ВИКТОР ФРАНКЛ "ВОЛЯ К СМЫСЛУ"
"Только в той мере, в какой индивид способен пренебречь собой, забыть о себе, он способен познать что-то в мире и о мире.
Только тогда, когда человек перестает концентрировать внимание на себе самом, он начинает сознавать объекты за пределами своего «я». Точно так же, когда глаз видит себя или что-то в себе (например, залетевшую мошку), это свидетельствует о дефекте зрения. Чем больше глаз видит себя, тем в меньшей степени он может воспринимать мир и его объекты. Способность глаза видеть зависит от его неспособности видеть себя.
Известно, что ограниченное человеческое познание не может до конца освободиться от субъективных моментов, внутренне присущих его деятельности, но это не отменяет тот факт, что чем больше познание становится простым самовыражением и проекцией собственной познающей структуры субъекта, тем больше оно заблуждается. Другими словами, познание истинно настолько, насколько оно не является простым самовыражением, насколько оно предполагает самотрансценденцию.
Мы должны остерегаться отношения к миру как к простому инструменту, служащему для достижения наших собственных целей, к орудию для удовлетворения инстинктивных влечений, для восстановления внутреннего равновесия, для установления гомеостаза, или как к средству для достижения самореализации.
Это означало бы деградацию мира и новое разрушение объективного отношения человека к миру, «внутри» которого он находится. Осмелюсь сказать, что человек никогда, или, в норме, почти никогда не видит в партнерах, на которых рассчитывает, и в делах, которыми занимается, просто средства для достижения цели, иначе бы он не смог к ним нормально относиться, поскольку они стали бы просто орудиями для использования и, тем самым, потеряли бы всякую ценность, точнее, самоценность.
Бытие человека не может обладать смыслом само по себе. Человека никогда нельзя рассматривать как средство для достижения цели. Следует ли из этого то, что он есть цель в себе, что ему предназначено и предопределено реализовать и актуализировать самого себя? Я бы сказал, что человек реализует и актуализирует ценности. Он обретает себя настолько, насколько теряет, забывает себя, будь то ради чего-то или кого-то, ради какого-то дела или ради друга, или же «во имя Бога». Борьба человека за свое «я», свою идентичность обречена на неудачу, если она не посвящена чему-то за пределами его «я», чему-то находящемуся над ним.
Человеческое бытие блекнет, если оно не находит для себя свободно выбранного смысла. Акцент делается на свободном выборе. Стремление найти смысл жизни — это не просто «вторичная рационализация» инстинктивных влечений, это главная мотивационная сила в человеке.
Но когда самореализацию делают самоцелью, тем, к чему стремятся прежде всего, она становится недостижимой. Человек в этом случае пытается получить напрямую то, что достигается только как побочный эффект. Потому что, насколько человек реализует конкретный смысл своего существования, настолько он реализует самого себя.
Человеческую волю к смыслу можно понять только тогда, когда сам смысл проявляется как что-то существенно большее, чем простое самовыражение. Это дает определенную степень объективности, без которой не может быть полноценной реализации. Мы не приписываем смыслов определенным явлениям, мы, скорее, находим эти смыслы; мы не изобретаем их, мы их обнаруживаем. С другой стороны, конечно, беспристрастное исследование вскрывает в смысле определенную, присущую ему субъективность. Смысл жизни должен быть выражен применительно к конкретному смыслу человеческой жизни в заданной ситуации. Каждый человек уникален и жизнь каждого человека — единственная в своем роде; каждый человек незаменим, и жизнь его неповторима.
Такая двойная уникальность требует от человека еще большей ответственности. В конечном счете, эта ответственность следует из того экзистенциального факта, что жизнь представляет собой цепь вопросов, отвечать на которые человек должен своей ответственностью, своими решениями, своим выбором того, как отвечать на конкретные вопросы.
Виктор Франкл "Воля к смыслу"
"Только в той мере, в какой индивид способен пренебречь собой, забыть о себе, он способен познать что-то в мире и о мире.
Только тогда, когда человек перестает концентрировать внимание на себе самом, он начинает сознавать объекты за пределами своего «я». Точно так же, когда глаз видит себя или что-то в себе (например, залетевшую мошку), это свидетельствует о дефекте зрения. Чем больше глаз видит себя, тем в меньшей степени он может воспринимать мир и его объекты. Способность глаза видеть зависит от его неспособности видеть себя.
