Сегодня был в "испанской" школе № 2123, что напротив Театра на Малой Бронной, на дискуссии с учениками 9-х классов (да ещё и в неожиданной для меня роли главного выступающего).
Организатор встреч со школьниками - протоиерей Всеволод Чаплин, вёл встречу Фёдор Шелов-Коведяев. Информационный повод такой: 1618 год, поход поляков на Москву с целью воцарения королевича Владислава и участие в нём запорожцев Петра Сагайдачного.
Разговор почти сразу перешёл с 17-го века на параллели с событиями современными(Украина, Донбасс, Крым). А параллели с 17 веком самые живейшие. Иные одежды, иные игроки - а всё почти то же самое.
Дети - хорошие. И разговор получился живой, а для меня (уж не знаю, как для них) ещё и полезный. Но звучали и такие мнения: "Россия вечно втягивалась в разные войны и конфликты, и всё это плохо кончалось" (пример - Афганистан); "Украина - другое государство, и нам туда не надо лезть"; "А зачем нужно было присоединять Крым", "Начнётся 3-я Мировоя" и т.п.
Понятно, здесь присутствует детско-юношеский максимализм и некий протест (только вот направлен он не против того, против чего действительно необходим). Понятно, что знают они и про историю, и про дела нынешние гораздо меньше, чем мы. И что повторяют они общие услышанные "интеллигентские" штампы (либеральные, а на самом деле русофобские).
Но дело ещё и вот в чём. Идея общерусского единства подвергается натиску не только на Украине или в Белоруссии, но и здесь, в России. Сознание того, что есть разные и чужие народы - "россияне" (мы) и "украинцы" (они) - насаждается тут, в России, не меньше, чем там. Из-за чего? Из-за объективной реальности (разной государственности) или по субъективным причинам (равнодушия или нежелания объяснять истинное положение вещей в прошлом и настоящем)? Думается, из-за того и другого. Хотя второе, к сожалению, превалирует.
А значит, стоит задача - поддержать огонёк общерусского чувства, сознания общности нашей судьбы, общего прошлого, настоящего и будущего. То есть, делать то, что делали наши предки по обе стороны тогдашней московско-польской границы. И тогда нынешние "сагайдачные" , как и Сагайдачный настоящий, будут приносить покаяние за грех пролития братской христианской крови. Не потому, что их кто-то заставит силой. А потому, что они сами будут чувствовать в этом потребность. А здесь будут понимать, что никогда нельзя предавать и оставлять в беде своих, тех, кто просит тебя о помощи и считает Россию Родиной. Не смогут поступить иначе.
И я очень надеюсь, что этот наш посыл дойдёт до нынешних школьников, не знающих, что такое война, и каково это, когда тебя считают недочеловеком и идут убивать только за то, что ты говоришь на русском языке и хочешь оставаться самим собой.
Организатор встреч со школьниками - протоиерей Всеволод Чаплин, вёл встречу Фёдор Шелов-Коведяев. Информационный повод такой: 1618 год, поход поляков на Москву с целью воцарения королевича Владислава и участие в нём запорожцев Петра Сагайдачного.
Разговор почти сразу перешёл с 17-го века на параллели с событиями современными(Украина, Донбасс, Крым). А параллели с 17 веком самые живейшие. Иные одежды, иные игроки - а всё почти то же самое.
Дети - хорошие. И разговор получился живой, а для меня (уж не знаю, как для них) ещё и полезный. Но звучали и такие мнения: "Россия вечно втягивалась в разные войны и конфликты, и всё это плохо кончалось" (пример - Афганистан); "Украина - другое государство, и нам туда не надо лезть"; "А зачем нужно было присоединять Крым", "Начнётся 3-я Мировоя" и т.п.
Понятно, здесь присутствует детско-юношеский максимализм и некий протест (только вот направлен он не против того, против чего действительно необходим). Понятно, что знают они и про историю, и про дела нынешние гораздо меньше, чем мы. И что повторяют они общие услышанные "интеллигентские" штампы (либеральные, а на самом деле русофобские).
Но дело ещё и вот в чём. Идея общерусского единства подвергается натиску не только на Украине или в Белоруссии, но и здесь, в России. Сознание того, что есть разные и чужие народы - "россияне" (мы) и "украинцы" (они) - насаждается тут, в России, не меньше, чем там. Из-за чего? Из-за объективной реальности (разной государственности) или по субъективным причинам (равнодушия или нежелания объяснять истинное положение вещей в прошлом и настоящем)? Думается, из-за того и другого. Хотя второе, к сожалению, превалирует.
А значит, стоит задача - поддержать огонёк общерусского чувства, сознания общности нашей судьбы, общего прошлого, настоящего и будущего. То есть, делать то, что делали наши предки по обе стороны тогдашней московско-польской границы. И тогда нынешние "сагайдачные" , как и Сагайдачный настоящий, будут приносить покаяние за грех пролития братской христианской крови. Не потому, что их кто-то заставит силой. А потому, что они сами будут чувствовать в этом потребность. А здесь будут понимать, что никогда нельзя предавать и оставлять в беде своих, тех, кто просит тебя о помощи и считает Россию Родиной. Не смогут поступить иначе.
