ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ ЙОГИ ПАТАНДЖАЛИ 1. Яма – соблюдение...

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ ЙОГИ ПАТАНДЖАЛИ

1. Яма – соблюдение всеобщих моральных заповедей или законы поведения в социуме

Яма разделена на пять частей

Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/30

♦ Ахимса – не насилие

Не причинение вреда - это высшее правило морали, главное из всех Ям.

Йогин не только не должен сам причинять вред другим, но также не должен быть побочной причиной вреда и не должен побуждать другого на совершение вреда.

Ахимса практикуется на трёх уровнях:

- в поступках: заключается в безусловном беззлобном отношении ко всем живым существам во все времена и в любых ситуациях

- в словах: воздержание от сплетен

- в мыслях: воздержание от дурных или осуждающих мыслей

Ахимса также рассматривается, как Любовь ко всему существующему.

♦ Сатья – правдивость и честность

Сатья предполагает абсолютную правдивость на трёх уровнях:

- в поступках: отказ ото лжи, клеветы, оскорблений, ругани

- в словах: контроль над речью, практика молчания

- в мыслях: воздержание от высмеивания того, что другие считают священным

♦ Астейя – не укради

Астея – воздержание в делах, речах и мыслях от захвата чужого имущества, чужих идей и чужих мыслей.

♦ Брахмачарья – сдержанность и контроль над половым влечением

Брахмачарья переводится буквально, как «поведение Брахмана» и подразумевает построение жизни в соответствии с духовными идеалами. Это, скорее, состояние ума и духа.

Многие мудрецы и йогины Индии были женаты и выполняли социальную и моральную ответственность. Брахмачарья это контроль над влечениями в делах, речах и мыслях и преданность своей семье.

Брахмачарья - это путь мудрости.

♦ Апариграха – бескорыстие, не стяжательство

Не копить, не собирать, не принимать дары. Йогин тренирует свой ум не ощущать недостатка ни в чём. Тогда всё, в чём он действительно нуждается, приходит к нему без всяких усилий в надлежащее время. Равнодушие к вещам даёт спокойствие.

2. Нияма – внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие практикующего

Нияма разделена на пять частей

Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/32

♦ Сауча – чистота

Через практику саучи мы достигаем чувства отстранённости от тела (Сутра 2/40).

Сауча рассматривается на трёх уровнях:

- чистота тела: Практика крийи, асан и пранаямы. Физическая и энергетическая чистота принимаемой пищи. Гигиена, ношение чистой одежды, поддержание жилища в чистоте и порядке.

- чистота речи: соблюдение норм языка, хорошая дикция, нравственность высказываний.

- чистота мыслей: отсутствие отрицательных эмоций таких, как ненависть, гнев, страх, алчность, гордыня, страсть, вожделение и т.п.

♦ Сантоша – удовлетворённость

Сантоша это поддержание постоянного положительного эмоционального фона, что должно стать естественным состоянием для йогина.

♦ Тапас – строгость, аскетизм, самоограничение

Тапас буквально переводится как «жар», «горение», «пламенеть».

Практика тапаса закаляет волю, что даёт йогину силу тела и ума, мужество и мудрость.

Практика тапаса это пост, длительное сидение, длительное молчание и т.п.

♦ Свадхъяйя – самообразование, самоанализ

Это и изучение себя, и изучение через себя.

Любая форма медитации является средством подробного изучения себя.

Изучение философских текстов любых систем и религий, духовные беседы, чтение эзотерической литературы даёт самообразование.

♦ Ишвара Пранидхана – вера в Бога

Появящение йогином всех своих действий, слов и мыслей Высшей Цели.

Для многих практикующих цель будет различной, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведёт к совершенству. Этот путь затрагивает сердце, чувства.

3. Асана – поза, положение. Патанджали учит тому, что поза должна быть устойчива и удобна. Это достигается расслаблением и сосредоточением.

Неподвижное и комфортное состояние физического тела называется асаной

Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/46

Все позы требуют определённого психического настроя и концентрации внимания на различных частях тела. Асаны не только укрепляют и очищают тело, но и развивают осознанное сосредоточение, необходимое на последующих ступенях йоги.

Система асан вырабатывалась тысячелетиями. Каждая из них обеспечивает широкое или избирательное воздействие на мускулы, нервы, органы или железы организма.

