которую мы называем «описание ситуации». Расщепление образной (figurada) ситуации позволяет обнаружить взаимодействие между частями разъединённого целого.
Это целое, образная (закодированная) ситуация, ранее воспринимавшаяся только разрозненно (difusamente), начинает преобретать насколько ему позволяет «расщепление» и движение мысли, отталкивающейся от аспектов, выявленных «расщеплением». Поскольку, однако, кодирование есть представление экзистенциальной cитуации, декодирующие склонны сделать шаг от предложенной ситуации (кодировки) к той конкретной ситуации, в которой они находятся.
Теоретически, мы вправе ожидать, что индивидуумы начнут действовать в той же самой объективной реальности, всё потому, что она перестанет казаться безвыходной и обретёт свой подлинный аспект: аспект вызова, который человек должен принять.
На всех стадиях декодирования люди будут обнаруживать (exteriorizando) свой взгляд на мир, свой способ мышления о нём, своё фаталистическое восприятие пограничных ситуаций, статическое или динамическое восприятие реальности. И в этой форме выражения фаталистического мышления о мире, динамического или статического его восприятия, содержатся их «порождающие темы».
Даже когда группа индивидуумов не приходит к конкретному выражению порождающей тематики, этот факт может быть истолкован как отсутствие последней, но на самом деле, наоборот, предполагает существование очень драматической темы – темы молчания. Предполагает структуру немоты, позволяющую выживать перед лицом сокрушительной силы «пограничных ситуаций».
Мы должны снова подчеркнуть, что порождающие темы находятся не в людях, оторванных от реальности, но и не в реальности, оторванной от людей. Они могут быть найдены только в отношениях между людьми и миром.
Исследовать порождающую тему означает исследовать то, как люди мыслят реальность, и то, как они действуют на неё, что вместе составляет праксис. Именно поэтому предложенная методология требует, чтобы в проведении исследования участвовали как исследователи, так и люди из народа, которые обычно рассматриваются как объект исследования.
Чем более активное отношение люди занимают по отношению к разработке своих тематик, тем глубже они осознают реальность и, выявляя эти тематики, они присваивают её.
Могут сказать, что сделав людей равноправными исследователями их собственных значимых тем мы пожертвовуем объективностью исследования. Что результаты потеряют «чистоту» и пострадают от искажающего вторжения. Вторжения тех, кто наиболее заинтересован – или должен быть заинтересован – в своём собственном образовании.
Этот взгляд ошибочно предполагает, что темы существуют в своей изначально объективной чистоте вне людей – как если бы темы были вещами.
В действительности, темы существуют в людях и их отношениях с миром, в связи с конкретными фактами. Один объективный факт в разные эпохальные субъединицы может пробуждать разные комплексы порождающих тем. Поэтому есть связь между данным объективным фактом, восприятием этого факта людьми и «порождающими темами».
Смысловые тематики выражаются через людей, и если они сменили восприятие объективных фактов, к которым отсылают темы, данный момент выражения будет отличаться от прошедшего.
С точки зрения исследователя важно в процессе анализа, сопутствующего исследованию, обнаружить начальную точку, с которой люди строят видение (vizualizar) «данности», и проверить, произошли ли за время исследования какие-либо изменения их способа восприятия реальности. Объективная реальность при этом остаётся неизменной. Если восприятие реальности меняется во время исследования, это не делает исследование неправильным. Так или иначе, значимая тематика проявляется в сплетении людских сомнений, ожиданий и целей.
.
Мы должны понять, что надежды, мотивы и цели, скрытые в смысловой тематике, это людские надежды, мотивы и цели. Они не существуют где-то «снаружи» в виде неподвижных сущностей, они происходят. Они историчны, как и сами люди, следовательно, не могут быть исследованы в отрыве от них.
Исследовать темы и понять их означает понять как людей, их воплощающих, так и реальность, к которой они отсылают. Но – именно потому что невозможно разобраться в темах, не обращаясь к людям - необходимо, чтобы и люди, затронутые ими, разобрались в них.
