А не задолжал ли автор? На прошлой неделе...

А не задолжал ли автор?

На прошлой неделе впервые была на книжном клубе. Все шло замечательно: уютное кафе, пряный кофе, последнее солнышко лета. Главное — прекрасные барышни, которые высказывали мнение, дискутировали, обсуждали отдельные эпизоды, делились заветным.

Но в какой-то момент стало неуютно.

- Рассчитано на массового читателя, у которого в жизни ничего интересного не происходит, вот он и впечатляется всей этой грязью.
- Если книга понравилась, то что она в вас поменяла? Хорошая книга должна менять!
- Автор должен... (писать так, чтобы его не было видно между строк/ лучше двигать сюжет/ не грузить терминами/ не высказывать свое мнение)
- Автор не должен навязывать свое восприятие художественного поризведения. (Отлично, я не разбираюсь — мне, наоборот, было интересно) (Но каждый сам должен познавать искусство!)
И вишенка на торте:
- (после жесткой критики) Ну, автор, конечно, хорошооо поработала с материалом. Молодец, садись, “пять”.

Что не так? Обижают книгу, которую нежно люблю? Но ее много кто из знакомых критикует — всегда интересно обсудить.
Да и при чем здесь книга, если разговор неведомыми путями перешел на личности.
Конечно, обобщение про читателей покоробило, да и странно кидаться словом “массовый”, словно тухлым помидором. Восхитительное высокомерие. Ну, окей, я вполне массовый читатель, и мне не стремно.

А за автора стало обидно. К слову, обсуждали роман Донны Тартт “Щегол”. Роман, переведенный на все возможные языки и получивший кучу наград, в том числе и Пулитцера. Безусловно, он может не нравиться, но хлопать писательницу по голове и ставить ей “пятерку”... Обсуждать, что и кому она должна — и что должна ее книга?

- Книга может просто доставлять удовольствие, не обязательно наносить добро.
- Потому что это проходное.

Ладно, литературный снобизм давно стал такой фишечкой современного времени, когда многое “вторично”, “плоско”, “примитивно” — и умные люди с горящими глазами выискивают заусеницы и недочеты. Да, есть некий культ чтения: я читаю, значит, чуть лучше остальных и могу нести свое важное мнение всем и каждому. Но пусть это будет только про книги — они и правда бывают разными: что-то нравится, что-то бесит, что-то может показаться откровенно дурным. На то и литература, чтобы будить мысль и эмоцию.
(Хотя громкие "фууу" на всю округу тоже кажутся странными)

Но авторов — не трогайте! Пусть пишут.
Плохая книга — не диагноз. Да и кто решает, что книга плоха?
Самые откровенные мемуары не характеризуют личность настолько, чтобы завешать сверху донизу ярлыками и ценник прилепить.
Это все про такт и пресловутые границы, которые не надо нарушать даже тогда, когда человек точно не узнает.
Я уж молчу про простое уважение к труду...

Вспомнила одно ток-шоу с Дарьей Донцовой. На протяжении всей передачи люди с пеной у рта вопили, как ужасно то, что она пишет; что это рассчитано на дураков; не литература и т.д. и т.п. Писательница невозмутимо слушала, а в конце улыбнулась и сказала, мол, все это, конечно, отлично, но мои книги расходятся миллионными тиражами. Их читают — миллионы человек. Так есть ли вообще смысл решать сейчас, литература это или нет...

Вместо завершения — еще один эпизод со встречи клуба. Обсуждаем, какую книгу выбрать следующей. Одна участница предлагает вариант. Дальше диалог с другой участницей:
- А это популярный автор?
- Ну, да...
- Ой, нееет, давайте только не популярного!

Прекрасная иллюстрация сразу ко всему, мне кажется.

Со встречи ушла опустошенная и долго собирала чувства и мысли в кучу. Пока склоняюсь к тому, что формат книжных клубов интересен и полезен, но важно слушать себя и быть готовой защищать то, что важно. Оставаться чуткой и соблюдать внутреннюю гигиену.

Ведь по сути это единственное, что я как читатель должна себе.
But is the author in debt?

Last week was the first time at a book club. Everything went fine: a cozy cafe, spiced coffee, the last sun of the summer. The main thing is the beautiful young women who expressed their opinion, debated, discussed individual episodes, shared their cherished.

But at some point it became uncomfortable.

- Designed for the general reader, in whom nothing interesting happens in life, so he is impressed by all this filth.
- If you liked the book, then what has it changed in you? A good book should change!
- The author should ... (write so that it is not visible between the lines / it is better to move the plot / do not load in terms / do not express your opinion)
- The author should not impose his perception of artistic painting. (Well, I don’t understand - I, on the contrary, was interested) (But everyone should learn art himself!)
And the cherry on the cake:
- (after harsh criticism) Well, the author, of course, worked well with the material. Well done, sit down, "five."

What's wrong? Offend a book that I dearly love? But many of her friends criticize her - it is always interesting to discuss.
And what does the book have to do with it, if the conversation turned to individuals by unknown ways.
Of course, the generalization about the readers has warped, and it is strange to throw the word “mass” like a rotten tomato. Amazing arrogance. Well, okay, I'm a massive reader, and I'm not dumb.

And it became a shame for the author. By the way, they discussed Donna Tartt’s novel “Goldfinch”. A novel translated into all possible languages ​​and received a bunch of awards, including Pulitzer. Of course, he may not like him, but slap the writer on the head and put her a "five" ... Discuss what and who should she - and what should her book do?

 - A book can simply be a pleasure, it is not necessary to do good.
- Because it's a walk-through.

Okay, literary snobbery has long been such a feature in modern times, when a lot of things are “secondary”, “flat”, “primitive” - and smart people with burning eyes seek out barbs and shortcomings. Yes, there is a certain cult of reading: I read, which means that it’s a little better than the others and I can carry my important opinion to everyone and everyone. But let it be only about books - they really are different: something is like, something is enraging, something can seem frankly bad. That's what literature is to wake up thought and emotion.
(Although the loud “fuuu” across the county also seems strange)

But don’t touch the authors! Let them write.
A bad book is not a diagnosis. And who decides that the book is bad?
The most frank memoirs do not characterize the person enough to hang labels from top to bottom and stick the price tag.
This is all about tact and the notorious boundaries that do not need to be violated even when a person does not know for sure.
I’m silent about simple respect for work ...

I remembered one talk show with Daria Dontsova. Throughout the program, people with foam at the mouth screamed how terrible what she was writing; that it is designed for fools; not literature, etc. etc. The writer listened calmly, and in the end she smiled and said, they say, all this, of course, is excellent, but my books diverge in millions of copies. They are read by millions of people. So is there any sense in deciding now whether it is literature or not ...

Instead of completion - another episode from the club meeting. We discuss which book to choose next. One participant offers an option. Further dialogue with another participant:
- Is this a popular author?
 - Well yes...
- Oh, nooo, let's just not popular!

A beautiful illustration immediately to everything, it seems to me.

The meeting was empty and for a long time gathered feelings and thoughts in a heap. While I am inclined to believe that the format of book clubs is interesting and useful, but it is important to listen to yourself and be ready to defend what is important. Stay alert and maintain good hygiene.

Indeed, in fact, this is the only thing that I, as a reader, owe to myself.
У записи 24 лайков,
0 репостов,
573 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александра Хоменко

Понравилось следующим людям