ВИНСЕНТ ВАН ГОГ ___________________ "Я хочу жить, как...

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
___________________

"Я хочу жить, как художник, - доброжелательно".

"...Когда люди отпускают замечания по поводу моих привычек, одежды, лица, манеры разговаривать, что мне на это ответить? Только то, что такая болтовня вызывает у меня скуку. Разве я плохо веду себя в любом другом смысле, разве, например, я груб или неделикатен? Знаешь, по-моему, суть вежливости заключается в доброжелательности по отношению к ближнему; вежливость обусловлена потребностью, которую испытывает каждый, у кого в груди есть сердце, – потребностью помогать другим, быть полезным кому-нибудь и, наконец, жить вместе с людьми, а не одному. Поэтому я рисую не для того, чтобы докучать людям, а напротив, делаю все возможное, чтобы развлечь их или обратить их внимание на вещи, достойные быть замеченными, но известные далеко не каждому".

"Большинство людей видят слишком мало прекрасного".

«Я хочу прикасаться к людям своим искусством, я хочу, чтобы они говорили: «Он чувствует глубоко. Он чувствует нежно».

«Человек приходит в мир не для того, чтобы прожить жизнь счастливо, даже не для того, чтобы прожить её честно. Он приходит в мир для того, чтобы создать нечто великое для всего общества, для того, чтобы достичь душевной высоты и подняться над пошлостью существования почти всех своих собратьев».

/Винсент Ван Гог "Письма к брату Тео"/
______________________

Прошла уже почти половина недели, а я еще так и не написала ничего по поводу просмотренного в рамках образовательной программы #АртЛекторий фильма "Винсент Ван Гог - новый взгляд" (Великобритания; 2014; реж. Фил Грабски).

Один мой знакомый несколько лет назад в одном из разговоров убеждал меня в том, что в нынешний век читать художественную литературу - это способ заведомо проигрышный в плане личностного развития, так как, якобы, чтение книги можно заменить просмотром фильма, которое и позволит оперативно получить общее представление о том, что хотел донести своим произведением автор.
Но, при всём моем уважении к данному знакомому и признании его умным человеком, я так и осталась при своем мнении: экранизация НИКОГДА не заменит собой литературный прототип. И дело не только в том, что режиссер при экранизации может исказить не только детали произведения, а в том, что искажению может быть подвержен даже общий замысел, - просто даже в силу того, что он расставит акценты в картине не по вИдению писателя, а по своей собственной интерпретации сюжетного замысла. Впрочем, дело еще и в том, что именно в тонкостях, в деталях, в мельчайших смысловых и эмоциональных тенях и скрывается личность писателя и его стремление донести до читателя свой идейный замысел. А передать все эти нюансы из литературного языка в язык кинематографа - задача априори невыполнимая.
Поэтому я считаю, что, чтение книг отнюдь не является проигрышным вариантом траты своего времени. Чаще бывает, увы, наоборот: просмотрев какой-то фильм, который был снят по известной мне книге, то, сравнивая, понимаю, что впустую потратила свои 1,5-2 часа жизни на куцее, если даже не сказать жестче - кастрированное - идейное содержание книги в фильме.

С "Ван Гогом" в серии фильмов о художниках в рамках образовательной программы "АртЛекторий", идущей в кинотеатре "Победа", вышло в большей степени именно так...
Основная канва фильма зиждется на мемуарной составляющей - письмах Ван Гога к своему брату - Теодору. Книга так и называется "Письма к брату Тео".

Да, безусловно, в фильме есть своя прелесть, которой лишена книга - а именно иллюстративность содержания: текстовая составляющая книги дополнена демонстрацией полотен, созданных Ван Гогом. Но, если уж стоит выбор между «почитать» и «посмотреть» - то, на мой взгляд, выбора никакого и нет – только читать!

Единственное, в чем я нахожу главную заслугу подобных фильмов, - так это в том, что они отправляют людей к первоисточникам: и, посмотрев фильм, кто-то прочтет еще и книгу. И это – достаточно достойный результат: заинтересовать зрителя демонстрируемым объектом.
Потому что сама книга – она да, истинная жемчужина – в плане возможности проникновения в личность этого художника.

Даже биографии, которые пишутся вроде бы О ЧЕЛОВЕКЕ, но ДРУГИМ человеком – не дают возможности приблизиться к ядру личности в той степени, как это делают автобиографические творения.

С самой этой книгой я познакомилась несколько лет назад, когда на образовательной онлайн-площадке «Лекториум» проходила учебный курс «Гениальность. Одаренность. Посредственность».