Таким образом, тематическое исследование становится стремлением к осознанию реальности и в то же время стремлением к самосознанию, что становится отправной точкой для освобождающего образовательного процесса или культурного действия.
# pedagogy of the oppressed
"... we have the right to expect that individuals will begin to act in the same objective reality, all because it will cease to seem hopeless and will find its true aspect: the aspect of the challenge that a person must accept."
Another piece from Paulo Freire. Complicated, it requires a comment, but very important - about why it is important to include ordinary people in the study of society, and why one cannot remain in a purely expert position when other people become exclusively the object of research.
Part 6
RESEARCH OF THE GENERATING TOPICS AND ITS METHODOLOGY
In general, the subordinate consciousness (this applies not only to people from the people), who has not yet seen the borderline situation in its totality, notices only its particular manifestations, and ascribes to the latter the overwhelming force inherent in the borderline situation. This fact is very important for the study of generative topics.
The fundamental problem here is that when people lack a critical awareness of their reality, when they perceive it in parts and don’t see that they are interacting elements of the whole, they cannot recognize this reality. They cannot, because for cognition it is necessary to move from the opposite side. Namely, first you need to see the whole context, then to sequentially isolate and isolate its constituent elements, and through this analysis come to a more complete perception of the whole.
This is a job that is necessary not only in the case study methodology that we defend, but also in the questioning education that we defend. We need to offer individuals meaningful dimensions of their reality, a critical analysis of which will allow them to understand how its components interact.
So, significant dimensions, which, in turn, consist of interacting parts, should be seen by people as dimensions of the whole (totalidade) in the analysis. Through this, a critical analysis of significant existential dimensions gives individuals the opportunity for a new critical attitude to borderline situations. Perception and understanding of reality are updated and go to a new level, previously inaccessible. People begin to see that their understanding and the “reason” of reality does not lie outside it, as if it had no connection (dichotomizada) with them, as if the world stood apart, strange and mysterious, ready to crush them (que os esmagasse )
The study of the generative theme contained in the “minimal thematic universe” (generative themes in interaction), carried out according to the methodology of awareness, not only gives us understanding, but also introduces or begins to introduce people into critical thinking about their world.
However, since when grasping the whole that is offered to the understanding of people, it appears to them as something dense and enveloping, impenetrable by the gaze, it is necessary that the research takes place through abstraction. This does not mean reducing the concrete to abstract (which would be a neglect of its dialecticity), but rather the retention of both elements in the act of reflection as dialectically interacting opposites.
This movement of thought is precisely verified in the analysis of a specific existential “encoded” situation. The “decoding” of a concrete existential situation awakens a normal attitude, requiring movement from the abstract to the concrete; moving from part to whole, and then returning to parts; requiring that the subject recognize himself in the object (a specific existential situation), and recognize the object as the situation in which the subject is located.
If decoding is successful, then the movement from the abstract to the concrete and vice versa (ida e volta), occurring in the analysis of the encoded situation, leads to overcoming abstraction through a critical perception of a specific situation that has already lost its density and impermeability.
In practice, when faced with a coded existential situation (a depicted or photographed situation, through abstraction referring to the specifics of existential reality), individuals tend to produce a kind of “splitting” of the situation they have proposed. In the decoding process, this “splitting” corresponds to the stage that we call the “situation description”. Splitting the figurada situation allows you to detect the interaction between the parts of a disconnected whole.
This whole, figurative (encoded) situation, previously perceived only separately (difusamente), begins to acquire as far as it allows the "splitting" and the movement of thought, starting from the aspects revealed by the "splitting". Since, however, coding is a representation of an existential situation, decoders tend to take a step from the proposed situation (coding) to the specific situation in which they are.