И я очень надеюсь, что этот наш посыл дойдёт до нынешних школьников, не знающих, что такое война, и каково это, когда тебя считают недочеловеком и идут убивать только за то, что ты говоришь на русском языке и хочешь оставаться самим собой.
Today I was in the “Spanish” school No. 2123, opposite the Theater on Malaya Bronnaya, in discussions with 9th grade students (and even in the role of the main speaker that was unexpected for me).
The organizer of the meetings with schoolchildren was Archpriest Vsevolod Chaplin, the meeting was led by Fyodor Shelov-Kovedyaev. The information occasion is this: 1618, the Poles’s campaign in Moscow with the aim of reigning Prince Vladislav and the participation of the Cossacks Pyotr Sagaidachny in it.
The conversation almost immediately shifted from the 17th century to parallels with modern events (Ukraine, Donbass, Crimea). And the parallels with the 17th century are the liveliest. Other clothes, other players - but everything is almost the same.
Children are good. And the conversation turned out to be lively, but for me (I don’t know how for them) it was also useful. But such opinions sounded: "Russia has always been drawn into various wars and conflicts, and all this ended badly" (Afghanistan as an example); "Ukraine is another state, and we don’t have to go there"; “Why did you need to annex Crimea”, “The 3rd World War will begin”, etc.
It is clear that there is a youthful maximalism and a certain protest (only it is not directed against what it is really necessary against). It is clear that they know about history and about current affairs much less than we do. And what do they repeat the common “intellectual” cliches (liberal, but actually Russophobic) heard.
But here's the thing. The idea of all-Russian unity is under pressure not only in Ukraine or Belarus, but also here in Russia. The awareness that there are different and alien peoples — the “Russians” (we) and the “Ukrainians” (they) - is planted here, in Russia, no less than there. Because of which? Due to objective reality (different statehoods) or for subjective reasons (indifference or unwillingness to explain the true state of things in the past and present)? It seems, because of both. Although the second, unfortunately, prevails.
And that means that the task is to maintain the light of the all-Russian feeling, consciousness of the commonality of our destiny, common past, present and future. That is, to do what our ancestors did on both sides of the then Moscow-Polish border. And then the present "Sahaidachny", like the Sahaidachny present, will repent for the sin of shedding fraternal Christian blood. Not because someone will force them. But because they themselves will feel the need for it. And here they will understand that you can never betray and leave your people in distress, those who ask you for help and consider Russia their homeland. They cannot do otherwise.
And I really hope that this message of ours will reach today's students who do not know what war is and what it feels like to be considered a subhuman and go to kill only because you speak Russian and want to remain yourself.
The organizer of the meetings with schoolchildren was Archpriest Vsevolod Chaplin, the meeting was led by Fyodor Shelov-Kovedyaev. The information occasion is this: 1618, the Poles’s campaign in Moscow with the aim of reigning Prince Vladislav and the participation of the Cossacks Pyotr Sagaidachny in it.
The conversation almost immediately shifted from the 17th century to parallels with modern events (Ukraine, Donbass, Crimea). And the parallels with the 17th century are the liveliest. Other clothes, other players - but everything is almost the same.
Children are good. And the conversation turned out to be lively, but for me (I don’t know how for them) it was also useful. But such opinions sounded: "Russia has always been drawn into various wars and conflicts, and all this ended badly" (Afghanistan as an example); "Ukraine is another state, and we don’t have to go there"; “Why did you need to annex Crimea”, “The 3rd World War will begin”, etc.
It is clear that there is a youthful maximalism and a certain protest (only it is not directed against what it is really necessary against). It is clear that they know about history and about current affairs much less than we do. And what do they repeat the common “intellectual” cliches (liberal, but actually Russophobic) heard.
But here's the thing. The idea of all-Russian unity is under pressure not only in Ukraine or Belarus, but also here in Russia. The awareness that there are different and alien peoples — the “Russians” (we) and the “Ukrainians” (they) - is planted here, in Russia, no less than there. Because of which? Due to objective reality (different statehoods) or for subjective reasons (indifference or unwillingness to explain the true state of things in the past and present)? It seems, because of both. Although the second, unfortunately, prevails.
And that means that the task is to maintain the light of the all-Russian feeling, consciousness of the commonality of our destiny, common past, present and future. That is, to do what our ancestors did on both sides of the then Moscow-Polish border. And then the present "Sahaidachny", like the Sahaidachny present, will repent for the sin of shedding fraternal Christian blood. Not because someone will force them. But because they themselves will feel the need for it. And here they will understand that you can never betray and leave your people in distress, those who ask you for help and consider Russia their homeland. They cannot do otherwise.
And I really hope that this message of ours will reach today's students who do not know what war is and what it feels like to be considered a subhuman and go to kill only because you speak Russian and want to remain yourself.
У записи 4 лайков,
0 репостов,
136 просмотров.
0 репостов,
136 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Андрей Марчуков