Известно, что ограниченное человеческое познание не может до конца освободиться от субъективных моментов, внутренне присущих его деятельности, но это не отменяет тот факт, что чем больше познание становится простым самовыражением и проекцией собственной познающей структуры субъекта, тем больше оно заблуждается. Другими словами, познание истинно настолько, насколько оно не является простым самовыражением, насколько оно предполагает самотрансценденцию.
Мы должны остерегаться отношения к миру как к простому инструменту, служащему для достижения наших собственных целей, к орудию для удовлетворения инстинктивных влечений, для восстановления внутреннего равновесия, для установления гомеостаза, или как к средству для достижения самореализации.
Это означало бы деградацию мира и новое разрушение объективного отношения человека к миру, «внутри» которого он находится. Осмелюсь сказать, что человек никогда, или, в норме, почти никогда не видит в партнерах, на которых рассчитывает, и в делах, которыми занимается, просто средства для достижения цели, иначе бы он не смог к ним нормально относиться, поскольку они стали бы просто орудиями для использования и, тем самым, потеряли бы всякую ценность, точнее, самоценность.
Бытие человека не может обладать смыслом само по себе. Человека никогда нельзя рассматривать как средство для достижения цели. Следует ли из этого то, что он есть цель в себе, что ему предназначено и предопределено реализовать и актуализировать самого себя? Я бы сказал, что человек реализует и актуализирует ценности. Он обретает себя настолько, насколько теряет, забывает себя, будь то ради чего-то или кого-то, ради какого-то дела или ради друга, или же «во имя Бога». Борьба человека за свое «я», свою идентичность обречена на неудачу, если она не посвящена чему-то за пределами его «я», чему-то находящемуся над ним.
Человеческое бытие блекнет, если оно не находит для себя свободно выбранного смысла. Акцент делается на свободном выборе. Стремление найти смысл жизни — это не просто «вторичная рационализация» инстинктивных влечений, это главная мотивационная сила в человеке.
Но когда самореализацию делают самоцелью, тем, к чему стремятся прежде всего, она становится недостижимой. Человек в этом случае пытается получить напрямую то, что достигается только как побочный эффект. Потому что, насколько человек реализует конкретный смысл своего существования, настолько он реализует самого себя.
Человеческую волю к смыслу можно понять только тогда, когда сам смысл проявляется как что-то существенно большее, чем простое самовыражение. Это дает определенную степень объективности, без которой не может быть полноценной реализации. Мы не приписываем смыслов определенным явлениям, мы, скорее, находим эти смыслы; мы не изобретаем их, мы их обнаруживаем. С другой стороны, конечно, беспристрастное исследование вскрывает в смысле определенную, присущую ему субъективность. Смысл жизни должен быть выражен применительно к конкретному смыслу человеческой жизни в заданной ситуации. Каждый человек уникален и жизнь каждого человека — единственная в своем роде; каждый человек незаменим, и жизнь его неповторима.
Такая двойная уникальность требует от человека еще большей ответственности. В конечном счете, эта ответственность следует из того экзистенциального факта, что жизнь представляет собой цепь вопросов, отвечать на которые человек должен своей ответственностью, своими решениями, своим выбором того, как отвечать на конкретные вопросы.
Виктор Франкл "Воля к смыслу"
VICTOR FRANKL "WILL TO SENSE"
"Only to the extent that the individual is able to neglect himself, forget about himself, is he able to know something in the world and about the world.
Only when a person ceases to concentrate on himself, does he begin to recognize objects outside his “I”. In the same way, when the eye sees itself or something in itself (for example, a flying midge), this indicates a visual defect. The more the eye sees itself, the less it can perceive the world and its objects. The ability of the eye to see depends on its inability to see itself.
It is known that limited human cognition cannot completely get rid of subjective moments intrinsic to its activity, but this does not negate the fact that the more cognition becomes a simple self-expression and projection of the subject's own cognitive structure, the more it is mistaken. In other words, knowledge is true to the extent that it is not a simple self-expression, as far as it involves self-transcendence.
We must beware of treating the world as a simple tool that serves to achieve our own goals, an instrument for satisfying instinctual drives, for restoring internal balance, for establishing homeostasis, or as a means for achieving self-realization.
This would mean the degradation of the world and a new destruction of the objective relationship of man to the world, "inside" of which he is. I dare say that a person never, or, normally, almost never sees in the partners he is counting on and in the matters that he is engaged in, simply means to achieve the goal, otherwise he would not be able to relate to them normally, since they would simply tools for use and, thereby, would lose all value, or rather, intrinsic value.