К слову… данный образовательный портал – просто кладезь разного рода научных знаний, преподносимых учеными ведущих ВУЗов нашей страны . Всем советую:
https://www.lektorium.tv/mooc

Ну, а возвращаясь к теме фильма, некоторый элемент досады вызывает тот факт, что в фильме так и не объяснили, почему же именно Ван Гог из критикуемого в свое время профессиональным сообществом и практически абсолютно игнорируемого покупателями вдруг превратился в фигуру, за которой впоследствии признали новаторский взгляд на живопись и графику, а коллекционеры всего мира были бы безмерно счастливы иметь у себя какое-либо из его произведений.

Хотя «Письма», которые заложили в основу фильма, дают этой возможности, ооочень веское основание: мы на протяжении достаточно продолжительного времени видим, как проходила его жизнь, как менялись его мысли, и параллельно по временнОму ряду можем проследить последовательность изменения в технике рисования.

Бытуем мнение, что Ван Гог приобрел статус новатора в искусстве живописи в результате одержимого своего стремления к совершенствованию своих собственных навыков рисования, ведь, всего за 10 лет посвящению себя рисованию он создал более 2000 разного рода полотен и рисунков. Но так утверждать – значит, принимать утверждение о том, что банальное количество, в конечном итоге, перешло в качество. Но лично мне кажется, что не всё так просто и очевидно…

На самом-то деле у меня есть собственная точка зрения на то, как появляются истинные новаторы в сфере искусства... ????
Эту идею я ранее обсуждала лишь с одним человеком... Причем, много-много-много лет назад, когда еще работала медицинским психологом в психиатрической больнице и имела удовольствие вести беседы с одним из своих коллег - ооочень умным и талантливым врачом-психиатром. Впрочем, основой же для появления этой идеи послужило еще и то обстоятельство, что в выше обозначенный период я, плюс ко всему, преподавала в ряде ВУЗов нашего города такую научную дисциплину как "Нейропсихология", а, следовательно, штудировала всю доступную литературу в рамках данной отрасли знания. В целом, нейропсихология, на самом-то деле, имеет широкий именно междисциплинарный характер, эклектично вбирая в свою базовую составляющую, помимо непосредственной психологии, такие науки как нейрофизиологию, нейробиологию, нейроанатомию, психиатрию, и, как бы странно на первый взгляд ни казалось, но и информатику, кибернетику и иные области знаний, которые позволяют проникнуть вглубь понимания того, каким образом нейронная сеть нашего головного мозга формирует процессы обработки информации, в частности, и нашу психику, поведение, в целом, а также какого рода поведенческие нарушения возникают при повреждении или декомпенсациях тех или иных мозговых структур и проходящих в них нейробиологических процессов.
Ну, и после просмотра данного фильма решила наконец-то вынести эту идею на более широкий круг аудитории…???? Вдруг, кто-нибудь когда-нибудь да и решит провести ее истинное научное исследование, взяв ее в качестве рабочей гипотезы ???? По крайней мере, лично мне результаты подобного анализа были бы ооочень интересны.
Сама же суть идеи в некоторой степени созвучна мыслям самого Ван Гога о том, что же является объектом при создании художником своих творений:

«Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».
/Винсент Ван Гог/

Я полагаю, что именно актуальное состояние личности человека и раскрывается в наиболее полной степени в плодах его творений. А новаторство взгляда появляется в силу того, что работа нейроанатомического субстрата (мозга) протекает не так, как у большинства других людей, то есть не в рамках общепринятой «нормы». И лишь после того, как иные художники улавливают это новшество и сознательно или бессознательно тоже начинают использовать те или иные «новые» приемы в технике изображения и в особенностях восприятия, вот тогда и возникают новые художественные течения и вехи.

В частности, у Ван Гога имелось такое психическое расстройство, как эпилепсия. Причем, имеются прямые указания на то, что относилась она к подвиду - височной эпилепсии. Досконально на текущий день утверждать, что топическое основание было верным при постановке диагноза – сложно, конечно; но всё-таки, допустим, что локализация очагов патологического функционирования нейронных связей была именно в височных областях мозга. Тем более, что поведенческие признаки Ван Гога, в частности, особенности его эмоционально-личностной сферы, указывают на то, что действительно доминантные очаги могли быть сосредоточены в височных областях. Впрочем, по косвенным признакам могу предположить, что не только височные области были задействованы… Учитывая тот факт, что с течением времени у него, помимо поведенческих и эмоциональных изменений, появилось изменение и в предпочтении отдельных цветовых решений, и в стиле нанесения мазков, и в общем восприятии пространства, то можно предполагать смещение или даже диффузию очагов в сторону, возможно, затылочно-теменных областей. То есть первичным в изменении стиля написания стали именно изменения в мозговых структурах.
Так что…, если провести доскональный анализ разных художников, то может так случиться, что в шутке «Я – художник: я так вижу» - всего лишь доля шутки ;)) А на самом-то деле у новаторов мозг действительно работает иначе, нежели у подавляющей массы людей. Естественно это не свидетельствует об обязательности именно патологического функционирования, а просто ИНОГО (нестандартного, нешаблонного, непривычного для большинства). И именно поэ
VINCENT VAN GOGH
___________________