Основное назначение асан – сделать ум и тело здоровыми, управляемыми и безотказными. Но это лишь средство настройки ума и тела. Не следует останавливаться на этом промежуточном этапе, даже достигнув его высот. Если человек встаёт на путь культа тела, то он погиб для йоги. Только гармоничное развитие физических способностей и душевных качеств обеспечивает единство, которое называют Йогой.

4. Пранаяма – контроль над дыханием

Сваса (пурака) или вдох, прасваса (речака) или выдох и кумбхака или задержка на вдохе и/или на выдохе называется пранаямой

Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/49

Прана – энергетическая основа всего существующего. Прана – жизненная энергия, физически проявляющаяся в дыхании. Ааяма – расширение. Поэтому пранаяма - это увеличение жизненной энергии через контроль и регуляцию её потока в теле.

С помощью пранаямы удаляются покровы, скрывающие внутренний Свет (Сутра 2/52).

Научившись управлять дыханием, йогин получает возможность контролировать чувства, что позволяет ему перейти к следующим ступеням.

5. Пратьяхара – контроль над чувствами (вкус, прикосновение, запах, зрение и слух), отвлечение органов чувств от объектов чувств, полное сосредоточение на внутреннем.

Отвод органов чувств от всех мировых желаний и искушений, фиксация их на чистой природе ума (читта) и есть пратьяхара

Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/54

Контроль над чувствами, которые по обыкновению направлены наружу, и насильственное направление их вовнутрь себя называется пратьяхарой

Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 7/2

Пратьяхара – это освобождение ума от власти чувственных объектов, отвращение чувств от привязанностей внешнего мира. Йогин уничтожает мысли, порожденные невежеством и мраком, и культивирует в себе всё чистое и светлое, что даёт ясность ума.

Эта практика ведёт к правильному сосредоточению и медитации.

6. Дхарана – концентрация на объекте или на процессе практики, сосредоточение

Полное погружение ума в любые благоприятные мировые объекты, что помогает в концентрации и уменьшает отвлечение внимания; или погружение ума в Мастера (гуру); или в ОМ и есть дхарана

Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/1

Когда достигнута пратьяхара, дхарана подразумевает концентрацию только на самости. В центре тела расположено сердце, в центре сердца – лотос, центр чистого сознания. Концентрация на нём и есть дхарана.

Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 8/3

Задача йогина на этом этапе – научиться удерживать мысль на одном предмете. Дхарана – это мысленное сосредоточение на объекте, реальном или воображаемом.

Для истинной концентрации необходимо полное спокойствие тела, дыхания и сознания, что достигается на предыдущих ступенях.

7. Дхьяна – медитация, созерцание

Непрерывный полёт сознания, нерушимый как поток масла, зафиксированный на внутреннем благоприятном объекте и есть дхьяна

Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/2

Осознание Себя через концентрацию ума на Себе и есть дхьяна.

Для начала нужно концентрироваться на стабильной твёрдой форме. Это сагуна дхьяна – медитация на объект.

Далее следует концентрироваться на отсутствии формы. Это ниргуна дхьяна - субъективная медитация.

Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 1/2

Когда достигается совершенная концентрация, становится возможным длительное мысленное созерцание объекта. Углублённое состояние концентрации и есть медитация.

8. Самадхи или Кайвалья – соединение с вселенской энергией, с Высшей Реальностью, экстаз

Когда медитирующий, объект медитации и процесс медитации становятся едины и не могут быть отделены друг от друга – это состояние называется самадхи

Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/3

Самадхи – состояние равновесия, в котором душа индивидуума и верховная энергия сливаются в одно. Это Адвайта или отсутствие дуальности.

Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 10/2

Cамадхи – это высшая точка медитации, совершенное самоуглубление, где происходит слияние йогина с Духом Вселенной.
EIGHT STEPS YOGA PATANJALI

1. Pit - observance of universal moral commandments or laws of behavior in society

The pit is divided into five parts

Maharishi Patanjali, Yoga Sutras 2/30

♦ Ahimsa - not violence

Not causing harm is the highest moral rule, the most important of all Yam.

The yogi should not only do harm to others, but also should not be a side cause of harm and should not induce another to do harm.