Man's being cannot have meaning in itself. Man can never be seen as a means to an end. Does it follow from this that he is a goal in himself, that he is destined and predetermined to realize and actualize himself? I would say that a person realizes and actualizes values. He gains himself as much as he loses, forgets himself, whether for the sake of something or someone, for the sake of some business or for the sake of a friend, or "in the name of God." A person’s struggle for his “I”, his identity is doomed to failure if it is not dedicated to something outside of his “I”, something above him.
Human existence fades if it does not find a freely chosen meaning for itself. The emphasis is on free choice. The desire to find the meaning of life is not just a “secondary rationalization” of instinctual drives, it is the main motivational force in a person.
But when self-realization is done as an end in itself, to what it is primarily sought, it becomes unattainable. In this case, a person tries to get directly what is achieved only as a side effect. Because, as far as a person realizes the specific meaning of his existence, he realizes himself.
The human will to meaning can be understood only when the meaning itself manifests itself as something significantly larger than simple self-expression. This gives a certain degree of objectivity, without which there can be no full-fledged implementation. We do not attribute meanings to certain phenomena; rather, we find these meanings; we do not invent them, we discover them. On the other hand, of course, impartial research reveals in the sense a certain inherent subjectivity. The meaning of life should be expressed in relation to the specific meaning of human life in a given situation. Each person is unique and each person’s life is one of a kind; each person is irreplaceable, and his life is unique.
Such a double uniqueness requires even more responsibility from a person. Ultimately, this responsibility follows from the existential fact that life is a chain of questions that a person must answer with his responsibility, his decisions, his choice of how to answer specific questions.
Victor Frankl "The will to make sense"
"Only to the extent that the individual is able to neglect himself, forget about himself, is he able to know something in the world and about the world.
Only when a person ceases to concentrate on himself, does he begin to recognize objects outside his “I”. In the same way, when the eye sees itself or something in itself (for example, a flying midge), this indicates a visual defect. The more the eye sees itself, the less it can perceive the world and its objects. The ability of the eye to see depends on its inability to see itself.
It is known that limited human cognition cannot completely get rid of subjective moments intrinsic to its activity, but this does not negate the fact that the more cognition becomes a simple self-expression and projection of the subject's own cognitive structure, the more it is mistaken. In other words, knowledge is true to the extent that it is not a simple self-expression, as far as it involves self-transcendence.
We must beware of treating the world as a simple tool that serves to achieve our own goals, an instrument for satisfying instinctual drives, for restoring internal balance, for establishing homeostasis, or as a means for achieving self-realization.
This would mean the degradation of the world and a new destruction of the objective relationship of man to the world, "inside" of which he is. I dare say that a person never, or, normally, almost never sees in the partners he is counting on and in the matters that he is engaged in, simply means to achieve the goal, otherwise he would not be able to relate to them normally, since they would simply tools for use and, thereby, would lose all value, or rather, intrinsic value.
Man's being cannot have meaning in itself. Man can never be seen as a means to an end. Does it follow from this that he is a goal in himself, that he is destined and predetermined to realize and actualize himself? I would say that a person realizes and actualizes values. He gains himself as much as he loses, forgets himself, whether for the sake of something or someone, for the sake of some business or for the sake of a friend, or "in the name of God." A person’s struggle for his “I”, his identity is doomed to failure if it is not dedicated to something outside of his “I”, something above him.
Human existence fades if it does not find a freely chosen meaning for itself. The emphasis is on free choice. The desire to find the meaning of life is not just a “secondary rationalization” of instinctual drives, it is the main motivational force in a person.
But when self-realization is done as an end in itself, to what it is primarily sought, it becomes unattainable. In this case, a person tries to get directly what is achieved only as a side effect. Because, as far as a person realizes the specific meaning of his existence, he realizes himself.
The human will to meaning can be understood only when the meaning itself manifests itself as something significantly larger than simple self-expression. This gives a certain degree of objectivity, without which there can be no full-fledged implementation. We do not attribute meanings to certain phenomena; rather, we find these meanings; we do not invent them, we discover them. On the other hand, of course, impartial research reveals in the sense a certain inherent subjectivity. The meaning of life should be expressed in relation to the specific meaning of human life in a given situation. Each person is unique and each person’s life is one of a kind; each person is irreplaceable, and his life is unique.
Such a double uniqueness requires even more responsibility from a person. Ultimately, this responsibility follows from the existential fact that life is a chain of questions that a person must answer with his responsibility, his decisions, his choice of how to answer specific questions.
Victor Frankl "The will to make sense"
У записи 17 лайков,
8 репостов.
8 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Снегирёва