Я.И. Перельман. Искусство рассматривать фотографии (цитируется по изданию:...

Я.И. Перельман.

Искусство рассматривать фотографии

(цитируется по изданию: «Занимательная физика», кн. 1, изд. 19, 1976 год, с. 172-180)

...Однако и в наше время большинство людей не освоилось ещё вполне с фотографией, и, между прочим, мало кто умеет смотреть на готовые снимки. Вы думаете, нечего тут и уметь: взять снимок в руки и смотреть на него. Но это вовсе не так просто: фотографические снимки принадлежат к тем предметам обихода, с которыми, при всей их распространенности, мы не умеем правильно обращаться. Большинство фотографов, любителей и профессионалов,— не говоря уже об остальной публике,— рассматривают снимки не совсем так, как надо. Почти столетие известно искусство фотографии, и тем не менее многие не знают, как, собственно, следует рассматривать фотографические снимки.
Искусство рассматривать фотографии

По устройству своему фотографическая камера — большой глаз: то, что рисуется на её матовом стекле, зависит от расстояния между объективом и снимаемыми предметами. Фотографический аппарат закрепляет на пластинке перспективный вид, который представился бы нашему глазу (заметьте — одному глазу!), помещенному на месте объектива. Отсюда следует, что раз мы желаем получить от снимка такое же зрительное впечатление, как и от самой натуры, мы должны:
1) рассматривать снимок только одним глазом и
2) держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза.
Нетрудно понять, что, рассматривая снимок двумя глазами, мы неизбежно должны увидеть перед собой плоскую картину, а не изображение, имеющее глубину. Это с необходимостью вытекает из особенностей нашего зрения. Когда мы рассматриваем телесный предмет, на сетчатках наших глаз получаются изображения не одинаковые: правый глаз видит не совсем то же, что рисуется левому. Эта неодинаковость изображений и есть, в сущности, главная причина того, что предметы представляются нам телесными: сознание наше сливает оба неодинаковых впечатления в один рельефный образ (на этом, как известно, основано устройство стереоскопа). Иное дело, если перед нами предмет плоский, например поверхность стены; оба глаза получают тогда вполне тождественные впечатления; одинаковость эта является для сознания признаком плоскостного протяжения предмета.
Теперь ясно, в какую ошибку впадаем мы, когда рассматриваем фотографию двумя глазами; этим мы навязываем своему сознанию убеждение, что перед нами именно плоская картина! Когда мы предлагаем обоим глазам снимок, предназначенный только для одного, мы мешаем себе видеть то, что должна дать нам фотография; вся иллюзия, в таком совершенстве создаваемая фотографической камерой, разрушается этим промахом.
На каком расстоянии надо держать фотографию?

Столь же важно и второе правило — держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива.
Каково же должно быть это расстояние?
Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив аппарата «видел» изображение на матовом стекле камеры, или, что то же самое, под каким он «видел» снимаемые предметы (рис. 121). Отсюда следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние, которое во столько же раз меньше расстояния предмета от объектива, во сколько раз изображение предмета меньше натуральной величины. Другими словами, надо держать снимок от глаза на расстоянии, которое приблизительно равно фокусной длине объектива.

Рис. 121. В фотографическом аппарате угол 1 равен углу 2.

Если мы примем во внимание, что в большинстве любительских аппаратов фокусное расстояние равно 12— 15 см *, то поймем, что мы никогда не рассматриваем
*) В последующем тексте автор имеет в виду фотоаппараты таких типов, которые были распространены в период создания «Занимательной физики». (Прим, ред.)

таких снимков на правильном расстоянии от глаза: расстояние лучшего зрения для нормального глаза (25 см) почти вдвое более указанного. Плоскими кажутся и фотографии, висящие на стене,— их рассматривают с ещё большего расстояния.
Только близорукие люди, с коротким расстоянием лучшего зрения (а также дети, способные видеть на близком расстоянии), могут доставить себе удовольствие любоваться тем эффектом, который дает обыкновенный снимок при правильном рассматривании (одним глазом). Держа фотографию на расстоянии 12—15 см от глаза, они видят перед собой не плоскую картину, а рельефный образ, в котором передний план отделяется от заднего почти как в стереоскопе.
Читатель, надеюсь, согласится теперь, что в большинстве случаев мы только по собственному неведению не получаем от фотографических снимков в полной мере того удовольствия, какое они могут доставить, и часто напрасно жалуемся на их безжизненность. Все дело в том, что мы не помещаем своего глаза в надлежащей точке относительно снимка и смотрим двумя глазами на изображение, предназначенное только для одного.
ME AND. Perelman.