Ahimsa is practiced on three levels:

- in deeds: lies in an unconditional maliciously attitude to all living beings at all times and in any situations

- in words: abstinence from gossip

- in thoughts: abstinence from bad or judgmental thoughts

Ahimsa is also seen as Love for all that exists.

♦ Satya - truthfulness and honesty

Satya assumes absolute truthfulness on three levels:

- in actions: refusal from lies, slander, insults, abuse

- in words: control over speech, practice of silence

- in thoughts: refraining from making fun of what others consider sacred

♦ Asteia - do not steal

Asteya - abstinence in deeds, speeches and thoughts from seizing someone else's property, other people's ideas and other people's thoughts.

♦ Brahmacharya - restraint and control of sex drive

Brahmacharya is literally translated as “Brahman behavior” and involves the construction of life in accordance with spiritual ideals. It is rather a state of mind and spirit.

Many sages and yogis of India were married and performed social and moral responsibility. Brahmacharya is control over drives in affairs, speeches and thoughts and devotion to his family.

Brahmacharya is the path of wisdom.

♦ Aparigraha - disinterestedness, not money-grubbing

Do not save, collect, or accept gifts. The yogi trains his mind not to feel lack of anything. Then all that he really needs comes to him without any effort in due time. Indifference to things gives peace.

2. Niyama - external and internal purification through self-discipline or individual rules of conduct that discipline a practitioner

Niyama is divided into five parts

Maharishi Patanjali, Yoga Sutras 2/32

♦ Saucha - cleanliness

Through the practice of Sauchi, we achieve a sense of detachment from the body (Sutra 2/40).

Saucha is considered at three levels:

- purity of the body: The practice of kriya, asanas and pranayama. Physical and energy purity of food intake. Hygiene, wearing clean clothes, keeping your home clean and tidy.

- purity of speech: compliance with the norms of the language, good diction, morality of statements.

- purity of thoughts: the absence of negative emotions such as hatred, anger, fear, greed, pride, passion, lust, etc.

♦ Santosha - satisfaction

Santosha is maintaining a constant positive emotional background, which should become a natural state for the yogi.

♦ Tapas - rigor, asceticism, self-restraint

Tapas literally translates as “heat”, “burning”, “burning”.

The practice of tapas tempers the will, which gives the yogi the strength of the body and mind, courage and wisdom.

The practice of tapas is fasting, prolonged sitting, prolonged silence, etc.

♦ Svadhyaya - self-education, introspection

This is a study of oneself, and a study through oneself.

Any form of meditation is a means of detailed study of oneself.

Studying philosophical texts of any systems and religions, spiritual conversations, reading esoteric literature gives self-education.

♦ Ishwara Pranidhana - faith in God

Appearance by the yogi of all his actions, words and thoughts of the Supreme Goal.

For many practitioners, the goal will be different, but the path to it always teaches love and wisdom and leads to perfection. This path affects the heart, feelings.

3. Asana - posture, position. Patanjali teaches that the posture should be stable and comfortable. This is achieved by relaxation and concentration.

The fixed and comfortable state of the physical body is called asana

Maharishi Patanjali, Yoga Sutras 2/46

All poses require a certain mental attitude and concentration on various parts of the body. Asanas not only strengthen and cleanse the body, but also develop the conscious concentration necessary in the subsequent stages of yoga.

The asanas system has been developed for millennia. Each of them provides a wide or selective effect on the muscles, nerves, organs or glands of the body.

The main purpose of asanas is to make the mind and body healthy, manageable and trouble-free. But this is only a means of tuning the mind and body. You should not stop at this intermediate stage, even reaching its heights. If a person embarks on the path of a cult of the body, then he died for yoga. Only the harmonious development of physical abilities and spiritual qualities provides unity, which is called Yoga.

4. Pranayama - breath control

Svasa (puraka) or inhalation, prasvasa (rechaka) or exhalation and kumbhaka or delay in inhalation and / or exhalation is called pranayama

Maharishi Patanjali, Yoga Sutras 2/49

Prana is the energetic basis of everything that exists. Prana is a vital energy that is physically manifested in breathing. Aayama is an extension. Therefore pranayama is an increase
У записи 18 лайков,
6 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Снегирева

Понравилось следующим людям