Theoretically, we have the right to expect that individuals will begin to act in the same objective reality, all because it will cease to seem hopeless and will find its true aspect: the aspect of the challenge that a person must accept.
At all stages of decoding, people will detect (exteriorizando) their own
"... we have the right to expect that individuals will begin to act in the same objective reality, all because it will cease to seem hopeless and will find its true aspect: the aspect of the challenge that a person must accept."
Another piece from Paulo Freire. Complicated, it requires a comment, but very important - about why it is important to include ordinary people in the study of society, and why one cannot remain in a purely expert position when other people become exclusively the object of research.
Part 6
RESEARCH OF THE GENERATING TOPICS AND ITS METHODOLOGY
In general, the subordinate consciousness (this applies not only to people from the people), who has not yet seen the borderline situation in its totality, notices only its particular manifestations, and ascribes to the latter the overwhelming force inherent in the borderline situation. This fact is very important for the study of generative topics.
The fundamental problem here is that when people lack a critical awareness of their reality, when they perceive it in parts and don’t see that they are interacting elements of the whole, they cannot recognize this reality. They cannot, because for cognition it is necessary to move from the opposite side. Namely, first you need to see the whole context, then to sequentially isolate and isolate its constituent elements, and through this analysis come to a more complete perception of the whole.
This is a job that is necessary not only in the case study methodology that we defend, but also in the questioning education that we defend. We need to offer individuals meaningful dimensions of their reality, a critical analysis of which will allow them to understand how its components interact.
So, significant dimensions, which, in turn, consist of interacting parts, should be seen by people as dimensions of the whole (totalidade) in the analysis. Through this, a critical analysis of significant existential dimensions gives individuals the opportunity for a new critical attitude to borderline situations. Perception and understanding of reality are updated and go to a new level, previously inaccessible. People begin to see that their understanding and the “reason” of reality does not lie outside it, as if it had no connection (dichotomizada) with them, as if the world stood apart, strange and mysterious, ready to crush them (que os esmagasse )
The study of the generative theme contained in the “minimal thematic universe” (generative themes in interaction), carried out according to the methodology of awareness, not only gives us understanding, but also introduces or begins to introduce people into critical thinking about their world.
However, since when grasping the whole that is offered to the understanding of people, it appears to them as something dense and enveloping, impenetrable by the gaze, it is necessary that the research takes place through abstraction. This does not mean reducing the concrete to abstract (which would be a neglect of its dialecticity), but rather the retention of both elements in the act of reflection as dialectically interacting opposites.
This movement of thought is precisely verified in the analysis of a specific existential “encoded” situation. The “decoding” of a concrete existential situation awakens a normal attitude, requiring movement from the abstract to the concrete; moving from part to whole, and then returning to parts; requiring that the subject recognize himself in the object (a specific existential situation), and recognize the object as the situation in which the subject is located.
If decoding is successful, then the movement from the abstract to the concrete and vice versa (ida e volta), occurring in the analysis of the encoded situation, leads to overcoming abstraction through a critical perception of a specific situation that has already lost its density and impermeability.
In practice, when faced with a coded existential situation (a depicted or photographed situation, through abstraction referring to the specifics of existential reality), individuals tend to produce a kind of “splitting” of the situation they have proposed. In the decoding process, this “splitting” corresponds to the stage that we call the “situation description”. Splitting the figurada situation allows you to detect the interaction between the parts of a disconnected whole.
This whole, figurative (encoded) situation, previously perceived only separately (difusamente), begins to acquire as far as it allows the "splitting" and the movement of thought, starting from the aspects revealed by the "splitting". Since, however, coding is a representation of an existential situation, decoders tend to take a step from the proposed situation (coding) to the specific situation in which they are.
Theoretically, we have the right to expect that individuals will begin to act in the same objective reality, all because it will cease to seem hopeless and will find its true aspect: the aspect of the challenge that a person must accept.
At all stages of decoding, people will detect (exteriorizando) their own
У записи 4 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александр Ковров