The art of viewing photos

(cited from the publication: "Entertaining Physics", book 1, ed. 19, 1976, pp. 172-180)

... However, in our time, most people have not yet fully mastered photography, and, by the way, few people can look at ready-made pictures. You think there’s nothing to be able to do: take a picture in your hands and look at it. But this is not so simple at all: photographic images belong to those everyday objects with which, for all their prevalence, we are not able to handle correctly. Most photographers, amateurs, and professionals — not to mention the rest of the public — view images not quite as they should. For almost a century, the art of photography has been known, and yet many do not know how, in fact, should be considered photographs.
The art of viewing photos

According to its design, a photographic camera is a big eye: what is drawn on its frosted glass depends on the distance between the lens and the objects being shot. The photographic apparatus fixes on the plate a perspective view that would appear to our eye (mind you - to one eye!), Placed in place of the lens. It follows that since we want to get the same visual impression from the picture as from nature itself, we should:
1) view the picture with only one eye and
2) keep the picture in the proper distance from the eye.
It is easy to understand that when looking at a picture with two eyes, we must inevitably see a flat picture in front of us, and not an image that has depth. This necessarily follows from the peculiarities of our vision. When we examine a bodily object, the images on the retinas of our eyes are not the same: the right eye does not see exactly what is drawn to the left. This dissimilarity of images is, in essence, the main reason that objects seem bodily to us: our consciousness merges both unequal impressions into one relief image (this, as you know, is based on the stereoscope device). It is another matter if the object in front of us is flat, for example, the surface of a wall; both eyes then receive completely identical impressions; this sameness is for consciousness a sign of the plane extension of an object.
Now it’s clear what mistake we make when we examine a photograph with two eyes; by this we impose on our consciousness the conviction that we are faced with exactly a flat picture! When we offer both eyes a picture intended only for one, we stop ourselves from seeing what a photograph should give us; the whole illusion created in such perfection by the photographic camera is destroyed by this blunder.
At what distance should I keep the photo?

Equally important is the second rule - to keep the picture in the proper distance from the eye; otherwise, the correct perspective is violated.
What should this distance be?
To get a complete impression, you need to consider the picture from the same angle of view, under which the lens of the device “saw” the image on the frosted glass of the camera, or, what is the same, under which it “saw” the objects being shot (Fig. 121). It follows that the image must be brought closer to the eye at a distance that is as many times smaller than the distance from the lens to the object, how many times the image of the subject is less than its actual size. In other words, you need to keep the picture from the eye at a distance that is approximately equal to the focal length of the lens.

Fig. 121. In a photographic apparatus, angle 1 is equal to angle 2.

If we take into account that in most amateur devices the focal length is 12-15 cm *, then we will understand that we never consider
*) In the following text, the author refers to cameras of the types that were common during the creation of "Entertaining Physics." (Note, ed.)

of such images at the correct distance from the eye: the distance of better vision for the normal eye (25 cm) is almost twice that indicated. The photographs hanging on the wall also seem flat - they are viewed from an even greater distance.
Only shortsighted people with a short distance of better vision (as well as children who can see at close range) can enjoy watching the effect that an ordinary shot gives when properly viewed (with one eye). Holding a photograph at a distance of 12-15 cm from the eye, they see in front of them not a flat picture, but a relief image in which the foreground is separated from the background almost like in a stereoscope.
The reader, I hope, will now agree that in most cases we, due to our own ignorance, do not fully get the pleasure that they can deliver from photographic images, and often complain in vain about their lifelessness. The thing is that we do not put our eyes at the proper point relative to the picture and look with two eyes at the image intended for only one.
У записи 6 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Никита Карпов

Понравилось следующим людям