"I want to live like an artist - kindly."

"... When people make comments about my habits, clothes, face, manner of speaking, what should I answer? Only that such chatter makes me bored. Do I behave badly in any other sense, unless, for example , am I rude or indelicate? You know, in my opinion, the essence of politeness is goodwill towards one's neighbor; politeness is caused by the need that everyone with a heart has in their breasts — the need to help others, to be useful to someone, and finally living with people, not one. that I draw is not to annoy people, but on the contrary, do my best to entertain them or draw their attention to things worthy to be seen, but it is not known to everyone. "

"Most people see too little beauty."

“I want to touch people with my art, I want them to say:“ He feels deeply. He feels gentle. ”

“A person does not come into the world in order to live life happily, not even in order to live it honestly. He comes into the world in order to create something great for the whole society, in order to reach spiritual heights and rise above the vulgarity of the existence of almost all his brothers. ”

/ Vincent Van Gogh "Letters to Theo's Brother" /
 ______________________

Almost half a week has passed, and I still haven’t written anything about the film “Vincent Van Gogh - A New Look” watched as part of the #ArtLecture educational program (Great Britain; 2014; dir. Phil Grabsky).

One of my acquaintances several years ago in one of the conversations convinced me that in this century to read fiction is a way that is obviously losing in terms of personal development, because, supposedly, reading a book can be replaced by watching a movie, which will quickly get a general an idea of ​​what the author wanted to convey with his work.
But, with all due respect to this acquaintance and recognition of him as an intelligent person, I remained unconvinced: the film adaptation will NEVER replace a literary prototype. And the point is not only that the director during the film adaptation can distort not only the details of the work, but that even the general idea can be distorted - simply because he will not emphasize the picture according to the vision of the writer, but in its own interpretation of the plot. However, the fact is that it is precisely in the subtleties, in the details, in the smallest semantic and emotional shadows, that the writer’s personality and his desire to convey his ideological concept to the reader are hidden. And to transfer all these nuances from the literary language to the language of cinema is a priori impossible task.
Therefore, I believe that reading books is by no means a losing option for wasting your time. More often, alas, the opposite is true: having watched a movie that was shot according to a book I know, when comparing, I understand that I wasted my 1.5-2 hours of life in vain, if not even tougher - castrated - ideological the content of the book in the film.

With "Van Gogh" in a series of films about artists in the framework of the educational program "Art Lecture", going to the cinema "Victory", it turned out to a greater extent that way ...
The main canvas of the film is based on a memoir component - Van Gogh's letters to his brother - Theodore. The book is called "Letters to Brother Theo."

Yes, of course, the film has its own charm, which the book lacks - namely, the illustrative content: the textual component of the book is complemented by a demonstration of paintings created by Van Gogh. But, if there really is a choice between "read" and "see" - then, in my opinion, there is no choice and there is only to read!

The only thing I find the main merit of such films is that they send people to the source: and after watching the film, someone else will read the book. And this is a rather worthy result: to interest the viewer with the demonstrated object.
Because the book itself - yes, the true pearl - in terms of the possibility of penetrating the personality of this artist.

Even biographies that seem to be written ABOUT A HUMAN, but ANOTHER person - do not make it possible to approach the core of the personality to the extent that autobiographical creations do.

I got acquainted with this book several years ago, when the training course “Genius. Giftedness. Mediocre".

By the way ... this educational portal is simply a storehouse of all kinds of scientific knowledge presented by scientists from leading universities of our country. I advise everyone:
https://www.lektorium.tv/mooc

Well, returning to the topic of the film, a certain element of annoyance is caused by the fact that the film never explained why it was Van Gogh, who was once criticized by the professional community and almost completely ignored by customers, that suddenly turned into a figure who was later recognized as innovative a look at painting and graphics, and collectors always
У записи 1 лайков,
0 репостов,
215 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Наталья Фромм

Понравилось следующим людям